Античная этика. Средневековая этика. Этика нового времени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 08:15, контрольная работа

Описание работы

На протяжении нескольких веков новоевропейской этики в ней можно отчетливо проследить две тенденции в виде основополагающих антитез этического рассуждения. Первая - понимание человека как общественного индивида и понимание морали как общественной морали, и вторая - понимание человека как устремленной к идеалу личности и, соответственно, понимание морали как пути совершенствования.

Содержание работы

Введение 3
1.Этика ранней греческой философии 5
2. Релятивистские воззрения древнегреческих софистов 7
3. Воззрения Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля 9
3.1 Этика Демокрита (460–360 гг. до н. э.) 9
3.2 Этика Сократа (470 – 399 до н. э.) 10
3.3 Этика Платона (427–347 гг. до н. э.) 11
3.4 Этика Аристотеля (384–322 гг. до н. э.) 12
4. Предпосылки развития христианской этики. Взгляды Франциска Асизскийого, Джованни Бонавентуры на отношения человека с богом 14
5. Учения Августина Блаженного и Фомы Аквинского 16
6. Этика рыцарства 20
7. Городская этика и зарождение этики просветительского направления (ереси) 21
8. От этики средних веков к этике Нового времени (Лоренцо Валла, Джордано Бруно, Никколо Макиавелли, Мартин Лютер) 24
9. Истоки рационалистической этики Нового времени (Рене Декарт, Бенедикт Спиноза, Гуго Гроций, Томас Гоббс, Джон Локк) 26
10. Этические тенденции XVIII в. 29
10.1. Этический сентиментализм 29
10.2. Этические взгляды мыслителей XVIII в. (Бернард Мандевиль, Дени Дидро, Клод Адриан Гельвеции, Жан Жак Руссо) 30
11. Практическая этика XVIII-XIX вв (Иммануил Кант, Георг Гегель, Людвиг Фейербах) 33
Заключение 35
Список литературы 37

Файлы: 1 файл

контрольная Этика.docx

— 98.06 Кб (Скачать файл)

Аверроизм оказал влияние на этические воззрения великого итальянского поэта Данте Алигьери (1265—1321). Признавая высшим небесным предназначением человека загробное блаженство, Данте в то же время полагал, что существует и самостоятельное, земное предназначение человека, заключающееся в деятельности разума, направленной к познанию мира. Земная цель человека сохраняла для Данте свою независимость и самостоятельную нравственную ценность. В «Божественной комедии» живое отношение к земным страстям и стремлениям людей, высокая оценка достоинства человеческой личности прорываются сквозь ту теологическую систему нравственных ценностей, которой придерживается поэт.

В «бюргерской» ереси, представлявшей городскую оппозицию феодализму, нашли свое выражение протест  против католической церкви, идеал  «дешевого» культа, отвечающий нравственным стремлениям городского сословия. Еще  больше вражда к тунеядству монахов и рыцарей, прославление труда свойственны этическим представлениям основного производи тельного класса феодального общества — крестьянства. В поэме «Видение о Петре Пахаре» (1362), созданной в эпоху крестьянских восстаний, Уильям Ленгленд, выражая настроения мятежных крестьян, решительно осуждал тунеядство рыцарей, духовенства, горожан-торгашей — всех, кто норовит прокормиться чужим горбом. Осуждая роскошь и расточительство, прославляя умеренность в пище, питье и одежде, автор благословляет всех, кто трудится: «Благословен человек, который питает себя честным трудом». Вековая мечта угнетенного крестьянства об освобождении нашла свое воплощение и в образе героя — борца против несправедливости, защитника угнетенных, благородного разбойника, например в песнях о Робине Гуде. Идеи социального протеста составляют главное содержание плебейской ереси средневековья, основой которой была борьба наиболее обездоленных масс населения феодального общества. В отличие от бюргерской оппозиции, направленной на «обмирщение» этического идеала и враждебной аскетизму, крестьянско-плебейская оппозиция использует аскетический нравственный идеал всеобщего равенства. С ересями связано и учение немецких мистиков, в первую очередь Иоанна Экхарта (1260—1327), о причастности к божеству каждого человека благодаря наличию в человеческой душе «искорки» и о способности непосредственного единения с богом без соблюдения церковных обрядов, без посредства церкви. Еретики осуждали богатства церкви и феодалов, проповедуя идеал апостольской бедности и нищеты. В противоположность церковному аскетизму эта проповедь выражала настроения обездоленных, осуждавших весь общественный строй, основанный на имущественном неравенстве и угнетении. Прославляя нищету как основу добродетели, средневековые еретики (например, члены секты «Братья и сестры свободного духа») возводили в обязательный нравственный идеал свое положение париев феодального общества. С проповедью всеобщей бедности связывалось и требование всеобщего равенства, понимаемого еще в грубо уравнительном смысле примитивного потребительского коммунизма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. От этики средних веков к  этике Нового времени (Лоренцо  Валла, Джордано Бруно, Никколо  Макиавелли, Мартин Лютер)

 

Новое время – это великая  эпоха радикального перелома в европейской  этике, когда закладывается основа её развития. Основные характеристики понятий этики складывались постепенно и отражались в трудах великих  мыслителей

Как для истинного  гуманиста, этика стала для Лоренцо  Валлы не просто предметом научных занятий, но и мощным исследовательским методом. Благодаря филологическому анализу, ему удалось продвинуться в понимании Нового завета и по существу заложить первый камень в научное изучение Библии. Своими критическими работами Валла внес существенный вклад в переосмысление средневекового мировоззрения и создание предпосылок новоевропейского знания и самосознания.1.

