Участие РФ в интеграционных процессах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 22:57, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время не одна страна мира не может существовать изолированно от других государств. Международная торговля и интеграция в те или иные группировки становится важнейшей внешнеэкономической и внешнеполитической задачей каждого государства. В этом процесс Россия занимает одно из ведущих мест.
Целью данной работы является изучение мировых интеграционных процессов, проходящих с участием России.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...………3
1. Общая характеристика процесса интеграции ………………………………..4
1.1 Сущность и цели экономической интеграции
1.2 Формы международной экономической интеграции.…………….…...........6
1.3 Факторы, определяющие интеграционные процессы……………………....8
2. Деятельность России в интеграционных группировках……………………11
2.1. Россия в интеграционных процессах на постсоветском пространстве
2.2 Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество .……………...20
Заключение…………………………………………………………………….…25
Библиографический список ………………………...………………………......27

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 162.00 Кб (Скачать файл)

Фактор, стимулирующий интеграционные процессы — повышение открытости национальных экономик. Характерными чертами открытой экономики являются:

1)                глубокая втянутость экономики страны в систему мирохозяйственных отношений (об этом косвенно свидетельствует большая и продолжающая расти экспортная квота по товарам и услугам в ВВП большинства стран мира);

2)                ослабление или полная ликвидация ограничений на межстрановые перемещения товаров, капитала, рабочей силы;

3)                конвертируемость национальных валют.

Развитию межгосударственной экономической интеграции способствует наличие целого ряда предпосылок. Так, интеграционные процессы наиболее продуктивно происходят между странами, находящимися примерно на одинаковом уровне экономического развития и имеющими однородные хозяйственные системы.

Другая, не менее важная предпосылка — географическая близость интегрирующихся стран, расположенных в одном регионе и имеющих общую границу.

Возможность и целесообразность интегрирования во многом определяется наличием между странами исторически сложившихся и достаточно прочных экономических связей. Большое значение имеет общность экономических интересов и проблем, решение которых совместными усилиями может быть значительно эффективнее, чем порознь. Примером может служить наиболее развитая форма интеграции, сложившаяся в Европейском союзе. [11, С. 83]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Деятельность России в интеграционных группировках

2.1 Россия в интеграционных процессах на постсоветском пространстве

 

Современная мировая экономика, будучи глобальной по своей природе, все более развивается в направлении усиления интеграционных процессов и на мировом, и на региональном (субрегиональном) уровнях. Все страны мира — как традиционно интегрирующиеся, так и вновь включающиеся в эти процессы — стремятся посредством взаимодействия с партнерами в рамках региональных интеграционных объединений более полно реализовать свои экономические интересы, расширить сферы влияния, сформировать новые возможности.

Исследование социально-экономических процессов в мировой экономике в последней четверти ХХ и в начале XXI в. однозначно показывает следующее. Страны, более активно втягивавшиеся в интеграционные процессы на субрегиональном и межрегиональном уровнях, сотрудничавшие не только в рамках одного блока, но и с другими интеграционными объединениями как субъектами мирохозяйственных связей, сформировали более значительные возможности для устойчивого развития национальных экономических систем.

Россия, традиционно и активно участвовавшая в интеграционном взаимодействии, в настоящее время стремится найти свое место в современных интеграционных процессах. Этого требует ее экономическая безопасность, тенденции развития, как мировой, так и национальной экономики. Развитие России может быть успешным лишь при условии самого активного участия в региональной интеграции как одном из путей интеграции в экономику глобальную. Конструктивная вовлеченность в эти процессы — наш стратегический выбор, важнейшая задача на обозримую перспективу.

Российская экономическая школа рассматривает интеграцию как объективный по сути, конфликтно-компромиссный процесс сближения, взаимодействия национальных хозяйств. В то же время при изучении литературы по данной тематике, мы сталкиваемся с парадоксальным фактом: несмотря на обилие источников по интеграции в СНГ, ЕврАзЭС и в целом по международной экономической интеграции, этот процесс практически не исследуется с позиций интересов именно Российской Федерации. [2, C. 201]

РФ включилась в процессы интеграционного взаимодействия в начале 1990-х гг. в связи с возникновением после распада СССР целого ряда межгосударственных группировок, состоящих из бывших союзных республик. В 1991 г. образовалось Содружество независимых государств (СНГ); в 1999 г. было создано Евразийское экономическое сообщество – ЕврАзЭС; наконец, в 2003 г. было принято решение о начале формирования Единого экономического пространства (ЕЭП).

Помимо постсоветского пространства, Россия расширяет свою интеграционную деятельность в других направлениях. Развивается экономическое взаимодействие РФ в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Наша страна является участником Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), где «защитила» свой индивидуальный план действий.

