Духовно-нравственные ценности народа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 20:39, курсовая работа

Описание работы

Духовность – это «устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу и внутренне освободиться от обыденности». Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности – любовь.
Нравственность – это компонент культуры, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания. Нравственность – это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи вовне своего внутреннего духовного мира. Процесс духовно-нравственного воспитания – это совокупность последовательных взаимодействий воспитателя и коллектива, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности и должного уровня нравственной воспитанности личности подростка.

Содержание работы

1.Введение……………………………………………………………….2

2.Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания……3

3.Духовно-нравственное развитие и воспитание……………………..5

4.Национальный воспитательный идеал……………………………....7

5.Базовые национальные ценности…………………………………….9

6.Духовно-нравственные ценности православной культуры………...11

7.Нравственные ценности современной молодёжи…………………..14

8.Заключение……………………………………………………………19

9.Литература.............................................................................................20

Файлы: 1 файл

нхт курсовая.doc

— 123.50 Кб (Скачать файл)

России является открытость миру, диалогичность с другими национальными

культурами.

Программы духовно-нравственного развития и воспитания школьников,

разрабатываемые и реализуемые общеобразовательными учреждениями

совместно с другими субъектами социализации, должны обеспечивать

полноценную и последовательную идентификацию обучающегося с семьёй,

культурно-региональным сообществом, многонациональным народом

Российской Федерации, открытым для диалога с мировым сообществом.

 

Национальный воспитательный идеал

 

Воспитание ориентировано на достижение определённого идеала, т. е.

образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в

конкретно-исторических социокультурных условиях.

В средневековой Руси воспитательный идеал был укоренён в религии и

представлен для православных христиан прежде всего в образе Иисуса

Христа. Православная церковь направляла и объединяла деятельность семьи,

народа и государства в общем пространстве религиозного, духовно-

нравственного воспитания. Православная вера была одним из важных

факторов, обеспечивающих духовное единство народа.

Для сохранения целостности страны, территория которой постоянно

расширялась, нужна была общая система нравственных ориентиров,

ценностей и смыслов жизни, таких, как честь, верность, соборность,

самоотверженность, служение, любовь. Православие объединяло русских

людей (ими считались все принявшие православие, а не только этнические

русские) в единый народ. Именно поэтому защита русской земли

приравнивалась к защите православия, что и породило такой компонент

самосознания, как образ Святой Православной Руси.

В XVIII в. Россия стала империей, сила которой заключалась в

централизации и концентрации государственной власти в руках правящего

монарха - императора. Государство возвышалось над церковью, был

сформулирован новый воспитательный идеал -- «человек государственный,

слуга царю и Отечеству». Образовательная система стала ориентироваться на

задачи подготовки профессиональных кадров для государственных нужд.

«Всяческое беззаветное служение на благо и на силу Отечества, - утверждал

М. В. Ломоносов, — должно быть мерилом жизненного смысла»1. Главным в

воспитании стало формирование человека-патриота, отличающегося высокой

нравственностью, любовью к науке, трудолюбием, служением России. Для

императорской России был характерен идеал полезного государству и

Отечеству гражданина.

В советский период государство обрело всю полноту власти над

гражданином и его частной жизнью. Устраняя влияние церкви на

общественную и личную жизнь, подавляя религиозное сознание, советское

государство само стало претендовать на роль новой вселенской церкви.

Спектр жизненных смыслов был сжат до веры в коммунизм и служения

коммунистической партии.

Вместе с тем советская эпоха в отечественной истории сформировала

высокий педагогический идеал - воспитание всесторонне развитой личности,

дала примеры массового патриотизма, героического служения, вплоть до

самопожертвования, во имя будущего своей страны и своего народа,

пренебрежения материальным во имя идеального.

В 90-е гг. XX в. в России сформировался идеал свободной в своём

самоопределении и развитии личности, «освобождённой» от ценностей,

национальных традиций, обязательств перед обществом.

Сегодня, на новом этапе развития Российской Федерации, при

определении современного национального воспитательного идеала

необходимо в полной мере учитывать:

• преемственность современного национального воспитательного

идеала по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых

эпох;

• духовно-нравственные ценности, определённые в соответствии с

действующим российским законодательством;

• внешние и внутренние вызовы, стоящие перед Россией.

