Внешнеполитические отношения России со странами ближнего востока и центральной Азии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2015 в 15:33, реферат

Описание работы

Даже в условиях такой глубокой трансформации, которую пережила Россия в конце XX века, сам факт включения государства в систему международных отношений предполагает определенный набор базовых внешнеполитических установок, определяющих его место и долгосрочные интересы в мировой политике. Эти установки, конечно же, отражают позицию господствующих на данном историческом отрезке времени политических сил.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРАН, ВХОДЯЩИХ В БЛИЖНИЙ ВОСТОК И ЦЕНТРАЛЬНУЮ АЗИЮ 5
Страны Ближнего Востока 5
Страны Центральной Азии 6
ГЛАВА 2. ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ РОССИИ СО СТРАНАМИ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА 8
Российские внешнеполитические отношения в 10-18 веках на Ближнем Востоке. 8
Российские внешнеполитические отношения в 20-21 веках на Ближнем Востоке. 10
2.2.1 Россия – Турция; 11
2.2.2 Россия – Ирак; 12
2.2.3 Россия и Саудовская Аравия; 13
2.2.4 Россия – Йемен; 15
2.2.5 Россия – Египет; 22
2.2.6 Россия – Иран; 23
2.2.7 Перспективы внешней политики России на Ближнем Востоке 24
ГЛАВА 3. ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ РОССИИ СО СТРАНАМИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ 26
3.1 Российские внешнеполитические отношения в 18-19 веках в Центральной Азии. 26
3.1.1 Россия – Казахстан 1731г; 26
3.1.2 Россия – Кокандское ханство 1876г. 27
3.2 Российские внешнеполитические отношения в 20-21 веках в Центральной Азии. 29
3.2.1 Российско – Туркменистанские отношения; 29
3.2.2 Российско - Казахстанские отношения; 29
3.2.3 Российско - Узбекистанские отношения; 37
3.2.4 Российско - Таджикистанские отношения; 43
3.2.5 Перспективы внешней политики России в Центральной Азии. 46
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Доклад по Хачатуряну.docx

— 564.24 Кб (Скачать файл)

Саудовская Аравия намерена наладить производство российских гражданских вертолетов фирмы «Камов» (одних из лучших в мире). Принц также вел переговоры о сотрудничестве в военной области. Саудовский рынок — один из крупнейших в регионе. Пока же Москва занимает в нем мизерную долю — всего 0,2% товарооборота Саудовской Аравии. Поставляем мы бумагу, металл, древесину. Между Москвой и Эр-Риядом достигнуто соглашение о создании совместной рабочей группы по борьбе с международным терроризмом, включая и Чечню.

Эти факты говорят о многом. О неприятии Саудовской Аравии современной политики США. О том, что власти королевства, сделавшие в свое время ставку на Америку, вынуждены балансировать между внутренними угрозами, которые могут возникнуть в случае сохранения проамериканского курса и вероятными внешними. В американской печати были публикации о замене династии саудов на династию хашемитов — прямых наследников пророка Мохаммеда.

Учитывая огромный финансовый вес королевства, важное геополитическое положение Саудовской Аравии, российская дипломатия прилагает большие усилия для налаживания с этой страной прочных экономических связей и военно-технического сотрудничества, Так как родина пророка Мохаммеда с каждым годом играет все более заметную роль в раскладке геополитических сил.

Очевидная недопустимость подобной ситуации усугубляется еще и тем, что на сегодняшний день сложилась ситуация, когда у России фактически отсутствуют реальные страны-союзники в регионе, способные быть эффективным каналом для продвижения российских интересов. Традиционные «клиенты» России — Ирак, Сирия, Иран, Ливия — находятся в состоянии более или менее жесткой международной блокады или блокады со стороны стран США и их союзников. Палестинское движение сопротивления во главе с ООП при всей ее политической активности уже не может быть эффективной опорой для внешней политики России. Идентичность интересов и спектр международных связей ООП определяет ее место как силы зачастую имеющей объективно несогласуемую с Россией позицию.

