Деловая этика и этикет - национальные особенности общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 18:19, реферат

Описание работы

Цель моей работы подробно изучить деловой этикет и исследовать национальные особенности общения разных народов.
Отсюда вытекают следующие задачи работы:
- показать историю возникновения этикета;
- дать определение деловому этикету и этике;
- выявить основные принципы делового этикета;
- рассмотреть две деловые культуры.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………стр.3
Глава 1. ДЕЛОВОЙ ЭТИКЕТ, КАК ВАЖНАЯ ЧАСТЬ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1 История возникновения этикета……………………………………стр.4
1.2 Структура, основные правила делового этикета………………....стр.6

Глава 2. ДЕЛОВОЙ ЭТИКЕТ И ЭТИКА
2.1 Понятие делового этикета и этики…………………………………стр.10
2.2 Принципы и значение делового этикета…………………………..стр.12

Глава 3. ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ
3.1 Деловая культура Востока…………………………………………стр.16
3.2 Европейская деловая культура…………………………………….стр.18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………стр.20
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…

Файлы: 1 файл

этика реферат.doc

— 117.00 Кб (Скачать файл)

 


 


Министерство образования и науки РФ

 

ФГБОУ ВПО «Сочинский государственный университет»

 

Филиал ФГБОУ ВПО  «Сочинский государственный университет»

в г. Нижний Новгород Нижегородской области

 

 

Факультет: Менеджмент

Дисциплина: Этика и культура управления

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

 «Деловая этика и этикет - национальные особенности общения»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Жарова Мария.

студентка группы М-31-10

Научный преподаватель: Струнина Е.Н.

 

 

 

 

 

Нижний Новгород

2012 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………стр.3                                                                                                        

Глава 1. ДЕЛОВОЙ ЭТИКЕТ, КАК ВАЖНАЯ ЧАСТЬ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

1.1 История возникновения этикета……………………………………стр.4                                                           

1.2 Структура, основные правила  делового этикета………………....стр.6                                 

 

Глава 2. ДЕЛОВОЙ ЭТИКЕТ И ЭТИКА

2.1 Понятие делового этикета  и этики…………………………………стр.10                                                       

2.2 Принципы и значение делового  этикета…………………………..стр.12                                              

 

Глава 3. ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ

3.1 Деловая культура Востока…………………………………………стр.16                                                                     

3.2 Европейская деловая культура…………………………………….стр.18                                                              

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………стр.20                                                                                                    

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………………………...стр.21                                                    

 

 

 

 

                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Моя работа посвящена теме: «Деловая этика и этикет, национальные особенности общения». Я выбрала эту тему, так как, считаю, что в наше время при ведении бизнеса незнание национальных особенностей делового этикета может произвести на партнёров нежелательное впечатление, затруднить взаимодействие, как на стадии переговорного процесса, так и при реализации тех или иных совместных проектов.

Роль этикета в обществе всегда была очень велика, что подтверждается его длительной исторической и социальной эволюцией, функциями в обществе, многоплановой структурой, многообразными видами и формами.

 В основе особенностей делового этикета и деловой культуры в целом лежат не только традиции, но и черты национального характера.

 Так, при подготовке и ведении деловых переговоров национальные особенности проявляются в характере формирования делегации, механизме и степени самостоятельности в принятии решений на переговорах, ценностной ориентации участников, особенностях восприятия и мышления, наиболее характерных тактических приёмах.

Цель моей работы подробно изучить деловой этикет и исследовать национальные особенности общения разных народов. 

Отсюда вытекают следующие задачи работы:

- показать историю возникновения этикета;

- дать определение деловому этикету и этике;

- выявить основные  принципы делового этикета;

- рассмотреть две деловые культуры.  

 

 

1. ДЕЛОВОЙ ЭТИКЕТ, КАК  ВАЖНАЯ ЧАСТЬ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ  КУЛЬТУРЫ

1.1 История возникновения  этикета

 

Первые правила поведения, ставшие основой поведенческой культуры, возникли вместе с человеческим обществом. Их главная задача состояла в том, чтобы создать наиболее благоприятные условия для выживания. Появлялись инструкции по поведению, вырабатывался церемониал важнейших общественных событий, формировался поведенческий порядок, отражавший жизнь той или иной социальной группы: дворян, купцов, ремесленников, даже странствующих студентов1.

