Сущность, функции и состав налогов на внешнеторговую деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2015 в 18:06, реферат

Описание работы

Целью настоящей работы является определение ЭИО как формы международных отношений; определение приоритетных направлений работы коммерческой службы в области ЭИО; выбор направлений совершенствования коммерческой деятельности в области ЭИО

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНЫХ ТОРГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ 4
1.1.Сущность, функции и состав налогов на внешнеторговую деятельность 4
1.2. Эволюция таможенной политики России 4
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ ПРАКТИКИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНЫХ ТОРГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ 4
2.1.Механизм разработки и применения таможенных пошлин 4
2.2.Акцизы по импортным и экспортным операциям в системе таможенных платежей Российской Федерации 4
2.3. Совершенствование таможенных тарифов 4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 4
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 4

Файлы: 1 файл

плаггг.doc

— 253.50 Кб (Скачать файл)

- с комбинированными ставками - как объём ввозимых подакцизных  товаров в натуральном выражении  при применении твёрдой (специфической) составляющей налоговой ставки  и как расчётная стоимость  ввозимых подакцизных товаров, исчисляемая исходя из максимальных розничных цен, при применении адвалорной (в процентах) составляющей налоговой ставки.

Налоговая база определяется отдельно по каждой ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации партии подакцизных товаров.

Если в составе одной партии ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации подакцизных товаров присутствуют подакцизные товары, ввоз которых облагается по разным налоговым ставкам, налоговая база определяется отдельно в отношении каждой группы указанных товаров. 

Отметим, что если налогоплательщик начислил и уплатил акциз, а потом представил в налоговый орган документы, подтверждающие факт вывоза подакцизных товаров в таможенном режиме экспорта, суммы налога будут ему возвращены путем зачета или возврата в порядке, установленном ст. 203 Налогового Кодекса Российской Федерации.5

При экспорте подакцизных товаров для подтверждения обоснованности освобождения от уплаты налога и налоговых вычетов налогоплательщик должен в обязательном порядке в течение 180 дней со дня реализации указанных товаров представить в налоговый орган необходимые документы.

Такими документами являются: во-первых, контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным партнером на поставку подакцизных товаров. Если поставка осуществляется по договору комиссии, поручения или агентскому договору, то налогоплательщик должен представить соответствующие договоры или их заверенные копии, а также контракт, либо заверенную копию контракта лица, осуществляющего поставку по поручению налогоплательщика, с контрагентом.

Во-вторых, необходимо представить платежные документы и выписку банка или их заверенные копии, подтверждающие фактическое поступление выручки от экспорта на счет налогоплательщика в российском банке или же на счет его комиссионера, поверенного или агента.

В-третьих, налогоплательщик должен предъявить грузовую таможенную декларацию или ее копию с соответствующими отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товара, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который указанный товар был вывезен за пределы российской территории.

И, в-четвертых, представляются копии транспортных или товаросопроводительных документов или других документов с отметками пограничных таможенных органов иностранных государств, подтверждающих вывоз товаров за границы российской территории. 

В случае непредставления или представления в неполном объеме всех указанных документов, налогоплательщик должен уплатить соответствующие суммы акциза. В том случае, если впоследствии налогоплательщик представит в налоговые органы документы или их копии, обосновывающие освобождение от уплаты акциза, уплаченные суммы налога должны быть возвращены ему в принятом порядке. Вопрос о возмещении налога должен быть решен не позже трех месяцев со дня представления документов, подтверждающих вывоз товаров в таможенном режиме экспорта.

В течение этого срока налоговый орган осуществляет проверку представленных документов и принимает решение о возвращении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе в возмещении. Если у налогоплательщика есть недоимки и пени по акцизу или по иным налогам, а так же задолженности по присужденным налоговым санкциям, подлежащим зачислению в тот же бюджет, из которого производится возврат, сумма уплаченного налога будет зачислена в погашение указанных сумм. Этот зачет налоговики проведут самостоятельно, а налогоплательщик всего лишь будет извещен об этом в течение десяти дней. Если у налогоплательщика отсутствуют недоимки, суммы, подлежащие возмещению, то будут либо засчитаны в счет текущих платежей по акцизу и (или) иным налогам, подлежащим уплате в тот же бюджет, а так же по налогам, уплачиваемым в связи с перемещением товаров (работ, услуг) через таможенную границу Российской Федерации по согласованию с таможенными органами, или возвращены налогоплательщику по его заявлению.

