Страны АТР в мировой экономике и мировых экономических отношениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 14:49, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - рассмотреть особенности функционирования основных организаций Азиатско-Тихоокеанского региона.
Задачами является рассмотрение историю создания и развития АТР, АСЕАН и АТЭС, а также сотрудничество с Россией.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Азиатско-тихоокеанский регион 4
1.1. Понятие АТР, его место в мировой экономике 4
1.2. Основные организации в составе АТР 7
Глава 2. Характеристика основных союзов и объединений АТР 14
2.1. Ассоциация стран Юго-Восточной Азии 14
2.1.1. Состав АСЕАН 14
2.1.2. Экономика стран-участников АСЕАН 17
2.1.3. Взаимодействие АСЕАН и России 19
2.2. Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество 22
2.2.1. Состав АТЭС 22
2.1.2. Экономика стран-участников АТЭС 26
2.1.3. Взаимодействие АТЭС и России 29
Заключение 35
Список литературы 36

Файлы: 1 файл

МЭ и МЭО 2 курс.doc

— 233.50 Кб (Скачать файл)

Форум Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) - важный канал участия США в делах Азиатско-тихоокеанского региона. С момента своего формирования в ноябре 1989 г. организация АТЭС трансформировалась из неофициального союза 12 стран тихоокеанского пояса в крупную региональную организацию, которая координирует и способствует развитию растущей взаимозависимости стран Азиатско-тихоокеанского региона в целях дальнейшего экономического роста. Развитие АТЭС по-прежнему служит для США одним из основных средств углубления экономического взаимодействия и расширения торговых и инвестиционных возможностей в Азиатско-тихоокеанском регионе.7

Форум "Азиатско-Тихоокеанское  экономическое сотрудничество" (АТЭС) образован в ноябре 1989 года. На начальном этапе он функционировал как министерская встреча. С 1993 года проводятся регулярные встречи глав государств и правительств. В настоящее время участниками Форума является 21 страна (экономика): Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг (как особая зона Китая), Индонезия, Канада, КНР, Республика Корея, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Перу, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили, Япония.

Форум АТЭС был создан в ответ на рост взаимозависимости  среди экономик стран Азиатско – Тихоокеанского региона. Она начиналась как неформальные встречи и обсуждения с ограниченным числом участников. В дальнейшем организация превратилась в ведущее средство достижения преимуществ открытой торговли и экономического сотрудничества. Ее целью является развитие стран этого региона и объединения их в сообщество. В этом регионе мира находятся самые сильные в, экономическом смысле, страны с высокими устойчивыми темпами роста экономик. Это развитие оказывает существенное влияние на всю мировую экономику: страны-члены производят более 55 % мирового ВНП и на их долю приходится более 46 % мировой торговли.

Несмотря на существенные различия в экономиках стран-членов, в Сеульской Декларации АТЭС провозглашены  общие задачи организации:8

  • постоянный рост и развитие региона для достижения общей цели его жителей и увеличение вклада в рост и развитие мировой экономики;
  • увеличение позитивных завоеваний для целей региона и мира в целом, основанное на росте экономической взаимозависимости, что стимулирует перемещение товаров, услуг, капитала и технологий между странами;
  • развитие и усиление открытой многосторонней торговли в интересах региона и всех других стран;
  • снижение барьеров в торговле и услугах среди стран-членов в русле следования принципов ГАТТ, без вреда другим экономикам.

Сохраняя консультативный  статус, АТЭС фактически превратился  в достаточно эффективный механизм, в рамках которого вырабатываются и  реализуются региональные правила  ведения торгово-экономической, научно-технической  и инвестиционной деятельности.

Важнейшими формами  деятельности АТЭС являются: саммиты  глав государств и правительств (экономических  лидеров), встречи министров иностранных  дел, торговли и экономики, профильные встречи министров и совещания  старших должностных лиц (СДЛ) экономик-участниц Форума.

В АТЭС действует институт страны - председателя, обязанности  которого в 2001 году выполнял Китай. В 2002 году - Мексика, в 2003 году-Таиланд, в 2004 году-Чили.

 С ростом взаимозависимости  в регионе привлечение прямых  инвестиций извне также стало важным аспектом. В АТЭС входят три главнейшие в мире участника движения капиталов: США, Японии и Китай, являющийся к тому же основной сферой приложения инвестиций. Почти половина их поступает в АТЭС из этих стран. Прямые иностранные инвестиции в регионе способствуют его быстрому экономическому росту.

Уже сейчас ясно, что различные  страны АТЭС по-разному понимают некоторые  аспекты будущности. Так, очевидно, что США, последовательно противостоящие предоставлению односторонних торговых уступок, будут стоять на принципе регионализма. Канадское правительство также выступает против распространения свободной торговли на нечленов организации. Однако азиатские члены АТЭС серьезно противостоят формированию региональной зоны торговли, которая устанавливала бы для них какие-либо ограничения.

