Духовная культура народов Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 20:26, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение культуры Китая, а также раскрытие её особенностей.
Задачи:
- рассмотреть материальную и духовную культуру китайского народа
- провести анализ её особенностей
- раскрыть индивидуальность культуры Китая

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3 стр.
Глава 1. Материальная культура народов Китая……………………………...4 стр.
Традиционное сельское жилище современного Китая………………..4 стр.
Сельское жилище Северного Китая………………………………..4 стр.
Сельское жилище Южного Китая………………………………….5 стр.
1.2 Традиционная китайская одежда………………………………………...5 стр.
1.2.1 Повседневная одежда………………………………………………...5 стр.
1.2.2 Драконье одеяние…………………………………………………….7 стр.
1.2.3 Серебряные украшения народности Мяо…………………………..8 стр.
1.2.4 Вышивка на одежде должностных лиц……………………………..9 стр.
1.3 Традиционные занятия народов Китая………………………………......9 стр.
1.4 Китайская кухня………………………………………………………….10 стр.
Выводы по главе 1……………………………………………………………14 стр.
Глава 2. Духовная культура народов Китая………………………………….15 стр.
2.1 Религия народов Китая…………………………………………………..15 стр.
2.2 Китайское народное творчество………………………………………...16 стр.
2.3 Музыка в Древнем Китае………………………………………………...24 стр.
2.4 Театральное искусство…………………………………………………...25 стр.
Выводы по главе 2……………………………………………………………26 стр.
Заключение……………………………………………………………………….28 стр.
Список литературы……………………………………

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 51.37 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3 стр.

Глава 1. Материальная культура народов  Китая……………………………...4 стр.

    1. Традиционное сельское жилище современного Китая………………..4 стр.
      1. Сельское жилище Северного Китая………………………………..4 стр.
      2. Сельское жилище Южного Китая………………………………….5 стр.

1.2 Традиционная китайская одежда………………………………………...5 стр.

1.2.1 Повседневная одежда………………………………………………...5 стр.

1.2.2 Драконье одеяние…………………………………………………….7 стр. 

1.2.3 Серебряные украшения народности Мяо…………………………..8 стр. 

1.2.4 Вышивка на одежде должностных лиц……………………………..9 стр. 

1.3 Традиционные занятия народов Китая………………………………......9 стр.

1.4 Китайская кухня………………………………………………………….10 стр.

Выводы по главе 1……………………………………………………………14 стр.

Глава 2. Духовная культура народов Китая………………………………….15 стр.

2.1 Религия народов Китая…………………………………………………..15 стр.

2.2 Китайское народное творчество………………………………………...16 стр.

2.3 Музыка в Древнем Китае………………………………………………...24 стр.

2.4 Театральное искусство…………………………………………………...25 стр.

Выводы по главе 2……………………………………………………………26 стр.

Заключение……………………………………………………………………….28 стр.

Список  литературы………………………………………………………………29 стр.

Приложение………………………………………………………………………30 стр.

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Целью данной работы является рассмотрение культуры Китая, а также раскрытие  её особенностей.

Задачи:

- рассмотреть материальную и духовную  культуру китайского народа

- провести анализ её особенностей

- раскрыть индивидуальность культуры  Китая

   Данная тема очень актуальна,  так как Китай - одна из древнейших  цивилизаций, просуществовавшая  тысячелетия и сохранившая свою  целостность и своеобразие. Культура  Китая восходит к очень глубокой  древности и отличается не  только богатством своих материальных  и духовных ценностей, но и  огромной жизнестойкостью. Китайский народ внес значительный вклад не только в свою культуру, но и в культуру других стран.

Непрерывность развития китайского очага  культуры, его этнических и политических традиций – одна из важнейших особенностей истории Китая. Не смотря на обособленное положение Китая, на протяжении своего формирования и развития, китайское  общество не только оказало влияние  на соседние народы, но и воспринимало от них многие культурные достижения, впитывало разнородные этнические компоненты.

Культура Китая пришла из далёких времен, и имеет очень глубокие корни. Считается, что именно китайская культура человечеству передана Богами. Подтверждением этому служит пятитысячелетняя история Китая, которая является неисчерпаемым источником духовной силы китайской нации и, возможно, всего человечества.

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Материальная культура народов Китая

 

1.1 Традиционное сельское жилище Китая

1.1.1 Сельское жилище Северного  Китая

В северных провинциях основным видом  жилища широких крестьянских масс является одноэтажный дом каркасно-столбовой  конструкции со стенным заполнением из различных строительных материалов. При этом стены и каркас часто обмазывают глиной, а двухскатную крышу делают высокой с глиносоломенным или черепичным покрытием.