С разной степенью интенсивности и результативности Россия взаимодействует также с некоторыми интеграционными блоками, такими, как ЕС (посредством реализации концепции «четырех общих пространств» с Европейским Союзом), АСЕАН, МЕРКОСУР, ССАГПЗ, СААРК и др., являющимися главным образом внешнеторговыми партнерами нашего государства.

Поэтому в интересы России входит создание не «закрытой» структуры на постсоветском пространстве; скорее ей необходимо строить группировки, отвечающие принципам «открытого регионализма» и позволяющие нашей стране более эффективно участвовать в процессах глобализации (мирохозяйственных связях). [9, C. 125]

Современная Россия — одно из быстроразвивающихся государств мира, вносивших в 2000–2008 гг. значительный вклад в положительную динамику мировой экономики. Согласно сравнительным данным ООН по валовому внутреннему продукту (ВВП), рассчитанному на основе паритета покупательной способности национальных валют, к концу периода Россия входила в первую восьмерку стран по данному показателю. Как видно из представленных статистических данных (таблица 1), за 2000–2008 гг. ВВП России увеличился соответственно с 7305,6 до 41668 млрд руб., то есть в 5,7 раза. В 2008 г. по этому показателю Россия заняла седьмое место в мире.

Мировой рынок поглощает от 11 до 14% производимой в России добавленной стоимости. Важной особенностью последних лет стало заметное отставание темпов роста торговли сырьем от общих темпов роста внешней торговли России, что обусловлено выработкой заменителей сырья, более экономичным его использованием, углублением его переработки.

 

Таблица 1

Динамика ВВП, экспорта и импорта России, 2000–2008 гг. в текущих ценах, млрд долл.

Одним из основных факторов роста национальной экономики России в указанный период стала, прежде всего, внешняя торговля, рост стоимостных объем которой был значительным и тесно коррелирован с динамикой ВВП.

Позитивное влияние внешнеэкономических связей ощущали на себе практически все секторы и отрасли российской экономики, включая сектор домашних хозяйств. Почти половина ресурсов розничной торговли формировалась за счет импорта. Здесь следует отметить, что вторым по значимости фактором роста российской экономики с 2004-2005 гг. стал именно внутренний спрос — потребительский, корпоративный и государственный. Причем основным источником покрытия прироста внутреннего спроса в 2007 г. стало отечественное производство.

Внутреннему спросу также отводится важнейшая роль в стабилизации экономики страны в условиях кризиса.

Однако роль внешнего фактора развития российской экономики остается преобладающей. Поэтому для РФ важно совершенствовать эту составляющую своего национального хозяйства за счет диверсификации, как товарной структуры внешней торговли, так и ее географии, а также углублять сотрудничество в экономических интеграционных объединениях, прежде всего, на постсоветском пространстве. При этом страны СНГ продолжают оставаться одним из основных и перспективных рынков сбыта российской продукции, особенно обрабатывающих отраслей промышленности.

Каковы же цели и особенности участия России в интеграционных объединениях на постсоветском пространстве?

На сегодняшний день РФ является участником следующих интеграционных инициатив на постсоветском пространстве: Содружество независимых государств (СНГ); Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС); Единое экономическое пространство (ЕЭП).

По степени интеграции и значению на первом месте среди названных блоков по праву остается СНГ. Развитие и углубление взаимного торгово-экономического сотрудничества в рамках Содружества является одним из важных направлений интеграционной политики России. [6, C. 17]

Содру́жество Незави́симых Госуда́рств (СНГ) — региональная международная организация (международный договор), призванная регулировать отношения сотрудничества между странами, ранее входившими в состав СССР. СНГ не является надгосударственным образованием и функционирует на добровольной основе.

СНГ основали Белоруссия, Россия и Украина. Соглашение о создании СНГ, подписано 8 декабря 1991 в Минске.

   21 декабря 1991 к Соглашению присоединились  Азербайджан, Армения, Казахстан,  Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, подписавшие совместно с Белоруссией, Россией и Украиной в Алма-Ате Декларацию о целях и принципах СНГ. [10, C. 174]

Евразийское экономическое сообщество (ЕВРАЗЭС) – международная экономическая организация, в состав которой входят Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация и Республика Таджикистан. Республики Молдавия и Украина (с 2002) и Армения (с 2003) имеют статус наблюдателя. Основной целью ЕврАзЭС является региональная интеграция путем создания единого экономического пространства на территории входящих в него стран.

