Страны АТР в мировой экономике и мировых экономических отношениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 14:49, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - рассмотреть особенности функционирования основных организаций Азиатско-Тихоокеанского региона.
Задачами является рассмотрение историю создания и развития АТР, АСЕАН и АТЭС, а также сотрудничество с Россией.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Азиатско-тихоокеанский регион 4
1.1. Понятие АТР, его место в мировой экономике 4
1.2. Основные организации в составе АТР 7
Глава 2. Характеристика основных союзов и объединений АТР 14
2.1. Ассоциация стран Юго-Восточной Азии 14
2.1.1. Состав АСЕАН 14
2.1.2. Экономика стран-участников АСЕАН 17
2.1.3. Взаимодействие АСЕАН и России 19
2.2. Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество 22
2.2.1. Состав АТЭС 22
2.1.2. Экономика стран-участников АТЭС 26
2.1.3. Взаимодействие АТЭС и России 29
Заключение 35
Список литературы 36

Файлы: 1 файл

МЭ и МЭО 2 курс.doc

— 233.50 Кб (Скачать файл)


 

 

 

Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство  железнодорожного транспорта

ГОУ ВПО «Дальневосточный государственный

университет путей сообщения»

 

Кафедра «Экономика»

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По теме: «Страны АТР в мировой экономике и мировых экономических отношениях»

 

 

 

 

Дисциплина: «МЭ и МЭО»

 

Выполнили: студентки группы 321,

Гальвидес В.В.

Барановская Л.Ю.

 Проверила: Мартынович И.В.

 

 

 

Хабаровск

2013

 

Содержание

 

Введение

Быстрый экономический  рост стран Азиатско-Тихоокеанского региона  привел к тому, что общепризнанным стал тезис о сдвиге центра мирового экономического развития в сторону бассейна Тихого океана.

Актуальность рассматриваемой  темы заключается в том что  по прогнозам многих исследователей Азиатско-Тихоокеанский регион станет в ХХI веке центром мировой экономической и политической жизни. Редкое возрастание экономического и политического значения восточно-азиатских стран на  международной сцене обусловлено их усиливающимся влиянием на интеграционные процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Интеграционные процессы в Азиатско-Тихоокеанском  регионе, гигантском по своей экономической  мощи, проходят на территории с населением более 3,5 млрд. человек. На Азиатско-Тихоокеанский  регион приходится 56% мирового валового продукта, 45% мирового экспорта и 45% мирового импорта.

Специфика интеграционных процессов в Азиатско-Тихоокеанском  регионе состоит в следующем:

  • в интеграцию включены как развитые, так и развивающиеся государства, имеющие разный уровень экономического развития,
  • процессы интеграции происходят в основном на микроэкономическом уровне, между фирмами, корпорациями стран региона,
  • интеграция протекает на региональном уровне   и в большей мере на уровне отдельных субрегионов,
  • отсутствует четкое институциональное оформление данной интеграционной группировки.

Азиатско-Тихоокеанский  регион включает ряд субрегиональных  объединений: Ассоциацию стран Юго-Восточной  Азии (АСЕАН), Организацию Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), Южно-Тихоокеанский Форум (ЮТФ) и  др.

В пределах азиатско-тихоокеанского сотрудничества главную роль играет Япония. Хотя  в последнее время  все большее значение приобретают  четыре «азиатских Тигра», США, Китай.

Цель данной работы - рассмотреть  особенности функционирования основных организаций Азиатско-Тихоокеанского региона.

Задачами является рассмотрение историю создания и развития АТР, АСЕАН и АТЭС, а также сотрудничество с Россией.

 

 

Глава 1. Азиатско-тихоокеанский  регион

1.1. Понятие АТР, его  место в мировой экономике

Полиструктурная пространственная модель мирового хозяйства не только не исключает, но, напротив, в некоторой мере предполагает перемещение главного «центра тяжести» этого хозяйства из одного региона в другой. Уже говорилось о европейском, затем североамериканском «центре тяжести» («центре силы») мирового хозяйства. В последнее же время все больше говорят и пишут о той новой роли, которую начинает играть в нем обширный Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР). Поэтому все чаще можно встретить такие выражения, как «наступление тихоокеанской эры», «тихоокеанского столетия».