Национальным приоритетом, важнейшей национальной задачей

является приумножение многонационального народа Российской Федерации

в численности, повышение качества его жизни, труда и творчества,

укрепление духовности и нравственности, гражданской солидарности и

государственности, развитие национальной культуры.

Решение этой задачи способно обеспечить устойчивое и успешное развитие

России.

Современный национальный воспитательный идеал определяется:

• в соответствии с национальным приоритетом;

• исходя из необходимости сохранения преемственности по отношению

к национальным воспитательным идеалам прошлых исторических эпох;

• согласно Конституции Российской Федерации;

• согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» в части

общих требований к содержанию образования (ст. 14) и задачам основных

образовательных программ (ст. 9, п. 6).

Современный национальный воспитательный идеал — это

высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России,

принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий

ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в

духовных и культурных традициях многонационального народа

Российской Федерации.

 

 

 

Базовые национальные ценности

 

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания

и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в

социально-исторических, культурных, семейных традициях

многонационального народа России, передаваемые от поколения к

поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных

условиях.

Базовые национальные ценности производны от национальной жизни

России во всей её исторической и культурной полноте, этническом

многообразии. В сфере национальной жизни можно выделить источники

нравственности и человечности, т. е. те области общественных отношений,

деятельности и сознания, опора на которые позволяет человеку

противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать своё

сознание, жизнь, саму систему общественных отношений.

Традиционными источниками нравственности являются: Россия,

многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество,

семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество.

Соответственно традиционным источникам нравственности

определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых

раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений):

• патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой

родине, служение Отечеству;

• социальная солидарность — свобода личная и национальная,

доверие к людям, институтам государства и гражданского общества,

справедливость, милосердие, честь, достоинство;

• гражданственность — служение Отечеству, правовое государство,

гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода

совести и вероисповедания;

• семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к

родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

• труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание,

целеустремлённость и настойчивость;

• наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина

мира;

• традиционные российские религии — представления о вере,

духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного

мировоззрения, толерантности, формируемые на основе

межконфессионального диалога; • искусство и литература — красота,

гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни,

эстетическое развитие, этическое развитие;

• природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета

Земля, экологическое сознание;

• человечество — мир во всём мире, многообразие культур и народов,

прогресс человечества, международное сотрудничество.

Базовые национальные ценности лежат в основе целостного

пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т.е.

уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и

внешкольную деятельность обучающихся. Для организации такого

пространства и его полноценного функционирования требуются

согласованные усилия всех социальных субъектов -- участников воспитания:

семьи, общественных организаций, включая детско-юношеские движения и

организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта,

СМИ, традиционных российских религиозных объединений. Ведущая,

содержательно определяющая роль в создании уклада школьной жизни

принадлежит субъектам образовательного процесса.

Система базовых национальных ценностей лежит в основе

представления о единой нации и готовности основных социальных сил к

гражданской консолидации на основе общих ценностей и социальных

смыслов в решении общенациональных задач, среди которых воспитание

детей и молодёжи.

Достижение гражданского согласия по базовым национальным

ценностям позволит укрепить единство российского образовательного

пространства, придать ему открытость, диалогичность, культурный и

социальный динамизм.

Гражданское согласие по базовым национальным ценностям не имеет

ничего общего с единообразием ценностей нации и самой нации, духовной и

социальной унификацией. Единство нации достигается через базовый

ценностный консенсус в диалоге различных политических и социальных сил,

этнических и религиозных сообществ и поддерживается их открытостью

друг другу, готовностью сообща решать общенациональные проблемы, в

числе которых духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи как

основа развития нашей страны.

