Российско-Белорусские отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 21:20, реферат

Описание работы

В мировом сообществе Белоруссия для России остается единственным доверенным партнером и самым надежным союзником. Договор о создании Союза Беларуси и России 1997 года является прочной основой отношений двух стран, они активно сотрудничают и в рамках многосторонних постсоветских структур. Эксперты часто ссылаются на тесные российско-белорусские связи в сфере обороны, экономики, культуры. Все это так, но есть и серьезные противоречия, которые не всегда удается вовремя разглядеть.

Файлы: 1 файл

В мировом сообществе Белоруссия для России остается единственным доверенным партнером и самым надежным союзником.docx

— 21.96 Кб (Скачать файл)

      В мировом  сообществе Белоруссия для России  остается единственным доверенным  партнером и самым надежным  союзником. Договор о создании  Союза Беларуси и России 1997 года  является прочной основой отношений  двух стран, они активно сотрудничают  и в рамках многосторонних  постсоветских структур. Эксперты  часто ссылаются на тесные  российско-белорусские связи в  сфере обороны, экономики, культуры. Все это так, но есть и  серьезные противоречия, которые  не всегда удается вовремя  разглядеть.

      В развитии  российско-белорусских отношений,  которые, с одной стороны, являются  примером наиболее тесного сотрудничества  постсоветских государств, а с  другой — периодически переживают  стрессовые состояния, отмеченные  публичной полемикой руководителей  двух стран, присутствует некоторая  неопределенность, не позволяющая  дать четкий ответ на вопрос  — как пойдут дальше Россия  и Белоруссия — вместе или  рядом? В 2000-е годы в российско-белорусских  отношениях возник ряд серьезных  проблем, поставивших под сомнение  эффективность двусторонних интеграционных  процессов. Трудности в развитии  диалога были связаны, в том  числе, с отказом российского  руководства от безусловных дотаций  и переводом отношений на более прагматичную основу.

      Серьезное  недовольство белорусской стороны  вызывает отсутствие динамики  в формировании Союзного государства.  Назрела необходимость корректировки  Договора о создании Союзного  государства и обновления программы  действий по реализации его  положений, поскольку выполнение  нынешней редакции было рассчитано  до 2004–2005 годов. Из-за отсутствия  основополагающего Конституционного  акта вся система правовых  актов Союзного государства (их  около 500) не может развернуться  в настоящие дела. Без него  любые законы, принятые в рамках  правового поля Союзного государства,  декларативны и необязательны  к исполнению — ни в России, ни в Беларуси.

      Визит в  Минск 31 мая — 1 июня В. Путина  и его переговоры с А.Лукашенко способствовали решению многих наболевших вопросов. Детально обсуждались перспективы экономических связей. Принято решение о выделении Белоруссии очередного, третьего транша кредита из Антикризисного фонда ЕврАзЭС, и начаты переговоры о выделении четвертого транша.

      Белорусское направление российской политики

      Белорусское  направление традиционно характеризуется  высокой плотностью двусторонних  связей. В сфере взаимной торговли  Россия и Белоруссия постепенно  преодолевают последствия мирового  кризиса. В рамках ЕврАзЭс 94,2% белорусского экспорта и 99,5% импорта связаны с российским рынком. На начало 2010 года в Белоруссии было аккумулировано 6 млрд долл. российских инвестиций. Наибольшая доля поступления в Россию иностранных инвестиций из государств-участников СНГ в 2010 году приходилась на Белоруссию.

      По одной  из инвестиционных позиций —  «производство кокса и нефтепродуктов»  - Белоруссия даже числится крупнейшим  инвестором в российскую экономику.  Но в разряд таких инвестиций  белорусская сторона относит  оплату по закупке и переработке  российской нефти. Очень тесная  кооперация сложилась между странами  в военно-промышленном комплексе  и других областях промышленного  производства.

      Белоруссия  в своих официальных документах  стремится максимально улучшить  условия для ведения бизнеса,  подчеркивая стратегическую значимость  сотрудничества с российскими  партнерами, однако российские предприниматели  постоянно сталкиваются с серьезными  препятствиями. 

      У Белоруссии  неоднократно возникали конфликты  с «Газпромом», «Интер РАО ЕЭС», которые вели как к экономическим, так и имиджевым издержкам для российской стороны.

      Тем не  менее, ожидается, что ситуация  для российских инвесторов может  существенно улучшиться в связи  с началом формирования с 1 января 2012 года Единого экономического  пространства (ЕЭП), проведением согласованной  макроэкономической, налоговой, денежно-кредитной,  торговой, таможенной и тарифной  политики.  Особенно большие ожидания связаны с перспективами расширения российского участия в высокотехнологичных проектах, таких, как создание крупного химического кластера в Гродно, нефтехимического кластера в Новополоцке, агромашиностроительного кластера в Гомеле, автотракторостроительного кластера в Минске, химико-текстильного кластера в Могилеве и некоторых других, в которых будут участвовать компании из России и иностранных государств. Новым крупным инвестиционным проектом станет российско-белорусское сотрудничество в сооружении АЭС в районе Гродно, план которого был принят в 2010 году.

      Вклад в  развитие производственной и  научно-технической кооперации между  Россией и Белоруссией вносят  взаимные поставки продукции.  В июне 2011 года в СМИ появились сообщения о крупнейшей за всю историю российского бизнеса зарубежной инвестиции, которая может быть осуществлена в Белоруссии и в результате которой будет создан холдинг, контролирующий 35–40% мировой калийной промышленности (речь идет о переговорах группы российских инвесторов, владеющих российскими компаниями «Уралкалий» и «Сильвинит», по приобретению контрольного пакета (50% плюс 1 акция) белорусского производителя калия «Беларуськалий» за 15 млрд долл.).