Собственно говоря, подобные прогнозы делали и раньше. Сошлемся хотя бы на К. Маркса, который еще полтора века назад писал о том, что Тихий океан «будет играть такую же роль, какую теперь играет Атлантический океан, а в древности и в средние века Средиземное море — роль великого водного пути для мировых сношений». А.И. Герцен в «Былом и думах» написал о Тихом океане как о Средиземном море будущего. Д.И. Менделеев в «Заветных мыслях» также отметил великое будущее Тихого океана, добавив, что «там началась ярмарка новой мировой жизни, и впереди виден ее разгар». А русский географ А.И. Воейков написал специальную работу под названием «Будет ли Тихий океан главным торговым путем земного шара», причем на этот вопрос он ответил утвердительно.1

О будущем Азиатско-Тихоокеанского региона снова заговорили в начале второй половины ХХ в., когда его  страны стали развиваться с особым динамизмом. Причин для этого было несколько. Во-первых, наличие огромных по количеству и в то же время достаточно высококачественных трудовых ресурсов. Во-вторых, наличие огромных и разнообразных природных богатств. Если иметь в виду только полезные ископаемые, то по олову запасы стран АТР достигают 90% мировых, по каменному углю, меди, урану — составляют 50—70%, по железной руде — 40% и т. д. В-третьих, это особые выгоды экономико-географического положения — выход к дешевым морским путям, наличие не только прибрежных стран, но и стран-архипелагов и др. В-четвертых, это особое умение некоторых стран региона ориентироваться на новейшие достижения НТР и широко использовать их в своей практике, применяя так называемую диффузию нововведений. Не случайно именно Азиатско-Тихоокеанский регион стал родиной стран новой индустриализации.

В результате умелого  использования всех этих предпосылок во второй половине ХХ в. страны АТР вышли на многие ведущие позиции в мировом хозяйстве. Хотя цифровые данные по странам АТР часто бывают противоречивыми, все же большинство подсчетов свидетельствует о том, что в конце 90-х годов на их долю приходилось около 50% мирового населения, около 60% мирового ВВП и 40—45% мировой торговли. Здесь выпускают порядка 70% всех автомобилей, морских судов, синтетических волокон, 60% пластмасс, более 50% алюминия и стали.

Расхождения в цифровых показателях, относящихся к АТР, иногда большие, связаны, в том числе, и с нечеткостью в пространственном определении самого этого понятия. Хотя в первом приближении к странам АТР следовало бы относить государства, располагающиеся по периметру Тихого океана, в состав региона нередко включают Индию, Шри-Ланку, некоторые другие страны не Тихого, а Индийского океана. Нет ясности и в отношении ряда других стран. Вот почему разные авторы относят к АТР от 12 до 61 страны! В китайской экономической литературе можно встретить указание на 32 страны. Кроме того, возникает вполне естественный вопрос: нужно ли в состав АТР включать всю территорию России или следует ограничиться только Дальним Востоком? Тот же вопрос относится и к США (вся территория страны или только Тихоокеанские штаты), и к Канаде. Все эти подходы настолько различны, что некоторые отечественные авторы в последнее время вообще объявили само существование АТР «мифом».2

При такой огромности АТР в его пределах принято  выделять подрайоны, или подсистемы. В более укрупненном виде это азиатская, североамериканская, южноамериканская, океанская подсистемы. Чаще выделяют страны Восточной Азии, Юго-Восточной Азии, Северной Америки, Южной Америки, Австралии, Океании. Иногда иерархию стран АТР производят на основе их экономической мощи: выделяют государства верхнего эшелона (США, Япония, Китай, Россия), среднего эшелона (Австралия, Новая Зеландия, НИС Азии, большинство стран АСЕАН) и низшего эшелона (Вьетнам, Лаос, Камбоджа, страны Латинской Америки и Океании).

Такой подход весьма интересен и с историко-географических позиций. Ведь экономическое развитие стран АТР в послевоенную эпоху происходило не синхронно, и это дает право некоторым отечественным авторам выделять в нем по крайней мере четыре последовательные фазы, волны. Первая из этих волн, начавшаяся в 60-х годах ХХ в., была связана главным образом с очень быстрым экономическим ростом Японии, вступившей в полосу своего экономического чуда. Вторая волна, охватившая 70-е годы, отражала стремительный взлет новых индустриальных стран, своего рода прыжок знаменитых азиатских «тигров», пришедшаяся на 80-е годы, охватила прежде всего страны АСЕАН, которые фактически сформировали второй эшелон азиатских новых индустриальных стран. Наконец, четвертая волна, отчетливо обозначившаяся в 90-е годы, проходит под знаком бурного роста Китая.3

Согласно прогнозам, такой  рост будет продолжаться и в первые десятилетия XXI в. Так, один из прогнозов, составленных в США, исходит из того, что в 2020 г. все крупнейшие экономики  мира будут находиться в АТР. При этом на первое место по объему ВВП выйдет Китай (20 трлн долл.).  
Второе место займут США (13,5), третье — Япония (5), четвертое — Индия (4,8), пятое — Индонезия (4,2), шестое — Южная Корея (3,4) и седьмое — Таиланд (2,4 трлн).

В торговле с другими странами АТР Россия стабильно имеет положительный торговый баланс. Пока на рынках этих стран она реализует преимущественно топливно-сырьевые ресурсы Сибири и Дальнего Востока, получая взамен различную готовую продукцию, но этот тип внешнеэкономических связей в дальнейшем должен быть пересмотрен. Много внимания должно быть уделено и развитию инфраструктуры, которая ныне сильно отстает от требований времени. Особую роль при этом играет и будет играть Дальневосточный регион России — огромный по площади, богатый ресурсами и, главное, обеспечивающий естественный выход России к «тихоокеанскому кольцу». В 90-х годах уже половина всего товарооборота России со странами АТР приходилась на Дальний Восток.

