Современные тенденции и перспективы развития международной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 18:06, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - изучение международной торговли, таких её составляющих, как международная торговля товарами и международная торговля услугами, а также анализ современного состояния и тенденций развития данных элементов.
Задачи исследования Для достижения поставленной цели в данной работе решаются следующие задачи:
- рассмотрение теоретических основ международной торговли товарами
- теоретическое изучение международной торговли услугами – её сущности, причин возникновения, структуры;
- анализ современного состояния и тенденций развития международной торговли товарами;
- изучение современного состояния и тенденций развития международной торговли услугами;
- составление прогноза развития международной торговли методом экстраполяции бренда;
- составление прогноза развития международной торговли методом написания сценариев

Файлы: 1 файл

Курсач_прогноз_катюша.doc

— 836.50 Кб (Скачать файл)

 - в-четвертых, стимулирует процессы зарубежного инвестирования и международных расчетов.

Таким образом, можно сделать вывод, что международная торговля товарами представляет собой целую систему, имеющую свою структуру, формы и виды. Открывая возможности для специализации, международная торговля товарами дает потенциал для более эффективного использования ресурсов, а так же для развития страны в сфере производства и приобретения товаров.  Она занимает важное место в системе МЭО и несет существенное значение для развития каждой национальной экономики и всех экономик подавляющего большинства стран мира.

 

 

 

1.2    Международная торговля    услугами: сущность,    причины возникновения,    структура  

Международная торговля услугами - интенсивно развивающийся элемент международной торговли и ведущая сфера национальной экономики многих стран. Международная торговля товарами и торговля услугами глубоко интегрированы друг в друга. При поставке за рубеж товаров оказывается все больше услуг, например, анализ рынков, консалтинг, рекламные услуги, транспортировка товаров. Ускорение развития сферы услуг для воздействия на экономический рост – главная задача, как для развитых, так и для развивающихся стран. Но это невозможно без тщательного, подробного изучения самих услуг.  

Услуги - полезная деятельность, направленная на удовлетворение определенных потребностей населения и общества.

Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) под услугой понимает любую услугу, предоставляемую на коммерческой основе [11].

  Как правило, услуга проявляется в определенном полезном эффекте, не всегда реализуясь в материальном продукте. На практике сфера услуг рассматривается как совокупность многих видов деятельности. Но при всем многообразии все услуги имеют следующие особенности [12]:

- неосязаемость – означает, что их невозможно продемонстрировать,   увидеть, попробовать или изучить до получения;

- неразрывность   производства и потребления – в отличие   от товара, услуга представляет собой   результат непосредственного взаимодействия   исполнителя и потребителя, процесс оказания   услуги (производство) происходит одновременно   с потреблением. Поэтому за рубежом требуется   присутствие непосредственных производителей   услуг или иностранных потребителей в   стране производства услуг;

- изменчивость   качества, существенно зависящего от того,   кто и когда ее предоставляет (один и тот   же сотрудник предприятия обслуживания   в течение рабочего дня может оказывать   услуги по-разному); 

- неспособность   к хранению – услуги не могут быть сохранены   для дальнейшей продажи. 

- сложность   регулирования – в отличие от товаров   услуги не  подлежат таможенному контролю. 

Именно в силу неосязаемости и невидимости большинства услуг торговлю ими иногда называют невидимым экспортом или импортом.

Услуги могут быть капиталоемкими и наукоемкими, неквалифицированными или высококвалифицированными, иметь промышленный характер либо удовлетворять личные потребности.  

