Ядерное оружие как фактор мировой политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 11:35, контрольная работа

Описание работы

В современных условиях, когда в мире существует ядерное оружие и государства им обладающие, политика неядерных стран в вопросах обеспечения собственной национальной безопасности может проводиться в следующих направлениях:
вступление в военный союз с ядерными государствами;
получение гарантий, что ядерное оружие не будет применяться против неядерных стран;
разработка, производство или приобретение собственного ядерного оружия.

Файлы: 1 файл

Шобозович кр_Ядерное оружие как фактор мировой политики.doc

— 307.50 Кб (Скачать файл)

Итак, к настоящему времени сформировалась своеобразная парадигма разнонаправленных ядерных стратегий членов «ядерного клуба», которая привносит неопределенность в процесс ядерного разоружения, поскольку у членов «ядерного клуба» налицо существенные различия в оценках роли и значимости ядерного оружия для обеспечения национальной безопасности.

2

Что же необходимо предпринять мировому сообществу, чтобы  ускорить процесс ядерного разоружения?

Юридической основой для  успешного продвижения по пути ядерного разоружения является ДНЯО, статья VI которого гласит: «Каждый участник настоящего Договора обязуется в духе доброй воли вести переговоры об эффективных мерах по прекращению гонки ядерных вооружений в ближайшем будущем и ядерному разоружению, а также о договоре о всеобщем и полном разоружении под строгим и эффективным международным контролем»[55].

5 мая 2010 г., в ходе Восьмой обзорной конференции по ДНЯО, в совместном заявлении к участникам форума официально признанные ядерные государства («ядерная пятерка») подтвердили «твердую приверженность своих обязательств по статье VI ДНЯО и свою неизменную ответственность за принятие конкретных и убедительных шагов в направлении необратимого разоружения, включая положение по проверке»[56]. Кроме того, 12 мая 2010 г., на той же конференции, Россия и США, подписавшие новый договор по СНВ, призвали другие ядерные государства присоединиться к российско-американским усилиям по ядерному разоружению и «внести активный вклад в дело сокращения и ограничения ядерных вооружений в условиях укрепления глобальной стабильности и обеспечения равной и надежной безопасности для всех»[57].

Но одно дело декларации, и совсем другое – реалии. Для продвижения по пути ядерного разоружения необходимо, прежде всего, создать условия, которые бы благоприятствовали этому процессу.

После окончания холодной войны первая попытка сформировать такие условия была предпринята участниками Конференции 1995 г. по рассмотрению действия и продлению ДНЯО. Одним из документов, принятых этой Конференцией, которая бессрочно продлила действие ДНЯО, было Решение «Принципы и цели ядерного нераспространения и разоружения»[58]. В части, касающейся ядерного разоружения, в этом документе особо выделены две задачи, которые поручено было выполнить Конференции по разоружению в Женеве: 1) завершить не позднее 1996 г. переговоры по выработке договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ), 2) немедленно начать и в кратчайшие сроки завершить переговоры по недискриминационной и универсально применимой конвенции о запрещении производства расщепляющегося материала (ЗПРМ) для целей ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств.

С первой задачей Конференция  по разоружению справилась. 24 сентября 1996 г. ДВЗЯИ был открыт для подписания. Вторую задачу Конференции решить не удалось из-за возникших противоречий между делегациями США, КНР и ряда стран, входящих в Коалицию за новую повестку дня (КНДП)[59].

В 2000 г. состоялась Шестая обзорная конференция по ДНЯО, участники которой договорились о 13 практических шагах по осуществлению ядерного разоружения и зафиксировали эту договоренность в заключительном документе Конференции. Эти шаги предусматривали: вступление в силу ДВЗЯИ; мораторий на испытательные взрывы ядерного оружия и любые другие ядерные взрывы до вступления ДВЗЯИ в силу; проведение в рамках Конференции по разоружению переговоров по договору о ЗПРМ и скорейшее их завершение с одобрением текста такого договора; учреждение в рамках Конференции по разоружению соответствующего вспомогательного органа, уполномоченного заниматься вопросами ядерного разоружения и ряд других мер. Особо были выделены те действия, которые следует предпринять государствам, обладающим ядерным оружием. Это касалось сокращения ими своих ядерных арсеналов, снижения степени боевой готовности систем ядерных вооружений, уменьшения роли ядерного оружия в политике обеспечения безопасности в целях сведения к минимуму риска того, что это оружие когда-либо будет применено, и вовлечения всех ядерных государств в процесс, ведущий к полной ликвидации их ядерного оружия[60].

К очередной  Обзорной конференции по ДНЯО, прошедшей  в 2005 г., большая часть 13 практических шагов оказалась невыполненной, а сама Конференция закончилась провалом, поскольку ее участники не смогли договориться ни по одному из субстантивных вопросов и не приняли заключительный документ[61].