 

 

 

2.2.4 Россия - Йемен

 

Хронологические рамки исследования охватывают период 1926-2004 гг. Именно на этом временном отрезке отчетливо просматривается вся палитра российско-йеменских отношений (при различных политических режимах, в различных экономических условиях). В 1926 г. состоялись первые переговоры по вопросу установления дипломатических отношений между СССР и Йеменом, интенсивно развивавшихся на протяжении почти всего XX в. В последующие десятилетия и в Йемене, и в СССР происходили глобальные внутриполитические перемены, приводящие к изменению характера отношений между государствами (революция 1962 г. в Северном Йемене и провозглашение ЙАР, революция 1963 г. в Южном Йемене и создание Народной Республики Южного Йемена (НРЮЙ) в 1967 г., после обретения страной независимости, объединение двух йеменских государств в единую Йеменскую Республику (ЙР), произошедшее в 1990 г., распад СССР).

Два последних события, послужившие причиной огромной массы внутриполитических и внешнеполитических проблем, с которой столкнулись Россия и Йемен в последнее десятилетие XX в., обусловили ослабление существовавших ранее крепких многосторонних связей между государствами. В середине 1990-х гг. наметился обратный процесс. Активизация межправительственных и межпарламентских контактов, оживление экономического, военно-технического и культурного сотрудничества свидетельствуют о том, что в настоящее время реанимированы все основные направления двусторонних отношений. Подтверждением того, что на новом этапе отношения между Россией и Йеменом вышли на качественно новый уровень, явились два визита в Россию, за короткий срок, йеменского президента Али Абдаллы Салеха.

Состоявшиеся в ходе последнего из них (в апреле 2004 г.) переговоры между российским и йеменским руководством, привели к появлению совершенно новых форм двустороннего сотрудничества, таких как движение за установление побратимских связей между городами и т.п.

Прочные связи между Российской империей и Османской империи существовали еще до 1917 г.

В 1924 г. в королевстве Хиджаз была учреждена советская дипломатическая миссия, ставшая первым официальным представительством СССР в арабских странах.

Успешное развитие политических связей СССР с ближневосточными странами сопровождалось развитием торгово-экономического сотрудничества. Отправной точкой в развитии экономических и торговых отношений между СССР и государствами арабского мира стал 1928 г., когда был подписан договор о дружбе и торговле с Йеменом. После второй мировой войны эти отношения получили новый импульс, так как многие арабские страны, приобретя политическую независимость, стали самостоятельными в своей внешней политике. В 1960-х гг. СССР заключил соглашения об экономическом сотрудничестве и торговле с большинством арабских государств.

Существенную роль во внешней политике СССР на Ближнем Востоке играл военный аспект, в силу стратегической важности региона для безопасности Советского Союза. СССР был одним из главных экспортеров вооружений в ближневосточный регион.

В период правления имама Яхьи, 1 ноября 1928 г., между СССР и Йеменским королевством был заключен договор о дружбе и торговле. В лице СССР Йемен приобрел мощного союзника, признававшего его суверенитет и готового оказывать Йеменскому королевству всестороннюю помощь и поддержку в борьбе за сохранение независимости и освобождение южных территорий от британских колонизаторов.

В условиях экономической блокады Йемена, организованной Великобританией, со всей очевидностью проявились экономические выгоды подписания договора с СССР. Резко вырос процент импортных товаров, ввозимых из СССР, с помощью которого в Йемене был постепенно налажен цивилизованный рынок. В начале 1930-х гг. правительство Советского Союза прислало в Йемен сельскохозяйственное и техническое оборудование, а также советских специалистов, был открыт первый госпиталь Красного Креста и Красного Полумесяца.

Подписание договора с Йеменом имело большое значение и для СССР, который получил, во-первых, выход к Красному морю; во-вторых, огромный рынок сбыта своих товаров; в-третьих, возможность импортировать замечательный йеменский кофе «Мокко» и кожу.

28 января 1939 г. договор между  СССР и Йеменом был продлен  на 10 лет. Затем отношения фактически  прекратились из-за начала второй  мировой войны.

