Ядерное оружие как фактор мировой политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 11:35, контрольная работа

Описание работы

В современных условиях, когда в мире существует ядерное оружие и государства им обладающие, политика неядерных стран в вопросах обеспечения собственной национальной безопасности может проводиться в следующих направлениях:
вступление в военный союз с ядерными государствами;
получение гарантий, что ядерное оружие не будет применяться против неядерных стран;
разработка, производство или приобретение собственного ядерного оружия.

Файлы: 1 файл

Шобозович кр_Ядерное оружие как фактор мировой политики.doc

— 307.50 Кб (Скачать файл)

Эти и другие практические шаги по ядерному разоружению и нераспространению, предусмотренные заключительным документом Обзорной конференции по ДНЯО 2010 г., нуждаются в безусловной реализации. И на это должны быть направлены усилия мирового сообщества. Но чтобы добиться коренного перелома в деле ядерного разоружения, этих шагов недостаточно, даже если предположить, что все они, а это весьма проблематично, будут осуществлены. Здесь на переднем плане стоит главная проблема – лишение государств мотивации обладания ядерным оружием. Чтобы выйти на решение этой проблемы, необходимо принять международную конвенцию о запрещении применения ядерного оружия[74]. И при решении этой грандиозной задачи следует воспользоваться историческим опытом. Мотивация государств к обладанию химическим и биологическим оружием была подорвана принятием в 1925 г. Женевского протокола. Он запретил применение на войне удушливых, ядовитых и других подобных газов и бактериологических средств[75]. Открыто нарушить положения этого Протокола не решилась ни одна из воюющих стран – участниц Второй мировой войны (хотя отдельные локальные случаи имели место). Впоследствии мировое сообщество в лице Генеральной Ассамблеи ООН приняло в 1971 г. Конвенцию о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (КБТО)[76], а в 1992 г. – Конвенцию о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении (КХО)[77]. Так за исторически краткий срок был проделан путь от запрета применения до полного уничтожения запасов бактериологического и химического оружия.

Принять конвенцию  о запрещении применения ядерного оружия, безусловно, будет непросто. Однако существующий и набирающий силу позитивный настрой международной общественности на реальное продвижение по пути ядерного разоружения, который поддерживается не только Москвой и Вашингтоном, но и Лондоном, Парижем, Пекином и Дели, да и правительствами многих других государств, формирует благоприятную среду для реализации прорывных идей по запрещению применения ядерного оружия.

Принятие и  вступление в силу конвенции о  запрещении применения ядерного оружия, с одной стороны, создаст реальные стимулы для достижения договоренностей  между всеми членами «ядерного клуба» о глубоких сокращениях ядерных вооружений, а с другой – лишит так называемые «пороговые страны» стремления к реализации своих военных ядерных программ.

3

Ликвидация  ядерного оружия – сокровенная мечта человечества со времени создания атомной бомбы. Угрозу миру с появлением этого страшного оружия поражения понимали уже те, кто стоял у истоков разработки и производства первой ядерной бомбы, – Нильс Бор, Роберт Оппенгеймер, Лео Сцилард и другие. Именно они в 1945 г. выдвинули идею установления международного контроля над атомной энергией – создания системы международных мер по контролируемому исключению использования внутриядерной энергии как орудия войны и во вред человечеству. Своей первой резолюцией, принятой в январе 1946 г., Генеральная Ассамблея ООН учредила Комиссию ООН по атомной энергии, которой поручалось разрабатывать предложения «относительно исключения из национальных вооружений атомного оружия и всех других основных видов вооружения, пригодных для массового уничтожения»[78].

С тех пор  было разработано немалое количество планов ликвидации ядерного оружия под  международным контролем[79], но ни один из них так и не был реализован, главным образом, из-за отсутствия подлинного желания у стран, уже имевших это оружие, с ним расстаться и стремления некоторых неядерных государств присоединиться к «ядерному клубу». Однако, несмотря на отсутствие значительного реального прогресса в достижении заявленных целей, сам факт выдвижения планов ядерного разоружения и обсуждение их на межправительственных и неправительственных форумах, как справедливо считает один из ведущих российских специалистов в области ядерного нераспространения и разоружения Роланд Тимербаев, сыграли и продолжают играть положительную роль[80]. Он отмечает, что, во-первых, такие планы посылают важный сигнал правительствам и широкой международной общественности о необходимости принимать меры для ликвидации ядерного оружия и способствуют мобилизации общественного мнения в поддержку таких мер. Человечество должно знать, что имеются и возможности, и намерения избавить его навсегда от ядерной угрозы. Во-вторых, они создают благоприятную почву и определенный стимул для достижения промежуточных договоренностей по контролю над ядерными вооружениями, приближающих человечество к миру без ядерного оружия.