Джордано Бруно (1548-1600) - автор значительного числа произведений, философских и космологических. Его произведения посвящены непосредственно  религиозно-мистическим, этическим  и эстетическим проблемам. Однако, как  и его космология, в определенной степени этична, - так и этика  онтологична: обретение человеком высшего блага есть процесс его соединения с божественным началом мира, с первоистиной, процесс его вхождения в порядок природы2. Этика Бруно - целиком перфекционистская этика, т.е. этика совершенства. Неперфекционистские элементы в ней есть, но они разрозненны и непринципиальны.

Никколо Макиавелли (1469-1527) устанавливает принципиальное различие между, с одной стороны, моралью межчеловеческих отношений, в которых более всего ценится уважение к благу конкретного человека, или личной моралью, в которой главное - спасение души, и, с другой стороны, политической моралью, в которой главное - благо и процветание государства. Ценности, провозглашаемые в разных системах морали, несопоставимы.

Политическая этика  Макиавелли реалистична. Это этика  сущего, а не должного. Она не допускает жертвования действительным ради идеального. Исповедующий добро должен понимать, что следовать добру неправильно во всех случаях жизни, тем более в отношениях с теми, кто чужд добру, а таких людей множество3.

Этические взгляды Мартина  Лютера (1483-1546) неотделимы от его деятельности, направленной на реформирование Церкви и возрождение подлинной христианской веры. Лютер - один из наиболее выдающихся религиозных деятелей и проповедников  в истории христианского мира со времен первых апостолов. Но он одновременно один из провозвестников и творцов  Модерна - Нового времени, эпохи господства разума.

Этические воззрения  Лютера с наибольшей полнотой и одновременно лаконичностью были выражены в серии  небольших трактатов, в которых  Лютер формулирует свое понимание  природы человека и возможности  его свободы. Вопрос о свободе  человека двусмыслен и не имеет однозначного решения4.

Значение учения Лютера для этики обобщенно можно  выразить в следующих положениях. Во-первых, он выстроил теорию поведения  и воления в полном соответствии с принятой им картиной мира и органично соответствующей ей нормативной программой, а именно, христианской картиной мира и христианским жизнеучением. Во-вторых, требуя полной приверженности человека (христианина) евангельскому учению, Лютер утверждал автономию личности в мирских делах. В-третьих, на человека возлагалась обязанность осуществить свое предназначение христианина в миру, претворяя высокие нравственные принципы в своей каждодневной деятельности, в отношениях с людьми и в общественной жизни.

9. Истоки рационалистической этики  Нового времени (Рене Декарт, Бенедикт  Спиноза, Гуго Гроций, Томас Гоббс,  Джон Локк)

 

Французский философ  Рене Декарт (Картезий, 1596-1650) по праву считается основателем этики Нового времени. Радикальный реформатор научной методологии, он заложил краеугольные камни рационализма и продемонстрировал безграничные возможности суверенного разума.

Этика полагается Декартом именно как наука, и, как всякие науки, она основывается на методе дедукции - универсальном методе научного познания. Декарт предлагает четыре правила, на основе которых затем должны строиться  любые рассуждения, в том числе  и о морали5.

1. Никогда не принимать  за истинное ничего, что я не  познал бы таковым с очевидностью, иначе говоря, тщательно избегать  опрометчивости и предвзятости  и включать в свои суждения  только несомненное. 

2. Делить каждое из  затруднений на столько частей, на сколько это возможно и  нужно для лучшего их преодоления. 

3. Придерживаться определенного  порядка мышления, восходя от  более простого к более сложному в их естественной связи.

4. Составлять перечни  столь полные и обзоры столь  общие, чтобы была уверенность  в отсутствии упущений.

Из этого метода Декарт извлекает три правила (нормы) морали6:

1. “Подчиняться законам  и обычаям моей страны, уважая  религию, в которой я воспитан  с детства, и во всем остальном  руководствоваться мнениями умеренными  и далекими от крайностей, общепринятых  среди самых рассудительных людей”.

2. “Оставаться как  можно более твердым и решительным  в своих действиях, доводя начинание  до конца, веря в достоверность  начального выбора”. 

3. «Всегда побеждать  скорее самого себя, чем свою  судьбу и менять скорее свои  желания, чем порядок мира и  вообще приучать себя к мысли,  что нет ничего такого, что  было бы целиком в нашей  власти, кроме мыслей». 

Декарт не подошел  к совершенной этике, необходимость  которой была им подтверждена. Смысл  картезианской этики — медленное  и мучительное подчинение воли разуму. Свобода воли реализуется только подчинением логике порядка.

