Античная этика. Средневековая этика. Этика нового времени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 08:15, контрольная работа

Описание работы

На протяжении нескольких веков новоевропейской этики в ней можно отчетливо проследить две тенденции в виде основополагающих антитез этического рассуждения. Первая - понимание человека как общественного индивида и понимание морали как общественной морали, и вторая - понимание человека как устремленной к идеалу личности и, соответственно, понимание морали как пути совершенствования.

Содержание работы

Введение 3
1.Этика ранней греческой философии 5
2. Релятивистские воззрения древнегреческих софистов 7
3. Воззрения Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля 9
3.1 Этика Демокрита (460–360 гг. до н. э.) 9
3.2 Этика Сократа (470 – 399 до н. э.) 10
3.3 Этика Платона (427–347 гг. до н. э.) 11
3.4 Этика Аристотеля (384–322 гг. до н. э.) 12
4. Предпосылки развития христианской этики. Взгляды Франциска Асизскийого, Джованни Бонавентуры на отношения человека с богом 14
5. Учения Августина Блаженного и Фомы Аквинского 16
6. Этика рыцарства 20
7. Городская этика и зарождение этики просветительского направления (ереси) 21
8. От этики средних веков к этике Нового времени (Лоренцо Валла, Джордано Бруно, Никколо Макиавелли, Мартин Лютер) 24
9. Истоки рационалистической этики Нового времени (Рене Декарт, Бенедикт Спиноза, Гуго Гроций, Томас Гоббс, Джон Локк) 26
10. Этические тенденции XVIII в. 29
10.1. Этический сентиментализм 29
10.2. Этические взгляды мыслителей XVIII в. (Бернард Мандевиль, Дени Дидро, Клод Адриан Гельвеции, Жан Жак Руссо) 30
11. Практическая этика XVIII-XIX вв (Иммануил Кант, Георг Гегель, Людвиг Фейербах) 33
Заключение 35
Список литературы 37

Файлы: 1 файл

контрольная Этика.docx

— 98.06 Кб (Скачать файл)

Давид Юм (1711-1776) в вопросе  о роли разума и морального чувства  в морали в основном развивает  идеи Хатчесона. Критикуя интеллектуалистов, Юм стремится показать, что разум несостоятелен в морали, а моральные различия проистекают не из разума, который по своей природе направлен на различение истины и заблуждения.

Юм выделяет следующие  характеристики морального восприятия. Во-первых, это восприятие представляет собой не идею, а впечатление. Во-вторых, моральные впечатления гедонистически окрашены (будучи вызваны добродетелью, они приятны, а пороком – неприятны). В-третьих, моральные восприятия бескорыстны, они безотносительны к частному интересу индивида, не зависимо от того, идет ли речь о мотиве действия, восприятии чужого действия или сторонней оценке действий и характеров. В-четвертых, моральные различия воспринимаются непосредственно, они очевидны; и их сопряженность с особого рода удовольствием и страданием обеспечивает этот интуитивный, характер моральных восприятий.

Другим важным моментом этики Юма было учение о благожелательности. Концепция благожелательности наполняет  учение Юма о моральном познании определенным ценностным содержанием. Благожелательность, или доброта, - основополагающая добродетель, регулирующая все остальные добродетели. Наоборот, основополагающим пороком является бесчеловечность.

В философии Смита как концепция морального чувства, так и сам этический сентиментализм претерпевают значительные изменения. Смит не принимает мнения, согласно которому есть некая определенная моральная способность - моральное чувство, - посредством которой воспринимаются моральные различия и на основе которой высказываются моральные суждения.

10.2. Этические взгляды мыслителей  XVIII в. (Бернард Мандевиль, Дени Дидро, Клод Адриан Гельвеции, Жан Жак Руссо)

 

Имя Бернарда Мандевиля (1670-1733), английского писателя-моралиста, философа и врача, долгое время пользовалось скандальной известностью. Причиной тому было представление морали, как изобретения хитроумных политиков, сумевших с помощью возвышенных моральных понятий так организовать поведение своекорыстных и честолюбивых по своей природе людей, чтобы они содействовали общему благу.

В понимании сущности морали и природы человека Мандевиль опирался на учение Гоббса. Вполне в духе своего времени Мандевиль считал, что в основе человеческих действий лежит природное стремление индивида к самосохранению, выражающееся в желании удовольствия и в отвращении от страдания.9. Мораль, по Мандевилю, представляет собой искусственное образование, изобретение самих людей - особых людей: честолюбивых политиков. Моральные понятия - в первую очередь, добродетель и порок - сформулированы как лексические средства, с помощью которых обрабатывается сознание людей.

Дени Дидро (1713-1784) своими взглядами и своей деятельностью сумел выразить дух Нового времени в целом. Во многих произведениях Дидро, принесших ему славу, так или иначе затрагиваются морально-этические темы и проблемы. Дидро - эвдемонист. Стимул и цель человеческой жизни он усматривает в счастье. Счастье, по Дидро, это синоним блага, и потому счастье состоит в наслаждении и в пользе - истинном наслаждении и истинной пользе.

