Ядерное оружие как фактор мировой политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 11:35, контрольная работа

Описание работы

В современных условиях, когда в мире существует ядерное оружие и государства им обладающие, политика неядерных стран в вопросах обеспечения собственной национальной безопасности может проводиться в следующих направлениях:
вступление в военный союз с ядерными государствами;
получение гарантий, что ядерное оружие не будет применяться против неядерных стран;
разработка, производство или приобретение собственного ядерного оружия.

Файлы: 1 файл

Шобозович кр_Ядерное оружие как фактор мировой политики.doc

— 307.50 Кб (Скачать файл)

[9] Договор СНП (полное название – Договор между РФ и США о сокращении стратегических наступательных потенциалов) подписан 24 мая 2002 г., вступил в силу 1 июня 2003 г. Договор устанавливает, что стороны к 31 декабря 2012 г. уменьшают «уровни своих стратегических ядерных боезарядов до 1700-2200 единиц». Приводится по: Ядерное нераспространение: Краткая энциклопедия. М.: РОССПЭН; ПИР-Центр, 2009. С. 113.

[10] Приводится по: Ежегодник СИПРИ 2001. Вооружения, разоружение и международная безопасность. М.: Наука, 2002. С. 577.

[11] В США к ядерным боезарядам пониженной готовности относят все те боезаряды, которые не приданы находящимся в боевом составе ядерных сил средствам доставки ядерного оружия и не предназначены для окончательной разборки. См.: Ежегодник СИПРИ 2001. Вооружения, разоружение и международная безопасность. М.: Наука, 2002. С. 585.

[12] Таким образом, на январь 2001 г. в арсенале ядерного оружия США содержалось примерно 13 000 боезарядов.

[13] Приводится по: Виктор Есин. Обзор мировых тенденций развития ядерных вооружений // Национальная оборона. Сентябрь 2008. №9 (30). С. 27.

[14] На момент подписания Договора СНВ-1 в СНС США насчитывалось 2246 носителей, за которыми числилось 10563 боезаряда. Приводится по: Ядерное нераспространение: Краткая энциклопедия. М.: РОССПЭН; ПИР-Центр, 2009. С. 111.

[15] Приводится по: SIPRI Yearbook 2009. Armaments, Disarmament and International Security. NY.: Oxford University Press. P. 348,349.

[16] Литовкин Д. Пересчитали заряды по головам // Известия за 5 мая 2010 г.

[17] Приводится по: Ежегодник СИПРИ 2001. Вооружения, разоружение и международная безопасность. М.: Наука, 2002. С. 586.

[18] В России в неактивный резерв ядерных боезарядов засчитываются те боезаряды, которые хранятся на централизованных арсеналах 12 Главного управления Минобороны и предприятиях атомной промышленности в несобранном состоянии и не предназначены для утилизации.

[19] Приводится по: Виктор Есин. Обзор мировых тенденций развития ядерных вооружений // Национальная оборона. Сентябрь 2008. №9 (30). С. 31.

[20] На момент подписания Договора СНВ-1 в СЯС СССР насчитывалось 2500 носителей, за которыми числился 10271 боезаряд. Приводится по: Ядерное нераспространение: Краткая энциклопедия. М.: РОССПЭН; ПИР-Центр, 2009. С. 111.

[21] Приводится по: SIPRI Yearbook 2009. Armaments, Disarmament and International Security. NY.: Oxford University Press. P. 354, 355.

[22] Приводится по: Ежегодник СИПРИ 2001. Вооружения, разоружение и международная безопасность. М.: Наука, 2002. С. 590.

[23] Там же.

[24] Минобороны Великобритании эту боевую задачу определяет следующим образом: «Достратегическая боевая задача представляет собой ограниченное и исключительно выборочное применение ядерного оружия способом, который существенно отличается от стратегического удара, но при таком уровне эффективности, который достаточен для того, чтобы убедить агрессора в том, что он недооценил нашу решимость, напав на нас, и будет вынужден прекратить свою агрессию и отступить, либо столкнется с перспективой опустошительного ядерного удара». Приводится по: Ежегодник СИПРИ 2001. Вооружения, разоружение и международная безопасность. М.: Наука, 2002. С. 591.

[25] Приводится по: SIPRI Yearbook 2009. Armaments, Disarmament and International Security. NY.: Oxford University Press. P. 360.

[26] Приводится по: Ежегодник СИПРИ 2001. Вооружения, разоружение и международная безопасность. М.: Наука, 2002. С. 592.

[27] Эти самолеты базируются на авианосце “Charles de Gaulle”. Приводится по: Ежегодник СИПРИ 2001. Вооружения, разоружение и международная безопасность. М.: Наука, 2002. С. 594.

