Современные тенденции и перспективы развития международной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 18:06, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - изучение международной торговли, таких её составляющих, как международная торговля товарами и международная торговля услугами, а также анализ современного состояния и тенденций развития данных элементов.
Задачи исследования Для достижения поставленной цели в данной работе решаются следующие задачи:
- рассмотрение теоретических основ международной торговли товарами
- теоретическое изучение международной торговли услугами – её сущности, причин возникновения, структуры;
- анализ современного состояния и тенденций развития международной торговли товарами;
- изучение современного состояния и тенденций развития международной торговли услугами;
- составление прогноза развития международной торговли методом экстраполяции бренда;
- составление прогноза развития международной торговли методом написания сценариев

Файлы: 1 файл

Курсач_прогноз_катюша.doc

— 836.50 Кб (Скачать файл)

Таблица 1. Физический объем товарного  экспорта и импорта в отдельных регионах и странах, 2008-2011 годы

Начиная с 2000 г. по 2008 г. товарный экспорт ежегодно возрастал в среднем на 17,1%, а в развивающихся странах – на 23,2%, в развитых странах – на 13,6%. Вследствие этого, впервые за многие десятилетия доля развивающихся стран в глобальном экспорте достигла 38,7%, а доля развитых стран сократилась до 56,6% 23 . В этот же промежуток времени мировой ВВП возрастал темпами от 2 до 4% в год.

Но с середины 2008 года начался масштабный отток заемных средств с финансовых рынков в результате начавшегося в США кризиса ипотечного кредитования, что обернулось одним из острейших глобальных экономических спадов в истории современного общества. По мере репатриирования инвесторами зарубежных активов и ужесточения условий кредитования фирм, а также нежелание предпринимателей и частных лиц брать на себя новые кредитные риски сократило платежеспособный спрос. Началось падение промышленного производства по всему миру. Рост мирового ВВП в 2008 замедлился до 1,9%. В 2009 году, по оценкам ООН, мировой ВВП сократился почти на 3% (см. рис. 1) 24 . Это первое сокращение мирового ВВП за последние 60 лет. Падение ВВП произошло в подавляющем большинстве развитых и развивающихся стран. Серьезный спад произошел и в экономике России.  

Рисунок 1. Физический объем  мировой торговли, январь 2000 года –  апрель 2012 года.

 

По оценкам МВФ, нехватка финансирования международной торговли составила в конце 2009 г. более 300 млрд. долл. Более наглядно ситуация может быть проиллюстрирована стоимостью мирового экспорта, рисунок 1.

В 2009 году объемы мировой торговли товарами снизились на 6,1%. Причинами того явились:

- сокращение объема экспорта товаров по сравнению с предыдущим годом на 25%, а в некоторых странах, например, Японии, на 40%. Это связано, прежде всего, со снижением цен на сырьевые товары в контексте мирового финансового кризиса, а также значительным воздействием снижения цен на нефть на фрахтовые расходы для складских и ритейлерских сетей;

- банкротство многих компаний в связи с отсутствием заёмных средств или сокращение объемов производства товаров, прежде всего в обрабатывающей промышленности;

- значительное колебание  валютных курсов и девальвация валют на фоне роста объема  долларовой массы в мире, которая в десятки раз превосходит реальный объем товаров.

Говоря о причинах сокращения или увеличения международной торговли товарами в мировой экономике, следует выделить влияние транснациональных корпораций, число которых несколько десятков тысяч.

Товародвижения в таких компаниях происходит в рамках единого производственного процесса, осуществляемого предприятиями, входящими в её структуру и расположенными во многих странах. Такая внутрикорпоративная торговля превышает 40% мировой. В международной торговле промышленными товарами ее доля еще выше.

Сегодня скорее приходится говорить уже не о национальных, а о транснациональных товарах. В этом одна из важнейших причин того, что кризис столь быстро охватил большинство стран мира, и они синхронно вползли в кризисный период.

Кризис в меньшей степени задел промышленность и внешнюю торговлю крупнейших развивающихся стран. Эти страны выходят из кризиса быстрее, хотя между ними имеются существенные различия. Экспорт развивающихся стран Юго-Восточной Азии и Латинской Америки пережил резкое падение, за которым последовал резкий подъем уже в 3 квартале 2009 г. В странах Ближнего Востока оживление оказалось слабым. Это связано с падением цен на энергоносители и с невысоким увеличением спроса на нефть и нефтепродукты.

Более серьезно кризис отразился на торговле между развивающимися странами (торговля Юг-Юг), но уже во второй половине 2009 г. эта взаимная торговля стала быстро увеличиваться, отчасти за счет устойчивого спроса со стороны крупных развивающихся государств. То есть уже с первого квартала 2009 г. началось оживление международной торговли. Это оживление во многом стало следствием коллективных мер на уровне правительств государств, в частности, «Большой 20» по восстановлению финансовой сферы, промышленного и потребительского спроса.