      В России  работают 26 сборочных производств  белорусских предприятий: «Бобруйскагромаш», «Лидаагропроммаш», «Амкодор», «Могилевлифтмаш», «МТЗ», «МАЗ», «БелАЗ» и др. ПО «Гомсельмаш» сотрудничает с 212 предприятиями России, которые поставляют в Белоруссию сырье, материалы и комплектующие. Поставки в Россию зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов составляют более 60% производства «Гомсельмаша». В то же время «Гомсельмаш» поставляет некоторые узлы и детали для российских предприятий сельскохозяйственного машиностроения.

            Российско-белорусское межрегиональное  сотрудничество включает все  шесть белорусских областей. Белорусские  регионы связаны соглашениями  о сотрудничестве с более чем  80 из 89 субъектов РФ, в 10 регионах  России открыты отделения посольства  Белоруссии. В настоящее время  действует в общей сложности  более 250 российско-белорусских соглашений  в области межрегионального сотрудничества. Взаимодействие выстраивается одновременно  в двух плоскостях: по линии  административно-территориальных образований  государств и по линии «субъекты  РФ — правительство Белоруссии».  Наиболее тесные контакты существуют  с Москвой, Санкт-Петербургом,  Московской и Смоленской областями.  Важным аспектом регионального  сотрудничества является расширение  участия в нем с 2006 года частного  бизнеса. Белорусские структуры  активно сотрудничают с различными  торгово-экономическими ассоциациями  в регионах Российской Федерации,  среди которых лидируют такие,  как «Центральная Россия», «Сибирское  Соглашение» и «Северо-Запад». Их  доля в общем товарообороте  двух стран занимает более  75%. Среди соглашений на региональном  уровне важно упомянуть соглашение  между Калининградской областью  и Белоруссией, в котором оговариваются  стратегические подходы к развитию  Калининградской области и участие  в этом Белоруссии.

      Выступая  важным фактором углубления двустороннего  экономического сотрудничества  России и Белоруссии, межрегиональные  связи стали самым существенным  резервом расширения экспортного  потенциала РБ и функционирования  ее обрабатывающей промышленности. Кроме того, благодаря диверсификации  и мозаичности, российско-белорусские  межрегиональные связи являются  сравнительно «нечувствительными»  к любым корректировкам внешнеэкономической  политики российской стороны,  что создает дополнительную «страховку»  для белорусских инициатив на  российском направлении. 

      Факторы, осложняющие российско-белорусское партнерство

      Среди наиболее  значительных факторов, осложняющих  российско-белорусское сближение,  «пробуксовка» белорусской экономической  модели и функциональная неустойчивость  белорусской политической системы.

   

      Заключение

      Российско-белорусские  отношения строятся на сложном  переплетении экономики и политики, а их средой служат тесные  цивилизационные узы и массовые  общественные предпочтения населения  обеих стран.

      Российская  поддержка остается решающим  условием стабильности белорусской  хозяйственной системы. Однако  новые тенденции в развитии  Белоруссии, связанные с прагматичным  подходом России к формированию  экспортных цен на энергоносители  и стремлением Белоруссии к  активизации «западного вектора»  сотрудничества, влекут за собой  усложнение архитектуры двусторонней  интеграции, усиливается фактор  разноскоростного продвижения на разных направлениях взаимодействия.

      Обеспечение  в полном объеме российского  стратегического контроля над  газотранспортной инфраструктурой,  проходящей по территории Белоруссии, остается безусловным требованием  к развитию партнерских отношений  России с белорусской стороной.

      Постоянно  подчеркивая приоритетную значимость  партнерства с Россией, белорусские  руководители, тем не менее, указывают  на усложнение условий продвижения  товаров на российский рынок,  в том числе продукции тракторо- и автомобилестроения, необходимость расширения экспорта сельскохозяйственной продукции. Есть и встречные претензии со стороны российского бизнеса. Многие сложности, с которыми сталкиваются белорусские и российские компании сегодня при выходе на рынок страны-партнера, связаны с отсутствием унифицированной нормативно-правовой базы Союзного государства.

      Несмотря  на имеющиеся разногласия, перспективы  развития российско-белорусских  отношений определяются не форматами  преодоления конкретных разногласий  в области тарифов, квот и  других по сути хозяйственных  споров. Главным является способность  правящих кругов Белоруссии осуществить  переход к новой модели развития  социума, защитив его от накопившихся  за последние годы рисков и  максимизировав преимущества высокотехнологичного  культурно-образовательного, инновационного  статуса, подтвердить роль коммуникационного  узла трансрегиональных потоков. С российской стороны требуется максимальная прозрачность двусторонних отношений, четкое соблюдение взаимных договоренностей, сбалансированное, но принципиальное информационное освещение, как возникающих разногласий, так и позитивных достижений сотрудничества.

      Российско-белорусские  отношения находятся в фокусе  постоянного внимания международных  кругов, влияют на развитие многостороннего  сотрудничества на пространстве  СНГ, строительство нового интеграционного  объединения в формате Евразийского  экономического союза. За истекшие  десятилетия они стали не только  материальным, но и ценностным  фактором взаимодействия России  и Белоруссии, которое объективно  упрочивается.


Информация о работе Российско-Белорусские отношения