Современные тенденции и перспективы развития международной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 18:06, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - изучение международной торговли, таких её составляющих, как международная торговля товарами и международная торговля услугами, а также анализ современного состояния и тенденций развития данных элементов.
Задачи исследования Для достижения поставленной цели в данной работе решаются следующие задачи:
- рассмотрение теоретических основ международной торговли товарами
- теоретическое изучение международной торговли услугами – её сущности, причин возникновения, структуры;
- анализ современного состояния и тенденций развития международной торговли товарами;
- изучение современного состояния и тенденций развития международной торговли услугами;
- составление прогноза развития международной торговли методом экстраполяции бренда;
- составление прогноза развития международной торговли методом написания сценариев

Файлы: 1 файл

Курсач_прогноз_катюша.doc

— 836.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное  бюджетное  образовательное

Учреждение высшего профессионального  образования

«Санкт-Петербургский  государственный

университет кино и телевидения»

Институт экономики  и управления

Кафедра управления экономическими и социальными процессами

 

 

Курсовая работа по дисциплине: «Прогнозирование»

на тему:

«Современные тенденции и перспективы развития международной торговли»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Катюха

Преподаватель:

асс.каф. Смирнов К.Б.

 

 

 

 

 

Санкт- Петербург

2013

 

Введение

Международная торговля - одна из наиболее развитых и традиционных форм международных экономических отношений. Она зародилась в глубокой древности - собственно международная торговля начала осуществляться с формированием первых национальных государств в IV - III тысячелетиях до нашей эры. А в начале ХХI в. международная торговля уже занимает центральное место в общей системе международных экономических отношений, так как международные товарные потоки приобрели огромные масштабы и охватывают все регионы мира.

Действительно, именно с международной торговлей, так или иначе, связано население всех без исключения стран современного мира. В сфере международной торговли реализуются экономические интересы ее участников - отдельных государств, их группировок и союзов, корпоративного бизнеса разного уровня - от малых предприятий до сверхкрупных ТНК, участвующих в международной торговле физических лиц. При этом, осуществляя внешнеторговые операции, указанные субъекты международных экономических отношений включаются в сложные и весьма противоречивые процессы международной конкуренции, глобализации, интеграции.  

 Исходя из вышесказанного, актуальным представляется изучение мировой торговли, её элементов, состояния и тенденций развития. Так как именно развитие мировой торговли дает целостное представление о состоянии мировой экономики и перспективах её развития.   

Принимая во внимание то, что составляющими элементами мировой торговли, наряду с прочими, являются международная торговля товарами и международная торговля услугами, следует учесть тот факт, что степень их изученности различна.

Так, международная торговля товарами изучается такими авторами как: Авдокушин Е. Ф., Фомичёв В. И., Волков Г. Ю., Солодков Г. П., Пузакова Е. П., Архипов А. Ю., Гладков И. С., Симионов Ю. Ф., Поляков В. В., Сидорова Е. Ю. и многие другие, чьи труды используются в данной работе. В то время как международная торговля услугами до сих пор плохо изучена, несмотря на то, что масштабы её увеличиваются год от года.   

Цель исследования - изучение международной торговли, таких её составляющих, как международная торговля товарами и международная торговля услугами, а также анализ современного состояния и тенденций развития данных элементов.  

Задачи исследования Для достижения поставленной цели в данной работе решаются следующие задачи:

- рассмотрение теоретических основ международной торговли товарами

- теоретическое изучение международной  торговли услугами – её сущности, причин возникновения, структуры;

- анализ современного состояния и тенденций развития международной торговли товарами;

- изучение современного состояния и тенденций развития международной торговли услугами;   

- составление прогноза развития  международной торговли методом  экстраполяции бренда;

- составление прогноза развития международной торговли методом написания сценариев

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ    МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ

  1.1 Международная        торговля товарами:        сущность, формы, место        и значение в системе        международных экономических        отношений        