31 октября 1955 г. в Каире  был подписан новый договор  о дружбе. Одновременно были официально  установлены дипломатические отношения  между Йеменом и СССР. В 1956 г. был  подписан договор о торговле  и условиях оплаты по поставкам, состоялся официальный визит  в СССР наследного принца Мухаммеда  аль-Бадра. Советские строители начали  строить порт Ахмеди (город Ходейда), который до сих пор играет  важную роль в экономике Йемена. 24 июня 1962 г. в Сане было открыто  посольство СССР.

Когда произошла сентябрьская революция 1962 г., и в Северном Йемене был провозглашен переход к республиканскому строю, СССР стал первым крупным государством, признавшим ЙАР (2 октября 1962 г.).

Начиная с 1920-х гг., советское государство неоднократно оказывало южнойеменскому народу поддержку в борьбе с английскими колонизаторами. В 1963 г. СССР был инициатором резолюции Генеральной ассамблеи ООН о закрытии в Адене британской военной базы и о выводе вооруженных сил Великобритании с территории Йемена. СССР последовательно выступал за признание права йеменского народа самостоятельно вершить свою судьбу9. Советский Союз был одним из первых государств, официально признавших независимое государство на юге Йемена.

В период «холодной войны» президенту ЙАР Али Абдалле Салеху удавалось поддерживать дружественные отношения с обеими сверхдержавами того времени - СССР и США; со странами как социалистического лагеря, так и капиталистического.

Внешняя политика НРЮЙ (с 30 ноября 1970 г. - НДРЙ) была достаточно последовательной, несмотря на частую смену партийного и государственного руководства. Основное внимание уделялось связям с СССР и другими социалистическими странами,

После сентябрьской революции 1962 г. власть в Северном Йемене перешла к Совету революционного командования (СРК). В стране началась гражданская война между сторонниками республики и монархистами. На стороне ЙАР выступила Объединенная Арабская Республика (ОАР). В Северный Йемен были направлены египетские войска. Помимо ОАР, большую поддержку республиканским силам оказывал СССР. Революционное правительство Северного Йемена признало действительными все подписанные до сентябрьской революции договоры между Йеменом и СССР.

В 1960-х гг. основное место в отношениях между СССР и Северным Йеменом занимали политические и военные вопросы. Из СССР, через Египет, осуществлялись крупномасштабные поставки оружия. Советские летчики, бомбившие места дислокации антиреспубликанских сил, внесли существенный вклад в борьбу с монархистами.

В ноябре 1962 г. первым послом ЙАР в СССР был назначен полковник аль-Хауляни Али Сейф, один из главных организаторов сентябрьской революции 1962 г. Отправив в Советский Союз такого видного политического деятеля, йеменское руководство хотело, таким образом, выразить благодарность советским властям за признание республики в Йемене и поддержку борьбы против монархистов.

Помимо политических и военных контактов, СССР и Северный Йемен связывали отношения в экономической сфере. 27 декабря 1962 г. было подписано Соглашение об экономическом сотрудничестве и торговле. Чуть позже, в 1963 г., было принято решение об организации торгового представительства СССР в ЙАР.

В марте 1964 г. в СССР с дружественным визитом прибыла делегация ЙАР под руководством Президента республики Абдаллы ас-Салляля11. В ходе визита, 21 марта, обе стороны подписали договор о дружбе и ряд соглашений, касающихся экономического и технического сотрудничества. Все подписанные договоры и соглашения были реализованы на практике.

В начале 1970-х гг. отношения между ЙАР и СССР начали постепенно ухудшаться. Основная причина такого охлаждения со стороны Советского Союза крылась в примирении республиканских властей Йемена с монархистами в марте 1970 г. и сближении руководства ЙАР с саудовскими властями. Перемирие было достигнуто при непосредственном участии Саудовской Аравии, признавшей 23 июля 1970 г.

Ослабление позиций СССР в ЙАР практически не сказалось на экономическом сотрудничестве между двумя странами. Кроме того, страну посещали мусульманские делегации из СССР. ЙАР продолжала получать военную и экономическую помощь от СССР, потому что иначе она могла оказаться под полным влиянием Саудовской Аравии и США. В то же самое время, Саудовская Аравия и США оказывали помощь ЙАР, чтобы она не захотела перейти в сферу советского влияния.

