Современное состояние российско-китайских отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 14:11, курсовая работа

Описание работы

Отношения стратегического партнерства с Китаем – один из важнейших приоритетов внешней политики Российской Федерации. В последние годы российско-китайские отношения характеризуются возросшей динамикой развития, существенным повышением уровня взаимного доверия и взаимной поддержки, активным расширением сотрудничества в ключевых областях. Развитие Китайской Народной Республики, наращивающей экономическую и военную мощь и свое политическое влияние, становится все более весомым фактором как регионального, так и общемирового развития.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
1. Особенности развития Российско-китайских отношений ……...5
1.1 История становления отношений между Россией и Китаем……….5
1.2 Взаимодействие СССР и Китая………………………………………9
1.3 Взаимоотношения России и КНР в 1990 годы……………………..12
2. Современное состояние российско-китайских отношений……..21
2.1 Политическое сотрудничество России и КНР в 2003-2012 годы...21
2.2 Российско-китайское взаимодействие в рамках ШОС…………….26
2.3 Перспективы отношений и сотрудничества России и Китая……...29
Заключение………………………………………………………………..34
Список использованных источников и литературы…………………....36

Файлы: 1 файл

курсовая внешяя политика кнр.doc

— 179.00 Кб (Скачать файл)

В целом, расширение и углубление политического взаимодействия России и Китая является результатом все более отчетливого осознания правящими элитами двух стран необходимости усиления сотрудничества для достижения главной общей цели – построения многополярного мирового порядка. В то же время, представляется, что развивающееся политическое сотрудничество России и Китая не имеет под собой достаточно прочного фундамента. Рамки данного сотрудничества ограничиваются построением многополярного миропорядка. Причем, основной движущей силой российско-китайского политического сближения является скорее ответная реакция на устремления США и НАТО, нежели объективная потребность в развитии двустороннего политического диалога. В этой связи нельзя исключать того, что при стечении каких-либо обстоятельств в отношениях между Россией и Китаем могут вновь возобладать узко-национальные интересы и амбиции правящих элит, как это уже бывало в истории12.

 

2.2 Российско-китайское  взаимодействие в рамках ШОС

Шанхайская организация  сотрудничества (ШОС) образована 15 июня 2001 года. Это постоянно действующая  региональная международная организация, членами которой являются шесть стран - Россия, Китай, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан.

Статус наблюдателей предоставлен Монголии (2004 г.), Индии, Ирану  и Пакистану (2005 г.), Афганистану (2012). В 2009 году Белоруссия и Шри-Ланка получили статус партнеров по диалогу ШОС (соответствующие меморандумы были подписаны 29 апреля и 6 мая 2010 года). Статус партнера по диалогу был предоставлен и Турции в 2012 году.

Несмотря на то, что официальная дата создания ШОС - июнь 2001 года, диалог между странами-членами организации начался 15 лет назад. 26 апреля 1996 года в Шанхае главы пяти государств - России, Китая, Казахстана, Киргизии и Таджикистана - подписали соглашения об укреплении доверия в военной области в районе границы. Возникло политическое объединение, известное как "Шанхайская пятерка", главной целью которого было обеспечение стабильности вдоль границы бывших советских республик и Китая. Со временем пять стран вышли за рамки трансграничного сотрудничества, и 5 июля 2000 года "Шанхайская пятерка" преобразовалась в Шанхайский форум.

ШОС для России и Китая - важнейший механизм согласования интересов в Центральной Азии. Здесь интересы Россия и Китая  полностью совпадают. И Москва и  Пекин хотели бы, чтобы государства  Центральной Азии были стабильными, сохраняли светские режимы и успешно развивали свою экономику. 