Характеристика услуг может быть представлена следующим образом [15]:

- высокая степень   дифференциации услуг как по потребительским   характеристикам (горизонтальная дифференциация),   так и по уровню качества (вертикальная   дифференциация);

- повышенная   чувствительность к экономической конъюнктуре   и короткий период реагирования на ее   изменения, существенность фактора сезонности;

- влияние рекламы, моды, информированности; 

- выраженная   сегментация спроса на услуги в зависимости   от доходов, цен, субъективной оценки потребителем значимости (насущности) услуги, обеспеченности   товарами длительного пользования, национальных   традиций и особенностей потребления,   стиля жизни и т.д.;

- существенность   неценовых барьеров входа на рынок, обширная   емкость рынка и абсолютные преимущества   уже действующих в отрасли предприятий   (например, по издержкам, предпочтениям   обслуживания), хотя в отдельных отраслях   такового может и не быть;

 - большая степень неопределенности результата на рынке услуг и  наличием  «информационной   асимметрии» производителя, а также ценовой   дискриминации различных видов; 

- присутствие   на рынке услуг социально значимых благ   (образование, медицина и др.), производство   и реализация которых требуют регулирующей   роли государства;

- большая территориальная   привязанность и локализованность обслуживания   для мирового рынка услуг по сравнению   с рынком товаров. 

Начало становления  международного рынка услуг можно отнести к периоду после окончания второй мировой войны, именно этапу перестройки международных экономических  отношений и  поиска нового международного экономического порядка. В этот период увеличились потоки не только товаров, но и услуг.

Важными факторами становления и активного развития международной торговли услугами, явились:

- усложнение   производства и насыщение рынка товарами   повседневного спроса;   

- НТП, способствующий   росту производства услуг;  длительный   экономический подъем в большинстве стран   мира; 

- величение   доли услуг в структуре ВВП во многих странах   мира;  развитие   международной торговли товарами и технологиями,   миграция капиталов. 

Мировой рынок услуг очень разнообразен, а сфера применения услуг расширяется с каждым годом. Практически каждая международная экономическая организация предлагает свою классификацию структуры мирового рынка услуг. Как отмечают специалисты ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию), определенная доля услуг, поступающих в международное обращение, отражается лишь частично. Ряд услуг включается в экспорт-импорт товаров.

По классификации ООН выделяется более 160 видов услуг, объединенных в 12 основных секторов:  

    1. услуги для   бизнеса; 
    2. строительные   услуги; 
    3. услуги связи   (почтовые, курьерские и телекоммуникационные); 
    4. дистрибуционные   услуги (услуги торговых агентов, розничная   и оптовая торговля, франчайзинг); 
    5. транспортные   услуги; 
    6. финансовые   услуги; 
    7. образовательные   услуги; 
    8. услуги здравоохранения; 
    9. туристические   услуги; 
  1. рекреационные   услуги; 
  1. услуги по   охране окружающей среды; 
  2. услуги, в другом месте не классифицированные.

Международный валютный фонд (МВФ) выделяет четыре вида услуг:  

    1. фрахт; 
    2. остальные   транспортные услуги; 
    3. туризм; 
    4. прочие услуги. 

На основе подхода МВФ все услуги можно разделить на   торгуемые  и   неторгуемые .

К торгуемым относят  те услуги, которые пригодны для широкого вовлечения в международный торговый оборот.

В свою очередь, неторгуемые услуги производятся и потребляются исключительно в национальных рамках и преимущественно не используются в международном торговом обороте. Характерным примером таких услуг являются коммунальные услуги. Однако более глубокие исследования показали, что услуги могут быть проданы несколькими путями.

ГАТС определяет торговлю услугами как обмен, совершаемый четырьмя основными способами [17] :  

    1. трансграничная   поставка - услуга перемещается через   таможенную границу, а производитель и   потребитель находятся по разные стороны   таможенной границы (пример - услуги связи);  
    2. потребление   за рубежом - потребитель услуги перемещается   на территорию страны производителя услуги.   Это важный способ экспорта услуг, в первую   очередь медицинских, туристских, транспортных,   образовательных; 
    3. коммерческое   присутствие - привлечение иностранных   инвестиций и создание иностранных фирм   или их филиалов, продающих услуги в стране   присутствия (пример - основная часть финансовых   услуг); 
    4. присутствие   физических лиц - согласно ГАТС, перемещение   физических лиц и их присутствие, связанное   с оказанием услуг на зарубежном рынке,   должны быть ограничены по времени и иметь   целью оказание услуг.