28 июля 1978 г. в Москве было  подписано соглашение об экономическом  и техническом сотрудничестве  между ЙАР и СССР.

Об улучшении отношений между ЙАР и СССР свидетельствовал визит в Москву в 1981 г. йеменского президента. Были проведены переговоры по поводу списания части долгов за поставки советского вооружения в Йемен. Али Абдалла Салех просил СССР оказать ЙАР посреднические услуги в переговорах с руководством НДРЙ о прекращении помощи северо йеменской оппозиции, базирующейся на Юге Йемена. В ходе визита был подписан Договор о дружбе и взаимопомощи между СССР и ЙАР. Данный договор являлся логическим продолжением договора, подписанного ас-Саллялем в 1964 г.12

Заключение договоров и соглашений между СССР и ЙАР, необходимых для осуществления успешного двустороннего сотрудничества по многим направлениям, их практическая реализация, обмен делегациями происходили вплоть до конца 1980-х гг., когда наметилась тенденция к некоторому снижению интенсивности советско-северойеменских контактов, что было связано с осложнением внутриполитической обстановки в обеих странах.

Одинаковая идеологическая направленность способствовала сближению НРЮЙ с СССР. Дипломатические отношения между двумя государствами были установлены в 1968 г. В Адене было открыто посольство СССР. В это же время в Москве открылось посольство НРЮЙ.

Первым президентом НРЮЙ стал председатель НФ Кахтан Мухаммад аш-Шааби, не стремившийся к усилению роли СССР в своей стране, считая, что Южный Йемен, только что избавившийся от колониального ига, должен развиваться самостоятельно, поддерживая одинаково дружественные отношения со всеми государствами. В противовес ему, другой лидер НФ, Абдель Фаттах Исмаил, призывал к сближению с социалистическими странами.

Первое соглашение об экономическом и техническом сотрудничестве между Южным Йеменом и СССР было подписано 7 февраля 1969 г. В то же время были подписаны соглашения о торговле, о сотрудничестве в развитии рыболовства, а также о воздушном сообщении15.

СССР занимал важное место во внешней торговле Южного Йемена. В 1969 г. было подписано двустороннее соглашение, в соответствии с которым были определены списки товаров для торгового обмена между Советским Союзом и Южным Йеменом.

В 1970-х годах практически ежегодно происходил обмен партийными и правительственными делегациями между Советским Союзом и НДРЙ.

29 октября 1986 г. в Москве  было подписано межправительственное  соглашение по итогам советско-южнойеменских  переговоров по вопросам дальнейшего  развития экономического и технического  сотрудничества между СССР и  НДРЙ. В 1987-1988 гг. стороны подписали еще целый ряд соглашений о сотрудничестве в сфере добычи нефти и золота, в области здравоохранения, энергетики, судоходства и авиации.

В конце 1980-х гт. экономическая и политическая ситуация в Советском Союзе стала ухудшаться. В этих условиях СССР отказался от активного участия в развитии НДРЙ.

После окончания «холодной войны» и распада СССР Россия утратила главенствующие позиции в системе международных отношений. Сделав ставку на развитие своих отношений с Западом, Россия ослабила связи с Ближним Востоком. Во второй половине 1990-х гг. руководством страны был взят курс на восстановление и укрепление ранее утраченных позиций в этом регионе.

В интересах обеих сторон вывести отношения России с ближневосточными государствами на качественно новый уровень, основанный на следующих принципах:'

- необходимо подходить  к арабским государствам как  к полностью суверенным политическим  образованиям, равноправным партнерам  России;

- развитие отношений России  с арабскими странами не может  рассматриваться ею в качестве  альтернативы иным внешнеполитическим  ори-ентациям самих этих стран  и, в первую очередь, линии на  сотрудничество между ними и  Западом;

Информация о работе Внешнеполитические отношения России со странами ближнего востока и центральной Азии