Участие РФ в интеграционных процессах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 22:57, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время не одна страна мира не может существовать изолированно от других государств. Международная торговля и интеграция в те или иные группировки становится важнейшей внешнеэкономической и внешнеполитической задачей каждого государства. В этом процесс Россия занимает одно из ведущих мест.
Целью данной работы является изучение мировых интеграционных процессов, проходящих с участием России.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...………3
1. Общая характеристика процесса интеграции ………………………………..4
1.1 Сущность и цели экономической интеграции
1.2 Формы международной экономической интеграции.…………….…...........6
1.3 Факторы, определяющие интеграционные процессы……………………....8
2. Деятельность России в интеграционных группировках……………………11
2.1. Россия в интеграционных процессах на постсоветском пространстве
2.2 Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество .……………...20
Заключение…………………………………………………………………….…25
Библиографический список ………………………...………………………......27

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 162.00 Кб (Скачать файл)

Можно выделить структурные факторы, затрудняющие интеграцию России и стран СНГ: несоответствие сложившихся структур хозяйства бывших союзных республик потребностям их становления и развития как независимых государств; низкий технический уровень производства, предопределивший неконкурентоспособность производимой продукции даже внутри СНГ по сравнению с импортируемой из стран дальнего зарубежья; отсутствие у России передовых технологий, что толкало остальные республики на поиск внешних партнеров; потребность новых государств в глубокой перестройке структуры производства, изменениях товарной номенклатуры и географической направленности их хозяйственных связей между собой и с третьими странами.

Для устранения указанных проблем и реализации возможных выгод и с учетом сложившейся в настоящее время ситуации — глобальной, региональной и внутристрановой — в СНГ необходима разработка новых механизмов интеграционного сотрудничества, которая учитывала бы как важность интеграции в рамках Содружества, осознанную государствами, политику третьих стран, других факторов, как в рамках СНГ, так и за его пределами. Эти новые интеграционные механизмы должны учитывать как позитивные, так и негативные аспекты советского опыта и неудачи после распада СССР.

В значительной степени такое положение вещей наблюдается и в рамках Евразийского экономического сообщества и Единого экономического пространства на территории СНГ.

Таким образом, участие РФ в ряде региональных интеграционных инициатив рассматривается нашей страной как основа создания наиболее благоприятных условий для встраивания национальной экономики в систему мирового хозяйства. [14, C. 19]

Цель внешнеэкономической политики в долгосрочной перспективе — создание условий для достижения лидирующих позиций России в мировой экономике на основе эффективного участия в международном разделении труда и повышения глобальной конкурентоспособности ее национального хозяйства. Достижение этой цели предполагает, в том числе, создание интегрированного евразийского экономического пространства совместного развития, а именно:

— укрепление Союзного государства, формирование Таможенного союза и единого экономического пространства в рамках ЕврАзЭС, формирование общего энергетического рынка государств-членов ЕврАзЭС, создание совместных финансовых институтов развития;

— реализация системы проектов по формированию совместной транспортной и энергетической инфраструктуры, а также в области сельского хозяйства и других чувствительных для стран СНГ сферах;

— создание механизма содействия кооперации и взаимным инвестициям стран СНГ;

— формирование условий для свободного перемещения граждан в рамках единого экономического пространства, создание общего культурно-образовательного пространства со странами ЕврАзЭс и другими странами-соседями на евразийском пространстве (создание сети необходимых международных договоров).

Эти механизмы призваны содействовать дальнейшему социально-экономическому прогрессу страны, модернизации ведущих отраслей экономики и транспортной инфраструктуры, привлечения и использования мирового опыта хозяйствования — на уровнях предприятия, региона и всей страны.

России не следует пренебрегать и теми возможностями, которые дает финансовая интеграция как элемент механизма взаимодействия в рамках блоков. Формирование действенного валютно-финансового института может и должно стать важнейшей задачей РФ уже в краткосрочной перспективе.

В условиях глобального кризиса возрастают возможности усиления регионального интеграционного сотрудничества на постсоветском пространстве, консолидации стран СНГ вокруг России. Россия, как обладательница значительных золотовалютных резервов, привлекательным источником безвозмездной финансовой помощи, стабилизационных кредитов, направленных на преодоление последствий кризиса и др. видов финансовой поддержки. [17]

Оказание финансовой поддержки в сложившихся условиях дает России потенциальную возможность усилить свои позиции на постсоветском пространстве, несмотря на гибкую и разновекторную — в зависимости от собственных интересов — политику лидеров стран СНГ. При этом мы согласны с точкой зрения, что «кредитовать другие государства можно и нужно, но только тогда, когда четко прописаны правила игры и понятно, какие именно экономические или политические выгоды, причем в самое ближайшее время, а не в туманном будущем, получит взамен Россия».