В отличие от Обзорной конференции по ДНЯО 2005 г., Восьмая обзорная конференция по ДНЯО в 2010 г. прошла успешно[62]. По вопросам ядерного разоружения участники Конференции в принятом ими заключительном документе (NPT/CONF.2010/50)[63], приветствуя двусторонние и односторонние сокращения некоторыми государствами ядерных арсеналов, с озабоченностью отметили, что «общее количество развернутых и находящихся в хранилищах ядерных боезарядов по-прежнему составляет несколько тысяч». Была подтверждена и существенно важная роль ДВЗЯИ «в рамках режима ядерного разоружения и нераспространения и то, что благодаря обеспечению прекращения всех испытательных взрывов ядерного оружия и всех других ядерных взрывов, сдерживанию развития и качественного совершенствования ядерных вооружений и обеспечению прекращения разработки более совершенных, новых типов ядерного оружия, этот Договор препятствует горизонтальному и вертикальному распространению ядерного оружия». Последовало и обращение ко всем государствам «воздерживаться от любых действий, которые нанесли бы ущерб объекту и цели ДВЗЯИ до его вступления в силу»[64]. Выражена была также «глубокая озабоченность по поводу того, что более чем за десятилетие Конференции по разоружению так и не удалось начать переговоры и предметное обсуждение на основе согласованной программы работы», и прозвучал настоятельный призыв к ней без промедления приступить к работе. Отмечена была и «необходимость достижения дальнейшего прогресса в усилиях по уменьшению роли ядерного оружия в политике обеспечения безопасности».

Одобренный  Конференцией план действий в области  ядерного разоружения[65]включает 22 действия, направленные на построение мира, свободного от ядерного оружия. Как справедливо заметил президент ПИР-Центра Владимир Орлов, принимавший непосредственное участие в работе Конференции в составе российской делегации, этот документ «где-то идет дальше документа 2000 г. (здесь имеется в виду заключительный документ Шестой обзорной конференции по ДНЯО. – Прим. автора.), где-то несколько откатывается назад, но в целом отражает реалии сегодняшнего дня и намечает осторожный, неамбициозный, но реалистичный план на ближайшую пятилетку»[66].

Из действий, предложенных в плане, можно выделить несколько наиболее значимых и способных  серьезно продвинуть процесс ядерного разоружения.

Прежде всего, это реализация ядерными государствами  шагов по ядерному разоружению, изложенных в заключительном документе Шестой обзорной конференции по ДНЯО. Ядерные государства должны как можно скорее наладить взаимодействие, в том числе для того, чтобы быстро продолжить общее сокращение глобальных запасов ядерного оружия; рассмотреть вопрос о всех ядерных вооружениях независимо от их типа и их местонахождения в качестве неотъемлемого элемента процесса всеобщего ядерного разоружения; снизить роль и значение ядерного оружия во всех концепциях, доктринах и стратегиях военного строительства и обеспечения безопасности; обсудить политику, которая могла бы предотвратить применение ядерного оружия и в конечном итоге привести к его ликвидации, уменьшить опасность ядерной войны и способствовать нераспространению и ядерному разоружению; рассмотреть законную заинтересованность государств, не обладающих ядерным оружием, в понижении оперативного статуса систем ядерных вооружений путем, способствующим упрочению международной стабильности и безопасности; уменьшить риск случайного или несанкционированного применения ядерного оружия; повысить уровень транспарентности и укрепить взаимное доверие. Об осуществлении вышеуказанных мер ядерные государства должны в 2014 г. проинформировать Подготовительный комитет следующей Обзорной конференции по ДНЯО, намеченной на 2015 г.

Во-вторых, Конференция по разоружению должна незамедлительно учредить вспомогательный орган, уполномоченный заниматься вопросами ядерного разоружения, и в рамках согласованной, всеобъемлющей и сбалансированной программы работы начать обсуждение эффективных международных соглашений о предоставлении государствам, не обладающим ядерным оружием, гарантий против применения или угрозы применения ядерного оружия и провести – без каких бы то ни было ограничений – обстоятельные обсуждения для разработки рекомендаций по всем аспектам этого вопроса, не исключая разработки международного юридически обязывающего документа. Для поддержки работы Конференции по разоружению генсеку ООН предложено созвать в сентябре 2010 г. совещание высокого уровня[67].

В-третьих, все  официально признанные ядерные государства  должны в кратчайшие сроки ратифицировать ДВЗЯИ, учитывая благотворное воздействие, которое ратификация окажет на процесс  вступления Договора в силу, и то, что ядерные государства несут особую ответственность за поощрение к подписанию и ратификации ДВЗЯИ стран, указанных в Приложении 2 к ДВЗЯИ (в частности тех, которые не присоединились к ДНЯО).

