Страны АТР в мировой экономике и мировых экономических отношениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 14:49, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - рассмотреть особенности функционирования основных организаций Азиатско-Тихоокеанского региона.
Задачами является рассмотрение историю создания и развития АТР, АСЕАН и АТЭС, а также сотрудничество с Россией.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Азиатско-тихоокеанский регион 4
1.1. Понятие АТР, его место в мировой экономике 4
1.2. Основные организации в составе АТР 7
Глава 2. Характеристика основных союзов и объединений АТР 14
2.1. Ассоциация стран Юго-Восточной Азии 14
2.1.1. Состав АСЕАН 14
2.1.2. Экономика стран-участников АСЕАН 17
2.1.3. Взаимодействие АСЕАН и России 19
2.2. Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество 22
2.2.1. Состав АТЭС 22
2.1.2. Экономика стран-участников АТЭС 26
2.1.3. Взаимодействие АТЭС и России 29
Заключение 35
Список литературы 36

Файлы: 1 файл

МЭ и МЭО 2 курс.doc

— 233.50 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 2.  Страны участники  АСЕАН

Страна

Столица

Часть света

1

Бруней

Бандар-Сери-Бегаван

Азия

2

Вьетнам

Ханой

Азия

3

Индонезия

Джакарта

Азия

4

Камбоджа

Пномпень

Азия

5

Лаос

Вьентьян

Азия

6

Малайзия

Куала-Лумпур

Азия

7

Мьянма

Янгон (Рангун)

Азия

8

Сингапур

Сингапур

Азия

9

Таиланд

Бангкок

Азия

10

Филиппины

Манила

Азия


 

Создание НАФТА и  ЕС явилось стимулом для стран  азиатского региона и активизации интеграционных процессов. В частности, государства, входящие в Ассоциацию стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Япония и Южная Корея намерены конкурировать с НАФТА путем создания зоны свободной торговли в Азии (АФТА). В рамках этой зоны планируется также в течение 15 лет со дня образования отменить большинство экспортно-импортных тарифов. Создание НАФТА и ЕС явилось стимулом для стран азиатского региона и активизации интеграционных процессов. В частности, государства, входящие в Ассоциацию стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Япония и Южная Корея намерены конкурировать с НАФТА путем создания зоны свободной торговли в Азии (АФТА). В рамках этой зоны планируется также в течение 15 лет со дня образования отменить большинство экспортно-импортных тарифов.

 

2.1.3. Взаимодействие АСЕАН  и России

Члены АСЕАН рассматривают  Россию, с учетом ее веса и авторитета в мире, как одну из ведущих держав региона и важный субъект политического взаимодействия в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Со своей стороны руководство МИД РФ регулярно информирует диалоговых партнеров в АСЕАН о позиции России по наиболее важным международным и региональным проблемам, о практических шагах в торгово-экономической и научно-технологической областях.

В июле 1999 года российская сторона  довела до сведения АСЕАН о своей  заинтересованности участвовать в  ряде экономических проектов Ассоциации, особенно в таких сферах, как транспорт, энергетика, нефтедобыча и научно-технологическое сотрудничество.

В ходе работы конференции  министерства иностранных дел АСЕАН  в июле 1999 года в Сингапуре глава  российского внешнеполитического  ведомства И.С. Иванов внес ряд конкретных предложений по сотрудничеству в научно-технологической, торгово-экономической и инвестиционной областях. В частности, речь шла о внедрении природоохранных технологий, сотрудничестве в области космоса - создании и совместном использовании спутников связи в навигации, управлении воздушными, водными и наземными транспортными средствами, а также создании трансконтинентальных транспортных коридоров.

Члены АСЕАН оценили  перспективные российские проекты  создания Международного агентства по комплексному мониторингу Земли, природных и техногенных катастроф и Центра обмена коммерческой и научно-технической информацией при Фонде сотрудничества Россия-АСЕАН.