Для разрешения пограничного вопроса, оставшегося от истории, с 1984 по 2004 год Китай и Советский Союз (Россия) в соответствии с международным правом и в духе равноправной консультации провели длительные и серьезные переговоры. После подписания "Дополнительного протокола по восточному участку китайско-российской государственной границы " в октябре 2004 года две страны окончательно и полностью определили пограничную линию с протяженностью 4300 километров. Потом две страны в 2008 году завершили всю работу по демаркации границы, поставив точку над полным и окончательным разрешением пограничного вопроса, оставшегося от прошлого. "Китайско-российский договор о добрососедстве и дружбе" четко предусматривает, что две страны нет и не будут иметь друг к другу территориальных претензий. Китайско-российская граница стала узами мира, дружбы, сотрудничества между народами двух стран. С учетом крайней сложности и чувствительности пограничного вопроса в истории китайско-российских отношений, окончательное разрешение пограничного вопроса в духе мира, дружбы, взаимопонимания и взаимной уступки представилось для нас весьма непростым. Это устранило крупнейшее препятствие на пути развития китайско-российских отношений.

На основе китайско-российских двусторонних и подписанных членами Шанхайской Организации Сотрудничества соглашений, две страны в приграничных районах предприняли меры по военному доверию и сократили взаимные вооруженные силы. Вспоминая о прошлом, Китай и Советский Союз даже в период союзничества 50-ых годов никогда не проводили совместные военные учения. Но в августе 2005 года Китай и Россия на территории Китая впервые провели масштабные совместные военные учения с участием пехотных морских и воздушных войск. В августе 2007 года Китай направил целые подразделения армии с тяжелым вооружением в Россию для участия в совместных антитеррористических военных учениях в рамках ШОС. Эти учения являлись первыми в истории внешних отношений и военной истории Китая. В марте 2008 года открылась прямая горячая линия между министрами обороны двух стран. В июле 2009 года две страны провели китайско-российские совместные антитеррористические учения под названием "мирная миссия". Развитие китайско-российского военного сотрудничества в большей степени доказывает, что стороны не рассматривают друг друга как потенциального военного соперника или военную угрозу и достигли высокого уровня взаимного доверия между странами.

По итогам состоявшегося в 2012 году в Китае, двенадцатого заседания ШОС, в котором принял участие Владимир Путин, было подписано десять важных документов, среди которых - Положение о политико-дипломатических мерах и механизмах реагирования ШОС на ситуации, ставящие под угрозу мир, безопасность и стабильность в регионе, и Программа сотрудничества по борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом на 2013-2015 гг. Сепаратизм и экстремизм - общая проблема и для Китая, и для России (у России – Северный Кавказ; у Китая – Синьцзян-Уйгурский автономный район). Координация усилий по искоренению этого бедствия более чем кстати13.

Формирование и развитие Шанхайской организации сотрудничества является примером конструктивного сотрудничества двух стран в региональных вопросах. Можно сказать, что Китай и Россия придерживаются общих или схожих позиций почти по всем важнейшим международным и региональным вопросам, стали главными партнёрами и важными стратегическими опорами друг другу, которые поддерживают друг друга в международных делах.

 

2.3 Перспективы отношений и сотрудничества России и Китая

Развитие двусторонних отношений между Китаем и Россией имеет широкие перспективы широкого и тесного взаимовыгодного взаимодействия. В настоящее время китайско-российские отношения находятся на самом высоком уровне за всю историю развития отношений между двумя странами. Китайско-российские всесторонние отношения стратегического взаимодействия и партнерства перешли на новый этап развития, что свидетельствует о тенденции укрепления процессов всестороннего активного межгосударственного взаимодействия. Отношения между Китаем и Россией, выступающих в качестве крупных держав, стали классическим образцом двусторонних международных отношений.