Нидерландский философ-пантеист Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-1677), по сути, осуществил картезианский этический  проект, заложив основы развернутой  этики совершенства. Цель человеческой жизни должна состоять в достижении высшего блага, а также в том, чтобы и другие люди имели возможность  его достичь. Поэтому необходимо7:: а) стремиться к постижению природы, б) образовать и поддерживать сообщество, способствующее постижению людьми природы, в) разрабатывать моральную философию и теорию воспитания, г) развивать медицину для поддержания здоровья, д) использовать механику, как средство облегчения жизни.

Раскрываемая его  этикой моральная жизнь человека одномерна, если не сказать, проста. Человек  самой природой оказывается предназначенным  добродетели и блаженству. Его  задачей оказывается не оступиться и достойно пройти заданный ему путь.

Голландский мыслитель  Гуго Гроций (1583-1645) является признанным родоначальником Новоевропейской школы естественного права, которая оказала большое влияние на развитие моральной этики. Свое учение об обществе, праве и нравственности Гроций строит независимо от религиозной доктрины, основывая его исключительно на разуме.

Таким образом, Гроций делает шаг, характеризующий его как типично новоевропейского мыслителя: общительность и рациональность представляются, как сопряженные характеристики человека, благодаря разуму человек оказывается способным включиться в общественный порядок; разумность и социальность являются условиями его личной безопасности. Гроций осуществляет двоякий этический синтез. Во-первых, это нормативный синтез: Гроций совмещает с этикой милосердия и миролюбия, т.е. с христианской этикой, этику справедливости и возмездия, т.е. морально-правовые нормы Ветхого Завета и классической древности. Во-вторых, нормативную этику, основанную в целом на Священном писании, Гроций соединяет с естественно-правовой теорией морали.

Учение о морали в  трудах Томаса Гоббса (1588- 1679) представлено как составная часть его учений о человеке, обществе и государстве. Гоббс стремился связать понятие морали с реальным опытом человека - человека-индивида и человека-гражданина. Предмет его рассмотрения, когда он касается моральных аспектов, это - желания и страсти человека, нравы людей, право и права, отношения людей в государстве и законы, регулирующие эти отношения.8. Гоббс задает рамки социальной этики, которая в тенденции по существу сливается с позитивным правом.

Джон Локк (1632-1704) - один из наиболее выдающихся английских мыслителей второй половины XVII в. Локк определил условия и возможности человеческого познания как процесса получения знания на эмпирической основе, т.е. на основе чувственного опыта.

Основное определение, которое Локк дает морали, заключается  в следующем: мораль состоит в  отношении сознательных действий людей  к правилам (законам); оценка действий зависит от их соответствия правилам.

Локк выделяет три  рода правил, или законов. Это - а) законы божественные, б) законы гражданские  и в) законы общественного мнения, или доброго имени (т.е. репутации). Божественный закон устанавливается  Богом и задает меру греха и  исполнения долга. Гражданский закон  устанавливается государством. Наконец, закон мнения, или репутации, дает мерило добродетели и порока.

Исходная в этическом  плане мысль Локка заключается  в том, что никто не вправе навязывать кому-либо свои взгляды силой.

10. Этические тенденции XVIII в.

10.1. Этический сентиментализм

 

Этический сентиментализм - это обобщенное название для мыслительной традиции в новоевропейской этике, представители которой полностью  или частично основывали мораль на моральном чувстве (или чувствах, эмоциях). Родоначальником этического сентиментализма является английский философ Энтони Эшли Купер, 3-й граф Шефтсбери (1671- 1713). Именно он ввел в этический обиход понятие "моральное чувство". Он берется за исследование добродетели как заслуги; добродетель для него - это характеристика действий человека. Он стремится понять, каким образом человек постигает добродетель и определяется в отношении ее. Так он приходит к идее морального чувства, как особого рода познавательной способности. Значение Шефтсбери выходит за рамки этического сентиментализма. Он оказал значительное влияние на развитие вообще просветительской мысли, в особенности на континенте.

Для Френсиса Хатчесона, мораль - это особого рода идеи, воспринимаемые моральным чувством. Иными словами, это, с одной стороны, идеи, обобщенно выраженные в понятиях добра и зла, а с другой - способность человека их воспринимать и способ, каким он их воспринимает. Моральное чувство - это познавательная способность, направленная на постижение добра и зла, а также способность высказывать суждения о них.

Джозеф Батлер был проповедником и ему был свойствен пасторски-теологический образ мысли. Батлер начинает свое рассуждение с рассмотрения человеческой природы. Быть моральным, для Батлера, это значит быть естественным, соответствовать природному предназначению.

Таким образом, Батлер продолжает критику этики эгоизма. Он признавал наличие в человеке разнонаправленных эмоций; причем себялюбивые эмоции могут быть как естественными, так и противоестественными, частными. Эти основные положения моральной этики Батлера - о приоритете благожелательности по отношению к эгоизму и приоритете совести по отношению к разуму - характеризуют его как мыслителя сентименталистского направления.

Информация о работе Античная этика. Средневековая этика. Этика нового времени