Страны АТР в мировой экономике и мировых экономических отношениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 14:49, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - рассмотреть особенности функционирования основных организаций Азиатско-Тихоокеанского региона.
Задачами является рассмотрение историю создания и развития АТР, АСЕАН и АТЭС, а также сотрудничество с Россией.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Азиатско-тихоокеанский регион 4
1.1. Понятие АТР, его место в мировой экономике 4
1.2. Основные организации в составе АТР 7
Глава 2. Характеристика основных союзов и объединений АТР 14
2.1. Ассоциация стран Юго-Восточной Азии 14
2.1.1. Состав АСЕАН 14
2.1.2. Экономика стран-участников АСЕАН 17
2.1.3. Взаимодействие АСЕАН и России 19
2.2. Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество 22
2.2.1. Состав АТЭС 22
2.1.2. Экономика стран-участников АТЭС 26
2.1.3. Взаимодействие АТЭС и России 29
Заключение 35
Список литературы 36

Файлы: 1 файл

МЭ и МЭО 2 курс.doc

— 233.50 Кб (Скачать файл)

На современном этапе  члены АСЕАН еще не пришли к  созданию зоны свободной торговли, но они уже сотрудничают по разным направлениям в области снижения тарифов. Базовый договор о торговых преференциях внутри ассоциации был одобрен ГАТТ и привел в некоторой либерализации взаимной торговли. Однако пока только на 5% товарооборота между членами АСЕАН распространяются льготные таможенные пошлины.

Традиционные формы  международных организаций в  современных условиях дополняются  новыми формами регионального сотрудничества, а именно, заключением трехсторонних  соглашений, задачей которых является содействие региональной торговли к использованию преимуществ национальных экономик на основе перемещения производственных центров в целях развития экспорта. Соглашениями предусматриваются также устранение дискриминации по отношению к третьим странам в вопросах доступа к рынкам и создание благоприятных условий для инвестиций. Такие трехсторонние соглашения получили название «треугольников экономического роста».

В 1997 г. в Азиатском  регионе сформировалась новая торговая зона с участием стран Южной и Юго-Восточной Азии – от Индии до Вьетнама с населением 1345 млн. человек. Ядром торговой зоны стали страны, входящие в региональную экономическую группировку «Вist-ЕС» - Бангладеш, Индия, Таиланд, Шри-Ланка, к которым присоединился Союз Мьянма (бывшая Бирма) и название нового объединения было изменено именно на «Вimst-ЕС». Предполагается, что новое объединение будет более активно развивать сотрудничество в области внешней торговли, транспорта и других областях. Начинается сотрудничество с создания «интермодальной транспортной сети» на основе согласованного развития железнодорожного, автодорожного, водного и воздушного транспорта. Планируется реализация совместных проектов в туризме, научно-технической и инвестиционных областях, в разработке полезных ископаемых, эксплуатации возобновляемых энергетических источников.

Экономическая и социальная комиссия ООН для Азии и Тихого океана предложила  30 проектов, нацеленных на ликвидацию узких мест в портовом хозяйстве, гражданской авиации, приграничной таможенной службе. В связи с формированием зоны повышается значимость таких инициатив ЭСКАТО и АзБР, на создание трансазиатской автомагистрали и современной железнодорожной сети. Первостепенное внимание уделяется также развитию регулярных связей между важнейшими портами стран – участниц.  В гражданской авиации намечается переход на единую систему кодирования, синхронизацию графиков полетов самолетов. Формирующиеся органы новой организации занимаются изысканием финансовых ресурсов для развития таких отраслей, как текстильная, швейная, фармацевтическая, ювелирная, а также для проектов в области инфраструктуры, информационных технологий, рыболовства, выращивания и переработки овощей и фруктов.

Оценивая процессы экономической  интеграции в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), многие специалисты указывают на особые условия и своеобразие ее развития. К числу основных особенностей интеграционных процессов в АТР можно отнести следующие:

- во-первых, интеграционные процессы в организациях АТЭС идут при ведущей роли ТНК, создающих почву для межгосударственного сотрудничества. Это проявилось, в частности, в том, что образование неправительственных региональных экономических организаций — Тихоокеанского экономического совета — ТЭС (в 1967 г.) и Совета по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству — СТЭС (в 1980 г.) намного опередило создание самой АТЭС. Вместе с тем ТЭС и СТЭС основывались на базе национальных комитетов, которые имели устойчивые связи со своими правительствами и получали от них всестороннюю поддержку;

- во-вторых, процесс интеграции охватывает страны с существенно разными уровнями экономического развития, разными культурами и социально-политическими системами. Уникальная роль АТЭС состоит в том, что в ней объединяются две великие экономические державы XX в. — США и Япония, а также экономический гигант XXI в. — Китай.

