Деловое общение как особый вид общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 16:03, контрольная работа

Описание работы

Деловое общение — процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определённого результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели.

Файлы: 1 файл

ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ.doc

— 110.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РФ

Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО  – ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ, ИСТОРИИ И ПРАВА 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По  дисциплине «Деловое общение»

     на  тему: «Деловое общение как особый вид общения»

Вариант: 4 
 
 
 
 
 
 

                                              Исполнитель:                                 

                                                    

                                                    специальность                       

                                                    группа                                    

                                                    № зачетной книжки               

      Руководитель:

                                                     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

БАРНАУЛ 2007 г.

1. Отличительные особенности и основные признаки делового общения.

       Потребность в общении, как считают психологи, относится к числу основных (базовых) потребностей человека. Значимость общения как базовой потребности определяется тем, что «она диктует поведение людей с не меньшей властностью, чем, например, так называемые витальные (жизненные) потребности»1 ( Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы в психологии. – М.: Наука, 1984. – С. 253.). Общение необходимое условие нормального развития человека как члена общества и как личности, условие его духовного и физического здоровья. Хотя человеческое общение всегда лежало в основе социального бытия людей, прямым объектом психологического и социально-психологического анализа оно стало только в XX в.

       В психологии общение определяется как  взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или  аффективно-оценочного (т.е. эмоционально-оценочного) характера.

       Таким образом, деловое общение — процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение 'определённого результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели.

       Деловое общение можно условно разделить на прямое (непосредственный контакт) и косвенное (когда между партнерами существует пространственно-временная дистанция, то есть с помощью переписки или технических средств.

       Прямое  деловое общение обладает большей  результативностью, силой эмоционального воздействия и внушения, чем косвенное, в нем непосредственно действуют социально-психологические механизмы.                                      

       В целом деловое общение отличается от обыденного (неформального) тем, что в его процессе ставятся цель и конкретные задачи, которые требуют своего решения. В деловом общении мы не можем прекратить взаимодействие с партнером. В обычном дружеском общении чаще всего не ставятся конкретные задачи, не преследуются определенные цели. Такое общение можно прекратить в любой момент.

       Особенности (признаки) делового общения заключаются в том, что:

       —   партнер в деловом общении  всегда выступает как личность, значимая для субъекта;

       —   общающихся людей отличает хорошее  взаимопонимание в вопросах дела;

       —   основная задача делового общения —  продуктивное сотрудничество.

       Умение  вести себя с людьми надлежащим образом является одним из важнейших фактором, определяющим шансы добиться успеха в бизнесе, служебной или предпринимательской деятельности. Дейл Карнеги еще в 30-е годы XX века заметил, что успехи того или иного человека в его финансовых делах, даже в технической сфере или инженерном деле процентов на пятнадцать зависят от его профессиональных знаний и процентов на восемьдесят пять — от его умения общаться с людьми. В этом контексте легко объяснимы попытки многих исследователей сформулировать и обосновать основные принципы этики делового общения или, как их чаще называют на Западе, заповеди personal public relation (весьма приближенно можно перевести как «деловой этикет»). Джен Ягер в книге «Деловой этикет: как выжить и преуспеть в мире бизнеса» выделил шесть следующих основных принципов:

       — Пунктуальность – только поведение человека, делающего все вовремя, является нормативным. Опоздания мешают работе и являются признаком того, что на человека нельзя положиться. Принцип делать все вовремя распространяется на все служебные задания. Специалисты, изучающие организацию и распределение рабочего времени, рекомендуют прибавлять лишних 25 процентов к тому сроку, который, на взгляд, требуется для выполнения порученной работы.

       —   Конфиденциальность – секреты учреждения, корпорации или конкретной сделки необходимо хранить так же бережно, как тайны личного характера.

       —   Любезность, доброжелательность и приветливость – в любой ситуации необходимо вести себя с клиентами, заказчиками, покупателями и сослуживцами вежливо, приветливо и доброжелательно.

       —   Внимание к окружающим должно распространяться на сослуживцев, начальников и подчиненных. Нужно уважать мнение других, стараться понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения. Уверенность в себе не должна мешать быть скромным.

         — Внешний облик – главный  подход — вписаться в окружение по службе, а внутри этого окружения — в контингент работников своего уровня. Необходимо выглядеть самым лучшим образом, то есть одеваться со вкусом, выбирая цветовую гамму к лицу. Важное значение имеют тщательно подобранные аксессуары.

       —   Грамотность – внутренние   документы или письма, направляемые за пределы учреждения, должны быть изложены хорошим языком, а все имена собственные переданы без ошибок. Нельзя употреблять бранных слов.

       Как в процессе прямого, так и косвенного общения используются различные методы влияния иди воздействия на людей. Среди наиболее употребительных из них выделяются убеждение, внушение, принуждение.           

