Ретроспективный анализ еврорегионов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 22:56, реферат

Описание работы

Глобализация и регионализация - одни из важнейших движущих сил и закономерностей развития современного мира. Под влиянием глобализации складывается новое качественное состояние мира. Важным направлением международной интеграции является трансграничное сотрудничество.
Трансграничное сотрудничество – это особая форма внешнеэкономической, экологической и культурно-просветительской деятельности, осуществляемая на региональном уровне во всех ее общих и частных формах. Такое сотрудничество предполагает наличие границы, необходимость ее обустройства, совместное использование природных ресурсов, решения проблем экологической безопасности, более широкое общение населения соседних стран, большую нагрузку на инфраструктуру (дорх областей.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 837.03 Кб (Скачать файл)

 

  1. Трансграничное сотрудничество и еврорегион: понятия, цели, концепции, направления

Глобализация и регионализация - одни из важнейших движущих сил  и закономерностей развития современного мира. Под влиянием глобализации складывается новое качественное состояние мира. Важным направлением международной  интеграции является трансграничное сотрудничество.

Трансграничное сотрудничество – это особая форма внешнеэкономической, экологической и культурно-просветительской деятельности, осуществляемая на региональном уровне во всех ее общих и частных формах. Такое сотрудничество предполагает наличие границы, необходимость ее обустройства, совместное использование природных ресурсов, решения проблем экологической безопасности, более широкое общение населения соседних стран, большую нагрузку на инфраструктуру (дороги, связь, сферу обслуживания, склады и др.) [6, с.354].

В законе Украины «О трансграничном сотрудничестве» определяются термины:

субъекты трансграничного сотрудничества — территориальные общины, их представительные органы, местные органы исполнительной власти Украины, взаимодействующие с территориальными общинами и соответствующими органами власти других государств в пределах своей компетенции, установленной действующим законодательством и соглашениями о трансграничном сотрудничестве;

соглашение о трансграничном сотрудничестве — соглашение между субъектами трансграничного сотрудничества, регламентирующее правовые, организационные, экономические и другие аспекты этого сотрудничества;

участники трансграничного сотрудничества — юридические и физические лица, общественные организации, участвующие в трансграничном сотрудничестве;

совместные проекты (программы) — комплекс мер субъектов и участников трансграничного сотрудничества, направленных на решение конкретных общих задач и удовлетворение интересов территориальных общин;

проекты (программы) трансграничного сотрудничества — комплекс мер субъектов и участников трансграничного сотрудничества Украины, направленных на развитие трансграничного сотрудничества;

государственная поддержка развития трансграничного сотрудничества — совокупность решений и действий организационного, правового, финансового характера органов государственной власти Украины, направленных на реализацию проектов (программ) трансграничного сотрудничества;

государственная программа развития трансграничного сотрудничества — комплекс мер органов государственной власти Украины, направленных на развитие трансграничного сотрудничества, осуществляемых с использованием средств Государственного бюджета Украины.

Целью трансграничного  сотрудничества является развитие социально-экономических, научно-технических, экологических, культурных и других связей между субъектами и участниками трансграничного сотрудничества на основе следующих принципов:

- уважение к государственному суверенитету, территориальной целостности и нерушимости границ государств;

-   учет при заключении соглашений о трансграничном сотрудничестве полномочий субъектов и прав участников трансграничного сотрудничества;

согласованное устранение политических, экономических, правовых, административных и других препятствий для взаимного сотрудничества.

Еврорегион — организационная форма сотрудничества административно-территориальных единиц европейских государств, осуществляемого в соответствии с двух или многосторонними соглашениями о трансграничном сотрудничестве [10, с.1-2].

Концепция еврорегионов является следствием политики Европейского союза, направленной на децентрализацию  политической и экономической власти, создание своеобразных экстерриториальных образований.

Основной  целью создания Еврорегионов является объединение усилий приграничных территорий (местных органов власти) для преодоления  их относительной отсталости в социально-экономической  сфере из-за отдаленности (изолированности) от центра для решения вопросов, направленных на улучшение жизни  населения этих территорий.

