Терроризм в международных и национальных конфликтах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 23:09, дипломная работа

Описание работы

Терроризм относится к числу самых опасных и трудно прогнозируемых явлений современности, которое приобретает все более разнообразные формы и угрожающие масштабы. Террористические акты чаще всего приносят массовые человеческие жертвы, влекут разрушение материальных и духовных ценностей, не поддающихся порой восстановлению, сеют вражду между государствами, провоцируют войны, недоверие и ненависть между социальными и национальными группами, которые иногда невозможно преодолеть в течении жизни целого поколения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕРРОРИЗМ КАК ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОСТИ.
1.1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕРРОРИЗМА
1.2 Понятие, природа и виды терроризма
1.3 Терроризм как средство решения международных споров и конфликтов
1.4 Проявление терроризма в странах СНГ
ГЛАВА 2. РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ.
2.1 ПРИЧИНА И ИСТОКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
2.2 СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЯ С ТЕРРОРИЗМОМ
2.3. ПРОБЛЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В РАКУРСЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ И РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ГЛАВА 3. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ
3.1. СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ОПРЕДЕЛЕНИЙ ТЕРРОРИЗМА В УГОЛОВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИИ, КЫРГЫЗСТАНА И ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ
3.2. ТЕРРОРИЗМ: ПРОБЛЕМА УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО УРЕГУЛИРОВАНИЯ
3.3 СРЕДСТВА И МЕТОДЫ БОРЬБЫ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

2200-107.doc

— 357.00 Кб (Скачать файл)

 

ГЛАВА 3. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ

3.1. Сравнительно-правовой анализ определений терроризма в уголовном законодательстве России, Кыргызстана и зарубежных государств.

Сравнительно-правовой анализ определений терроризма в уголовном законодательстве России, Кыргызстана и зарубежных государств, а также в международно-правовых документах, как бы "ретранслирует" в сферу уголовно-правового регулирования характеристики и классификации терроризма как социально-правового явления. Именно дефиниции уголовного законодательства обеспечивают законность и вместе с тем стимулируют активность использования непосредственных мер предупреждения, пресечения конкретных террористических преступлений, достаточное и справедливое наказание за них. Своевременное, достаточное, справедливое реагирование на предусмотренное уголовным законом деяние террористической направленности - одна из наиболее значимых форм, составляющих систему мер борьбы с терроризмом, в том числе в аспекте успокоения общественного мнения, развенчания в глазах населения "всесилия" террористов, а, следовательно, восстановление атмосферы общественного спокойствия, уверенности населения и безопасности. Методические разработки должны в полной мере раскрывать значение уголовно-правовых мер для "физического" выведения из активной деятельности наиболее агрессивных и опасных террористов, возможности общепревентивного воздействия на лиц и группы повышенного риска приобщения к террористической деятельности. Замечено, что кроме "фанатиков-комикадзе" значительная часть участников или "кандидатов" в участники акта терроризма взвешивают степень риска. И демонстрация в условиях террористического акта высокой вероятности строгой кары может оказать на этих участников террора сдерживающее воздействие.

Проблемные ситуации в уголовно-правовой сфере можно разделить на законодательные и правоприменительные. При этом приходится преодолевать и сложности, связанные с двойной терминологией уголовного закона "терроризм" и "террористический акт." Известно, что понятие терроризма обозначает социально-правовое явление и представляет как бы родовое понятие по отношению к конкретным актам террора. В этой связи использование для обозначения одного преступления двух понятий, отражающих разный уровень явления, - недопустимо.

Еще одна проблема законодательного уровня: можно ли включать уголовно-правовые нормы о борьбе с терроризмом в комплексные законы (с учетом того, что текст нового УК устанавливает, и только он является источником уголовного права)?

Принципиальным представляется также вопрос о необходимости введения в УК Российской Федерации и Кыргызстана понятия организованного террористического сообщества (организованной террористической группы). Некоторые кодексы зарубежных государств вводят это понятие наряду с общим понятием сообщества, группы. Столь же значим вопрос о возможности предусмотреть в УК специфические формы соучастия и пособничества (напомним об упомянутых выше акциях передачи информации террористам, представительство их интересов, иные обеспечивающие действия, пропагандистская помощь и т.п.)

С проблемой повышения эффективности уголовно-правового регулирования связана и проблема особенностей процессуального производства по делам о террористических деяниях. Например, в части дополнительных гарантий против утечки секретной информации, в том числе через адвокатов (аналогичные положения отражены в законодательстве ФРГ). Решения, основанного на законе, ждут, в частности, специалисты по процедуре допуска адвокатов, созданию дополнительных правовых гарантий безопасности участников процесса, учету особенностей проведения некоторых следственных действий, необходимости предоставления органам судопроизводства правомочий по проверке источников финансирования деятельности террористов В комплексе с названными должны быть урегулированы и специфические вопросы содержания под стражей и отбывания наказания террористами.