             —   Убеждение — воздействие посредством доказательств, логического упорядочения фактов и выводов. Подразумевает уверенность в правоте своей позиции, в истинности своих знаний, этической оправданности своих поступков. Убеждение — ненасильственный, а значит, и нравственно предпочтительный метод влияния на партнеров по общению.

       —   Внушение, как правило, не требует доказательств и логического анализа фактов и явлений для воздействия на людей. Основывается на вере человека, складывающейся под влиянием авторитета, общественного положения, обаяния, интеллектуального и волевого превосходства одного из субъектов общения. Большую роль во внушении имеет сила примера, вызывающая сознательное копирование поведения, а также бессознательное подражание.

       —   Принуждениенаиболее насильственный метод воздействия на людей. Предполагает стремление заставить человека вести себя вопреки его желанию и убеждениям, используя угрозу наказания или иного воздействия, способного привести к нежелательным для индивида последствиям.

       Этими признаками деловое общение и  отличается от социального, а также семейного общения.                               

       На  выбор метода воздействия на людей оказывают влияние разнообразные факторы, в том числе характер, содержание и ситуация общения (обычная, экстремальная), общественное или служебное положение (властные, полномочия) и личностные качества субъектов общения. 

2. Виды и формы  делового общения. Раскройте их отличия и специфику.

             В зависимости от используемой техники общения и его целей можно выделить следующие виды (Психологический словарь. — М.: Педагогика-Пресс, 1999. — С. 232):

       1.  «Контакт масок» — формальное общение, при котором отсутствует стремление понять и учесть особенности личности собеседника. Этот процесс общения получил свое название потому, что в процессе общения используются привычные маски вежливости, строгости, безразличия, участливости и т.д., то есть набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть отношение к собеседнику. В некоторых ситуациях контакт масок необходим для того, чтобы не вступать в личный контакт.

       2.  Формально-ролевое общение, в котором регламентированы и содержание, и средства общения социальными ролями партнеров по общению.

       3.  Светское общение, определяемое формальной вежливостью. Его особенность состоит в том, что люди фактически не общаются, говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях. Их точки зрения на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций. Светское общение носит ритуализированный характер.

       4.  Манипулятивное общение, направленное на получение односторонней выгоды от собеседования с использованием манипулятивной техники воздействия на партнера по общению (лесть, обман, демонстрация силы, демонстрация слабости, демонстрация доброты, «пускание пыли в глаза», запугивание и т.п.) в зависимости особенностей личности собеседника.

       5. Духовное межличностное общение между людьми, при котором раскрываются глубинные структуры личности. Духовное общение характеризуется взаимопониманием между людьми, а в его основе лежит доверие к личности собеседника.

           6. Деловое общение, направленное на согласование и объединение усилий людей с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

       Все многообразие видов общения можно  разделить на две большие группы: формальное общение (ролевое) и неформальное общение (личностное). С этой точки зрения деловое общение можно назвать личностно-ролевым. Формальное (ролевое) общение, определяемое служебными и социальными статусами людей, и неформальное (личностное), определяемое их личностными статусами и личными целями, переплетаются и могут переходить одно в другое.

       Общение — сложный многогранный процесс, включающий1: (Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. — М.: Наука, 1987. - С. 178)

       •   формирование определенных образцов и  моделей поведения;

       •   взаимодействие людей;

       •   взаимное влияние людей друг на друга;

       •   обмен информацией;

       •   формирование отношений между людьми;

       •   взаимное переживание и понимание  людьми друг друга;

       • формирование образа внутреннего «Я» человека. Выступая мощным потребителем энергии человека, общение вместе с тем является бесценным биостимулятором его жизнедеятельности и духовных устремлений.

         В качестве субъектов общения может выступать как индивидуум, так и группа. Если рассмотреть, по поводу чего и для чего люди общаются, то оказывается, что может быть четыре цели:

       •   цель общения находится вне самого взаимодействия субъектом;

       •   цель общения заключена в нем самом;

       •   цель общения состоит в приобщении партнера к опыту и ценностям инициатора общения;

       •   цель общения — приобщение его самого (инициатора) к ценностям партнера.

       Деловое общение реализуется в различных  формах:          

       —   деловая беседа:

       —   прием подчиненных;

       —   деловые переговоры;

       —   деловые совещания и собрания;

       —   публичные выступления.

       Итак, рассмотрим деловую беседу. Всем без исключения предпринимателям и руководителям производств приходится вступать в деловую беседу с партнерами по бизнесу — поставщиками сырья, комплектующих или готовых изделий, а также с потребителями. От того, насколько хорошо умеет предприниматель или директор завода организовать и вести переговоры, зависит успех его дела, его репутация. Искусству ведения переговоров специально обучаются во всем мире. Правильно подготовленный к переговорам человек сможет добиться своей цели, не обидев при этом партнера и оставив о себе, благоприятные впечатления. Подготовка к переговорам включает два основных направления работы: решение организационных вопросов и проработка основного вопроса переговоров.

Информация о работе Деловое общение как особый вид общения