Деловое общение как особый вид общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 16:03, контрольная работа

Описание работы

Деловое общение — процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определённого результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели.

Файлы: 1 файл

ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ.doc

— 110.50 Кб (Скачать файл)

       Теоретики ораторского искусства рекомендуют  разбивать подготовку к выступлению на три этапа: организация логической канвы – задача выступления, поиск формы сообщения, репетиция.                                     Чтобы не утомить слушателей «сухомяткой» речи, оратор должен при подготовке формы выступления подобрать свежие, интересные, неожиданные факты, афоризмы, нарисовать яркие картины. Нужно не тянуть выступление на одной ноте, а разумно модулировать голос, акцентировать важное. Нужно рисовать общие и крупные планы, переходить от широких абстрактных обобщений к конкретному, частностям, давать общеисторические броски и бытовые детали. Такой калейдоскоп увлечет слушателя в поток мыслей и чувств оратора, а это залог — успеха.

       Малейшая  оплошность — и слушатель  перестанет слушать. Если оратор начнет запинаться и извиняться, то слушатели начнут сомневаться в компетентности оратора, а также в том, стоит ли вообще его слушать.  Необходимо вступить в контакт со слушателями. Следует помнить, что многим нравится, когда обращаются непосредственно к ним. Оратор не должен равнодушно смотреть поверх людей или пристально смотреть в потолок. Любой слушатель должен почувствовать, что его увидели.

       Деловое общение требует от человека высокой психологической культуры, постоянного изучения и учета эмоциональной стороны деловых отношений. Тот, кто считает, что понятие «чувства» неприменимо к работе, способен вызвать многочисленные конфликты.

       Успешность  делового общения во многом зависит не только от умения говорить, но и от умения слушать собеседника. Все понимают, что слушать можно по-разному. Представление о том, что «слушать» и «слышать» — это не одно и то же, зафиксировано в русском языке самим фактом наличия разных слов для обозначения эффективного и неэффективного слушания. Существует много руководств по поводу того, как надо говорить, но почти нет пособий, посвященных искусству слушания. Отсутствие умения слушать означает не просто низкий уровень культуры общения, стремление рассматривать межличностные отношения в рамках статуса власти и подчинения и идеализированного представления о себе как о человеке, который всегда прав.

       Если  в общении человек ориентирован на себя, а не на собеседника, то он:  не организует свои мысли перед тем, как их высказать, а говорит спонтанно, надеясь, а точнее, требуя, чтобы другие «поспели» за ним;  из-за небрежности или неуверенности не выражает свои мысли точно, поэтому они приобретают двусмысленность; говорит слишком длинно и хочет сказать слишком много в одной фразе, так что каждая последующая информация «забивает» предыдущую, и слушатель к концу уже не помнит, что было вначале; говорит, не обращая внимания на содержание высказываний собеседника; продолжает говорить, даже не замечая, реагирует слушатель или нет.       

       Проблема  восприятия достаточно хорошо разработана  в социальной психологии. Термин «социальная перцепция», то есть социальное восприятие, впервые был введен американским психологом Дж. Брунером. Назвав восприятие «социальным», он обратил внимание на то, что, несмотря на все индивидуальные различия, существуют какие-то общие, вырабатываемые в общении, в совместной жизни социально-психологические механизмы восприятия. Брунер провёл целую серию экспериментов по изучению восприятия и показал, что восприятие как предметов, так и других людей зависит не только от индивидуально-личностных, но и от социокультурных факторов. Социальная значимость или незначимость объекта может восприниматься неадекватно. Общение определяется тем представлением о партнере, которое складывается в восприятии. Под восприятием в социальной психологии понимается целостный образ другого человека, формируемый на основе оценки его внешнего вида и поведения.

       Психологические исследования показали, что в основе восприятия не знакомых ранее людей и людей, с которыми уже имеется определенный опыт общения, лежат разные психологические механизмы. В первом случае восприятие осуществляется на основе психологических механизмов межгруппового общения, во втором — механизмов межличностного общения. Под социальным стереотипом обычно понимается устойчивое представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы.

3. Практическое задание.

Составьте таблицу основных форм делового общения. Какие из этих форм проявляются в  наибольшей степени  в Вашей деловой  практике? Дайте краткое  описание этих форм.

Основные  формы делового общения Проявление  их на практике
«Контакт  масок» - формальное общение, при котором  отсутствует стремление понять личностные характеристики партнера. Проявляется в  разговоре с человеком, который  мало знаком, скрытен.
Формально-ролевое  общение – где регламентированы очень четко содержание и средства общения разными социальными ролями партнеров. д Проявляется в  разговоре, например, в больнице  врач –  я пациент, в автобусе контролер – я пассажир автобуса, в магазине продавец – я покупатель. Также, например, в форме общения – деловые переговоры, прием подчиненных. 
Деловое общение – цель его – организация и оптимизация какой либо предметной деятельности. В нем проявляется признак убеждающего общения. Проявляется, например, в учебной деятельности. В формах такого общения, как деловые переговоры, деловые совещания и собрания.
Светское  общение – определяется формальной вежливостью партнеров. Проявляется в  разговоре с мало знакомыми людьми, например, на приемах, для поддержания  ритуализированного контакта.
Духовное  общение – духовное межличностное  общение, захватывает глубинные  структуры личности. Разговор с  подругой, человеком, который готов  выслушать, посоветовать, посочувствовать.
Манипулятивное  общение – направлено на получение  односторонней выгоды от собеседования с использованием манипулятивной техники воздействия на партнера по общению. Проявляется в  разговоре с негативной реакцией. А также в форме делового общения, как публичные выступления, где  собеседник демонстрирует, например, свою силу и т.д.
 

Список  использованной литературы:

  1. Кукушин В.С.  Психология делового общения: Учебное пособие. – Москва: ИКЦ «МарТ». Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. – 368 с. (Серия «Новые технологии»)
  2. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003. – 415 с.

Информация о работе Деловое общение как особый вид общения