Как отмечают разработчики Плана действий комиссии “Global Zero”, единственный способ устранить ядерную угрозу – добиться поэтапного, контролируемого уничтожения всех ядерных вооружений в рамках многостороннего соглашения, дойти до глобального ядерного нуля[81]. Предложенный ими План действий – это четырехступенчатый процесс, предполагающий подготовку, обсуждение, ратификацию и выполнение международного соглашения об уничтожении всех видов ядерного вооружения («соглашения о глобальном нуле»), которое будет иметь обязательную юридическую силу. Как считается, выполнение этого соглашения позволит достичь контролируемого и полного уничтожения ядерного оружия, установит необходимые для этого строгие принудительные меры и установит бессрочный запрет для всех стран на разработку, владение и использование ядерного оружия.

Первая фаза этого поэтапного процесса рассчитана на 2010–2013 гг. Ее реализация предполагает выполнение трех ключевых условий:

  • вслед за заключением Россией и США нового Договора СНВ должны начаться российско-американские переговоры о заключении двухстороннего договора о сокращении ядерных арсеналов этих стран до 1000 ядерных боезарядов у каждой стороны (срок выполнения – 2018 г.);
  • после подписания и ратификации двустороннего договора между Россией и США все остальные ядерные державы обязуются «заморозить» свои арсеналы ядерного оружия, а также принять участие в многосторонних переговорах по вопросу их пропорционального сокращения;
  • подготавливаются многосторонние переговоры.

Вторая фаза рассчитана на 2014–2018 годы. Как и  первая фаза, она предполагает выполнение ключевых условий:

  • в рамках многосторонней программы Россия и США должны принять соглашение о сокращении своих ядерных арсеналов до 500 боезарядов у каждой стороны (срок выполнения – 2021 г.), в то время как прочие ядерные страны должны «заморозить» свои ядерные арсеналы до 2018 г., после чего последует их пропорциональное сокращение (к 2021 г.);
  • устанавливается всеобъемлющая система верификации и контроля над исполнением, подразумевающая необъявленные проверки на местах;
  • усиление мер предосторожности на объектах ядерно-топливного цикла для гражданских нужд с целью предотвращения использования сырья для создания ядерного оружия.

Третья фаза, рассчитанная на 2019–2023 гг., предполагает ведение переговоров по вопросу «соглашения о глобальном нуле», подписание всеми странами, обладающими ядерным потенциалом, международного соглашения, имеющего обязательную юридическую силу и предписывающего поэтапное контролируемое сокращение к 2030 г. всех ядерных арсеналов до нуля.

Четвертая фаза, рассчитанная на 2024–2030 гг., – это завершение поэтапного, контролируемого и пропорционального сокращения всех видов ядерных вооружений до нуля, а также продолжение работы всеобъемлющей системы верификации и контроля над исполнением «соглашения о глобальном нуле».

Члены комиссии “Global Zero”[82] осознают, что в такой сложной и динамичной политической инициативе, какой является достижение глобального ядерного нуля, невозможно предсказать, успехом или поражением увенчается каждая конкретная фаза и процесс в целом. Тем не менее, они не сомневаются, что нельзя преуспеть без детального поэтапного плана действий, предусматривающего выполнение ключевых условий на каждом этапе, и убеждены, что без такого плана действий уничтожение ядерного оружия останется далекой несбыточной мечтой.

С точки зрения выполнения, План действий комиссии “Global Zero достаточно обоснован и реалистичен по набору мер, но в то же время излишне амбициозен по срокам реализации. Нельзя не согласиться с американским президентом Бараком Обамой, который в своем выступлении 5 апреля 2009 г. в Праге объявил о приверженности повестке “Global Zero”, но сказал: «Эта цель не будет достигнута быстро – возможно, не на моем веку»[83].

И действительно, только для того, чтобы начать переговоры по вопросу «соглашения о глобальном нуле», потребуется многолетняя подготовка в политической, дипломатической и технической сферах. Еще немало лет уйдет на обсуждение и ратификацию этого соглашения. Процесс обещает быть трудным и длительным, но чем скорее будет сделан первый шаг на пути к глобальному ядерному нулю, тем раньше человечество сможет покончить с ядерной угрозой.

Для продвижения  к миру, свободному от ядерного оружия, для действительно радикальных  сокращений ядерных вооружений необходимо будет вписать вопросы ядерного оружия в куда более широкий контекст сокращения вооружений в мире и военных расходов в целом. Невозможно представить, что государства, серьезно намереваясь сократить и в конечном счете ликвидировать ядерные вооружения, будут продолжать увеличивать военные расходы и разрабатывать другие виды вооружений, в частности стратегические высокоточные с обычным оснащением, а тем более основанные на новых физических принципах.

К тому же ядерное  разоружение должно осуществляться таким образом, чтобы это способствовало международной стабильности, а также исходя из принципа ненанесения ущерба безопасности для всех.

Размышления о  глобальном ядерном нуле хочется  завершить высказыванием президента России Дмитрия Медведева. Обращаясь  к участникам парижского саммита“Global Zero” (2010 г.), он сказал: «Речь должна идти о комплексной долгосрочной стратегии сбалансированного и поэтапного сокращения ядерных арсеналов в условиях равной безопасности для всех»[84]. С этим высказыванием российского президента вполне коррелируются и слова премьер-министра Индии Манмохана Сингха, сказанные им в июне 2008 г. в ходе выступления по национальному телевидению: «Эту задачу (полного ядерного разоружения. – Прим. автора.) невозможно решить за счет половинчатых методов и подходов. Единственно эффективной формой ядерного разоружения является разоружение всеобщее»[85].