Этикет – это установленный в обществе порядок поведения, включающий в себя совокупность правил, регулирующих внешнее выражение взаимоотношений людей, проявляемое в обхождении, обращениях и приветствиях, поведении в общественных местах, манерах и внешнем облике человека. Одним из важнейших условий и требований этикета являлось неведомое до того времени стремление нравиться окружающим, быть человеком приятных манер и речей. Одна лишь Италия того времени составляет исключение. Облагораживание нравов итальянского общества начинается уже в XIV веке. Человек переходил от феодальных нравов к духу нового времени и этот переход начался в Италии раньше чем в других странах. Если сравнивать Италию XV века с другими народами Европы, то сразу же бросается в глаза более высокая степень образованности, богатства, способности украшать свою жизнь. А в это же время, Англия, закончив одну войну, вовлекается в другую, оставаясь до середины XVI века страной варваров. В Германии свирепствовала жестокая и непримиримая война Гуситов, дворянство невежественно, господствует кулачное право, разрешение всех споров силою. Франция была порабощена и опустошена англичанами, французы не признавали никаких заслуг, кроме воинских, они не только не уважали науки,  но даже гнушались ими и считали всех ученых самыми ничтожными из людей. Короче говоря, в то время как вся остальная Европа утопала в междоусобицах, а феодальные порядки держались еще в полной силе,  Италия была страной новой культуры. Эта страна и заслуживает по справедливости быть названной родиной этикета.

В России слово «этикет» распространилось в XVIII веке. Со времени Петра I в связи с социально – экономическими изменениями в жизни государства начал складываться дворянский этикет, своеобразно сочетавший в себе древнерусские обычаи и традиции с европейскими правилами поведения. Принималось множество указов, определявших, что надевать, какие делать прически, как следует поступать в различных ситуациях и т.д.

В последнее десятилетие слово «этикет» снова приобрело широкое звучание. Выпущено в свет немало книг, раскрывающих содержание современного этикета. В различных учебных заведениях вводиться изучение поведенческой структуры общества. Таким образом, сложившиеся нормы нравственности являются результатом длительного по времени процесса становления взаимоотношений между людьми. Без соблюдения этих норм невозможны политические, экономические, культурные отношения, ибо нельзя существовать, не уважая друг друга, не налагая на себя определенных ограничений.

Современный этикет наследует обычаи практически всех народов от седой древности до наших дней. В основе своей эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-то данного общества, но и представителями самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире.

Вывод:  делая вывод из этого параграфа можно выделить основное. Родиной этикета является Италия. В России слово «этикет» распространилось в XVIII веке. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического строения, национальными традициями и обычаями2.

 

 

1.2 Структура, основные  правила

делового этикета

 

Рассмотрением структуры современного делового этикета занимались, и занимаются, по сей день, многие авторы. Они выделяют формы, виды и подвиды этикета. Например, Э.Я. Соловьев подразделил этикет по форме на речевой и неречевой3.

 Первый является вербальным (словесным) выражением уважительного отношения к людям и проявляется в словесной форме: в речи, манере обращений и приветствий, умении вести беседу, высказывать критическое замечание, участвовать в споре, говорить комплименты. Всегда и везде человеку сопутствует слово. От того, как и что мы говорим, зависят наши деловые и личностные контакты.

Неречевая форма этикета включает в себя поступки и действия, с помощью которых проявляется уважительное отношение к окружающим. Все действия, поступки, манеры человека, так или иначе, характеризуют его как хорошо воспитанного, владеющего поведенческой культурой, или, наоборот, как недостаточно подготовленного к жизни в современном обществе.

Этикет проявляется в разных социальных и профессиональных группах по-разному. Поэтому автор разделил его на следующие виды:

  1. придворный этикет – строго регламентированный порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов (с учетом национальных особенностей);
  2. военный этикет – свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности;
  3. дипломатический этикет -  правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах друг с другом на различных дипломатических приемах, визитах, переговорах;
  4. общегражданский этикет - совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом. Он является самым разнообразным по формам и функциям и может принимать такие формы как: присутственный этикет (гости, приемы, рестораны, театры и др.); брачный этикет; семейный этикет; спортивный этикет; этикет путешествий; корпоративный этикет; деловой этикет4.

