Сущность, функции и состав налогов на внешнеторговую деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2015 в 18:06, реферат

Описание работы

Целью настоящей работы является определение ЭИО как формы международных отношений; определение приоритетных направлений работы коммерческой службы в области ЭИО; выбор направлений совершенствования коммерческой деятельности в области ЭИО

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНЫХ ТОРГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ 4
1.1.Сущность, функции и состав налогов на внешнеторговую деятельность 4
1.2. Эволюция таможенной политики России 4
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ ПРАКТИКИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНЫХ ТОРГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ 4
2.1.Механизм разработки и применения таможенных пошлин 4
2.2.Акцизы по импортным и экспортным операциям в системе таможенных платежей Российской Федерации 4
2.3. Совершенствование таможенных тарифов 4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 4
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 4

Файлы: 1 файл

плаггг.doc

— 253.50 Кб (Скачать файл)

Немало в истории и так называемых «таможенных войн». Примером могут служить взаимоотношения России и Германии в период 1893-1894 гг., когда в течение полугода эти страны в отношении друг друга трижды поднимали ставки ввозных ТП. Причиной этого послужило непредоставление Германией льгот для ввоза и транзита русских товаров.

При всей сложности и противоречивости исторического пути российской таможни опыт его свидетельствует о том, что таможенное дело, таможенная политика в России сложились как важнейшая сфера экономической политики государства, инструмент регулирования внешней торговли и защиты национальных интересов.

Создание таможенной системы России в современный период опирается на ее предшествующий опыт, в том числе накопленный и в советский период развития нашего государства.

После революции 1917 г. Советское правительство начало национализацию и монополизацию внешней торговли. Кроме этого, оно весьма скептически отнеслось к таможенной системе царской России и принялось усердно ее реформировать. В период «военного коммунизма» даже высказывались предложения о закрытии таможенных учреждений за ненадобностью.

К началу 30-х годов функции таможенных органов принципиально сократились, а численность их работников существенно уменьшилась. В конечном итоге практическая реализация ленинской идеи государственной монополии внешней торговли сделала систему таможенного контроля чисто формальным инструментом регулирования внешней торговли, что и продолжалось вплоть до 1990 г., когда в СССР начались демократические преобразования, затронувшие и таможенную службу. Более полувека (с 1930 по 1990 годы) таможенные методы регулирования внешнеэкономической деятельности использовались в незначительной мере, уступив место политическим и идеологическим факторам.

И лишь начиная с 1991 г., когда был провозглашен принцип либерализации внешней торговли, повлекший за собой бурный рост числа участников внешнеэкономической деятельности, вновь стали расширяться функции и задачи, стоящие перед таможенными органами. В это время были предприняты попытки трансформировать таможенную службу государства-монополиста в новую управленческую структуру, ориентированную на функционирование в рыночных условиях, в результате чего приняты Таможенный кодекс СССР 1991 г. и Закон СССР «О таможенном тарифе». Эти документы внесли существенные изменения в организацию таможенного дела в стране и были важным правовым инструментом регулирования внешнеэкономической деятельности в тот период.2

Моментом начала формирования и развития современного таможенного дела в нашей стране следует считать конец 1991 г. Распад СССР на ряд независимых государств, становление новой российской государственности, либерализация внешнеэкономической деятельности и ряд других факторов нашли свое отражение и в изменении таможенной политики обновленной России и вызвали необходимость ее преобразования в соответствии с существующими реалиями.

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ ПРАКТИКИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНЫХ ТОРГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ

2.1.Механизм разработки  и применения таможенных пошлин

 

Под механизмом установления и применения ТП следует понимать комплекс видов ставок и видов ТП, главных правил и норм, определяющих порядок их исчисления и использования. Для оценки эффективности существующего в Российской Федерации механизма, рассмотрим его подробнее.

В мировой практике ставки ТП в зависимости от страны происхождения товара разделяются на:

а) базовые – ими облагаются товары, происходящие из стран, которым в торговле с данной страной предоставлен режим наибольшего благоприятствования (РНБ). Российская Федерация учредила этот режим с 120 зарубежными государствами в результате двусторонних торговых соглашений.

В отношении товаров, происходящих из государств, которым Россия не предоставляет режим наибольшего благоприятствования или страна происхождения которых не установлена, устанавливаются базовые ставки, увеличенные в 2 раза.

