Духовно-нравственные ценности народа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 20:39, курсовая работа

Описание работы

Духовность – это «устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу и внутренне освободиться от обыденности». Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности – любовь.
Нравственность – это компонент культуры, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания. Нравственность – это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи вовне своего внутреннего духовного мира. Процесс духовно-нравственного воспитания – это совокупность последовательных взаимодействий воспитателя и коллектива, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности и должного уровня нравственной воспитанности личности подростка.

Содержание работы

1.Введение……………………………………………………………….2

2.Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания……3

3.Духовно-нравственное развитие и воспитание……………………..5

4.Национальный воспитательный идеал……………………………....7

5.Базовые национальные ценности…………………………………….9

6.Духовно-нравственные ценности православной культуры………...11

7.Нравственные ценности современной молодёжи…………………..14

8.Заключение……………………………………………………………19

9.Литература.............................................................................................20

Файлы: 1 файл

нхт курсовая.doc

— 123.50 Кб (Скачать файл)

          БОУСПО " Омский областной колледж  культуры и искусства"

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа по дисциплине

Народное художественное творчество

«Духовно-нравственные ценности народа»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Выполнила: студентка 311 группы 

                                                                 Толмачева А.А.

                                                                                    Проверила: Хомякова А.Е.

 

 

 

 

 

                                                                     

 

 

                                                              Омск 2015 
Содержание:

 

1.Введение……………………………………………………………….2

 

2.Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания……3

 

3.Духовно-нравственное развитие и воспитание……………………..5

 

4.Национальный воспитательный идеал……………………………....7

 

5.Базовые национальные ценности…………………………………….9

 

6.Духовно-нравственные ценности православной культуры………...11

 

7.Нравственные ценности современной молодёжи…………………..14

 

8.Заключение……………………………………………………………19

 

9.Литература.............................................................................................20

 

 

 

 

Введение

 

 

Что такое духовно-нравственные ценности? Нередко каждый из нас использовал такое словосочетание в разговоре. Попробуем растолковать его.

 

Духовно-нравственные ценности состоят из двух понятий: духовность и нравственность. Остановимся поподробнее на каждом из них.

 

Духовность – это «устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу и внутренне освободиться от обыденности». Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности – любовь.

 Нравственность – это компонент культуры, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания. Нравственность – это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи вовне своего внутреннего духовного мира. Процесс духовно-нравственного воспитания – это совокупность последовательных взаимодействий воспитателя и коллектива, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности и должного уровня нравственной воспитанности личности подростка.

 Духовно-нравственные ценности – это установки личности, являющиеся системообразующим элементом ценностных ориентаций, указывающие на их культурное, социальное, человеческое значение, регулирующие сознательную деятельность и поведение, придающие им нравственный характер и ориентирующие её на достижение высших идеалов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания

 

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной

из приоритетных задач общества и государства является воспитание,

социально-педагогическая поддержка становления и развития

высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного,

компетентного гражданина России.

В сфере личностного развития воспитание обучающихся должно

обеспечить:

• готовность и способность к духовному развитию, нравственному

самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни,

индивидуально-ответственному поведению;

• готовность и способность к реализации творческого потенциала в

духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и

профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного

образования и универсальной духовно-нравственной установки «становиться

лучше»;

• укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных

отечественных традициях, внутренней установке личности поступать

согласно своей совести;

• формирование морали как осознанной личностью необходимости

определённого поведения, основанного на принятых в обществе

представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;

• развитие совести как нравственного самосознания личности,

способности формулировать собственные нравственные обязательства,

осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения

моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим

поступкам;

• принятие личностью базовых национальных ценностей,

национальных духовных традиций;

• готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную

позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;

• способность к самостоятельным поступкам и действиям,

совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их

результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;

• трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к

преодолению трудностей;

• осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни,

нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни,

физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности,

умение им противодействовать;

• свободолюбие как способность к сознательному личностному,

профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в

сочетании с моральной ответственностью личности перед семьёй,

обществом, Россией, будущими поколениями;

• укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за

Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.

В сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие

и воспитание обучающихся должно обеспечить:

• осознание себя гражданином России на основе принятия общих

национальных нравственных ценностей;

• готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним

вызовам:

• развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности; • заботу о благосостоянии многонационального народа Российской

Федерации, поддержание межэтнического мира и согласия;

• осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей

принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации,

Отечеству;

• понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как

любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших,

ответственность за другого человека;

• бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода;

• законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами

правопорядок;

• духовную, культурную и социальную преемственность поколений.