Основными направлениями деятельности еврорегионов являются: экономика, социальная сфера  и культура, транспорт, связь, образование, туризм, здравоохранение и защита окружающей среды. Кроме того, решаются вопросы обустройства совместной границы, миграции населения приграничных территорий, сотрудничества правоохранительных органов, взаимодействия в чрезвычайных ситуациях [1, с.132].

Таким образом, можно сделать вывод, еврорегион - это высшая форма трансграничного экономического сотрудничества, где в границах своей компетенции и по соглашению с центральными государственными органами местные органы власти приграничных областей имеют возможность разрабатывать специальные комплексные программы экономической, культурной, гуманитарной взаимопомощи, реализовывать трансграничные экономические проекты, а также решать проблемы занятости, инфраструктуры, экологии. Так же выполняют важную функцию – привлекают средства различных фондов для решения региональных проблем.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Ретроспективный анализ еврорегионов

 

Начало  современному процессу перехода от «Европы государств к Европе регионов» было положено в конце 60-х гг. ХХ в. в рамках поиска новых, институализированных форм интеграционного взаимодействия, который привел к появлению межправительственных комиссий по региональному и приграничному взаимодействию, занявшихся созданием межрегиональных структур – так называемых «приграничных рабочих сообществ». Первоначально они организационно оформились на Северо-Западе Европы - наиболее густонаселенной и промышленно развитой территории со схожими проблемами и потребностями населения. Базовым принято считать сформированное в 1976 г. бельгийско-нидерландско-германское территориальное образование «Маас-Рейн», получившее в 1991 г. статус «Сообщества международного трансграничного сотрудничества».

 В  2002 г. в Европе насчитывалось около 130 приграничных и трансграничных регионов, а также 14 крупных межрегиональных объединений. 90 еврорегионов являлись членами Ассоциации европейских приграничных регионов (AEBR )[15].

Согласно  одной из классификаций еврорегионы  подразделяются на 3 основных типа:

- еврорегионы не имеющие правового статуса (так называемые «рабочие» сообщества, сообщества интересов);

-  еврорегионы, основанные на частном праве;

-  еврорегионы, основанные на публичном праве.

Многие  из вновь созданных еврорегионов в Центральной и Восточной  Европе относятся к первому типу и представляют собой форумы для  неформального обмена информацией и консультаций.[3, с.356-358]

«Европа регионов» концептуализируется в 3-х основных вариантах:

Радикальная – как «отмирание» национального государства и формирование единой Европы двух уровней – национального и регионального.

«Европа регионов» как интенсификация межрегионального сотрудничества - горизонтальная интеграция через упразднение старых границ внутри ЕС.

«Европа регионов» как трехступенчатая или трехуровневая Европа: ЕС - национальное государство – регионы (вертикальная интеграция).

Горизонтальная  интеграция может рассматриваться  в качестве экономического, а вертикальная – в качестве политического измерения, причем все взаимодействия имеют  общую цель: преодоление государственных  границ как барьеров для сотрудничества в социальной, экономической, технологической, логистической, экологической, и культурной сферах. Мотивация межрегионального сотрудничества проистекает из общих  проблем и/или интересов, а само сотрудничество позволяет полнее использовать потенциал каждого региона-участника. В случае сотрудничества отдаленных регионов к вышеуказанным мотивам  могут добавляться также групповые  интересы в отношении как национальных, так и европейских институтов [13, с.12-14].

Приграничное  и региональное взаимодействие в  Европе осуществляется на основе Европейской  рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ  или властей (ЕКПС), подписанной 21 мая  1980 г. в Мадриде и Дополнительного протокола подписанного 9 ноября 1995 г. в Страсбурге, а также Протокола №2 к этой Конвенции, подписанного                  5 мая 1998 г. в Страсбурге. Согласно данной конвенции под трансграничным сотрудничеством понимается «любая совместная акция по укреплению и поощрению добрососедских отношений между территориально-административными единицами или властями в рамках юрисдикции двух или более участников Конвенции, а также заключение соответствующих договоров или соглашений между ними. Трансграничное сотрудничество осуществляется в рамках территориально-административных единиц или в пределах полномочий региональных властей в соответствии с местным законодательством».