Сроки и порядок уплаты акцизов при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации устанавливается таможенным законодательством.

 

 

 

Таблица 1

Состав доходов федерального бюджета РФ, полученных при взимании таможенных платежей

Таможенные

платежи

Сумма поступивших платежей, млн. руб

Среднее

значение

2011г.

2012г.

∆ 2012-2011

2013 г.

∆ 2013-2012

ввозная таможенная пошлина

488046

625574

137528

467207

-158368

429589

вывозная таможенная пошлина

1834858

2859297

1024439

2042204

-817092

1940199

налог на добавленную стоимость

871087

1133815

262728

873356

-260460

785247

акциз

26191

35255

9064

19830

-15425

22585

таможенные сборы

24193

28194

4001

19658

-8536

19011

Всего доходов

3244376

4682136

1437760

3422255

-1259881

3196632


 

На основе данной таблицы построим круговую диаграмму структуры доходов государства от взимания таможенных платежей (рис. 1).

Рисунок 1. Структура доходов федерального бюджета за 2011-2013 гг.

 

Из рис. 1 видно, что акцизы, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации составляют незначительную часть поступлений в бюджетную систему страны. Среднее значение ее доходности за рассматриваемый период приблизительно равно 1 % от всех поступлений в федеральный бюджет. По данному показателю акцизы находятся на четвертом месте, преобладая только над таможенными сборами.

Таким образом, акцизы являются мощным рычагом регулирования экономики, обращаться с которым следует очень осторожно и умело, по возможности прогнозируя последствия производимых изменений.

2.3. Совершенствование таможенных тарифов

 

В рамках выполнения правительственных решений по реформированию таможенно-тарифной системы, продолжается работа по поэтапному снижению и унификации ставок пошлин, ликвидации налоговых и таможенных льгот. В частности, к 2012 г. практически все 25 и 30%-ные ставки ввозных пошлин были снижены до 20%. Правительством приняты и поддержаны предложения об унификации ставок в рамках групп однородных товаров, обладающих схожими характеристиками. Это коснулось 1 500 товарных позиций. Унификация таможенных тарифов увеличила собираемость таможенных пошлин, уменьшила потенциала для «серого импорта», но в то же время возможности проведения гибкой и адресной тарифной политики, обеспечивающей точечное влияние на структуры рынка, значительно уменьшились. Можно сказать, что новый тариф не отвечает потребностям крупного диверсифицированного хозяйства. Уменьшив число тарифных уровней, устранив тарифные пики и оставив лишь единичные исключения. Россия фактически поставила себя в один ряд с монокультурными хозяйствами развивающихся государств, не нуждающихся в избирательной протекционистской политике. Как известно, тариф Евросоюза содержит порядка ста разных уровней адвалорных ставок, не считая большого числа вариации специфических и комбинированных ставок пошлин.

1 января 2012 года вступила в силу новая редакция таможенного тарифа, утвержденная постановлением Правительства РФ № 830 от 30 ноября 2011г. Произошли изменения ставок порядка у 140 товарных позиции, при этом с октября 2011г. были изменены ставки по 400 товарным позициям. В среднем ввозные пошлины уменьшены на 5%. В новом тарифе обширно применены комбинированные ставки с целью борьбы с занижением таможенной цены. В новом тарифе также произошли изменения кодов товаров в соответствии с товарной номенклатурой. Из 11 000 позиций порядка 25% поменяли свои коды, что разумеется на начальном этапе создало массу проблем, как участникам внешнеторговой деятельности, так и таможенным органам. Об эффективности новой редакции таможенного тарифа пока, что говорить рано, но по сути ей присуще недостатки предшествующей.