В-четвертых, все  государства соглашаются с тем, что Конференция по разоружению должна незамедлительно начать переговоры по Договору о ЗПРМ в соответствии с докладом Специального координатора, подготовленным в 1995 г. (CD/1299), и содержащимся в нем мандатом[68]. Одновременно рекомендовано всем государствам, которые еще не сделали этого, начать процесс, направленный на демонтаж или переключение на мирное использование объектов для производства расщепляющегося материала, пригодного для использования в ядерном оружии или других ядерных взрывных устройствах.

Вместе с  тем, осуществление одних только действий по ядерному разоружению недостаточно для продвижения к миру, свободному от ядерного оружия. Проблема ядерного разоружения органически связана  с проблемой ядерного нераспространения. Невозможно представить, чтобы государства, уже обладающие ядерным оружием, сокращали и уничтожали свои ядерные арсеналы, а параллельно шел процесс появления новых ядерных государств. Поэтому в заключительном документе Обзорной конференции по ДНЯО 2010 г. предусмотрен комплекс действий по укреплению режима ядерного нераспространения. Среди этих 24 действий особо следует выделить следующие.

Первое действие. Всем государствам – участникам ДНЯО следует прилагать усилия, способствующие всеобщему присоединению к этому Договору, и не предпринимать никаких действий, которые могут негативно сказаться на перспективах придания ДНЯО универсального характера[69].

Второе действие. Конференция призывает МАГАТЭ содействовать и помогать государствам в заключении и вводе в действие соглашения о всеобъемлющих гарантиях и дополнительного протокола к нему[70].

Третье действие. Всем государствам – участникам ДНЯО следует принимать меры к тому, чтобы их экспортные поставки, связанные с ядерной областью, ни прямо ни косвенно не способствовали разработке ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств и чтобы такие поставки осуществлялись в полном соответствии с целями и задачами ДНЯО, а также с Решением «Принципы и цели ядерного нераспространения и разоружения», принятым на Конференции 1995 г. по рассмотрению действия и продлению ДНЯО. При вынесении решений, касающихся ядерного экспорта, государства-участники ДНЯО должны учитывать, начало ли принимающее государство выполнять обязательства в отношении гарантий МАГАТЭ.

Четвертое действие. Всем государствам – участникам ДНЯО надо как можно скорее выполнить надлежащим образом рекомендации МАГАТЭ, касающиеся физической защиты ядерных материалов и ядерных установок (INFCIRC/225/Rev.4), и другие соответствующие международные документы.

Пятое действие. Всем государствам – участникам ДНЯО следует наращивать национальные возможности по выявлению, сдерживанию и пресечению незаконного оборота ядерных материалов на своей территории, руководствуясь своими юридическими обязательствами, соответствующими международным требованиям, а тем государствам – участникам ДНЯО, которые в состоянии делать это, укреплять международные партнерские связи и потенциал в этой области[71].

Участники Обзорной конференции по ДНЯО 2010 г. отметили также «важность создания зон, свободных от ядерного оружия там, где их нет, особенно на Ближнем Востоке», и подчеркнули, что состоявшиеся 28 апреля 2005 г. в Мехико и 30 апреля 2010 г. в Нью-Йорке конференции государств-участников и государств, подписавших договоры о создании зон, свободных от ядерного оружия, внесли важный вклад в достижение цели построения мира без ядерного оружия. В заключительном документе Конференции одобрены пять практических шагов по выполнению Резолюции 1995 г. по Ближнему Востоку[72], среди них – созыв в 2012 г. под эгидой генсека ООН и соавторов Резолюции 1995 г. (США, РФ и Великобритании) Конференции с участием всех государств Ближнего Востока по вопросу создания на Ближнем Востоке зоны, свободной от ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения. Генсек ООН и соавторы Резолюции 1995 г. должны назначить, после консультаций с государствами региона, посредника, который будет уполномочен содействовать осуществлению Резолюции 1995 г. путем проведения соответствующих консультаций с государствами региона и подготовки к созыву Конференции 2012 г. Посредник будет также способствовать осуществлению последующих шагов, согласованных региональными государствами, которые примут участие в Конференции 2012 г.

Что касается проблемы денуклеаризации Корейского полуострова, то участники Обзорной конференции по ДНЯО 2010 г. «вновь заявили о решительной поддержке шестисторонних переговоров и о своей неослабной решимости добиваться удовлетворительного и всеобъемлющего урегулирования соответствующих вопросов дипломатическим путем». Они призвали КНДР «выполнить обязательства в рамках шестисторонних переговоров, включая полный и проверяемый отказ от всего ядерного оружия и существующих ядерных программ в соответствии с Совместным заявлением, принятым в сентябре 2005 г.[73], и как можно скорее возобновить участие в ДНЯО и начать снова выполнять заключенное ею с МАГАТЭ соглашение о гарантиях».

Информация о работе Ядерное оружие как фактор мировой политики