На территории Европейского союза образовались плотные, многослойные, во многих случаях взаимопересекающиеся структуры регионального сотрудничества - транснациональные группировки, еврорегионы  и прочие образования (Рис. 1.1. и Рис. 1.2.)[11, с.68-77].

Рис. 1.1. Еврорегионы  в Северной Европе

Источник: [11].

Рис. 1.2. Еврорегионы  в Центральной Европе

Источник: [11].

Еврорегионы – это своего рода автономии, образованные не на национальной, а на географической основе и на принципе перераспределения  власти между центральным правительством и небольшими приграничными объединениями, сообществами. Возникновение первых еврорегионов в Западной Европе, как следствие усиления интеграционных процессов. В основном инициатива исходила от местных властей. Они обладали достаточными полномочиями для поддержания сотрудничества с соседями на локальном уровне. Образование еврорегионов выглядит (и есть на самом деле) вполне естественно.

В странах  Центральной и Восточной Европы этот процесс существенно отличается:

во-первых, о создании субрегиональных объединений  задумались только в 90-х (в то время  как на Западе они уже успешно  функционировали);

во-вторых, еврорегионы пытаются действовать  в условиях возникновения и трансформации  новых границ, когда нарастает  их барьерная функция (в Западной Европе наблюдается обратный процесс  – границы смягчаются);

в-третьих, это сотрудничество периферий или  транзитных территорий (опять же в  отличие от Запада, где довольно часто встречается интеграция достаточно развитых ареалов) [2, с.302-308].

Расширение  Европейского союза послужило своеобразным катализатором для пересмотра межгосударственных отношений. Чтобы смягчить отрицательные последствия, нужно использовать все возможные инструменты и механизмы, самые эффективные и, соответственно, перспективные из которых – еврорегионы.

Трансграничное  сотрудничество дает возможность искать новые пути проведения внутренней и внешней политики Украины в сложившихся условиях. Более того, еврорегионы выполняют важную функцию – привлекают средства различных фондов для решения региональных проблем. Тем самым повышаются шансы местных властей содействовать решению разного рода задач без помощи «сверху».

  1. Украинские еврорегионы: цели, преимущества, проблемы

 

В конце  ХХ ст. наблюдался рост значения международно-политических факторов пограничного сотрудничества. Именно в таком контексте можно  рассматривать поддержку Евросоюзом, в частности организационными и  финансовыми средствами, процессов  развития форм пограничного сотрудничества в центрально восточноевропейском  регионе.

При формировании перспективной интеграционной модели Украины, для которой, согласно объективной  оценке возможных выгод и преимуществ, а также официальных деклараций, ЕС составляет наиболее желаемый вектор, следует учитывать роль и особенности  пограничного сотрудничества на континенте.

Прежде  всего, необходимо отметить принятие «Европейской рамочной конвенции о трансграничном сотрудничестве между региональными общинами или властями» в 1980 г., дополнительный протокол к конвенции 1995 и 1998 гг., а также программы ИНТЕРРЕГ, которые принимались в рамках ЕС. Принимались и международные документы на уровне субрегионов. Такими были Соглашение стран Скандинавии относительно признания компетенции местных органов власти в осуществлении и регуляции пограничного сотрудничества, Конвенция Бенилюкса относительно формирования правовых принципов пограничного сотрудничества, определения прав и роли местных властных институтов, создания общих органов содействия взаимодействию, на региональном уровне и другие документы. Согласно второй программе ИНТЕРРЕГ были определены основные условия и характер предоставления странами Евросоюза поддержки пограничным регионам постсоциалистических стран континента, которые осуществляют рыночные реформы [8, с.141-143].

Еврорегионы - это межгосударственные региональные ассоциации, которые включают пограничные  области стран-участниц и развиваются  в соответствии с согласованными комплексными программами социально-экономического и культурно гуманитарного характера и общеевропейских критериев с целью общего решения социально-экономических заданий.

Информация о работе Ретроспективный анализ еврорегионов