[28] Шахтные пусковые установки с баллистическими ракетами S3D размещались на юге Франции, плато д’Альбион. Приводится по: Ежегодник СИПРИ 2001. Вооружения, разоружение и международная безопасность. М.: Наука, 2002. С. 592.

[29] Приводится по: SIPRI Yearbook 2009. Armaments, Disarmament and International Security. NY.: Oxford University Press. P. 362.

[30] Приводится по: Ежегодник СИПРИ 2001. Вооружения, разоружение и международная безопасность. М.: Наука, 2002. С. 596.

[31] В КНР приняты следующие определения дальности баллистических ракет: ракеты малой дальности – менее 1000 км, ракеты средней дальности – 1000…3000 км, ракеты большой дальности – 3000…8000 км, ракеты межконтинентальные – более 8000 км. Приводится по: Ежегодник СИПРИ 2001. Вооружения, разоружение и международная безопасность. М.: Наука, 2002. С. 597.

[32] Приводится по: SIPRI Yearbook 2009. Armaments, Disarmament and International Security. NY.: Oxford University Press. P. 366.

[33] Владимир Скосырев. Китай укрепляет свой ядерный щит // Независимая газета за 28 апреля 2010 г.

[34] Выступая 12 декабря 2006 г. по германскому телевидению, тогдашний премьер-министр Израиля Эхуд Ольмерт включил Израиль в список стран, обладающих ядерным оружием. Это высказывание израильского лидера было широко интерпретировано как молчаливое признание того факта, что Израиль располагает ядерным арсеналом. Но эту интерпретацию сам Э. Ольмерт и другие израильские официальные лица быстро опровергли и подтвердили, что Израиль «не станет первой страной, которая привнесет ядерное оружие на Ближний Восток». Приводится по: Ежегодник СИПРИ 2008. Вооружения, разоружение и международная безопасность. М.:ИМЭМО РАН, 2009. С. 453.

[35] Приводится по: Ежегодник СИПРИ 2001. Вооружения, разоружение и международная безопасность. М.: Наука, 2002. С. 605.

[36] Общепризнанно, что израильские ядерные боезаряды созданы на основе оружейного плутония, поскольку в Израиле отсутствуют заводы по промышленному обогащению урана.

[37] Приводится по: Ежегодник СИПРИ 2008. Вооружения, разоружение и международная безопасность. М.: ИМЭМО РАН, 2009. С. 453.

[38] Приводится по: SIPRI Yearbook 2009. Armaments, Disarmament and International Security. NY.: Oxford University Press. P. 375.

[39] Израильские баллистические ракеты Jericho и управляемые крылатые ракеты Popeye Turbo могут оснащаться как ядерными, так и обычными боеголовками, а часть самолетов F-15 и F-16 имеют узлы подвески как для ядерных бомб, так и бомб с обычным оснащением. Приводится по: Виктор Есин. Обзор мировых тенденций развития ядерных вооружений // Национальная оборона. Сентябрь 2008. №9 (30). С. 44.

[40] Приводится по: Ежегодник СИПРИ 2001. Вооружения, разоружение и международная безопасность. М.: Наука, 2002. С. 599.

[41] Там же.

[42] В 2008 г. морской компонент ядерных сил Индии состоял из нескольких сторожевых кораблей класса Savarna и Subhadra, оснащенных ракетной системой Dhanush, разработанной на базе оперативно-тактической ракеты Prithvi II (дальность стрельбы – 250…350 км). Приводится по: Ежегодник СИПРИ 2008. Вооружения, разоружение и международная безопасность. М.: ИМЭМО РАН, 2009. С. 448.

[43] Приводится по: SIPRI Yearbook 2009. Armaments, Disarmament and International Security. NY.: Oxford University Press. P. 367.

[44] Приводится по: Виктор Есин. Обзор мировых тенденций развития ядерных вооружений // Национальная оборона. Сентябрь 2008. №9 (30). С. 47.

[45] В октябре 2008 г. Индия и США подписали первое такое соглашение (http://www.pircenter.org/index.php?id=1770 – посещался 15 июля 2010 г.).

[46] Приводится по: Ежегодник СИПРИ 2001. Вооружения, разоружение и международная безопасность. М.: Наука, 2002. С. 603.

[47] Там же.

[48] См.: http://www.pircenter.org.index.php?id=1770 (посещался 15 июля 2010 г.).

[49] Приводится по: Виктор Есин. Обзор мировых тенденций развития ядерных вооружений // Национальная оборона. Сентябрь 2008. №9 (30). С. 48.

[50] Приводится по: Ежегодник СИПРИ 2008. Вооружения, разоружение и международная безопасность. М.: ИМЭМО РАН, 2009. С. 455.

[51] Там же. С. 406.