C 2010 года международная экономика подверглась усиленному росту, данному процессу способствовали меры ведущих государств мира по смягчению кризиса и возможному преодолению кризисных явлений, имеющие в целом протекционистскую направленность.

На национальном и региональном уровнях эти меры охватывают:

- незамедлительное и адресное вмешательство государства (например, поддержка пошатнувшихся отраслей, таких как автомобилестроение и предоставление помощи экспортерам);

- средне и долгосрочные  стратегии, ориентированные на увеличение государственных расходов, на социальную и экономическую инфраструктуру, укрепление производственного потенциала в первую очередь за счет инновационной деятельности;

- повышение  конкурентоспособности путем повышения энерго-, материало-, ресурсоэффективности  экономики;

- содействие экспорту путем его диверсификации и улучшения показателя цена\качество экспортной продукции.

Некоторые правительства предусмотрели пакеты стимулирующих мер. Например, пакеты мер, предусмотренные США и Китаем, составляют соответственно 5% от ВВП и 13% от ВВП. В странах Евросоюза размеры таких мер варьировались от 2,7% от ВВП (Германия) до 0,2% (Италия). Совокупные пакеты мер стимулирования на глобальном уровне оцениваются в размере 2,6 трлн долл. Средние размеры таких мер в развитых, развивающихся и в странах с переходной экономикой в долевом отношении к их ВВП составляли соответственно 3,7%, 4,7% и 5,8%.

Таким образом, на современном этапе мировая торговля товарами в большинстве стран, особенно развивающихся, находится нормальном состоянии или в стадии выхода из кризиса.

Следует учесть, что кризис оказал глубокое воздействие на международную торговлю. Для многих развивающихся стран это воздействие проявилось в сокращении объема экспорта и импорта, а также снижении поступлений от них, уменьшении доступа к ресурсам для финансирования торговли, уменьшении объема ориентированных на экспорт и инфраструктурных инвестиций, снижении налоговых поступлений и возникновении проблем в области платежного баланса.

2.2    Международная торговля    услугами   

Сфера услуг включает в себя большое количество различных форм деятельности, таких как перевозка товаров или услуг, финансовое посредничество, телекоммуникационные услуги, туристические, образовательные, медицинские, строительные и даже услуги в сфере культуры. Каждый из этих секторов занимает значительную долю в национальном доходе каждого государства. При этом их доля в валовом национальном продукте (ВНП) постепенно растёт.

По оценке Международного торгового центра ООН даже в развивающихся странах услуги формируют около трети ВНП, а в развитых еще больше – около 50%. На современном этапе  географическая структура международной  торговли услугами отличается крайней неравномерностью в пользу развитых стран, на которые приходится около 75% стоимостного объема услуг, на развивающиеся страны и страны с переходной экономикой - 24% и на международные организации - 1%.

Мировой экспорт и  импорт услуг занимают по 50% от общего мирового объема торговли. На страны «Большой 7» приходится 45% мирового оборота услуг. Доля развивающихся стран в международной торговле услугами постепенно растет, но большинство из них имеет отрицательное сальдо по этой позиции.

За последние 7 лет мировая торговля услугами развивалась достаточно активно. По данным Международного торгового центра, среднегодовой темп роста мирового экспорта всех видов услуг за этот период составил 7,8%, что несколько ниже аналогичного показателя для экспорта товаров. В 2011 году экспорт услуг достиг 3,6 трлн. долл., при этом наибольшую часть в мировой торговле услугами составляют поездки, на которые приходится около 25% торговли. Прочими крупными составляющими частями являются транспортные услуги (23%), прочие деловые услуги (19%) и финансовые услуги (9%). На долю компьютерных и информационных услуг (ИКТ) приходится около 5% торговли, или около 105 млрд. долл. Отличительной особенностью услуг является большая, чем на товары, эластичность спроса. Было отмечено, что при росте национального благосостояния спрос на такие виды услуг, как туризм, образование, медицинские услуги растёт более быстрыми темпами, чем на промышленные или сельскохозяйственные товары.

Другой важной особенностью этого сектора в настоящее время является увеличение доли аутсорсинга услуг. При этом, данный вид деятельности приводит к постепенному переносу большего объёма услуг из развитых в развивающиеся страны, которые, в случае целенаправленной политики, превращаются в крупных экспортёров специализированных форм услуг, например, финансового процессинга, услуг бэк-офиса, разработки программ и других форм информационно-коммуникационных или транспортных услуг, туризма, медицины.