Наконец, необходима более последовательная и настойчивая работа — на всех уровнях, во всех направлениях — по реализации разработанных концепций и более целенаправленное отстаивание интересов страны в рамках ее экономического интеграционного взаимодействия на международном уровне. Это позволит обеспечить экономическую безопасность РФ, реализацию интересов государственных и предпринимательских кругов, и в, конечном итоге, социально-экономический прогресс Российской Федерации. [2, C. 171-179]

 

2.2 Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество

 

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) — форум 21 страны Азиатско-Тихоокеанского региона для сотрудничества в области региональной торговли и облегчения и либерализации капиталовложений. Целью АТЭС является повышение экономического роста и процветания в регионе и укрепление азиатско-тихоокеанского сообщества.

Основана в г. Канберра (Австралия) по инициативе премьер-министра Австралии Б. Хоука в 1989. Первоначально в нее вошли 12 стран - 6 развитых государств бассейна Тихого океана (Австралия, Канада, Новая Зеландия, США, Южная Корея, Япония) и 6 развивающихся государств Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (Бруней, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины). К 1997 в АТЭС входили уже почти все основные страны тихоокеанского региона: новыми членами стали Гонконг (1993), КНР (1993), Мексика (1994), Папуа-Новая Гвинея (1994), Тайвань (1993), Чили (1995). В 1998, одновременно с приемом в АТЭС трех новых членов – России, Вьетнама и Перу – введен 10-летний мораторий на дальнейшее расширение состава членов Форума. Заявления на вступление в АТЭС подали Индия и Монголия.

Цели организации:

1.                 поддержание экономического роста стран региона;

2.                 укрепление взаимной торговли;

3.                 ликвидация ограничений на передвижение между странами товаров, услуг и капиталов согласно нормам ГАТТ/ВТО.

Хотя деятельность АТЭС развертывается на основе преимущественно неформальных механизмов, она развивается вширь и вглубь.

АТЭС начинался со скромной программы переговоров о развитии взаимной торговли. На Осакском саммите странами АТЭС было определено более десятка приоритетных сфер деятельности:

–        торговые тарифы;

–        нетарифные меры регулирования взаимной торговли;

–        международные услуги;

–        международные инвестиции;

–        стандартизация товаров и услуг;

–        таможенные процедуры;

–        права интеллектуальной собственности;

–        конкурентная политика;

–        распределение государственных заказов;

–        правила, касающиеся происхождения товара;

–        посредничество в спорах;

–        мобильность бизнесменов;

–        внедрение результатов уругвайского раунда переговоров по торговле в рамках ВТО;

–        сбор и анализ информации.

Наиболее важным направлением являются мероприятия, направленные на стимулирование взаимной торговли и зарубежных инвестиций.

Странам АТЭС уже за первое десятилетие удалось добиться сильного снижения таможенного обложения, хотя и продолжает сохраняться их дифференциация. Параллельно снижаются и другие, нетарифные протекционистские барьеры (количественные ограничения на экспорт и импорт, трудности в импортном и экспортном лицензировании, экспортные субсидии и др.). [7, C. 51]

Россия была принята в АТЭС 1998 году, а заявку она подала еще в 1995 году, когда форум был на подъеме, а входящие в него страны демонстрировали заметные успехи в экономическом развитии.

В то время экономика России переживала не лучший период. По этой причине первые годы членства в АТЭС российское участие в деятельности форума было не слишком заметным, даже несмотря на то, что в ноябре 1998 г. по инициативе МИД РФ был сформирован «Деловой клуб АТЭС» (ДКА) - неформальное объединение представителей российских деловых кругов, ориентированных в своей деятельности на азиатско-тихоокеанский регион.

В ноябре 2000 г. президент России одобрил «Концепцию участия России в Форуме Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС)».

С тех пор Россия последовательно наращивала активность своей деятельности в рамках АТЭС.

Повышению весомости участия России на саммитах АТЭС способствовало расширение их повестки дня за счет политических вопросов.