На встрече в верхах в Осаке в 1995 году была предпринята  попытка добиться компромисса между  странами АТЭС по вопросам, связанным  с процессом либерализации в  области торговли, В ноябре 1996 года на встрече в Маниле лидеры стран выступили с четкими планами, именовавшимися "планами действий". Однако не была определена окончательная дата отмены пошлин. Отсутствовало единство и по вопросу снижения нетарифных барьеров. Только немногие страны приняли твердый график снижения своих внешних барьеров. США и Канада указали, что они пойдут на либерализацию торговли, если другие страны сделают соответствующие уступки, а "в плане действий" новое австралийское правительство подчеркнуло, что оно будет продолжать сокращать тарифы после 2000 года, если другие страны АТЭС выполнят свои собственные планы.

Форум АТЭС - важный канал  участия США в делах Азиатско-тихоокеанского региона. Развитие АТЭС по-прежнему служит для США одним из основных средств углубления экономического взаимодействия и расширения торговых и инвестиционных возможностей в АТР.  Поддержка АТЭС со стороны США отчасти также базируется на противодействии создания EAEC (East Asian Economic Caucus), инициатором создания которого выступил премьер – министр Малайзии Махасир.  EAEC рассматривался как сугубо Азиатский торговый блок, без внешних участников какими, например, являются США и Канада.9

 

2.1.3. Взаимодействие АТЭС  и России

Ориентируя свою внешнеэкономическую  политику на всемерное сотрудничество с ЕС, Россия с середины 90-х гг. начинает все больше внимания уделять развитию экономических отношений с другими региональными интеграционными группировками, прежде всего со странами АТР, с АТЭС. В географическом отношении принадлежность России к АТР неоспорима.

Из общего объема внутрирегионального товарообмена в странах АТР, оцениваемого примерно в 2 трлн долл., на долю России приходится около 1%. Это не сообразуется с ее статусом великой азиатско-тихоокеанской державы, не соответствует потенциалу ее экономики. Европейская ориентированность страны мешала увидеть на Востоке новые реалии, будущего мира.

Российские правительственные, деловые, научные круги участвуют в такой форме интеграционной деятельности, как разработка и осуществление многосторонних проектов. Это, например, проект Программы развития ООН по развитию района р. Туманной на стыке границ России, Китая и КНДР, проект развития экономической зоны Японского моря, проекты строительства магистральных газопроводов, линий передач и телекоммуникаций, проходящих через территории нескольких стран, уже начатое силами международных консорциумов освоение нефтегазовых ресурсов о. Сахалин и др. Для российских восточных регионов все более важным становится регулирование международной трудовой миграции. В перспективе Россия должна активизироваться на финансовом рынке АТР.

Таким образом, Россия фактически участвует в различных формах интеграционного процесса в АТР, но еще довольно слабо влияет на организацию и регулирование этого процесса.10

Поэтому вставал вопрос о необходимости расширения институционального участия России в процессе экономической интеграции АТР. В середине 90-х гг. эта проблема была решена: в 1995 г. Россия вступила в Тихоокеанский экономический совет, а в 1998 г. — в АТЭС.

Интеграция АТР в  рамках АТЭС может осуществляться для России по более удобным правилам, нежели интеграционные процессы с ЕС. При гипотетическом вступлении в ЕС Россия обязана будет выполнять все требования Союза, выработанные без нее, АТЭС — молодая, растущая группировка. В ней допускается деятельность на основе индивидуальных планов стран, критерии членства также не универсальны. Поэтому, интегрируясь в АТР, Россия сохраняет возможности отстаивать свои приоритеты, защищать национальные интересы при построении интеграционных механизмов.

Вступление России в АТЭС открывает для нее новые горизонты в сфере интеграции со странами АТР, но, с другой стороны, несет и определенные опасности. К их числу можно отнести наплыв дешевых потребительских товаров из стран Восточной Азии, что подрывает собственное производство. Другая опасность состоит в том, что Россия может закрепить свою роль как сырьевого и энергетического придатка Восточной Азии. Видимо, на какой-то сравнительно длительный период реализация этих опасений неизбежна. Однако при укреплении рыночных начал в российской экономике, выработке глубоких подходов по вхождению в хозяйственные связи стран АТР реальные результаты возможных опасностей могут быть сведены к минимуму.

На саммите 2006 года обсуждались  темы энергетического сотрудничества, развития отношений между странами АТЭС (Азиатско-Тихоокеанское Экономическое Сотрудничество) в торговой и технической областях, а также борьба с мировым терроризмом.

АТЭС является самой  крупной в мире организацией торгово-экономического сотрудничества. ВВП стран-участников АТЭС превышает 19 триллионов долларов. Членами АТЭС, помимо России и стран азиатско-тихоокеанского региона, являются США, Канада, Мексика, Новая Зеландия, Австралия, Бруней и ряд стран Латинской Америки

По завершении двусторонних американо-российских переговоров на саммите в ноябре 2006 года о вступлении РФ в ВТО может быть объявлено уже 18 ноября - на встрече Джорджа Буша и Владимира Путина в Ханое на форуме Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС).