б) преференциальные – они представляют собой разновидность льготных ставок, предоставляемых некоторым государствам или группам стран. В первый раз преференциальные ставки стали дарить метрополии своим колониям. Сейчас преференциальные ставки применяются, обычно, в торговле с развивающимися государствами.

В рамках Конференции Организа́ции Объединённых На́ций по торговле и развитию (ЮНКТАД) с 1971 года стала формироваться Общая система преференций, в соответствии с которой промышленно развитыми странами в одностороннем порядке даются тарифные льготы в пользу развивающихся стран. В отношении товаров, происходящих из развивающихся стран - пользователей национальной системой преференций Российской Федерации (свыше 100 государств), до 15 мая 1996 года применялись базовые ставки, уменьшенные в 2 раза, а с 15 мая 1996 года - в размере 75% базовой ставки (постановление Правительства РФ от 11 апреля 1996 года № 413).Существует отдельный перечень менее развитых государств пользователей схемой преференций Российской Федерации (более 40 государств). В отношении товаров, происходящих из этих стран, используется режим беспошлинного ввоза. Преференциальный режим ввоза товаров предоставляется лишь при одновременном выполнении надлежащих требований:

1) происхождение товара подтверждается специальным сертификатом:

2) выполняется условие  прямой поставки;

3) выполняется условие  прямой закупки

в) максимальные - по ним рассчитываются ТП на товары, происходящие из всех остальных стран, а также на товары, страна происхождения которых неизвестна. Порой эти ставки именуют генеральными.

С 1994 г. перечень стран-пользователей преференциями дополняется списком изъятий из национальной схемы преференций, т. е. списком товаров, на которые действие преференциального режима не распространяется, и этот перечень время от времени изменяется.

Несмотря на иногда вносимые изменения в схему преференций, следует всегда ее улучшать с целью увеличения результативности в отношениях с развивающимися и слаборазвитыми государствами. Это относится к страновой и товарной составляющим схемы преференций.3

Сделанный мною анализ экономического положения государств - пользователей российской схемы тарифных преференций показал, что помимо действительно развивающихся государств имеется ряд стран с относительно высокими показателями производства Валового Национального Продукта на душу населения, в частности, Сингапур, Республика Корея, Тайвань. Соединенные Штаты Америки лишили эти страны преференций еще в 1989г., страны Евросоюза - в 1993г. Вследствие этого нужно выработать более дифференцированный подход к разнообразным по уровню развития государствам. Нам доставляется целесообразно законодательно установить, что предоставление преференций возможно только странам с душевым Валового Национального Продукта ниже российского. Тогда из числа получающих сейчас преференции обязаны быть исключены Аргентина, Белиз, Бразилия, Ботсвана, Венесуэла. Габон, Гренада, Доминика, Кипр, Республика Корея, Коста-Рика, Латвия, Литва. Кувейт, Ливан, Маврикий, Малазия, Мальта, Мексика, Панама, Перу. Саудовская Аравия, Сейшельские острова, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис. Сент-Люсия. Сингапур. Словакия, Словения, Тринидад и Тобаго. Турция. Уругвай. Хорватия. Чили. Эстония.

Похожий подход разумно использовать при составлении товарного перечня изъятий из преференциального режима. Например, при решении вопроса об исключении некоторых товаров нужно иметь в виду как достигнутый странами-экспортерами уровень конкурентоспособности, так и степень чувствительности данного товара для отечественного рынка.

Механизм действия таможенного тарифа, его влияние на благосостояние потребителей, производителей и государства в целом можно увидеть, используя графическую иллюстрацию (рис.1), где Dd – кривая спроса, Sd – кривая предложения, Sn – кривая предложения при свободной торговле).

Рис. 1. Механизм действия таможенного тарифа

2.2.Акцизы по импортным  и экспортным операциям в системе  таможенных платежей Российской  Федерации

 

Акцизы представляют собой один из косвенных налогов, взимаемых с налогоплательщиков, производящих и реализующих подакцизную продукцию.  Акцизы устанавливаются с целью изъятия в доход бюджета полученной сверхприбыли от производства высокорентабельной продукции и создания примерно одинаковых экономических условий хозяйственной деятельности для всех предприятий. Акцизы устанавливаются также на импортные товары с целью защиты национального потребительского рынка. Посредством акцизов в бюджет изымается часть стоимости товара, которая  является следствием особых условий его производства и продажи. 

