Развитие культурных связей Беларуси со странами Центральной и Западной Европы (1985—1991 гг.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 12:57, статья

Описание работы

Переломным этапом в развитии зарубежных культурных связей Беларуси является вторая половина 80-х—начало 90-х гг. В эти годы Советский Союз и его союзники в Центральной Европе вступили в завершающий период кризиса административно-командной системы. Радикальные перемены на мировой политической карте стали результатом многолетнего соревнования двух общественно-экономических систем, отстаивающих свои модели в политике, экономике, идеологии и культуре. Системный кризис, приведший к распаду СССР и возглавляемого им военно-политического блока, затронул все сферы белорусского общества и создал необходимые условия для провозглашения государственного суверенитета.

Файлы: 1 файл

Развитие культурных связей Беларуси со странами Центральной и Западной Европы.doc

— 173.00 Кб (Скачать файл)

Развитие культурных связей Беларуси со   странами  Центральной  и Западной Европы (1985—1991 гг.)

 

 

АВТОР: Виктор Шадурский 

 

ИСТОЧНИК: БЕЛОРУССКИЙ ЖУРНАЛ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ  №1 1999 ГОД 

 

 

Шадурский Виктор Геннадьевич —  кандидат исторических наук, докторант кафедры международных отношений факультета международных отношений Белорусского государственного университета

 

Переломным этапом в развитии зарубежных культурных связей Беларуси является вторая половина 80-х—начало 90-х гг. В эти годы Советский Союз и его союзники в Центральной Европе вступили в завершающий период кризиса административно-командной системы. Радикальные перемены на мировой политической карте стали результатом многолетнего соревнования двух общественно-экономических систем, отстаивающих свои модели в политике, экономике, идеологии и культуре. Системный кризис, приведший к распаду СССР и возглавляемого им военно-политического блока, затронул все сферы белорусского общества и создал необходимые условия для провозглашения государственного суверенитета.

 

Для процессов, происходивших в  республике во второй половине 80-х—начале 90-х гг., была характерна быстрая  эволюция культурной политики, которая  выразилась в формировании новых  представлений о роли культуры в  белорусском обществе, ее целях и задачах, развитии новых направлений и форм международного культурного сотрудничества, расширении географии зарубежных связей. Трансформация культурной политики происходила в атмосфере идеологического противостояния на международной арене, завуалированных и открытых столкновений внутри  страны .

 

В усиливающемся конфликте партийно-государственному аппарату противостояла оппозиционно настроенная часть общества. Активизации  оппозиционного движения способствовали и усиливающиеся противоречия в политическом руководстве СССР, которые со все большей силой выплескивались наружу и становились очевидными для  населения . Отсутствие реального единства на высшем уровне, компромисс в большинстве принимаемых решений привели к тому, что новый курс, осуществляемый Генеральным секретарем ЦК КПСС М. Горбачевым и его соратниками, несмотря на кажущуюся обоснованность и "революционность", в конечном итоге не сумел стать эффективной программой преобразования общества, разрешения накопившихся в нем проблем и противоречий.

 

Оппозиционные настроения в  стране  партийно-государственное руководство  считало в основном результатом  целенаправленного влияния капиталистических  государств . Нараставшие социально-экономические  проблемы, рост недовольства  населения  уровнем и качеством жизни руководители  страны  стремились компенсировать усилением  идеологической   деятельности . Комплекс мер, направленных на нейтрализацию зарубежного  идеологического  и культурного влияния, получил свое оформление в системе контрпропаганды.

 

Точкой отсчета усиления контрпропагандистских  мер стали решения июньского (1983) пленума ЦК КПСС. В решениях пленума  главный упор делался на сферу  международных культурных контактов, которая в совокупности с внешнеполитической пропагандой считалась важным  идеологическим  средством воздействия как на мировую общественность, так и на  население своей страны . Подчеркивалась необходимость формирования у советских граждан, прежде всего у молодежи, критического отношения к буржуазной "массовой культуре"1.

 

Решения июньского пленума получили дальнейшее развитие и толкование в  целом ряде постановлений ЦК КПСС, касающихся различных направлений  идеологической   работы . В исследуемый  период были приняты постановления  ЦК КПСС "О дальнейшем развитии и  совершенствовании периодической печати для детей и юношества" (октябрь 1985), "О  работе  с кадрами в ТАСС" (декабрь 1985), "О мерах по дальнейшему развитию изобразительного искусства и повышению его роли в коммунистическом воспитании трудящихся" (сентябрь 1986, совместно с Советом Министров СССР),"Об активизации и усилении действенности внешнеполитической пропаганды и контрпропагандистской работы " (январь 1987), "Об улучшении условий деятельности  творческих союзов" (февраль 1987, совместно с Советом Министров СССР), "О негативных проявлениях в  деятельности  некоторых неформальных общественных объединений" (июнь 1987), "О  работе  по преодолению тенденции к выезду за рубеж на постоянное жительство части советского  населения  и усилению информационно-пропагандистской  деятельности   среди  соотечественников и советских граждан за рубежом" (август 1987) и др. В силу существовавшего в партии и  государстве  принципа жесткого централизма, наиболее важные постановления центральных органов в обязательном порядке выносились на обсуждение в партийно-государственных органах республики.