Принято считать, что за развитием сектора ИКТ ввиду его огромного  потенциала находится будущее. В условиях постоянного развития технологий многие страны получают хорошие возможности занять свою нишу на мировом рынке услуг и повысить свою общую конкурентоспособность в мировой экономике. Развитие информационно-коммуникационных услуг и технологий представляет перспективный источник национального богатства для многих развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Кроме этого, развитие данного сектора способствует увеличению конкурентоспособности других отраслей экономики. Вместе с тем есть ряд общих сложностей, как внутреннего, так и внешнего характера, которые необходимо решить. К ним, в частности, относятся недостаточно развитая рыночная инфраструктура в стране (в сфере ИКТ), низкий уровень квалификации персонала, слабое присутствие на зарубежных рынках, конкуренция со стороны зарубежных стран. Важно отметить, что сфера ИКТ отличается своим межотраслевым характером. Это означает, что развитие этой отрасли зависит во многом от развития смежных отраслей экономики. Во многих странах, для которых данная сфера является перспективной, разработаны специальные программы поддержки экспорта. Так в Индии подобная программа включает в себя целенаправленную работу индийского Эксим банка, а также деятельность в рамках информационных технологий кластера в Бангалоре (кредитование, частичное возмещение расходов на привлечение и обучение специалистов, бета-тестирование, подготовку рекламных материалов, международную сертификацию, а также гранты на участие в международных выставках).

Схожая работа ведётся в Пакистане. Как правило, для развития многих видов внешнеторговых операций характерно привлечение заёмного капитала для обеспечения финансирования сделки. Вместе с тем, для сектора услуг традиционные механизмы предоставления гарантий, экспортных кредитов или других форм финансового обеспечения не работают. Основным препятствием для развития экспортоориентированного сектора услуг является то, что банки готовы оказывать финансовую помощь преимущественно крупным и зарекомендовавшим себя компаниям, в то время как основной объём услуг оказывается небольшими компаниями.

Основной предпосылкой для поддержания и развития экспортного потенциала национального сектора услуг является создание стимулирующей среды, а также предоставление адекватной финансовой поддержки. Основной формой финансовой поддержки экспорта услуг является привлечение экспортных кредитов в том финансовом учреждении, с которым компания уже работает. В этом случае банк будет уже знаком с финансовым положением компании и ее кредитной историей.

Другой формой поддержки экспортёров услуг является предоставление страховых полисов агентствами по страхованию экспортных кредитов или эксимбанками. Постепенно оказание услуг включается в перечень контрактов, по которым можно получить страхование. Примером является выдача страховых полисов при аутсорсинге бизнес-процессов на Филиппинах.

Также стимулирование развития экспорта услуг может осуществляться путем таких механизмов финансовой поддержки, как: факторинг и экспортные гарантии. Для российской экономики экспорт услуг с каждым годом приобретает всё более важное значение. При этом дальнейшее развитие данного направления отвечает долгосрочным приоритетам создания высокотехнологичной диверсифицированной экономики.

Стоит отметить, что среднегодовые темпы роста российского экспорта услуг (13%) выше мировых, а его доля в экспорте товаров увеличивается (в отличие от среднемировых показателей). Общий объём экспорта услуг в 2011 году составил 38 млрд долл. наибольшую долю в экспорте занимают транспортные услуги (30%), прочие деловые услуги (27%), поездки (22%) [35]. На экспорт ИКТ услуг приходится около 3%, или 1,3 млрд долл.  

Из таблиц 3 и 4 видно, что по всем странам импорт услуг превышает экспорт, а также нельзя скрыть тот факт, что по всем странам в 2009 году произошел спад, как импорта, так и экспорта. Очевидно, что на это повлиял мировой экономический кризис.

 

Таблица 3. Мировой экспорт услуг в 2005-2009 гг., млн. долл.  

 

Экспорт

Весь мир

2005

2006

2007

2008

2009

Северная Америка

132500

144567

165764

185676

173545

США

102393

132986

141786

150865

145324

Латинская Америка

42500

57094

63980

77923

64788

Западная Европа

449900

675654

709809

907532

798543

Австрия

17844

25065

26454

30090

26787

Франция

54572

75231

101450

109865

86989

Германия

97864

106653

112097

124687

116098

Италия

57962

74797

96432

107287

105687

Нидерланды

37799

46765

60241

81097

64064

Испания

20249

28342

29097

34987

32194

Великобритания

50879

73922

84021

97653

89432

Россия

24970

31102

39256

51131

41656

Aфрика

29400

34987

35420

42672

33665

Азия

215100

276097

290433

301865

276082

Китай

9207

15087

30532

46976

37978

Индия

6615

10936

13328

16089

15986

Япония

92323

99671

104531

110980

106799

Сингапур

9430

9346

10666

11091

9767

Информация о работе Современные тенденции и перспективы развития международной торговли