 

 

 

 

 

 

 

Духовно-нравственные ценности православной культуры

 

Ядром русской культуры были всегда православные устои и традиции народной жизни. В данный переходный период общеобразовательная школа ищет точки соприкосновения светской педагогики и православной, и прежде всего через культуру своего народа. В образовательные программы введены факультативные курсы Введение в Народоведение, Введение в историю, Основы православной культуры и др., на базе некоторых общеобразовательных школ работают воскресные школы. Для того чтобы общество могло выжить и сохранить свою уникальную культуру, должна быть передача тех духовных, ценностных ориентиров, на которых держалось общество на протяжении сотен лет. Выступая с докладом на ХVI  Международных Рождественских образовательных чтениях (2007 г.), Президент Российской Академии образования Н. Д. Никандров сказал: «Думая о том, что положить в основу воспитания, нельзя не придти к выводу, что искать эти ценности надо не где-то на стороне, а в истории нашей Родины, в истории тысячелетней православной России». Говоря о православии, надо понимать, что речь идет о воспитании и образовании духовно-нравственной личности, идентичной национальной культуре, сыгравшей ключевую роль в возникновении и развитии государства Российского. Традиционная культура, основанная на ценностях православия, – это не пережиток прошлого и не антинаучный вымысел, а условие выживания нации. Невозможно привить любовь к Родине, не зная ее истории, не зная национальных корней.

В русской духовной традиции важнее всего была человеческая нравственность, на первом месте была душа человека, ценились вера и верность, трудолюбие и терпеливость, милосердие и сострадание, чтилась семья и уважалась старость. Именно родная культура должна лежать в основе всей воспитательной системы в школе. Наших детей нам нужно воспитывать не на чуждых западных традициях, а на русских народных, православных традициях. Только система нравственных ценностей, выработанная нашим великим народом, может уберечь школьников от разлагающего влияния чуждой нам морали, чуждого образа жизни.

Необходимо оглянуться назад, вернуться к своим истокам, к сокровищнице, из которой – черпай – не оскудеет, объединиться вокруг родных святынь (это и история родной земли с её победами, поражениями, печалями и радостями, это святоотеческие имена устроителей и защитников Руси, это родной русский язык, литература, музыка, это русский народ, его традиции). Объединиться вокруг святынь – значит узнать их, понять, сопережить, почувствовать единение, общность свою с народом, со всеми русскими, с Отчизной, землёй отцов и дедов своих, испытать гордость за Россию, горячее желание разделить свою судьбу с судьбой страны, строить её, благоустраивать, беречь и защищать. Родные корни должны питать душу человека, а упрочить, дать им силу – наша учительская задача. В педагогической среде укрепляется мнение, что религиозное (православное) образование может послужить основой целостного воспитания и образования личности, способствовать восстановлению подлинной иерархии ценностей, остановить распад духовного ядра личности, выхолащивание ее внутренней жизни.

Особую роль в духовном воспитании играет нравственный идеал как совершенное воплощение представлений о человеке. Добрый пример необходим людям всегда и во всяком деле, но особенно необходим он детям для взросления души. Можно выделить две наиболее существенные педагогические задачи, связанные с нравственным идеалом: необходимо сформировать у детей потребность в идеале; нужно также указать детям образец, достойный подражания. Безграничный нравственный идеал, в котором в образе совершенной личности соединены все возможные добродетели, предлагает христианство. Богочеловек Иисус Христос стал вечным примером и для ума, и для чувств, и для воли человека. Важно обращаться вместе с детьми к сокровищнице православной веры, к Евангелию, житиям святых,  воспитывать подопечных на их примерах. Чем больше учащиеся знакомятся с миром православной святости, тем больше наполняется в них духовная сторона  личностного содержания.

Помимо конкретного личностного смысла для воспитанника – нравственного совершенствования и духовного возрастания, – житийная литература имеет еще и большое социально-патриотическое значение. На Руси жития святых с принятием православия глубоко проникли в народное сознание; наши соотечественники вдохновлялись ими издревле. И это не случайно. Святые страстотерпцы и князья, святители и преподобные, старцы, блаженные, наконец, исповедники и новомученики российские – все они на протяжении тысячи лет охраняли своей молитвой и строили мир русской цивилизации. Именно так и следует называть огромное пространство отечественной истории и культуры, которое всегда исходило из Евангелия, из непосредственного ощущения реального присутствия Божия. Соприкоснувшись же с этим историческим пластом, каждый человек не сможет понять, как можно не любить Отечество, породившее столько прекрасного – как людей, так и духовно-материальное наследие.

Информация о работе Духовно-нравственные ценности народа