В ходе диалога с РФ страны АСЕАЕ выступают за продолжение  долгосрочного взаимовыгодного партнерства в ХХI веке. При этом некоторые государства не скрывают, что продолжают видеть в России противовес глобальным устремлениям США к формированию однополюсного мира. На политических консультациях между Россией и АСЕАН регулярно подчеркивается совпадение или близость позиций по большинству актуальных международных и региональных проблем. 5

Важным шагом в направлении  углубления сотрудничества, расширения контактов и обмена информацией  стало проведение Первого Бизнес - форума Россия-АСЕАН в Куала-Лумпуре в апреле 2000 года. Показательно, что указанное мероприятие было проведено как составная часть Бизнес-саммита АСЕАН. Российскую делегацию возглавил Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации И.И.Клебанов. К участникам Саммита и Форума с приветственным посланием обратился Президент Российской Федерации В.В.Путин. Основные доклады были сделаны И.И.Клебановым и Генеральным Секретарем АСЕАН Р.Северино. Впервые асеановцы имели возможность получить информацию по ключевым вопросам взаимодействия с Россией от представителей российского руководства. В частности, на Форуме были освещены следующие блоки вопросов "Как делать бизнес с Россией" (ведущий - Первый заместитель Председателя Правления Внешэкономбанка В.А.Дмитриев), "Россия - торговый партнер АСЕАН" (ведущий - Министр торговли России М.Е.Фрадков), "Условия для инвестиций в России" (ведущий - Первый заместитель Министра экономики России А.Г.Свинаренко), "Россия - интеллектуальный партнер АСЕАН" (ведущий - Президент Курчатовского цента Академик Е.П.Велихов).

Асеановцы проявили повышенный интерес к сотрудничеству с российскими  государственными и частными структурами  по проектам, подготовленным Фондом Россия - АСЕАН.

В поле зрения сторон постоянно  находятся вопросы совершенствования  работы практических механизмов российско-асеановского взаимодействия, таких как Совместный Комитет Сотрудничества, рабочие группы по экономическому и научно-технологическому сотрудничеству, Деловой Совет и Фонд сотрудничества Россия-АСЕАН. В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 338 от 29 марта 1999 года Фонд был введен в состав Комиссии Российской Федерации по делам АСЕАН.  
По оценкам экспертов, потенциал развития всестороннего сотрудничества России со странами АСЕАН остается значительным, особенно для российских регионов Сибири и Дальнего Востока. Этот вывод, в частности был подтвержден в ходе очередной встречи Министра иностранных дел России с министрами иностранных дел АСЕАН в июле 2001 года в Ханое.

 

 

2.2. Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество

2.2.1.  Состав АТЭС

Образован в 1989 г. в целях  поддержания экономического роста  и развития стран-участниц, усиление положительного воздействия растущей экономической взаимозависимости  стран Азиатско-Тихоокеанского региона; в том числе в области услуг, капитала и технологий; укрепления открытой многосторонней торговой системы; увеличения  степени либерализации торговли и инвестиций в Азиатско-Тихоокеанский регион, усиления и стимулирования частного сектора; использования принципов свободного рынка для увеличения преимуществ регионального сотрудничества. Членами АТЭС являются 18 государств: Австралия, Брунея, Гонконг, Канада, Китай, Кирибати, Малайзия, Маршалловы острова, Мексика, Новая Зеландия, Папуа – Новая Гвинея, Республика Корея, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили. В 1997 г. в члены АТЭС была принята Российская Федерация. Ее поддерживали КНР, Япония, Республика Корея. Официальная заявка о вступлении Российской Федерации в полноправные члены АТЭС была подана в 1995 г.

Таблица 3. Страны участники АТЭС

Страна

Столица

Часть света

1

Австралия

Канберра

Австралия и Океания

2

Бруней

Бандар-Сери-Бегаван

Азия

3

Вьетнам

Ханой

Азия

4

Индонезия

Джакарта

Азия

5

Канада

Оттава

Северная Америка

6

Китай

Пекин

Азия

7

Корея Южная

Сеул

Азия

8

Малайзия

Куала-Лумпур

Азия

9

Мексика

Мехико

Северная Америка

10

Новая Зеландия

Веллингтон

Австралия и Океания

11

Папуа - Новая Гвинея

Порт-Морсби

Австралия и Океания

12

Перу

Лима

Южная Америка

13

Российская Федерация

Москва

Европа

14

Сингапур

Сингапур

Азия

15

США

Вашингтон

Северная Америка

16

Таиланд

Бангкок

Азия

17

Тайвань

Тайпей

Азия

18

Филиппины

Манила

Азия

19

Чили

Сантьяго

Южная Америка

20

Япония

Токио

Азия


 

Доля 18 стран АТЭС в  мировом ВВП составляет 60%, в мировой  торговле – 40, в золото-валютных резервах – 80%.

АТЭС представляет собой  межправительственный форум региона, имеющий формально консультативный статус. В его рамках вырабатываются правила ведения торговли, инвестиционной и финансовой деятельности, проводятся встречи отраслевых министров и экспертов по вопросам сотрудничества в различных областях. Все решения принимаются на основе консенсуса.