Стороны руководствуются  принципом взаимовыгоды, деловое  сотрудничество между Китаем и Россией  продолжает непрерывно расширяться, улучшается качество и масштабы взаимодействия. Интенсивными темпами развивается сотрудничество и взаимосвязи народов двух стран в области культурного обмена. Стратегические партнерские отношения Китая и России в международных и региональных вопросах становится все более тесными. В настоящий момент как перед Китаем, так и перед Россией стоит насущная задача модернизации. Китай и Россия проявляют единодушное стремление к непрерывному укреплению отношений политического доверия, углублению сотрудничества в целом ряде областей, упрочению взаимодействия и отношений стратегического характера, поддерживаемых в рамках международной и региональной деятельности, поддержанию мира, стабильности, развития региональных и международных связей, созданию благоприятных условий для взаимовыгодного развития обеих стран. В связи с этим стороны должны и в дальнейшем проявлять общее стремление к тесному взаимодействию на высшем уровне, способствуя активизации отношений, опирающихся на принципы взаимного доверия, содействуя укреплению и развитию китайско-российских всесторонних отношений стратегического взаимодействия и партнерства. Стороны должны стремиться к интенсификации отношений взаимовыгодного сотрудничества в деловой сфере, способствуя всестороннему укреплению материальной базы двустороннего взаимодействия, продолжая поддерживать тесные контакты и активно координируя свои действия по ряду международных вопросов. Кроме того, Китаю и России необходимо стремиться к интенсификации отношений культурного сотрудничества, способствовать установлению взаимопонимания и поддержанию дружеских взаимосвязей между народами двух стран.

 В последние годы наблюдается непрерывное повышение уровня китайско-российского торгово-экономического сотрудничества, опирающегося на принципы взаимовыгоды и характеризующегося успешным развитием по всем направлениям двустороннего взаимодействия. Китай стал крупнейшим торговым партнером России. В ходе китайско-российского сотрудничества были достигнуты следующие результаты: постоянно увеличивающийся объем двусторонней торговли в 2011 году составил примерно 80 млрд долл США, увеличившись по сравнению с 2010 годом на рекордные 42,7 %. Наблюдается непрерывная оптимизация структуры китайско-российских торгово-экономических отношений, с каждым днем расширяется сотрудничество в области энергетики, крепнут связи экономической и технической кооперации, достигнут ряд крупных успехов в области финансового, приграничного и регионального взаимодействия, благодаря чему были заложены новые основы для роста, окрепли двусторонние контакты в области подрядов на выполнение инженерных работ. Несмотря на успешное развитие китайско-российских отношений торгово-экономического сотрудничества, существующий мощный потенциал развития двусторонних отношений используется далеко не полностью.

В дальнейшем стороны  будут продолжать проявлять взаимное стремление к повышению уровня торгово-экономического сотрудничества и планомерной активизации  деловых отношений во всех существующих сферах взаимодействия.

Говоря о перспективах российско-китайского партнерства, гипотетически нельзя исключить понижения места России в стратегических приоритетах Китая и места КНР в российских приоритетах, вплоть до появления в краткосрочной перспективе даже конфронтационных элементов в наших отношениях. Однако наиболее вероятной и оптимальной представляется перспектива экстраполяции в будущем нынешнего уровня российско-китайского партнерства, его развитие и углубление, более того – переход к модели реального соразвития двух стран.

Сдерживающими факторами развития российско-китайского торгово-экономического сотрудничества являются следующие препятствия:

1.             Незнание китайскими и российскими предпринимателями законодательства и условий деловой деятельности в наших странах, что проявляется в чрезмерной осторожности китайских предпринимателей.

2.             Сложный инвестиционный климат в Китае для реализации проектов с российским капиталом.

3.             Негибкость российского законодательства, которое ущемляет интересы иностранного капитала, не гарантирует его сохранность и безопасность.

4.             Высокие ставки налогообложения в РФ по сравнению с более низкими ставками в КНР не стимулируют иностранное предпринимательство в России.

5.             Несовершенство, сложность решения административных проблем, чрезмерная забюрократизированность процедур создания совместных предприятий.

6.             Недостаточная защищенность китайского бизнеса в России.

7.             Социально-психологические моменты, связанные с давлением в прессе на население по поводу так называемой китайской угрозы.