При подготовке пакета документов о его создании были обозначены этапы и конечная цель: Таможенный союз и Единое экономическое пространство. Предусматривалась возможность принятия принципиальных решений голосо­ванием, где каждая страна, в зависимости от экономического потенциала, имела определенный процент голосов. Однако не были зафиксированы и четко прописаны возможности создания соответствующих институциональных органов международной организации.

   В августе 2006 на Межгосударственном совете ЕврАзЭс было принято принципиальное решение о создании Таможенного союза в составе лишь трёх государств, готовых к этому, - Беларуси, России и Казахстана.

   К настоящему времени в ЕврАзЭС  сформирована зона свободной торговли. В ее рамках созданы условия для  беспрепятственного движения товаров, производимых на территории государств сообщества.

   Тремя государствами - Беларусью, Казахстаном и Россией - реализуется утвержденный еще в октябре 2007 года Проект поэтапных действий по заключению полномасштабного таможенного союза.

   Таможенный  союз трех стран станет площадкой для следующего этапа интеграции - построения единого экономического пространства. Между Беларусью, Казахстаном и Россией начат процесс экспертного согласования. [16]

Под Единым экономическим пространством понимается экономическое пространство, объединяющее таможенные территории государств, на котором функционируют механизмы регулирования экономик,  основанные на единых принципах, обеспечивающих свободное движение товаров, услуг, капитала  и  рабочей  силы  и  проводится  единая   внешнеторговая   и согласованная,  в той мере и в том объеме,  в каких это необходимо для обеспечения равноправной конкуренции и поддержания  макроэкономической стабильности,   налоговая,   денежно-кредитная   и  валютно-финансовая политика.

Президенты России, Белоруссии, Казахстана и Украины заявили о намерении сформировать Единое экономическое пространство 23 февраля 2003 года. 19 сентября 2003 года было подписано соглашение по этому поводу.

Обращает на себя внимание тот факт, что в 2000–2008 гг. Россия являлась для стран СНГ, за исключением Туркменистана, как основным источником импорта, так и главным экспортным рынком, что во многом объяснялось его масштабами. В то же время торговля между странами СНГ (без учета России) последовательно сокращалась. Такого рода асимметрия в географической структуре торговых потоков и зависимость от одного рынка в рамках СНГ делает страны данного региона очень уязвимыми от экономической ситуации, складывающейся в России.

Внешнеторговый оборот РФ со странами СНГ вырос в 2007 г. на 27,4% — до 82,419 млрд долл. Доля стран СНГ в общем объеме экспорта России увеличилась за год с 14,3% до 15,1%, в общем объеме импорта снизилась с 14,9% до 14,2%.

В 2008 г. внешнеторговый оборот России составил 735 млрд долл. (с учетом данных о торговле с Республикой Беларусь), в том числе со странами СНГ — 106,5 млрд долл. (рост на 29%). Сальдо торгового баланса России со странами СНГ в 2008 г. по сравнению с 2007 г. возросло и составило 33,3 млрд долл. против 22,8 млрд долл. в 2007 г.

Внешнеторговый оборот России в январе-апреле 2009 г., по данным таможенной статистики, со странами СНГ составил 18 млрд долл. (снижение на 46,5%), в том числе экспорт — 12,3 млрд долл. (снижение на 45,4%), импорт — 5,7 млрд долл. (снижение на 48,9%).

Сокращение стоимостного объема торговли России со странами СНГ в январе-апреле 2009 г. по сравнению с январем-апрелем 2008 г. произошло как за счет падения средних цен экспортированных товаров, так и по причине снижения физических объемов экспортных поставок. [3, С. 162]

Товарооборот России со странами ЕврАзЭС в 2008 г. составил 60,08 млрд долл., в том числе по экспорту — 41,1 и по импорту — 18,9 млрд долл.

Таким образом, торговые, и в целом интеграционные процессы в СНГ связаны, прежде всего, с Россией, т.к. она — естественное ядро СНГ. Из всех постсоветских республик на нее приходится свыше трех четвертей территории, почти половина населения и более двух третей ВВП. Как РФ, так и страны СНГ придерживаются точки зрения, что от позиции России с ее человеческим, территориальным, ресурсным и экономическим потенциалом зависит реализация многих задач и проектов в СНГ, ЕврАзЭС и др. Однако не означает ли «локомотив» «кормильца», и нужна ли нам такая роль? Не этой ли ролью предопределяются сохраняющиеся проблемы в интеграции на постсоветском пространстве? [15, C. 47]

Помимо взаимной торговли, Россия в рамках интеграционного взаимодействия осуществляет со странами СНГ сотрудничество в топливно-энергетическом комплексе, инвестиционной сфере, в области транспорта, межрегиональное и межведомственное сотрудничество.

Информация о работе Участие РФ в интеграционных процессах