Однако до последнего времени Россия оставалась для стран АТЭС гораздо менее интересным торгово-экономическим партнером, чем они для нее (доля России во внешнеторговом обороте стран АТЭС составляет примерно 1%, в то время как доля стран АТЭС во внешнеторговом обороте России превышает 15%). Причина проста: Россия пока может предложить региону, главным образом, лишь сырье, в то время как саму ее интересует в первую очередь высокотехнологичная продукция, производимая в странах АТЭС. Что касается российских производителей сложной тех­нологической и наукоемкой продукции, то они пока слабо представлены в АТЭС.

Исправление такой ситуации вполне соответствует озвучиваемым в последние несколько лет стремлениям руководства России избавить ее экономику от зависимости от экспорта сырья и сделать более современной и конкурентоспособной. Однако следованию в этом направлении, видимо, в какой-то степени помешал новый финансовый кризис, с которым в 2008 году столкнулся мир, и который отвлек внимание от других тем.

В ноябре 2012 года планируется проведение саммита АТЭС в России. Саммит должен пройти во Владивостоке на острове Русском. Планируется превратить остров Русский в крупную туристско-рекреационную зону

До момента, когда Россия примет у себя саммит Азиатско-Тихоокеанского Форума экономического сотрудничества (АТЭС), остается менее двух лет. За это время необходимо не только построить всю необходимую инфраструктуру в районе Владивостока, но и понять, что Россия может предложить Форуму, чего она хочет от него, и вообще, каковы перспективы этой организации.

Саммит-2012 должен стать мощным средством повышения престижа России в АТЭС. Он поможет ей решить и еще ряд проблем, перспективы появления которых различимы уже сегодня. В частности, речь идет об укреплении позиций России в условиях возможного обострения отношений между Китаем, с одной стороны, и укрепляющимся сейчас военно-политическим союзом США, Японии и Южной Кореи. Или в условиях чрезмерного укрепления отношений между Китаем и США и создания «Большой двойки», если, благодаря стараниям и дипломатическому искусству Вашингтона, движение в таком направлении станет реальным. При условии, если Россия будет играть в АТЭС весомую роль, она сможет либо избежать развития событий по любому из приведенных выше сценариев, либо хотя бы минимизировать их негативные последствия, используя механизмы АТЭС. [13]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Интеграция России в мировую экономику – важнейшая задача, от выполнения которой зависит дальнейшее развитие страны и успешное продвижение нынешнего экономического курса.

Основными формами интеграции являются:

1.                  Зона свободной торговли;

2.                  Таможенный союз;

3.                  Платежный союз;

4.                  Общий рынок;

5.                  Экономический и валютный союз.

ЕЭП России, Украины, Белоруссии и Казахстана имеет своей целью создание достаточного основания для обеспечения свободной торговли между входящими в него государствами. К сожалению, из-за политической нестабильности в Украине, постоянной смены власти в этой стране и, как следствие этого, неопределенности её внешнеполитического курса, Украина до сих пор не ратифицировала весь пакет соглашений по ЕЭП, а значит не может полноценно принимать участия в работе сообщества. Несмотря на это три государства в 2007 году подписали соглашение об организации таможенного союза, что может послужить основой для дальнейшей экономической и политической интеграции государств.

Содружество Независимых Государств в последнее время испытывает серьезный кризис. К сожалению, СНГ сейчас фактически разделилось на 3 лагеря: государств, стремящихся к взаимной интеграции с Россией; государств, стремящихся к интеграции в ЕС и государств, пытающихся быть лояльными и той и другой стороне. Особенно такое разделение усилили ряд бархатных революций, а также энергетические конфликты с Украиной и Белоруссией. Однако, несмотря на это СНГ, остается важнейшей организацией, поскольку основан не на желании государств-членов, а на необходимости интеграции, поскольку все страны, входящие в СНГ неразрывно связаны культурно, экономически и политически.

Для России сотрудничество с АТЭС одним из приоритетных направлений. Несмотря на это, до последнего времени Россия не принимала серьезного участия в работе форума.

В ноябре 2012 года планируется проведение саммита АТЭС в России.

До момента, когда Россия примет у себя саммит Азиатско-Тихоокеанского Форума экономического сотрудничества (АТЭС), остается менее двух лет. За это время необходимо не только построить всю необходимую инфраструктуру в районе Владивостока, но и понять, что Россия может предложить Форуму, чего она хочет от него, и вообще, каковы перспективы этой организации. Саммит-2012 должен стать мощным средством повышения престижа России в АТЭС. Он поможет ей решить и еще ряд проблем, перспективы появления которых различимы уже сегодня.

Информация о работе Участие РФ в интеграционных процессах