Что касается Японии, то АТЭС является единственной международной структурой интеграционного типа, куда входит эта держава. Важно отметить тот факт, что в АТЭС входят КНР и Тайвань, непростые взаимоотношения между которыми требуют благоприятных внешних условий;

- в-третьих, интеграция в масштабах АТР включает субрегиональные экономические союзы (АСЕАН, НАФТА, Южно-Тихоокеанский форум и др.), т.е. допускает разные уровни интеграции, например по степени либерализации внешней торговли;

- в-четвертых, идеология тихоокеанского «открытого» регионализма, развитая в СТЭС и ТЭС, рассматривает региональную интеграцию как элемент экономического глобализма. При этом эволюция мировой экономики предстает как процесс постепенного объединения и взаимопроникновения региональных экономических союзов. Концепция «открытого регионализма» предполагает также, что внутри тихоокеанского региона снимаются ограничения на движение товаров, капиталов, рабочей силы, принимаются обязательства по отказу от протекционизма, стимулируются внутрирегиональные экономические связи.

В целом степень зрелости интеграционных отношений в рамках АТР пока невысока. Так, зону торговли в системе АСЕАН можно отнести к первому этапу развития экономической интеграции, т.е. к зоне свободной торговли с отменой тарифов и других ограничений. В отношении АТЭС пока можно говорить не как о зоне свободной торговли, а как об «открытой экономической ассоциации».

 

 

Глава 2. Характеристика основных союзов и объединений АТР

2.1. Ассоциация стран  Юго-Восточной Азии

2.1.1. Состав АСЕАН

Юго-Восточная Азия занимает стратегическое положение не только в Азии, но и в мире. Юго-Восточная  Азия - это регион самой ранней человеческой цивилизации. Государства Юго-Восточной Азии имеют давнюю, многовековую историю. В течение многих веков Юго-Восточной Азии является регионом, привлекающим внимание многих стран мира. Причем внимание постоянно возрастает по мере того, как в Юго-Восточной Азии приходят события, которые оказывают мощное воздействие, как на саму Азию, так и на мир в целом.

В состав Юго-Восточной  Азии входят такие страны: Мьянма, Камбоджа, Лаос, Вьетнам, Таиланд, Малайзия, Сингапур, Индонезия, Бруней и Филиппины.

 

В конце XIX века почти  все государства Юго-Восточной Азии стали колониями крупных европейских держав и США. После второй мировой войны народы этого региона постепенно обрели независимость. Потребность взаимного регионального сотрудничества в целях развития своих стран стала главной причиной, приведшей в 1967 году к образованию Ассоциации государств Юго-Восточной Азии - АСЕАН, в которой вошли 5 стран-основательниц: Индонезия, Таиланд, Малайзия, Филиппины и Сингапур. Позднее присоединились Бруней-Даруссалам (1984г.), Вьетнам (1995г.), Лаос и Мьянма (1997г.), Камбоджа (1999г.). Статус специального наблюдателя имеет Папуа-новая Гвинея.

Население стран-членов АСЕН - 500 миллионов человек, а их совокупный ВВП достигает почти 700 миллиардов долларов США.

Совокупный экспорт  стран АСЕАН превышает 300 миллиардов долларов США. Темпы роста внешнеторгового оборота в среднем составляют 14% в год. В странах-членах Ассоциации, по разным оценкам, сосредоточено до 80% имеющихся в АТР "свободных инвестиций". Их инвестиционный пакет, ориентированный только на Россию, оценивается примерно в 100 миллиардов долларов США.

В качестве уставных целей  Банкогской  декларацией об учреждении АСЕАН были определены содействие развитию социально-экономического и культурного  сотрудничества стран-членов, упрочению  мира и стабильности в Юго-Восточной Азии (ЮВА). Задача превращения АСЕАН в один из мировых политических и экономических центров многополюсного мира стимулировала эту региональную группировку стран активно решать ряд чрезвычайно важных задач. К ним относятся: формирование зоны свободной торговли и зоны инвестиций, введение единой валюты и создание развернутой экономической инфраструктуры, формирование специальной структуры управления. 

Высшим органом АСЕАН  являются встречи глав государств и  правительств. Руководящим и координирующим органом Ассоциации служат ежегодные совещания министров иностранных дел (СМИД). Текущее руководство АСЕАН осуществляется Постоянным комитетом под председательством министра иностранных дел страны-устроительницы очередного СМИД. В Джакарте функционирует постоянный Секретариат во главе с Генеральным секретарем (с января 1998 года - филиппинец Р.Северино).