Основные направления  реальности АТЭС:

  • обмен информацией и проведение консультаций о политике и развитии экономики с целью достижения устойчивого роста, осуществления корректировок и сокращения разрыва в экономическом развитии,
  • разработка стратегий, предусматривающих сокращение препятствий на пути движения товаров, услуг, инвестиций,
  • сотрудничество в таких конкретных областях, как энергетика, рыболовство, транспорт и телекоммуникации, туризм, охрана окружающей среды,
  • содействие развитию региональной торговли, инвестиций, движению финансовых ресурсов, передача технологий, промышленному сотрудничеству, развитию инфраструктуры, обеспечению трудовыми ресурсами.

Важнейшие направления  и характер деятельности АТЭС определяются в органе, именуемом «Министерские встречи», где встречаются министры иностранных дел и министры экономики. Министры финансов, торговли, малых и средних предприятий, экологии и др. обычно проводят встречи раздельно. В 1992 г. по решению Министерской встречи была создана группа видных деятелей с целью определения перспектив развития торговли в регионе до 2000 г. Группа подготавливает обзоры экономики региона, выявляет потенциальные угрозы экономическому росту; разрабатывает предложения о методах стимулирования и расширения торговли и регионального сотрудничества; представляет рекомендации о мерах по дальнейшей либерализации торговли и инвестиций. В 1993 г. согласно решению министерской встречи был создан Комитет по торговле и инвестициям. В его задачи входит содействие повышению экономической активности, развитию сотрудничества в области либерализации и расширения торговли, устранению препятствий для инвестиций. Комитет осуществляет инициативы по улучшению условий для свободного движения товаров, услуг и технологий в регионе.

Вопросами регулирования  предпринимательской деятельности  в странах – членах АТЭС занимаются Тихоокеанский деловой форум  и рабочие группы, состоящие из представителей государств – членов. Тихоокеанский деловой форум, в  состав которого входят по два представителя деловых кругов, включая одного представителя от малого и среднего бизнеса от каждого члена АТЭС, изучает и выявляет методы и средства, содействующие расширению торговли и инвестиций в регионе, и представляет свои отчеты непосредственно Министерской встрече.

Рабочие группы содействуют  практическому сотрудничеству в  таких областях как:

  • рационализация инфраструктуры;
  • передача технологий;
  • улучшение условий для торговли и инвестиций;
  • образование и подготовка кадров;
  • экология;
  • охрана дефицитных ресурсов.

Рабочие группы (их всего 10) сформированы по следующим направлениям:

  • анализ статистических данных о торговле и инвестициях;
  • содействию торговле, инвестициям, научным разработкам  промышленности и технологиям;
  • рациональному сотрудничеству в области энергетики;
  • сохранению морских ресурсов, телекоммуникациям;
  • транспорту;
  • туризму;
  • рыболовству.

Рабочие группы определяют конкретные сферы сотрудничества и  выбор соответствующих проектов. В состав рабочих групп, занимающихся экономическими вопросами, входят: Комитет по торговле и инвестициям, включающий подкомитет по стандартизации и подкомитет по таможенным процедурам, а также экономический комитет, в составе которого есть группа по малому и среднему предпринимательству.

Первая встреча лидеров  стран АТЭС состоялась в 1993 г. в Сиэтле (США). На встрече на высшем уровне, проходившей в 1994 г. в Багоре (Индонезия), было принято решение о создании зоны свободной торговли и либерализации инвестиционной сферы к 2020 г.,  а для промышленно развитых стран – к 2010 г. Предполагается постепенное поэтапное уменьшение барьеров на пути торговли и инвестиций и содействие свободному движению товаров, услуг и капитала. Снижение таможенных барьеров будет происходить в соответствии с соглашениями, достигнутыми в ГАТТ / ВТО.6

АТЭС осуществляет сотрудничество с другими региональными организациями  – АСЕАН, Тихоокеанская конференция  по экономическому сотрудничеству (ТКЭС), Южнотихоокеанский форум. Цель такого сотрудничества – координация действий и устранение дублирования в деятельности соответствующих организаций и институтов. Группа видных деятелей и Тихоокеанский деловой форум занимаются изучением взаимоотношений АТЭС с субрегиональными объединениями – АФТА, АНЗСЕРТА, НАФТА.

 

2.1.2. Экономика стран-участников  АТЭС

Информация о работе Страны АТР в мировой экономике и мировых экономических отношениях