4

В настоящей  статье автором затронуты только некоторые проблемы, решение которых потребуется при поисках путей движения к миру без ядерного оружия, – главным образом те, которые просматриваются сегодня. Естественно, что при продвижении к глобальному ядерному нулю возникнут и другие, по-видимому даже еще более сложные. Но идти по этому пути нужно[86]. Если остановиться, спасовать перед кажущимися неразрешимыми проблемами, то мир будет неуклонно приближаться к критической точке и ядерной катастрофе. Причем катастрофа может произойти не только вследствие возможного межгосударственного ядерного конфликта, вероятность которого всегда сохраняется, пока в мире есть ядерное оружие, но и в случае попадания ядерного боеприпаса или ядерного взрывного устройства в руки террористической группировки.

В ближайшие  год-два мы станем свидетелями более  продвинутых дискуссий и дебатов  по вопросам контроля над ядерными вооружениями и разоружения как  на глобальном уровне, так и в  отдельных странах. Насколько эффективными они будут – покажет время.

 

[*] Статья подготовлена в рамках гранта РГНФ №09-03-00771 а/р.

[1] В январе 2007 г. и вновь в январе 2008 г. бывшие госсекретари США Джордж Шульц и Генри Киссинджер, экс-министр обороны США Уильям Перри и бывший сенатор Конгресса США Сэм Нанн опубликовали в газете «Уолл стрит джорнэл» две статьи, в которых весьма убедительно призвали мировое сообщество к практическим шагам, направленным на полную ликвидацию ядерного оружия. Эта их инициатива реализовалась в создании международной неправительственной организации “Global Zero”. Ныне ее членами являются более 200 известных лидеров по всему миру, многие из которых работали над вопросами национальной безопасности на государственном уровне. Международная команда экспертов “Global Zero” разработала пошаговый План действий комиссии “Global Zero”, который затрагивает весь комплекс проблем ликвидации ядерного оружия по всему миру (до «нулевой отметки»). Этот План одобрен на саммите “Global Zero”, проведенном 2-4 февраля 2010 г. в Париже. См.:http://www.globalzero.org (посещался 12 июля 2010 г.).

[2] Цит. по: Совместное заявление президента РФ Д.А. Медведева и президента США Б. Обамы (Лондон, 1 апреля 2009 г.) // Официальный сайт Президента России. URL:http://archive.kremlin.ru/text/docs/2009/04/214587.shtml (посещался 12 июля 2010 г.).

[3] Договор между РФ и США о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений и Приложение к нему опубликованы на официальном сайте Президента России. URL: http://news.kremlin.ru/ref_notes/512 (посещался 12 апреля 2010 г.).

[4] Цит. по: Резолюция 1887 (2009) Совета Безопасности ООН // Официальный сайт Совета Безопасности ООН. URL: http://www.un.org/russian/sc (посещался 12 июля 2010 г.).

[5] План действий содержит комплекс мероприятий на 2010-2015 гг. по всем трем «столпам» ДНЯО: нераспространению, разоружению и мирному использованию ядерной энергии. См.: http://www.pircenter.org, раздел «Обзорная конференция ДНЯО 2010» (посещался 12 июля 2010 г.).

[6] В соответствии с ДНЯО (статья IХ) только государства, произведшие и испытавшие ядерное оружие до 1 января 1967 г., признаются в качестве ядерных. Согласно этому определению ядерными государствами-участниками ДНЯО являются США, РФ, Великобритания, Франция и КНР. Приводится по: Ядерное нераспространение: Краткая энциклопедия. М.: РОССПЭН; ПИР-Центр, 2009. С. 109.

[7] КНДР присоединилась к ДНЯО 12 декабря 1985 г., но 10 января 2003 г. заявила о своем выходе из этого Договора и выслала из страны инспекторов МАГАТЭ. Приводится по: Ядерное нераспространение: Краткая энциклопедия. М.: РОССПЭН; ПИР-Центр, 2009. С. 57, 58.

[8] Договор СНВ-1 (полное название – Договор между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений) подписан 31 июля 1991 г., вступил в силу 5 декабря 1994 г. после присоединения к нему в соответствии с Лиссабонским протоколом 1992 г. трех новых независимых государств – Белоруссии, Казахстана и Украины, на территории которых (помимо России) располагались стратегические наступательные вооружения бывшего СССР. В соответствии со статьей II Договора каждая из сторон сокращает и ограничивает свои МБР, БРПЛ, ТБ и их боезаряды таким образом, чтобы через семь лет после вступления Договора в силу количество развернутых МБР, БРПЛ и ТБ не превышало 1600 единиц, а количество боезарядов, числящихся за развернутыми МБР, БРПЛ и ТБ, не превышало 6000 единиц. Срок действия Договора истек 5 декабря 2009 г. Приводится по: Ядерное нераспространение: Краткая энциклопедия. М.: РОССПЭН; ПИР-Центр, 2009. С. 110, 114.

Информация о работе Ядерное оружие как фактор мировой политики