Деятельность, имеющая своей целью  посредничество  между производителями и  потребителями при взаимном обмене экономическими благами, носит с экономической точки зрения название торговли. Когда посредничество имеет место между отечественными производителями и иностранными потребителями, или наоборот, - торговля становится внешней (или - международной). Торговля же с юридической точки зрения - область экономических отношений, к которой применяется торговое право. А это - отношения, основанные на капиталистической организации хозяйства, имеющего своей целью достижение прибыли как таковой.   По существу торговля в широком смысле состоит из отдельных ее видов, и в каждой из них обязательно обнаружится коммерческая основа. Разница заключается в предмете и в формах коммерческих операций, лежащих в основе экономических взаимоотношений сторон. Например, в области обмена интеллектуальной собственностью товаром могут быть авторские, патентные и другие права, а особыми сделками (лицензионными и т.п.) может оформляться уступка прав пользования этим специфическим товаром, по коммерческой сути своего рода аренда.

Давая определение международной  торговле, следует помнить, что она, как и другие элементы системы МЭО, является весьма сложным и многогранным явлением, поэтому существует множество ее определений.   Междунаро́дная торго́вля — система международных   товарно-денежных отношений  , складывающаяся из   внешней торговли   всех   стран мира   .   Предметом торговли могут быть самые разнообразные ценности, блага, в том числе:

1) материальные ценности, вещи, движимое и недвижимое имущество, т.е. товар в узком смысле слова;

2) “невидимые” статьи торговли, в частности услуги, труд;

3) результаты интеллектуальной деятельности, права на интеллектуальную собственность, информацию;

4) деньги и ценные бумаги. Торговля и валютно-финансовые  отношения трудноразделимы [2] .

В данной работе взяты в рассмотрение первые два предмета международной торговли.     

Как бы не была богата ресурсами конкретная страна, она не в состоянии удовлетворить все свои потребности тем кругом товаров, которые она производит. Всегда существуют страны, которые производят нечто иное и на что находится потребность на локальном рынке. Отсюда, логично стремление страны обеспечить доступность продукции и ресурсов иностранного государства.

На сегодняшний момент такую потребность можно удовлетворить лишь на экономической основе путем взаимовыгодного обмена, т. е. через международную торговлю товарами. Международная торговля товарами, являясь исторически первой формой внешнеэкономических связей, появившись в глубокой древности и получив дополнительный импульс в связи с образованием мирового рынка, продолжает оставаться ведущей формой МЭО. Иллюстрируется это, например, тем фактом, что после второй мировой войны её среднегодовые темпы роста уже в 1,5 раза превышали темпы роста мирового объема производства[3].

Международная торговля представляет собой специфическую сферу, объединяющую внешнеторговые секторы национальных экономик. Однако это не чисто механическое, а органическое единство, имеющее собственные закономерности развития, особые органы регулирования.

Внешняя торговля – это обмен той или иной страны с другими странами, включающий в себя оплачиваемые экспорт (вывоз) и импорт (ввоз) товаров и услуг. Внешняя торговля - важнейшая сфера деятельности любого государства. Без внешней торговли и внешнего рынка ни одно государство не может существовать и развиваться. На современном этапе, когда отдельные страны стали звеньями международного хозяйства, их экономика как никогда сильно зависит от внешнего рынка. В связи с углублением международной специализации и кооперирования, роста интернационализации хозяйственной жизни, под влиянием научно-технической революции (НТР) внешняя торговля становится все более важным фактором экономического развития, фактором взаимодействия и сотрудничества государств.  Термин «внешняя торговля» применяется для анализа внешнеторгового оборота отдельной страны.   Внешнеторговый оборот – сумма стоимости экспорта и импорта той или иной страны.

 Основными формами международной торговли являются экспорт и импорт товаров [4].

Экспорт товара – это продажа товара в другой стране, отличающаяся от его реализации на собственном внутреннем рынке условиями сбыта, традициями и обычаями, языком и т.п. [5]

 Импорт товара - ввоз в   страну  товаров, на таможенную территорию страны из-за границы без обязательств про обратный вывоз 6 . В зависимости от происхождения и назначения товаров экспорт имеет следующие виды:

1) вывоз товаров, изготовленных (произведенных и  переработанных) в данной стране;

2) вывоз сырья и полуфабрикатов для переработки за границей под таможенным контролем с последующим возвратом;  

3) реэкспорт.  Представляет собой особую форму экспорта, её предметом является экспорт ранее импортированного в страну товара, который не подвергался значительной переработке. Имеет виды:

- вынужденный;

- спекулятивный;

- технологический;

- учетный;

4) временный вывоз за границу национальных товаров (на выставки, ярмарки и т.д.) с последующим возвратом или вывоз ранее ввезенных иностранных товаров (на аукционы, выставки, ярмарки и т.д.);

5) вывоз продукции в порядке прямых производственных  связей, а также поставки в рамках ТНК.  