 

1.2. Основные организации  в составе АТР

Быстрое экономическое развитие Азиатско-Тихоокеанского региона способствовало усилению регионального сотрудничества в рамках крупных экономических группировок (АТЭС, АСЕАН) и субрегиональных институтов, таких как Южнотихоокенский форум (ЮТФ), Комиссия для стран Южной части Тихого океана (КЮТО).

В основе деятельности КЮТО – выполнение мероприятий и проектов, принадлежащих странам – членам в качестве приоритетных  и включенных в соответствующие программы:

  • по сельскому хозяйству – защита растительных ресурсов, животноводство, борьба с болезнями животных;
  • по рыболовству – приобретение рыболовства, рыболовство в открытом море;
  • развитие сельских районов;
  • оказание технической помощи, а также по здравоохранению, образованию, культуре и др.

КЮТО призвана разрабатывать  средства и методы, облегчающие движение товаров, технологий и людей между странами региона.

Основной формой экономической  интеграции в Азии является экономическое  сотрудничество. Практически все  действующие региональные экономические  организации преследуют частично или полностью следующие цели:

      • согласование экономической политики,
      • координация политики и стратегии экономического и социального развития,
      • сотрудничество в отраслях экономики,
      • содействие развитию внутрирегиональной торговли,
      • содействие промышленному сотрудничеству, свободному движению капитала, передаче технологий, представлению помощи.

ЮФТ  создан в 1971 г. островными странами Южной части Тихого океана. Членами Форума являются 15 стран: Австралия, Вануату, Западное Самоа, Карибати, Кука острова, Маршалловы острова, Науру, Новая Зеландия, Ниуэ, Папуа – Новая Гвинея, Соломоновы острова, Тонга, Тувалу, Соединенные штаты Микронезии, Фиджи. Партнерами по диалогу являются: Европейский Союз, Канада, Китай, Великобритания, США, Япония.

Цели Форума – выработка  совместных позиций по вопросам экономики, окружающей среды, безопасности и другим глобальным проблемам региональной политики. Он координирует деятельность с другими региональными организациями и сотрудничает с международными организациями, в первую очередь по осуществлению региональных программ помощи развитию (ПРООН, ЕС). Форум имеет статус наблюдателя при Генеральной Ассамблее ООН.

Основные направления  деятельности Форума:

  • гармонизация и координация деятельности Форума с правительственными организациями стран – членов;
  • участие в реализации Южнотихоокеанской региональной программы по охране окружающей среды (наряду с ЭСКАТО, Программой ООН по окружающей среде – ЮНЕП);
  • участие в реализации Соглашения о торговле и экономическом сотрудничестве в Южнотихоокеанском регионе – между членами Форума, с одной стороны, и Австралией и Новой Зеландией – с другой. Соглашение предусматривает беспошлинный и неограниченный или льготный ввоз практически всех товаров, производимых в странах – членах Форума.

В рамках Форума созданы организации:

  • «Линия Южнотихоокеанского форума», обеспечивающая эксплуатацию важнейшей судоходной линии,
  • Агентство Форума по рыболовству – для обеспечения стран – членов информацией о правилах, законодательстве и соглашениях, действующих в регионе и вне его, включая информацию о ценах на мировом рынке рыбы, о перевозке и обработке рыбной продукции,
  • Фонд поддержки маркетинга – для оказания содействия предпринимателям в экспорте их продукции в страны региона и в третьи страны,
  • Южнотихоокеанская торговая комиссия (Австралия, Сидней) и Южнотихоокеанское торговое бюро (Новая Зеландия, Окленд), занимающиеся вопросами развития торговых отношений,
  • Межправительственная организация по туризму ведает вопросами развития туризма в Южной части Тихого океана

Создание в будущем зоны свободной торговли предполагает в рамках АСЕАН и ЮТФ. Состав региональных организаций Азии и Тихого океана отличается высокой степенью неоднородности экономического развития стран, что накладывает существенный отпечаток на характер сотрудничества. Например, в 1988 г. ВВП на душу населения в Сингапуре составлял 9070 долларов, а в Индонезии – 440 долларов. В рамках АСЕАН активно развивается сотрудничество в разных сферах, включая промышленность и торговлю. В области промышленности главное внимание уделяется созданию совместных предприятий, в основном средних по размерам, в которых 60% капитала принадлежит предпринимателям принимающей страны и 40% - остальным странам – членам АСЕАН. Два первых уже реализованных проекта – это строительство заводов по производству удобрений в Индонезии и Малайзии. На экспорт продукции, выпускаемой совместными предприятиями и направляемой в другие страны – члены АСЕАН, распространяются льготные таможенные пошлины.

Информация о работе Страны АТР в мировой экономике и мировых экономических отношениях