Плательщиками акциза признаются лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.

Объектом налогообложения является ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Рассмотрим операции, не подлежащие налогообложению акцизами в соответствии со ст.183 Налогового Кодекса Российской Федерации:

1) реализация подакцизных товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, за границы территории Российской Федерации с учетом потерь в пределах норм естественной убыли;

2) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации подакцизных товаров, от которых произошел несогласие в пользу страны и которые подлежат обращению в государственную либо муниципальную собственность.4

Особенности налогообложения при импорте:

Согласно пункту 1 статьи 185 Налогового кодекса Российской Федерации при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации налогообложение акцизами зависит от избранного таможенного режима:

1)  если ввозимый товар подлежит  в будущем свободному обращению на российской территории либо помещается под режим переработки для внутреннего потребления и свободной таможенной зоны, акциз уплачивается в полном объеме;

2) если же осуществляется реимпорт, то налогоплательщик уплачивает  суммы налога, от уплаты которых  он был освобожден либо которые  были ему возвращены в связи  с экспортом товаров в соответствии  с Налоговым кодексом Российской Федерации, в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Российской Федерации;

3) при осуществлении транзита, помещении  товара на таможенный склад, реэкспорте, реализации через магазин беспошлинной  торговли, а также свободного  склада, в случае уничтожения или отказа в пользу страны акциз уплачиваться не должен;

4) при помещении подакцизных  товаров под таможенный режим  переработки на таможенной территории  акциз не уплачивается при  условии, что продукты переработки  будут вывезены в определенный срок;

5) при выбранном таможенном режиме  временного ввоза применяется  полное или частичное освобождение  от уплаты акциза в порядке, предусмотренном таможенным законодательством  Российской Федерации.

Особенности налогообложения при экспорте:

При вывозе подакцизных товаров с территории России налогообложение производится в следующем порядке:

1) согласно подпункта 4 пункта 1 ст.183 Налогового кодекса Российской Федерации реализация подакцизных товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, за границы Российской Федерации освобождается от налогообложения;

2) налогоплательщик освобождается  от уплаты акциза при реализации  произведенных им подакцизных  товаров и (или) передачи подакцизных  товаров, произведенных из давальческого  сырья, помещенных под таможенный режим экспорта, за пределы Российской Федерации в соответствии со ст.184 Налогового кодекса Российской Федерации лишь при представлении в налоговый орган поручительства банка или банковской гарантии (ст.74 Налогового Кодекса Российской Федерации).

3) при отсутствии поручительства банка налогоплательщик обязан уплатить акциз в общем порядке. В дальнейшем после представления в налоговый орган документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров, уплаченные суммы акциза подлежат возмещению в порядке, предусмотренном ст.203 Налогового Кодекса Российской Федерации;

4) освобождение от налогообложения  применяется также при помещении  товаров под таможенный режим  таможенного склада в целях  последующего вывоза этих товаров  в режиме экспорта, а также  при помещении товаров под таможенный режим свободной таможенной зоны;

5) при вывозе товаров в таможенном  режиме реэкспорта за границы Российской Федерации уплаченные при ввозе суммы акциза возвращаются налогоплательщику.

При ввозе подакцизных товаров в Российскую Федерацию акцизы:

- уплачиваются - при их  перемещении под таможенный режим  выпуска для свободного обращения, при перемещении под режимы  переработки для внутреннего  потребления, при выпуске продуктов  переработки для свободного обращения;

- не уплачиваются - при их помещении под режимы транзита, таможенного склада, реэкспорта. Реэкспорт - вывоз из данной страны ранее импортированных в неё сырьевых товаров для перепродажи их другим государствам, беспошлинной торговли, свободного склада.

При ввозе подакцизных товаров на территорию Российской Федерации налоговая база определяется по подакцизным товарам:

- с твёрдыми (специфическими) ставками - как объём ввозимых  товаров в натуральном выражении;

- с адвалорными (в процентах) ставками - как сумма их таможенной  стоимости и таможенной пошлины;

Информация о работе Сущность, функции и состав налогов на внешнеторговую деятельность