Можно говорить об этикете каждой конкретной профессии: юриста, врача, педагога, депутата, министра и т.п. Одни поведенческие правила характерны для всех, другие отражают определенный вид деятельности. Подвиды этикета определяются характером ситуации, в которой находится человек: на работе, за столом, в гостях и т.д5.

Все эти структурные деления условны, носят теоретический характер, так как практические правила разных видов (и подвидов) этикета выступают в неразрывной связи. Например, в общении с коллегами действуют правила всех подвидов этикета. Предложенная структура способствует более четкому усвоению многочисленных правил этикета и является кратким и четким выражением его содержания.

В общении с людьми, различными по национальности, возрасту, взглядам, убеждениям, интересам, социальному положению, поможет соблюдение такого важного нравственного качества, лежащего в основе этикетного поведения, как вежливость. Многие авторы утверждают, что вежливость помогает снять недовольство, снизить уровень обиды, установить взаимопонимание между участниками сложного общения.

Не меньшее значение в поведенческой культуре имеют принципы этикета, являющиеся его стержневыми опорами, исходными положениями, руководящими идеями.

Любое правило этикета предполагает его разумность и необходимость соблюдения. Например, если руководитель перебивает своего подчиненного, не давая ему высказаться, он не только проявляет себя человеком, слабо владеющим правилами поведенческой культуры, но может и не понять точки зрения собеседника, упустить нить его размышлений и не узнать чего-то значительного для дела, коллектива и для себя. Следовательно, неразумно перебивать сотрудника, что и является важным правилом речевого и делового этикета6.

Э. Фукс в основе любого поведенческого правила выделяет такие нравственные требования, как проявление уважения, дружелюбия, доброжелательности, порядочности. Эти качества необходимы для успешных деловых и личностных контактов. Любовь к людям и стремление их понять помогают найти правильный выход из сложного положения, принять человека таким, каков он есть7.

И.Н. Курочкина считает, что в этикете нет мелочей. Любой, казалось бы, незначительный промах может привести к неудаче в общении. Нельзя считать себя серьезным профессионалом и не обращать внимания на свой внешний вид, так как в мире этикета внешность очень важна. Съехавший набок галстук, стоптанная и нечищеная обувь, мятая одежда, небрежный макияж, растрепанная прическа, дырка на чулке, руки в карманах и т.п. – все это свидетельствует о неуважении к окружающим людям8.

В обществе хорошими манерами Д. В. Беклешов считает скромность и сдержанность человека, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с другими людьми9. Будет уместно, если я приведу здесь следующую фразу, сказанную Д. Карнеги: "Человек, который говорит только о себе, только о себе и думает. А человек, который думает только о себе - безнадежно некультурен. Он некультурен, как бы высокообразован он ни был".      

Следует отметить, что тактичный и воспитанный человек ведет себя в соответствии с нормами этикета не только в общественных местах, но и дома. Подлинная вежливость, в основе которой лежит доброжелательность, обуславливается актом, чувством меры, подсказывающим, что можно, а чего нельзя делать при тех или иных обстоятельствах. Такой человек никогда не нарушит общественный порядок, ни словом,  ни поступком не обидит другого, не оскорбит его достоинства10.

К сожалению, встречаются люди с двойным стандартом поведения: один - на людях, другой - дома. На работе, со знакомыми и друзьями они вежливы, предупредительны, а дома же с близкими не церемонятся, грубы и не тактичны. Это говорит о невысокой культуре человека и плохом воспитании.

Многие авторы считают, что необходимо и соблюдение национальных обычаев и традиций, то есть международного этикета. Уважая человека, мы уважаем и его национальность. Соблюдение этого принципа особенно актуально в настоящее время из-за опасности возникновения и разжигания национальных конфликтов, могущих привести к гражданской войне. Находясь в другой стране, желательно соблюдать местные традиции и правила этикета.

Вывод: Манеры относятся к культуре поведения человека и регулируются этикетом. Этикет подразумевает доброжелательное и уважительное отношение ко всем людям, безотносительно к их должности и общественному положению. Он включает в себя учтивое обращение с женщиной, почтительное отношение к старшим, формы обращения к старшим, формы обращения и приветствия, правила ведения разговора, поведение за столом. В целом этикет в цивилизованном обществе совпадает с общими требованиями вежливости, в основе которых лежат принципы гуманизма11.

Информация о работе Деловая этика и этикет - национальные особенности общения