Вертикальные столбы каркаса на севере Китая являются основой стен, но заполнение последних с этими  столбами органически не связано. Промежутки между столбами заполняют наиболее доступным в данном районе местным  материалом: длинными жгутами травы, вымоченной в жидкой глине, сырцовым, реже обожженным, а иногда и дерновым кирпичом. Если стены не кирпичные, то их промазывают с обеих сторон глиной и делают по возможности гладкими. В лесных районах северо-востока  стены нередко делают из горизонтально  уложенных тонких бревен или плах, концы которых вставляют в  пазы столбов каркаса, а потом  стены обмазывают глиной. На северо-западе – в Шэньси, Ганьсу, Цинхае, Нинся-Хуэйском автономном районе – обычна закладка клеток каркаса в два сырцовых кирпича (толщина стены достигает  50 см.) ; но иногда для устройства стены используют веерное вспомогательное крепление из реек, промежутки между которыми закладываются скатанными вручную глиняными комьями.

Чрезвычайно характерно для Китая  к северу от водораздела между  Янцзы и Хуанхэ наличие в сельском жилище кухни и теплой лежанки. Кухня  в двух – и трехраздельном жилище всегда расположена на одной оси  с жилыми комнатами. Из кухни дверь  ведет в спальню семьи. Если комнат в доме несколько, то родители занимают восточное помещение, дети же – западное. Значительную часть кухни (в зависимости  от числа жилых комнат) занимают располагаемые по углам одна, две  или четыре низкие продолговатые  печи простейшего типа, с вмазанными чугунными котлами. Тепло от кухонной печи одновременно используется и для  отопления жилища с помощью лежанки (кан). Кан расположен под окнами южной стены, а иногда и вдоль северной стены и занимает большую часть площади жилой комнаты. (Прил. 1)

С северокитайским жилищем тесно  связаны и особенности крестьянской усадьбы. Для крестьянской усадьбы  Северного Китая типичен незамкнутый, т.е. открытый, двор, по которому разбросаны отдельно стоящие жилые и надворные  постройки.

 

1.1.2 Сельское жилище Южного Китая

В южной половине Китая, т.е. в провинциях расположенных к югу от гор  Циньлин и Хуайянь, крестьянское жилище заметно отличается от сельских построек Северного Китая, хотя и  относится по основным конструктивным особенностям к тому же типу. Кан  на юге, как правило, отсутствует. Центральное  место в жилом доме занимает не кухня, как на севере, а парадная комната или гостиная, в которой  у задней стены находится алтарный стол с табличками предков (или фигурами буддийских святых) и в которой  происходит прием и угощение гостей. В Центральном и Южном Китае  стенные проемы обычно заполняют  обожженным кирпичом (сырцовый кирпич здесь неудобен из-за влажного климата). В некоторых районах (особенно в  бассейне Янцзы) нередко используют вспомогательное крепление типа косой (ромбической) реечной клетки “фахверка”, которое позволяет  произвести закладку в один или полкирпича, сделать затяжку камышом и  обмазку или просто завесить стену  изнутри и снаружи циновками. (Прил. 2)

Гораздо чаще, чем на севере, встречаются  в деревнях Южного Китая двухэтажные, и даже трехэтажные постройки. Верхние  этажи используют как жилые помещения (особенно для молодежи) или кладовые. [3;108]

 

1.2 Традиционная китайская одежда

1.2.1 Повседневная одежда

 Говоря о традиционной китайской  одежде, следует вспомнить, в первую  очередь, о ханьфу (Прил. 3). С давних времен китайцы носили так называемую одежду народа Хань.

Все попытки восстановления традиции ношения этой одежды даже в самом  Китае воспринимаются как обращение  к японской культуре, потому как  ханьфу, очень напоминает японское кимоно.  

 Если говорить о том, что  сейчас воспринимается под понятием  китайской национальной одежды, то в первую очередь вспоминается  длинное, красивое платье. Это ципао (Прил. 4). Ципао впервые появился в Китае после падения династии Мин и покорения Китая маньчжурами в 1644 году. После установления своей власти в Поднебесной, они образовали новый класс людей, в который входили преимущественно сами маньчжуры и знать, отличительной чертой которых были собственные знамёна - различные флаги (ци), а сами эти люди стали называться «знамённые» (цижэнь). Обычно маньчжурские женщины носили платье, состоящее из одного предмета, которое так же получило название ципао или платье знамённых (пао - платье, халат). 

Первые халаты ципао шились очень  просто. Из куска материи всего  лишь с двумя швами, пятью пуговицами, воротником стойкой и с длинным  разрезом впереди, ципао начало свое победное шествие по Китаю.