Критика христианской этики  развивается Дидро по двум направлениям. Это критика собственно морального учения христианства, направленная главным  образом на выявление в нем  лицемерия, ханжества и внутренних противоречий, и философско-этическая  критика христианской этики. И здесь  примечательны два аргумента. Во-первых, христианская этика, как и христианское учение в целом, апеллируя к божественному  авторитету подменяет убежденность авторитаризмом, в то время, как необходимым основанием убежденности должен быть только разум.

Во-вторых, христианская этика индивидуалистична - она покоится на индивидуальной исключительности. Из Священного Писания следует, что христианские добродетели под силу лишь избранным; добродетель оказывается привилегией, ведь подвиги христианских святых не могут рассматриваться в качестве примера для всеобщего подражания.

Имя Клода Адриана Гельвеция (1715-1771) относится к кругу наиболее видных французских просветителей. Произведения Гельвеция пронизаны этической проблематикой10. Однако Гельвеций особенным образом понимает этику. Он говорит об этике, как о науке аналогичной "всем другим наукам", т.е. естественным наукам, и об этике, как сфере общественной жизни, наряду с политикой, и об этике, как принципах поведения.

Гельвеций устанавливает  следующие требования к этике. Во-первых, в этике недопустимо оторванное от жизни умозрение. Идеалом для  этики должна стать "экспериментальная  физика" - в этике следует восходить  от фактов к причинам. Во-вторых, моральные  факты должны браться не изолированно, а в их историческом развитии - нравственность должна пониматься исторически. В-третьих, в изучении нравственности следует  опираться на ум, а не на интуицию. В-четвертых, этика должна принимать  во внимание социальные и политические условия, в которых живут и  действуют люди; действительное понимание  нравственности невозможно без широкого исследования нравов различных народов.

Следует указать на следующие  характеристики этики Гельвеция: во-первых, говоря об эгоистическом и нравственно-общественном человеке, Гельвеций по существу развивает  одну из морально-этических традиций в новоевропейской этике, согласно которой нравственность является продуктом общества, точнее же, творением самих людей. Во-вторых, поскольку нравственность должна быть предметом воспитательного и законодательно-политического воздействия, постольку Гельвеций приходит к социологическому пониманию нравственности, в котором не остается места для свободы личности и автономии человеческoго духа. Именно в этике Гельвеция было доведено до конца постепенное освобождение морали от религии. В-третьих, поскольку природное себялюбие человека должно быть трансформировано посредством воспитания в благородное себялюбие, а эгоизм следует подвергнуть просвещению, - высшим проявлением индивидуальной нравственности оказывается, по Гельвецию, разумный эгоизм. Наконец, в-четвертых, выдвигая принцип общего счастья, Гельвеций на уровне нормативно-этической программы приходит к формулировкам, ставшим впоследствии основополагающими в утилитаризме.

Известность Жану Жаку Руссо (1712-1778) как мыслителю принесла работа, где он дал резко отрицательную  оценку цивилизации за ее негативное влияние на общественные нравы и  характер людей11. Себялюбие и сострадание, утверждает Руссо, лежат в основе понимания человеком добра и зла. Тема источника нравственности не получила у Руссо развернутой теоретической разработки, однако по отдельным его суждениям можно сделать вывод, что по этому вопросу он был определенно близок этико-сентименталистской традиции.

С этической точки  зрения теория Руссо представляет гораздо  больший интерес как вариант  типологии нравственности или нравственных характеров. "Дикарь" и "гражданин", о которых говорит Руссо, это - два различных моральных типа. "Дикарь и человек цивилизованный настолько отличаются друг от друга  по душевному складу и склонностям, что высшее счастье одного повергло бы другого в отчаяние. Этим моральным  различием Руссо предвосхищает  этико-типологическую дистинкцию, заданную Ф. Ницше под именами "аристократического" и "плебейского" этоса.

11. Практическая этика XVIII-XIX вв (Иммануил Кант, Георг Гегель, Людвиг Фейербах)

 

В практической философии  Иммануила Канта (1724-1804) основные тенденции новоевропейской этики - к утверждению автономии человека и рациональному обоснованию морали - достигли своей вершины. Кант с наибольшей полнотой и последовательностью выразил эти два принципа: свобода и разум - непременные предпосылки моральности личности. При этом Кант представил мораль как своеобразное средство принуждения к поступкам - через долженствование, специфическим выражением которого является нравственный закон в форме категорического императива. Этику Канта обоснованно называют этикой долга12.

Работы Канта обычно причисляют к этическим. Этика определяется Кантом как наука о законах свободы. Противопоставление долга и склонности - одна из характерных черт кантовской этики. Под склонностью Кант понимал любые влечения и порывы, которые отвечают потребностям, материальным интересам или душевному настрою человека.

Гeopг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) уже в ранних своих произведениях стремится понять сторону человеческого духа, как реально содержащую абстрактные и конкретные определения. Так появляется различие между моралью и нравственностью.

Многие исследователи  философии Гегеля видят в системе  философии духа осуществленный им переход  от формальной этики внутренней убежденности Канта к социально содержательной социальной этике.