Как стало известно газете "Коммерсант" из источников в администрации президента России и Госдепартаменте США, российской и американской стороне удалось согласовать формулу политического решения проблемы переговоров о вступлении РФ в ВТО.

"В принципе вопрос  закрыт", - сообщил изданию высокопоставленный  чиновник Госдепартамента США.  Косвенно тезис о фактическом  завершении переговоров вчера  подтвердил и глава Минэкономразвития Герман Греф, сообщив, что "на переговорах достигнут значительный прогресс".

Одним из приоритетов  в АТЭС на ближайшее время, в том  числе и на 2005 год, определено развитие экономики, основанной на знаниях. Для реализации этого приоритета, интенсификации научно-технического сотрудничества, стимулирования научно-технологического обмена между Российской Федерацией и странами-членами АТЭС, вывода наукоемкой российской продукции и услуг на рынки стран-членов АТЭС; повышения научной мобильности ученых по решению Федерального агентства по инновациям в рамках Федеральной целевой научно-технической программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» создан Центр научно-технического и инновационно-технологического сотрудничества России с АТЭС.

В последние десятилетия  в АТР все более усиливались  такие тенденции, как стремление к регионализации, интеграции, развитию новых форм сотрудничества. Страны АТР достигли высокой степени экономического развития путем активного обмена товарами и капиталами как внутри, так и вне региона в условиях системы многосторонней свободной торговли в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Сохранение и укрепление этой открытой торговой системы для устойчивого развития региона предопределило убеждение стран АТР о том, что региональное сотрудничество является важным инструментом ускорения социально-экономического развития каждой страны в отдельности.

Товарооборот между  Россией и Китаем вырос в 2005 г на 37 проц до более 29 млрд долл. Об этом на презентации 17-ой Харбинской торгово-экономической ярмарке, которая пройдет 15-19 июня, сообщил замглавы департамента госрегулирования во внешней торговле и таможенного дела Минэкономразвития РФ Вадим Зингман.

Минэкономразвития РФ и  Министерство коммерции КНР выступают  соорганизаторами этой выставки.

По словам В.Зингмана, российско-китайская приграничная торговля выросла в прошлом году на 35 проц до 5 млрд долл. Объем китайских  инвестиций в России увеличился в 2005 г в 2 раза, а число проектов с участием китайского капитала на территории России сейчас превышает 700.

Приоритетными являются вопросы наращивания и диверсификации торгово-экономических связей между  Россией и Мексикой. В 2005 году двусторонний товарооборот составил $158 миллионов (в 2002 году - $151,1 миллион), из которых $98,5 миллионов - российский экспорт. На долю Мексики приходится всего около 0,1% российского экспорта и столько же импорта. В первом квартале 2006 года, по данным ГТК России, объем взаимной торговли еще более сократился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил $25,7 миллионов ($9,3 миллиона - российский экспорт, $16,4 миллионов – импорт). Такие показатели явно не соответствует потенциалу сторон.

Особое место в двустороннем сотрудничестве отводится налаживанию  прямых связей между предпринимательскими структурами наших стран. В этом плане прошедший в ноябре 2005 года в Мехико деловой и академический  форум "Россия-Мексика: два опыта  переходного периода" открыл новые возможности для укрепления взаимодействия. Рассчитываем также активизировать деятельность Российско-Мексиканской Смешанной Комиссии по торговому, экономическому, научно-техническому сотрудничеству и морскому судоходству.

 Российско-американский товарооборот в текущем году может увеличиться до $22 миллиардов, удвоившись по отношению к прошлогодним показателям. Такое развитие событий прогнозирует Министерство экономического развития в преддверии встречи президентов России и США.

"При сохранении нынешней благоприятной конъюнктуры на американском рынке энергоносителей и прогнозируемых на 2006 год темпах роста экономики обеих стран можно ожидать дальнейшего увеличения взаимного оборота до уровня 21-22 миллиардов долларов", - говорится в документе.

Минэкономразвития указывает  на тот факт, что экспорт в США  по-прежнему превышает импорт, что  позволяет сохранить крупное  положительное сальдо взаимной торговли. По итогам минувшего года был отмечен  рост товарооборота между Россией  и США на 10,7%. По данным МЭРТ, товарооборот между двумя странами составил тогда около $10,9 миллиардов. Российский экспорт в ушедшем году снизился, но смог превысить $6,3 миллиарда, а импорт из США увеличился на 42,5%, превысив $4,5 миллиарда. Положительное сальдо внешнеторгового баланса составило около $1,8 миллиарда., приводят данные

Информация о работе Страны АТР в мировой экономике и мировых экономических отношениях