Классификация импорта по тому же признаку включает в себя следующие виды:

1) ввоз из-за границы товаров, технологий для реализации на внутреннем рынке импортера, а также возмездное получение от иностранного контрагента  услуг производственного и  потребительского назначения;

2) реимпорт – обратный ввоз из- за границы национальных товаров, ранее ввезенных туда;

3) ввоз сырья, полуфабрикатов, узлов, деталей для переработки в данной стране и последующего вывоза за границу;

4) временный ввоз товаров на международные выставки, ярмарки, аукционы;

5) ввоз продукции в порядке  прямых производственных связей и в рамках ТНК.

Показателями, отражающими участие страны в международной торговле, является экспортная и импортная квота [8].

 Экспортная квота - величина товарной массы или ее стоимость, разрешенная к вывозу из страны. Это количественный показатель, определяющий размеры экспорта в стоимостной форме или в натуральных единицах (в тоннах, кубометрах и т. д.). Форма нетарифного регулирования внешнеторговых отношений.

С одной стороны, экспортная квота отражает уровень развития данной отрасли в стране-экспортере, а с другой - характеризует значение экспорта для развития экономики страны. Исходя из объемов национального производства, устанавливаются списки товаров и доля их в процентном отношении, допустимая к ограниченному вывозу. Экспортная квота подтверждается лицензией, выдаваемой государственными органами и вводится на основании действующих международных соглашений для определения доли каждой страны-участницы в экспорте данного товара.

Примером может служить Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК), устанавливающая экспортные квоты на нефть для стран, входящих в её состав. Экспортные квоты косвенно влияют и на состояние внутреннего рынка страны, вывозящей те или иные товары, т.к. являются инструментом регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке. Используются отдельными странами для ограничения экспорта стратегических товаров. [9]  

Импортная квота - экономический показатель, характеризующий значимость импорта для национального хозяйства, для отдельных отраслей и производства, по различным видам продукции. Она исчисляется в ценностном или натуральном выражении за определенный период в виде отношения объема импорта к объему внутреннего потребления.

  Импортная квота - нетарифное количественное ограничение ввоза определенных видов товаров в страну, устанавливаемое правительством в целях ограждения собственной экономики, защиты внутреннего рынка .

   Значение международной торговли товарами для национальной экономики очень велико. Благодаря ей в национальной экономике:

-   преодолевается ограниченность национальной базы ресурсов и узость внутреннего рынка;

-   интенсифицируется воспроизводственный процесс в национальных хозяйствах: создается возможность организации массового производства, повышается степень загрузки оборудования, возрастает эффективность внедрения новых техники и технологий;

- увеличиваются возможности  накопления, индустриализации, повышение темпов экономического роста,  рационального использования природных ресурсов и рабочей силы, что способствует росту производительности труда и доходов;

 -  на базе увеличения экспорта в стране создаются новые рабочие места; -  повышается уровень международной специализации страны. При этом следует отметить, что ориентация страны во внешней торговле на дешевый импорт приводит к противоположным последствиям, о чем ярко свидетельствует ситуация, сложившаяся в Российской Федерации после 1991 года.  

Место международной торговли в системе МЭО определяется тем, что:

- во-первых, через неё реализуются результаты всех форм мирохозяйственных связей

- вывоза капитала, производственной кооперации, научно-технического сотрудничества;

- во-вторых, развитие международной торговли товарами, в конечном счете, определяет динамику международного обмена услугами;

- в-третьих, развитие  международной торговли является важной  предпосылкой региональной экономической интеграции и способствует дальнейшему углублению международного разделения труда;

Информация о работе Современные тенденции и перспективы развития международной торговли