В сфере нравственности приобретают значение такие понятия, как обязанность, справедливость, добродетель,. Объективными формами нравственности являются семья, гражданское общество и государство, в котором свобода достигает своей максимальной мыслимой полноты - как свобода абсолютного духа.

В широком контексте  произведений Гегеля разворачивается  масштабная картина восходящего  этического развития от нравов к моральному самосознанию, затем к нравственности сообщества частных индивидов и, наконец, к морали всеобщей любви, действительно  возможной лишь в предположении  Царства Божьего13.

Людвиг Фейербах (1804-1872) источник морали перенес в человека, а саму мораль разместил в пространстве межличностных отношений, Мораль - это  реальное, практическое отношение, но такое, благодаря которому человеку удается прорваться за ограниченные рамки индивидуального существования и действительно возвыситься над самим собой, посвятив себя Другому. Поэтому он и религию трактует как выражение высших устремлений человека, а в ее познании видит залог содействия человеческой свободе, самодеятельности, любви и счастью.

Несомненной заслугой Фейербаха  следует признать переосмысление предмета и проблематики нравственности как  межперсонального отношения. В предшествующей моральной этике существовали две традиции - этика личности и этика социума. При этом этика межличностных отношениях не принималась во внимание ни в той, ни в другой. Этика личности сохраняла морального субъекта в качестве единственного предмета своего внимания. Этика социума фокусировалась на гармонизации личных и общественных интересов. В контексте межчеловеческих отношений преобразуется и естественное стремление человека к счастью как эгоистическое в своей основе стремление. При моральном и разумном стремлении к счастью эгоизм, по Фейербаху, трансформируется в любовь к себе подобным и заботу о них, иными словами, в альтруизм. В свете этого трактуется и долг.

Благодаря антропологически-критическому переосмыслению предшествующей науки Фейербаху удалось повернуть этику к эмпирическому человеку и представить мораль не как сферу умозрения, а как саму жизнь в практических отношениях людей.

Заключение

 

Слишком долго оставались узкими горизонты античной философии. Она не выдвинула этических мыслителей, которые своевременно смогли бы привести старый мир к этическому оптимизму, опирающемуся на действительность. Роковым  было также то, что естественные науки после столь многообещающего  начала волею судьбы, а также в  силу того, что философия отвернулась  от них, остановились в своем развитии, прежде чем человек открыл закономерности в действии природных сил и  тем самым обрел власть над  ними. В результате античному человеку не хватает самосознания, которое  современному человеку даже в наиболее мрачные периоды истории позволяет  сохранить живую веру в прогресс – по крайней мере в самом внешнем ее проявлении. Этот психологический фактор имеет большое значение.

Конечно, способность  к художественному творчеству, во всем величин проявляющаяся в  греческом духе, – это тоже власть над материей. Но это творческое начало не смогло стимулировать приход человека античности к высшему жизнеутверждению и к вере в прогресс. Оно послужило ему лишь для того, чтобы художественными средствами изобразить самого себя в антагонизме между интуитивным миро- и жизнеутверждением и мыслящим миро- и жнзнеотрицанием. Загадочное переплетение радости и тоски, веселья и меланхолии составляет трагическое очарование греческого искусства.

Таким образом, этическое  миро- и жизнеутверждение в любом отношении трудно достижимо для античного мира. Поэтому он все больше и больше подпадает под влияние пессимистических мировоззрений, которые уводят от мыслей о действительности и во все новых космических драмах прославляют освобождение духа из плена материи. Восточный и христианский гностицизм, появившийся уже в I веке до н. э., неопифагореизм, ведущий свое начало от Плотина (204–269 гг. н. э.), неоплатонизм и все крупные мистические культы идут на исходе античности навстречу религиозному, проникнутому духом отрешенности настроению массы и дают ей то самое избавление от мира, которого она ищет.

Так в оппозиционных  движениях средневекового плебса зарождались  элементы морали, основанной на отрицании  частной собственности, эксплуатации, социального неравенства, вырабатывался  смутный, облеченный еще в теологические  одежды идеал справедливых общественных отношений и новой нравственности, отвечающей интересам угнетенных масс. По сути дела христианская этика воспроизвела и обосновала вынужденную аберрацию  отчаявшегося сознания, когда в условиях тотального господства в земной жизни  безнравственности человеческое стремление к правде и справедливости с необходимостью рождает веру в то, что если нравственность не в мире, то она по ту сторону его. Нужно только найти туда дорогу и твердо ей следовать.

Следует также отметить, что и сам Христос не выдерживает  характера, которым олицетворяет величие  и бескорыстие духовного подвига  любви, время от времени разражаясь угрозами в адрес отступников  и маловеров и вспоминая геенну огненную, плач и скрежет зубов.

Даже смысл жизни  человека в религиозной этике  изымается из его личного бытия  и приобретает потустороннее  значение. «...Никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя, а живем ли — для Господа живем, умираем ли — для Господа умираем, — всегда Господни», — наставляет апостол Павел.

Таким образом, достижения и гуманистический пафос христианской этики были исторически обусловлены  и ограничены своим временем.

Информация о работе Античная этика. Средневековая этика. Этика нового времени