Для нас важно осознать, что главный урок, который извлекли китайцы из XX века – необходимость мирного стабильного развития. Несмотря (а может быть и вопреки) нашему российскому по-европейски настроенному, отлаженному вековой историей менталитету, который упорно тянет нас к Европе, нам нужно понять место и роль Китая в стратегической перспективе нашего исторического развития. Одним словом, российско-китайское партнерство требует новых горизонтов. Процесс этот, однако, вряд ли будет быстрым.

Конечно, Китай  – это сложный партнер. Трудности в двусторонних отношениях, естественно, возникают и будут возникать, ибо каждая из сторон стремится защищать прежде всего свои национальные интересы, исходя из собственного представления о них.

Основой стратегии  нашего партнерства должны стать стремление наших народов к лучшей жизни, возможность взаимоучастия, совместной деятельности россиян и китайцев в достижении этой непростой задачи.

2011 год оказался очень успешным с точки зрения китайско-российских торговых отношений. Внешнеторговый оборот поставил новый рекорд, достигнув 80 млрд. долларов. Программа сотрудничества на 2009—2018 годы вылилась в 2011 в двадцать семь совместных инвестиционных проектов. Единственным же спорным моментом в двухсторонних отношениях по-прежнему остается не достигнутое соглашение о ценах на природный газ.

Во время Международного экономического форума представители России и Китая посвятили время обсуждению цен на поставку природного газа. Его планируют поставлять из Западной Сибири по алтайскому трубопроводу до российско-китайской границы. К 2015 году планируется передавать в год до 30 млрд. кубических метров газа. Однако пока не было достигнуто соглашение о цене. 

В 2012-2013 году стороны примут совместное участие в рамках программ "Год российского туризма в Китае" и "Год китайского туризма в России". Данная форма культурного взаимодействия станет очередным крупномасштабным мероприятием межгосударственного уровня, продолжив традицию организации таких программ, как "Год России в Китае" и "Год Китая в России", "Год русского языка в Китае" и "Год китайского языка в России", способствуя укреплению отношений двустороннего культурного взаимодействия, усилению взаимопонимания между народами двух стран, активизации традиционных отношений дружбы и расширению сотрудничества во всех сферах осуществляемого взаимодействия.     Правительства Китая и России рассматривают мероприятия в рамках программы "Год туризма" в качестве возможности оказания дальнейшего содействия всем формам двустороннего сотрудничества в сфере образования, науки и техники, здравоохранения, спорта и прочих областях. Китай и Россия продолжат прилагать совместные усилия, направленные на оптимизацию деятельности институтов Конфуция, интенсификацию контактов в области искусства, организуя совместные конференции, выставки, музыкальные концерты и прочие мероприятия 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, российско-китайские отношения на современном этапе представляется неоднозначным и во многом противоречивым. Это связано с тем, что расширение двустороннего сотрудничества в политической и военно-технической сферах сегодня пока не подкрепляется эффективным и взаимовыгодным экономическим сотрудничеством. Об этом свидетельствует полное отсутствие сколько-нибудь значимого для двух стран производственно-инвестиционного взаимодействия. В итоге, экономические отношения ограничиваются преимущественно торговлей, причем по схеме «российские сырьевые ресурсы в обмен на китайскую готовую продукцию». 
        С теоретической точки зрения, цементирующей основой российско-китайских отношений могла бы стать промышленная межотраслевая кооперация двух стран и в целом расширение производственно- инвестиционного сотрудничества, в том числе в ВПК. Налаживание этих форм взаимодействия в принципе возможно. Решение данной задачи может быть существенно облегчено в рамках Шанхайской организации сотрудничества. Для этого России и Китаю целесообразно ориентировать деятельность ШОС преимущественно на цели экономического взаимодействия – посредством создания регионального интеграционного блока.

Информация о работе Современное состояние российско-китайских отношений