В АСЕАН действуют 11 специализированных комитетов. Всего в рамках организации  ежегодно проводится свыше 300 мероприятий.

Юридической базой взаимоотношений стран АСЕАН является Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии (Балийский договор) 1976 года. В настоящее время асеановцами разработан механизм возможного присоединения к Договору внерегиональных государств, включая Россию, которая неизменно заявляет о своем позитивном отношении к этому документу.

Внешнеполитическая деятельность Ассоциации определяется, в первую очередь, концепцией превращения Юго-Восточной  Азии в зону мира, свободы и нейтралитета (ЗОПФАН). Важным компонентом ее реализации считается заключение в 1995 году Договора о создании в Юго-Восточной Азии зоны, свободной от ядерного оружия. Договор вступил в силу в марте 1997 года. Также страны АСЕАН ведут консультации с ядерными державами, в том числе с Россией, по доработке текста Протокола об их присоединении к Договору.

В экономической области  страны АСЕАН проводят политику, на интеграцию и либерализацию в  регионе Юго-Восточной Азии. Базой  для сотрудничества в этой сфере  являются Соглашение о создании Зоны свободной торговли АСЕАН (АФТА), Схема промышленного сотрудничества (АИКО) и Рамочное соглашение о создании Зоны инвестиций в АСЕАН (АИА).4

Валютно-финансовый кризис, поразивший страны Юго-Восточной Азии в 1997 году, стал испытанием решимости  стран АСЕАН продолжить политику экономической интеграции. Серьезные внутренние проблемы, с которыми столкнулись члены Ассоциации в ходе преодоления кризиса, отвлекли их от решения перспективных задач, несколько ослабили "межасеановскую солидарность". Например, Таиланд и Филиппины считали необходимым активизировать усилия с тем, чтобы быстрее вписаться в процесс международной глобализации, решительнее проводить в АСЕАН экономические и политические реформы. Однако государства Индокитая проявили более осторожный подход, выдвигая на первый план незыблемость принципов невмешательства во внутренние дела друг друга и консенсус в принятии важных решений как основу в деятельности Ассоциации. В результате некоторые страны-члены АСЕАН, по сути, взяли курс на самостоятельный поиск путей преодоления кризиса. Тем не менее, на официальном уровне неизменно подчеркивается приверженность к коллективному решению региональных проблем. Благодаря принятым  в первой половине 1999 года мерам большинству стран Ассоциации удалось преодолеть негативные тенденции и продемонстрировать определенные успехи в деле финансового оздоровления, экономического роста и привлечения иностранных инвестиций.

 

2.1.2. Экономика стран-участников  АСЕАН

Основные направления  деятельности АСЕАН:

  • содействие развитию сотрудничества в экономической, научно-технической, социальной, культурной областях;
  • создание зоны свободной торговли к 2003 г.; введение единого льготного таможенного тарифа и образование в основном механизма зоны свободной торговли; к 2000 г. товары, составляющие свыше 90% объема торговли между странами АСЕАН, будут облагаться пошлинами, не превышающими 5%;
  • экономическое сотрудничество в следующих областях: финансы, сельское хозяйство, транспорт, туризм, охрана окружающей среды, телекоммуникации;
  • сотрудничество с международными  и региональными организациями.

Экономику стран АСЕАН  можно судить по инвестициям которые  представлены в таблице.

 

Таблица 1. Объем прямых инвестиций в АСЕАН

Объем прямых иноинвестиций в АСЕАН  из основных стран и регионов, в  млрд.долл.

 

1999г.

2000г.

2001г.

2002г.

2003г.

2004г.

2005г.

Всего

 

Япония

4,263

1,955

6,81

4,057

1,3

0,135

0,9

22,151

 

США

2,119

4,586

3,669

3,427

4,992

2,405

3,15

24,349

 

ЕС

5,607

6,231

5,543

5,344

7,051

2,609

4,142

36,528

 

Р.Корея

0,555

0,466

0,124

0,139

0,598

0,081

-0,272

2,296

 

Китай

0,152

0,104

0,075

0,272

0,044

0,026

0,148

0,821

 

Гонконг

0,63

0,821

1,753

1,031

0,66

0,671

-0,451

5,116

 

Тайвань

0.847

0,742

0,905

0,632

0,336

0,482

0,336

4,28

 

АСЕАН

3,517

3,122

3,963

2,073

0,935

0,714

0,933

15,257

 

Источник: данные Секретариата АСЕАН по объемам прямых иноинвестиции, полученные из центробанков и центральных статбюро стран АСЕАН. Если не указано иначе, данные включают ценные бумаги и кредиты между компаниями.

Информация о работе Страны АТР в мировой экономике и мировых экономических отношениях