[52] См.: http://www.pircenter.org.index.php?id=1770 (посещался 15 июля 2010 г.).

[53] Приводится по тексту Договора между РФ и США о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений, размещенному на официальном сайте Президента России (URL: http://archive.kremlin.ru/text/docs/2009/04/214587 – посещался 15 июля 2010 г.).

[54] Россия выступает за возобновление шестисторонних переговоров // РИА Новости. 22 апреля 2010 г.

[55] Цит. по: Ядерное нераспространение: Учебное пособие для вузов. В 2-х т. / Под общ. редакцией В.А. Орлова. Т. II. – М.: ПИР-Центр, 2002. С. 26, 27.

[56] Цит. по: ПИР-Пресс. 10 мая 2010 г.

[57] Цит. по: Дмитрий Горностаев. РФ и США призвали ядерные страны присоединиться к шагам по разоружению // РИА Новости. 12 мая 2010 г.

[58] С полным содержанием этого документа можно ознакомиться в книге Ядерное нераспространение: Учебное пособие для вузов. В 2-х т. / Под общ. редакцией В.А. Орлова. Т. II. – М.: ПИР-Центр, 2002. С. 33-37.

[59] Подробно с ходом переговоров по проблеме ЗПРМ, проходивших в рамках Конференции по разоружению в Женеве во второй половине 1990 гг., можно ознакомиться в книге Ядерное нераспространение: Учебное пособие для вузов. В 2-х т. / Под общ. редакцией В.А. Орлова. Т. I. – М.: ПИР-Центр, 2002. С. 320-324.

[60] С полным содержанием 13 практических шагов по обеспечению систематических и последовательных усилий по осуществлению ядерного разоружения можно ознакомиться в книге Ядерное нераспространение: Учебное пособие для вузов. В 2-х т. / Под общ. редакцией В.А. Орлова. Т. II. – М.: ПИР-Центр, 2002. С. 74-76.

[61] Приводится по: Уильям Поттер. Конференция по рассмотрению действия ДНЯО: в поисках консенсуса // Ядерный Контроль. Осень 2005. №3 (77). С. 95-104.

[62] В частности, генсек ООН Пан Ги Мун, давая оценку прошедшей Конференции заявил, что он доволен исходом переговоров, поскольку благодаря царившему там духу сотрудничества и компромисса было достигнуто важное соглашение, которое сделает мир более безопасным. См.:http://www.pircenter.org, раздел «Обзорная конференция ДНЯО 2010» (посещался 16 июля 2010 г.).

[63] Заключительный документ Конференции 2010 г. участников ДНЯО по рассмотрению действия Договора (NPT/CONF.2010/50) опубликован на сайте ПИР-Центра (http://www.pircenter.org, раздел «Обзорная конференция ДНЯО 2010» – посещался 16 июля 2010 г.).

[64] Участники Конференции по ДНЯО приветствовали тот факт, что 181 государство подписало ДВЗЯИ, а 153 государства, включая 35 государств, ратификация Договора которыми необходима для вступления его в силу, сдали на хранение ратификационные грамоты. Приводится по: NPT/CONF.2010/50.

[65] Этот план действий изложен в разделе «Выводы и рекомендации в отношении последующих действий» документа NPT/CONF.2010/50.

[66] Цит. по: Электронный информационно-аналитический бюллетень «Вена+Женева» №3, май 2010 г. (http://www.pircenter.org/index.php?id=1771 – посещался 17 июля 2010 г.).

[67] Как сообщил 29 июня 2010 г. гендиректор женевского отделения ООН Сергей Орджоникидзе, генсек ООН Пан Ги Мун решил провести встречу высокого уровня стран-членов ООН 24 сентября 2010 г. в Нью-Йорке. На встрече будут рассмотрены вопросы повышения эффективности работы Конференции по разоружению и развития процесса многостороннего разоружения. Приводится по: Электронный информационно-аналитический бюллетень «Вена+Женева» №4, июнь 2010 г. (http://www.pircenter.org/index.php?id=1771 – посещался 18 июля 2010 г.).