В целом же изучение современной ситуации в области таможенно-тарифной политики показывает, что любые радикальные изменения импортного тарифа, направленные на повышение его фискальной отдачи, не пойдут на пользу разбалансированной, имеющей серьезные структурные деформации российской экономики. Тем более что результаты изменений, даже по основным позициям, из-за отсутствия полноценной и достоверной статистики просчитать крайне тяжело. Поэтому необходима длительная поэтапная и кропотливая работа по улучшению и увеличению результативности всей системы национального таможенно-тарифного регулирования.6

В ближайшей перспективе по мнению председателя Государственного комитета Российской Федерации Ванина М. в основном будут употребляться т.н. селективные методы регулирования внешнеэкономической деятельности, основанные на использовании специализированных видов пошлин - антидемпинговых, компенсационных, специальных. В итоге мы должны получить тариф с наибольшей сбалансированностью фискальной, стимулирующей и регулирующей функций таможенных платежей. Пока же есть заметный дисбаланс таможено-тарифного регулирования в пользу чисто фискальных задач и в ущерб торгово-политической и торгово-экономической составляющим. У таможенной политики есть 3 ключевые функции - фискальная, регулирующая и защитная. Все они одинаково важны для экономики страны. Но на практике предпочтение сегодня, к сожалению, отдается лишь одной функции - фискальной. В законе о бюджете и иных нормативных актах поставлены количественные показатели по сбору платежей. Они обязательны для исполнения таможенными органами.

Доля таможенных платежей в доходной части федерального бюджета неуклонно растет (в 2008 г. - 18 %, в 2011 г. - уже 34 %). По сути дела, в последние годы таможня рассматривается почти исключительно как фискальный инструмент, а вся таможенная политика строится на ужесточении таможенного контроля и усложнении таможенных процедур.

В итоге значительное количество потенциальных инвесторов отрекаются от намерения работать в Российской Федерации как раз из-за чрезмерной фискальной направленности ее таможенной политики. Тем более что пересмотра такой политики в ближайшее время не ожидается. Фискальные "перегибы" российской таможенной политики беспокоят не только иностранцев. С просьбами о ослаблении бремени таможенных платежей к правительству всегда обращаются губернаторы, мэры, директора предприятий, руководители общественных организаций. Все они, как правило, получают типичный ответ: действующее законодательство не предусматривает возможности предоставления индивидуальных льгот. В принципе так и должно быть - равные шансы для всех.7

Тем не менее решительный отказ от льгот не решает проблему таможенных платежей как таковую. И в результате, закупленное за рубежом дорогостоящее оборудование годами бездействует и приходит в негодность на таможенных складах, а российские производители теряют одну за другой позиции на международном и внутреннем рынках. О том, насколько чрезвычайно влияние фискальных интересов на российскую таможенную политику, можно убедиться на примере экспортных пошлин.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В нынешних условиях развития мирового рынка экспортно-импортные операции (ЭИО) становятся все более важным и определяющим фактором экономической жизни России. В данной работе была рассмотрена экономическая природа и состав налогов, взимаемых с экспортно-импортных операций.

1я глава диссертационной работы «Теоретические основы государственного налогового регулирования ЭИО» посвящена изучению содержания налогового регулирования ЭИО как составной части государственного регулирования внешней торговли.

Одной из главных проблем, зарождающихся в рамках проводимых на сегодняшний день время в России преобразований, возникает вопрос о будущем совершенствовании системы госурегулирования ЭИО, и налогового регулирования. Нужно подметить, что в экономической литературе при изучении операций внешней торговли используются такие понятия как внешнеэкономическая деятельность (ВЭД), внешнеторговая деятельность и ЭИО. Между вышеупомянутыми категориями существуют определенные разграничения, которые были выявлены в ходе работы. Мы анализируем налоговое регулирование ЭИО, как составную часть понятия «внешнеторговая деятельность», которая в свой черед является составной частью понятия «внешнеэкономическая деятельность».

В ходе исследования приведена авторская классификация методов государственного регулирования ЭИО на экономические и административные, определено место налогового регулирования в системе экономических методов.

Основой регулирования ЭИО являются общепризнанные в мировой практике экономические методы. Поскольку в механизме их реализации применяется более обширный набор средств, которые, в отличие от административных мер, имеют возможность более гибкого и оперативного употребления. Среди экономических методов главное место занимает налоговое регулирование ЭИО.

В работе приводится авторское определение налогового регулирования ЭИО как совокупности экономических мер, применение которых сводится к воздействию на данный вид деятельности налоговых регуляторов путем изменения ставок налогов, порядка их применения, предоставления льгот, применения штрафных санкций при несвоевременной уплате этих налогов.

Информация о работе Сущность, функции и состав налогов на внешнеторговую деятельность