Они менялись, совершенствуясь и  приспосабливаясь к тому, в каких  слоях общества его одевали. Этот наряд носили и мужчины и женщины, что было революцией в одежде тех  времен, так как по конфуцианской  морали, женщины и мужчины Китая  должны были носить не только разного  вида одежду, но даже хранить ее в  разных местах. И хотя принцип пошива одежды был одинаков, платья ципао  отличались, как день и ночь, в  зависимости от того, кому и для  чего она предназначалась.  
В восемнадцатом веке император Цянь Лун выпустил указ о правилах ношения ципао. Для разных сословий предназначалось разное платье. Это были платья на каждый день, для путешествий, на дождливую погоду, для самых торжественных церемоний при дворе и менее официальных мероприятий. Никто, кроме императора и членов его семьи, не мог носить одежду золотого цвета. Императорские ципао золотого или синего цвета из шелка были обычно расшиты девятью драконами и пятью облаками, где девять и пять священные числа, а дракон – символ императорской власти.

С середины 30-х годов прошлого века, когда прекратила свое существование  китайская монархия, ципао стало  типичным образцом женской одежды. Со временем его ношение сошло на нет.

Сегодня ципао переживает второе рождение. Существует такое понятие: если китайская  женщина хочет выглядеть элегантно, она надевает ципао. Не доставляющее хлопот при надевании и удобное  в носке ципао отлично подчеркивает фигуру. Высокий воротничок платья застёгивается под самую шею, а рукава могут быть как совсем короткими, так и во всю длину - это зависит от времени года и предпочтений. Платье запахивается на правую сторону и закрепляется специальными застёжками-петельками. Свободное по груди, прилегающее  по талии, и с двумя разрезами  по бокам, оно сочетает в себе всё  необходимое, для того чтобы как  нельзя лучше подчеркнуть красоту  женских форм. [9]

 

1.2.2 Драконье одеяние 

Халат, украшенный вышивкой в виде драконов, могли носить лишь только императоры.

Однако обычай вышивать драконов на императорской одежде уходит своими корнями в глубокую древность, к  временам правления династии Чжоу.

В периоды Юань и Мин императоры уже носили одежды с вышитыми узорами  драконов на них, но лишь только при  Цин такое императорское платье получило название "одеяние дракона" и стало частью официальной парадной одежды правителя.

Такой "драконий халат", как правило, был жёлтого или абрикосового цвета, на нём вышиты девять жёлтых драконов и пять облаков, выполненных  в благоприятных тонах (Прил. 5). В облака вплетены другие двенадцать символов - солнце, луна и звёзды (олицетворяя свет, исходящий от престола), горы (как синоним стабильности и прочности правления), драконы (символизируют способность гибко действовать в переменчивых условиях), птицы (выражающие красоту и изящество), речной тростник (который представлял собой чистоту и безупречность), и огонь (символ света).

Согласно цинскому церемониалу, драконье платье императора было одеянием для  всякого рода незначительных торжеств и обрядов, а никоим образом не частью пышного облачения высшего  уровня. Драконы на таком халате, который обычно переходил от одного правителя к другому, были вышиты не только на груди, на спине и на плечах, но также и на подоле (по кругу - спереди и сзади относительно колен), и даже на внутренней подкладке. Таким образом, на платье помещались все девять драконов. При взгляде  спереди или со спины одновременно должны были быть видны пять драконов, поскольку в традиционном Китае  числа пять и девять ассоциировались  с престолом правителя. [2;83]

 

1.2.3 Серебряные украшения народности  Мяо 

Если в семье мяо рождается  девочка, то родители обязательно приготовят для неё полный комплект серебряных украшений, пусть даже для этого  им придётся экономить на еде и  прочих тратах, но таков уж обычай (Прил. 6). Этот набор, по весу в общей сложности составляющий 15 кг, включает в себя массивную корону, серьги, серебряный ворот в виде нескольких тонких колец, специальный оберег, вешающийся на грудь, широкий пояс с особым орнаментом и браслеты на руки. Девушке требуется больше часа для того, чтобы полностью облачится в одежду и надеть все аксессуары.

Эти украшения служат в качестве обозначения семейного положения  или подарка в честь помолвки. Люди народности мяо питают сильную  любовь к серебру, ассоциируя его, и  украшения из этого металла, с  красотой, изобилием и достоинством. Чистый цвет серебра отражает их миролюбивый  характер, и невосприимчивость к  таким искушениям, как богатство  или власть. А ещё они полагают, что серебро оберегает от зла.

 

1.2.4 Вышивка на одежде должностных  лиц 

Термин «буцзы» имеет отношение  к вышитым шёлком узорам птиц и  зверей на одеждах императора и должностных  лиц во времена правления династий Мин и Цин (Прил. 7). В традиционном Китае такие узоры животных служили  показателем статуса того или  иного официального чина.

Информация о работе Духовная культура народов Китая