Уголовно-правовые нормы о террористическом деянии в УК КР включает ст. 226. К ней по характеру деяния примыкают ст.-ст. 227, 229, 294, 295, 296 298 и др. Представляется, что в нормах УК КР необходимо расширить перечень мотивов и способов действий (либо дать такие обобщенные формулировки); уточнить момент окончания преступления, разграничить случаи, когда захват заложников, наемничество и т.п. преступления являются самостоятельными, а в каких случаях -способом террористических действий. Необходимо провести также сопоставительный анализ санкций для устранения их несоответствия

Следует ввести в УК также нормы о диверсии и сопоставить признаки этого преступления и признаки террористического деяния.

Оптимизация уголовно-правового регулирования, по моему мнению, должна включать и расширение формулировок возможных целей, трактовку соответствующих деяний как много объектных (с возможным выделением главных и дополнительных объектов), включая направленность посягательств на массовое поражение населения, посягательство на жизнь и здоровье отдельных лиц и групп населения, на государственную и общественную безопасность, на информационные, энергетические, продуктовые ресурсы и системы жизнеобеспечения общества, на нормальную деятельность государственных институтов и моральное состояние населения.

Существенного расширения требует, на мой взгляд, описание способов и последствий совершения террористических преступлений как квалифицирующих обстоятельств (включая, например, захват высшего должностного лица - представителя власти, принуждение оператора -источника повышенной опасности - осуществить опасные действия, повторность, систематичность, упорство в достижении цели и т.д.).

На уровне правоприменения выделяются три группы проблемных ситуаций. Во-первых, квалификация по совокупности при наличии существенных различий в общественной опасности совершенных преступлений (например, посягательство на жизнь государственного деятеля с помощью незаконно приобретенного пистолета). Практика до сих пор идет по пути отбрасывания менее значимых деяний при формулировке обвинения. С учетом открывшейся возможности сложения наказаний сверх пределов максимальной санкции, а также того, что обвинение в незаконных операциях с оружием, наркотиками и

т. п. позволит изолировать террориста и в случае признания недоказанным основного преступления, полагаем, что судебная практика должна учитывать данные моменты.

Во-вторых, необходимо активизировать маневр наказанием, включая "сделки" со второстепенными участниками и пособниками в интересах изобличения организаторов и ликвидации преступного сообщества, группы. Необходимость учета посткриминального поведения желательно также зафиксировать в позиции надзорной практики и в профилактической деятельности оперативных аппаратов соответствующих правоохранительных органов и спецслужб России и Кыргызстана.

В-третьих, требует проработки проблема использования норм с двойной превенцией для предупреждения и пресечения террористической деятельности, а также института обстоятельств, исключающих преступность деяния.

В рамках уголовно-правовой проблематики проработке подлежит специфика обоснованного риска при пресечении террористических действий, а также ответственности за бездействие или халатное исполнение обязанностей по предупреждению и пресечению преступных действий.

Организационно-правовое обеспечение борьбы с терроризмом предполагает необходимость ряда поручений МИД как России, так и Кыргызстана о безотлагательной подготовке исчерпывающего аннотированного перечня документов, имеющих отношение к борьбе с терроризмом; о срочной подготовке целевых конвенций с ведущими зарубежными странами, в которых должны быть предусмотрены информационное взаимодействие и совместные операции по борьбе с терроризмом. В рамках СНГ необходимы дополнения к многосторонним и двухсторонним актам о правовой помощи; развитие нормативной базы для обмена поручениями и информационного взаимодействия в части слежения за лицами и организациями, представляющими опасность, их операциями по добыванию оружия, технических средств, финансового обеспечения, а также за их межгосударственными перемещениями и закреплением в определенной местности. В подготавливаемые на межпарламентском уровне СНГ модельные уголовно-правовые и процессуальные акты необходимо предложить соответствующие дополнения. Наконец, на случай межгосударственных террористических действий необходимо иметь типовые планы совместного противодействия.

Большое значение, на мой взгляд нужно придать целевой характеристике задач, форм и содержания:

а) работы с населением по опровержению преувеличенных представлений о распространенности и опасности терроризма (здесь нужны и совместные со СМИ действия на основе партнерской позиции) и в то же время по формированию повседневной бдительности в отношении лиц и предметов, которые могут представлять опасность;

б) своевременной и достаточной информации о конкретных действиях террористов, согласованной между ведомствами, точной и не допускающей избыточных деталей, внушающих страх; обязательное сообщение о потерях террористов и о судебном приговоре; целенаправленной правовой и морально-психологической подготовки участников антитеррористической деятельности, с тем, чтобы создать позицию готовности к ней (и в ситуациях риска) на основе точного знания прав, обязанностей, ответственности. Законодательство США по борьбе с терроризмом

Представляется необходимым рассмотреть нормотворчество некоторых государств, имеющих значительный опыт по борьбе с этим антиобщественным явлением. Среди них значительный интерес представляет законодательство США, которое во многом начало разрабатываться в качестве реакции на убийство израильских спортсменов во время Мюнхенских Олимпийских игр 1972 г. Законодательная политика в этой области остается неизменной, хотя и более энергичной по мере учащения и ужесточения террористических актов против граждан США. Конгресс принял серию законов, четко определяющих терроризм как преступление, устанавливающих процедуру задержания и   наказания виновных во всем мире и требование санкций против стран, поддерживающих терроризм.