В сфере государственных отношений духовно-нравственное

развитие и воспитание обучающихся должно содействовать:

• формированию мотивации к активному и ответственному участию в

общественной жизни, формировании власти и участию в государственных

делах;

• укреплению и совершенствованию демократического федеративного

правового государства с республиканской формой правления;

• повышению доверия к государственным институтам со стороны

граждан и общественных организаций;

• повышению эффективности усилий государства, направленных на

модернизацию страны;

• укреплению национальной безопасности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Духовно-нравственное развитие и воспитание

 

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности

гражданина России является ключевой задачей современной

государственной политики Российской Федерации. Законопослушность,

правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество

труда и общественных отношений -- всё это непосредственно зависит от

принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих

ценностей и следования им в личной и общественной жизни.

Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 9, п. 1)

установлено, что «основные общеобразовательные программы начального

общего, основного общего и среднего (полного) общего образования

обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного

стандарта с учётом типа и вида образовательного учреждения,

образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и

включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов,

предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие

духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки

обучающихся».

Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание

обучающихся является первостепенной задачей современной

образовательной системы и представляет собой важный компонент

социального заказа для образования.

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности

определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями и

приобретает определённый характер и направление в зависимости от того,

какие ценности общество разделяет, как организована их передача от

поколения к поколению.

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом

является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни

человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества,

культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-

исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.

Сфера педагогической ответственности в этом процессе определяется

следующими положениями: • усилия общества и государства направлены

сегодня на воспитание у детей и молодежи активной гражданской позиции,

чувства ответственности за свою страну;

• общее образование, выстраивающее партнёрские отношения с

другими институтами социализации, является основным институтом

педагогического воздействия на духовно-нравственное развитие личности

гражданина России. При этом основным субъектом, реализующим цели

духовно-нравственного развития и воспитания, определяющим

непосредственные пути и методы их достижения на основе опыта и традиций

отечественной педагогики, собственного педагогического опыта, является

педагогический коллектив общеобразовательного учреждения;

• содержание духовно-нравственного развития и воспитания

обучающихся, деятельность педагогических коллективов

общеобразовательных учреждений должны быть сфокусированы на целях, на

достижение которых сегодня направлены усилия общества и государства.

Таким образом, сфера общего образования призвана обеспечивать

духовно-нравственное развитие и воспитание личности обучающегося для

становления и развития его гражданственности, принятия гражданином

России национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в

личной и общественной жизни.

Носителями базовых национальных ценностей являются различные

социальные, профессиональные и этноконфессиональные группы,

составляющие многонациональный народ Российской Федерации.

Соответственно духовно-нравственное развитие гражданина России в рамках

общего образования осуществляется в педагогически организованном

процессе осознанного восприятия и принятия обучающимся ценностей:

• семейной жизни;

• культурно-регионального сообщества;

• культуры своего народа, компонентом которой является система

ценностей, соответствующая традиционной российской религии;

• российской гражданской нации;

• мирового сообщества.

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в

семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет

жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте.

Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и

составляют основу гражданского поведения человека.

Следующая ступень развития гражданина России-это осознанное

принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-

исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города,

района, области, края, республики. Через семью, родственников, друзей,

природную среду и социальное окружение наполняются конкретным

содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная

земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».

Более высокой ступенью духовно-нравственного развития гражданина

России является принятие культуры и духовных традиций

многонационального народа Российской Федерации. Российскую

идентичность и культуру можно сравнить со стволом могучего дерева, корни

которого образуют культуры многонационального народа России. Важным

этапом развития гражданского самосознания является укоренённость в

этнокультурных традициях, к которым человек принадлежит по факту своего

происхождения и начальной социализации.

Ступень российской гражданской идентичности - это высшая ступень

процесса духовно-нравственного развития личности россиянина, его

гражданского, патриотического воспитания. Россиянином становится

человек, осваивающий культурные богатства своей страны и

многонационального народа Российской Федерации, осознающий их

значимость, особенности, единство и солидарность в судьбе России.

Важным свойством духовно-нравственного развития гражданина

Информация о работе Духовно-нравственные ценности народа