Физические лица   могут оказывать услуги либо самостоятельно,   либо в процессе работы на иностранной   фирме, либо на основе контрактов на оказание   услуг, подписанных с зарубежной или национальной   компанией. Подобный подход к торговле   услугами перевел большинство их видов   в категорию торгуемых. 

Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) и другие международные организации делят услуги на   коммерческие и   некоммерческие.

Коммерческие услуги предоставляются на платной основе. В свою очередь, некоммерческие услуги предоставляют на бесплатной основе. В качестве примеров некоммерческих услуг можно привести услугу на благотворительной основе.

Например, Институт «Открытое общество» (Фонд Сороса) дает финансовые средства общеобразовательным и специализированным школам, вузам, научно-исследовательским институтам и библиотекам для подключения к Интернету (компьютерные и информационные услуги) и поддержки одаренной молодежи и ученых (элементы образовательных и финансовых услуг).

На основе подхода профессора МГИМО О. И. Дегтяревой можно выделить две группы внешнеторговых сделок по купле-продаже услуг:   основные  и   обслуживающие куплю-продажу товаров.   

К основным внешнеторговым сделкам купли-продажи услуг относят:  

- внешнеторговые   сделки по оказанию производственно-технических   услуг (международный инжиниринг); 

- международные   арендные сделки; сделки по экспорту и   импорту туристических услуг; 

-  внешнеторговые   сделки по консультационным услугам в   области информации и совершенствования   управления (международный консалтинг)   и др. 

Группа внешнеторговых сделок по обслуживанию товарооборота включает операции по международным перевозкам грузов, международные транспортно-экспедиторские операции, по хранению грузов, по страхованию грузов, по международным расчетам и др.

Нужно отметить, что в последние годы получают развитие международные сделки с услугами, в которых производитель и потребитель не перемещаются, т.е. не пересекают границ. В частности, это относится к развитию рынка виртуальных услуг. Высокие темпы роста применения глобальных компьютерных технологий позволяют предоставлять различные информационные консультативные, обучающие и другие услуги, не перемещая субъекта сделки.

Основными сделками на международном рынке услуг являются:

- консультационные   услуги по совершенствованию управления   и в области информатики (реинжиниринг); 

- оказание   туристических услуг; 

- международные   транспортные услуги. 

В заключение параграфа, нужно отметить, что международная торговля услугами является динамично развивающимся сектором мирового хозяйства.  Расширение позиций и структурное усложнение сферы услуг происходит как в результате возникновения новых производств (таких как компьютерные услуги, услуги электронных информационных сетей и др.), так и путем «экстернализации» услуг – выделения в самостоятельные звенья хозяйственной структуры операций, которые ранее были составной частью производства или домашнего хозяйства. Углубление специализации расширяет набор услуг, позволяет полнее и качественнее удовлетворить запросы потребителей, а экономия на масштабах ведет к относительному удешевлению продукции.  

2.    СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ    И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ    МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ     

2.1    Международная торговля    товарами

Рассматривая современное состояние международной торговли товарами нужно обозначить то, что она была и остается одной из движущих сил развития мировой экономики. Несмотря на то, что время от времени на её развитие серьезное негативное влияние оказывают различного рода экономические кризисы: финансовые, структурные, отраслевые - вызывающие резкое сокращение импорта и отток иностранных инвестиций [19].

НТР, развитие процессов торгово-экономической интеграции, активная деятельность ТНК на мировом рынке, процесс либерализации международной торговли под эгидой ВТО, переход стран Центральной и Восточной Европы к рыночным методам развития и повышение степени открытости их экономик, а также новейшие технологии и иностранное инвестирование, которое обеспечило национальные экономические системы новыми способами производства и управления, - всё это способствовало высоким темпам развития международной торговли до 2008 года (см. табл. 1).

Информация о работе Современные тенденции и перспективы развития международной торговли