В структуре федерального законодательства вопрос о терроризме фигурирует в различных актах. Захват заложников или террористические акты, направленные против граждан США, совершаемые за пределами их территории, или действия с целью принудить правительство США к тем или иным действиям являются федеральными преступлениями. Федеральными преступлениями в соответствии с Законом 104-132, подписанным президентом Клинтоном 24 апреля 1996 г., являются и некоторые акты терроризма за пределами национальных границ, например заговор на территории под юрисдикцией США.

В борьбе с террористической деятельностью как внутри, так и за пределами страны необходимо учитывать конституционные права. Так, при расследовании по подозрению в терроризме могут быть поставлены под угрозу такие законодательные акты, как запрет на необоснованный обмен за задержание в соответствии с Четвертой поправкой к Конституции, свобода слова и ассоциаций в соответствии с Первой поправкой, свобода на ношение оружия в соответствии со Второй поправкой и положение о надлежащей правовой процедуре в соответствии с Пятой и Четвертой поправками к Конституции.

Закон США о борьбе с терроризмом предусматривает ужесточение ограничений на выдачу виз иностранным гражданам, уличенным в связях с террористами, на права иностранных авиакомпаний из стран, организующих террор, совершать рейсы в США. Закон также:

  • Закон содержит ряд положений запрещает оказывать помощь иностранным правительствам, которые помогают или предоставляют смертоносную военную технику странам, которые занесены в особый список в связи с их причастностью к терроризму; запрещает продавать или лицензировать экспорт предметов или услуг оборонного
  • назначения  в  те   страны,   которые,   по  мнению  президента,   не   в   полной  мере поддерживают усилия США в борьбе с терроризмом;
  • дает право (по решению Государственного секретаря) отказывать во въезде в США иностранным гражданам, являющимся членами или представителями иностранных террористических групп;
  • предписывает Федеральному управлению гражданской авиации требовать от иностранных авиакомпаний, обслуживающих США, выполнения тех же мер безопасности, которые применяются авиакомпаниями США.

Официальное название закона: "Закон 1996 г. о борьбе с терроризмом и об эффективности Закона о высшей мере наказания". В него включены важные положения, которых добивался Госдепартамент, такие, как отнесение к категории уголовных правонарушений действий по сбору средств или организации другой материальной поддержки иностранным террористическим организациям и актов терроризма за пределами США, введение законодательства для конвенции о пластиковой взрывчатке, расширение экстерриториальной уголовной юрисдикции США по делам, связанным с терроризмом.

Закон дает право Государственному секретарю (по согласованию с министром юстиции и министром финансов) формировать особый список террористических организаций. Такой список должен использоваться для отнесения к числу следующих преступных деяний: предоставление финансовых средств и другой материальной поддержки террористическим организациям, включенным в этот список, со стороны лиц, находящихся на территории Соединенных Штатов или подпадающих под юрисдикцию США, а также служить основанием для Отказа в выдаче виз для въезда в эту страну. Госсекретарь (по согласованию с министром юстиции) может причислить организацию к числу иностранных террористических организаций в том случае, если установлено следующее: данная организация является иностранной террористической организацией; данная организация занимается террористической деятельностью; террористическая деятельность, которой занимается данная организация, создает угрозу безопасности граждан США или безопасности самих США. Под "национальной безопасностью" закон понимает "национальную оборону, внешние связи или экономические интересы Соединенных Штатов". В соответствии с разделом Закона материальная поддержка организации, причисленной к категории иностранных террористических организаций, является преступлением, наказания за которое - 10 лет лишения свободы, а также система штрафов. Понятие "материальной поддержки" имеет широкое толкование, при этом следует пользоваться приведенными в Законе определениями. Он также дает министру финансов право требовать от финансовых институтов замораживания любых средств, размещенных в этих институтах иностранной террористической организации или доверенных лиц такой организации. Термин "доверенное лицо" не имеет определения ни в самом законодательстве, ни в законодательной истории данного Закона. Предусматриваются процедуры по охране конфиденциальной информации при рассмотрении соответствующих дел в суде.

Информация о работе Терроризм в международных и национальных конфликтах