[68] Здесь речь идет о так называемом «докладе Шеннона» (по фамилии посла Канады Джеральда Шеннона на Конференции по разоружению, который был назначен Специальным координатором по ЗПРМ) об образовании специального комитета и о его мандате для переговоров относительно договора о ЗПРМ. На основе этого доклада Конференция по разоружению в августе 1998 г. приняла решение об учреждении специального комитета, которое было одобрено Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 1998 г. Однако, этот комитет до сих пор так и не заработал, даже после того, как в мае 2009 г. Конференция по разоружению приняла программу работы, которая включала вопрос о ведении переговоров по договору о ЗПРМ. Препятствием стало нежелание Пакистана участвовать в таких переговорах (справочно: все решения Конференцией по разоружению принимаются на основе консенсуса). Чтобы разрешить сложившуюся тупиковую ситуацию в переговорах по договору о ЗПРМ, генсек ООН Пан Ги Мун заявил 12 апреля 2010 г., что он намерен в сентябре 2010 г. созвать в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке министерскую конференцию для начала процесса разработки договора о ЗПРМ. Мотивируя это свое решение, генсек ООН отметил: «Наличие надежного международного инструмента для контроля за производством расщепляющихся материалов является императивом. Без проверяемого и юридически обязывающего договора по расщепляющимся материалам остальные усилия (по ядерному нераспространению и разоружению – примечание автора) будут лишь половинчатыми». Приводится по: Ядерное нераспространение: Краткая энциклопедия. М.: РОССПЭН; ПИР-Центр, 2009. С. 137; Электронный информационно-аналитический бюллетень «Вена+Женева» №2, апрель 2010 г. (http://www.pircenter.org/index.php?id=1771 – посещался 18 июля 2010 г.).

[69] Здесь необходимо заметить, что при применении Советом Безопасности ООН санкций против Ирана за нежелание Тегерана полноценно сотрудничать с МАГАТЭ по прояснению прошлой ядерной деятельности Ирана, которая, возможно, была связана с военной ядерной программой, весьма важно соблюдать умеренность, оставаясь в рамках международного права. Излишне жесткий нажим, выходящий за рамки международного права, способен подтолкнуть Тегеран к принятию решения о выходе Ирана из ДНЯО. Такой прецедент уже имел место в 2003 г., когда под воздействием угроз, вплоть до применения военной силы, со стороны американского правительства Пхеньян принял решение о выходе КНДР из ДНЯО.

[70] По состоянию на май 2010 г. 18 государств-участников ДНЯО еще не ввели в действие соглашение о всеобъемлющих гарантиях, а дополнительные протоколы к таким соглашениям осуществляются лишь в 102 государствах. Приводится по: NPT/CONF.2010/50.

[71] В первую очередь это касается поддержки ИБОР (Инициатива по безопасности в борьбе с распространением оружия массового уничтожения), которая легитимизирована Резолюцией 1540 Совета Безопасности ООН и которую ныне в различной форме поддерживают более 90 государств. Ниша деятельности для ИБОР – выявление, предотвращение и пресечение незаконного оборота и трансграничного перемещения товаров, предназначенных для создания оружия массового уничтожения, средств его доставки и их компонентов. Приводится по: Ядерное нераспространение: Краткая энциклопедия. М.: РОССПЭН; ПИР-Центр, 2009. С. 141.

[72] Эта Резолюция принята Конференцией 1995 г. по рассмотрению действия и продлению ДНЯО в «пакете» с Решением о бессрочном продлении ДНЯО. Она призвала все государства на Ближнем Востоке предпринять на соответствующих форумах практические шаги с целью добиться прогресса в создании на Ближнем Востоке поддающейся эффективному контролю зоны, свободной от оружия массового уничтожения – ядерного, химического и биологического – и систем его доставки, и воздерживаться от принятия любых мер, которые препятствовали бы достижению этой цели. Приводится по: Ядерное нераспространение: Учебное пособие для вузов. В 2-х т. / Под общ. редакцией В.А. Орлова. Т. I. – М.: ПИР-Центр, 2002. С. 245; Ядерное нераспространение: Краткая энциклопедия. М.: РОССПЭН; ПИР-Центр, 2009. С. 158.

[73] Здесь речь идет о Совместном заявлении о принципах будущих переговоров, направленных на проверяемую денуклеаризацию Корейского полуострова мирным путем, принятом 19 сентября 2005 г. участниками шестисторонних переговоров в Пекине. По этому совместному заявлению, в частности, Пхеньян обещал «ликвидировать все ядерное оружие и имеющиеся ядерные программы» и как можно скорее возвратиться в ДНЯО и соглашение о гарантиях, а Вашингтон подтвердил, что США не имеют ядерного оружия на Корейском полуострове и у них «нет намерения атаковать или вторгаться в Северную Корею с применением ядерного или обычного оружия». Оба этих государства обязались также «уважать суверенитет друг друга» и «предпринимать шаги по нормализации отношений в соответствии со своей двусторонней политикой». Кроме того, КНДР должна была получить помощь в виде поставок энергоресурсов из КНР, РФ, США, Японии и Республики Корея, а в последующем ей была обещана поставка легководного реактора. Приводится по: Ежегодник СИПРИ 2006. Вооружения, разоружение и международная безопасность. М.: Наука, 2007. С. 646.

Информация о работе Ядерное оружие как фактор мировой политики