 

Одно из важнейших мест в контрпропагандистских  мероприятиях уделялось кино — наиболее массовой форме  идеологического  и культурного воздействия на  население   страны . В этой сфере  ставились задачи, предусматривающие как повышение престижа отечественного кино, так и ограничение влияния на советских граждан фильмов иностранного производства. Практика показывала, что именно из зарубежного кино граждане СССР, "читая между строк", получали больше реальной информации об уровне жизни за рубежом, о развитии науки и техники в капиталистических  странах , чем из советских официальных источников.

 

Первым эшелоном "борьбы с  идеологическим  влиянием буржуазного кино" являлись союзные органы в лице Госкино СССР, в функции которого входила закупка иностранных фильмов, их тиражирование, контроль над соотношением зарубежных и советских кинокартин на экранах  страны . Так, в 1985 г. в соответствии с разнарядкой Госкино республика получила фильмы 272 названий, в том числе: 151 — советского производства, 60 — производства социалистических  стран  и 61 — производства капиталистических и развивающихся  стран . Примерно такие же пропорции в централизованной поставке фильмов на экраны республики существовали в предыдущие и последующие годы2.

 

Органам кинематографии БССР, являвшимся вторым эшелоном контрпропагандистской  деятельности , предписывалось организовывать прокат полученных по централизованной разнарядке зарубежных фильмов таким  образом, чтобы посмотреть их имело возможность ограниченное число белорусских зрителей.

 

Специальным группам по контрпропаганде, созданным при репертуарных комиссиях  кинопрокатных организаций, поручалось разрабатывать и направлять в  киносеть конкретные рекомендации по организации показа фильмов капиталистических  стран . Предусматривались выпуски специальных радиогазет, подборка для демонстрации перед началом зарубежных фильмов кинопрограмм из цикла "Два мира — два образа жизни", содержанием которых была пропаганда советского образа жизни и критика идеологии и политики империалистических  государств . В крупных кинотеатрах планировались регулярные выступления лекторов, киноведов, других специалистов. Так, в кинотеатрах "Москва" и "Октябрь" г. Минска перед показом кинофильмов "Адский поезд" (Франция), "Строй" (CША), "Сто дней в Палермо" (Италия) с соответствующими лекциями перед кинозрителями выступили преподаватели кафедр общественных дисциплин БГУ. Контрпропагандистская  работа  проводилась в системе кинолекториев и киноклубов политического фильма "Мир и молодежь", "Мир сегодня", "Кинокамера обвиняет", "Голос планеты", "Ровесник" и др.

 

Помимо  идеологических  мероприятий  применялись и организационно-административные меры. К примеру, рекомендовалось  проводить показ зарубежных фильмов в основном в небольших залах, запрещалась демонстрация зарубежных фильмов в одном и том же кинотеатре параллельно с советскими фильмами. Фильмы производства капиталистических  стран  не включались в репертуар детских и школьных кинотеатров. В "Положении о премировании работников киносети", подготовленном Госкино БССР, предусматривалось снижение или полное лишение премиальной доплаты в случаях, когда на сеансах советского кино присутствовало менее 50 % от общего числа зрителей.

 

Существовала практика изъятия из кинопроката ранее демонстрировавшихся зарубежных кинокартин. Так, в 1986 г. было снято с показа 120 фильмов капиталистических  стран . Делались попытки сократить покупку новых фильмов. Если в первом квартале 1986 г. было получено 33 новых зарубежных фильма, то уже в первом квартале 1987 г. — только 23 фильма3.

 

Однако проводимые  идеологические  мероприятия имели низкую эффективность  как в области кино, так и  в других сферах культуры. Все более  отчетливо проявлялись противоречия, выражающиеся в несоответствии спускаемых сверху  идеологических  установок экономическим интересам министерств, ведомств, отдельных предприятий и граждан. Так, рекомендации по ограничению показа иностранных фильмов поступали в органы кинопроката вместе с требованием выполнения плана по прибыли. Работники киносети, стремясь выполнить и перевыполнить план, вынуждены были отдавать предпочтение зарубежным фильмам, пользующимся популярностью у зрителей и дающим, даже по официальной статистике, около 40 % денежных поступлений. С целью сокрытия реальных результатов проката советских и зарубежных фильмов сотрудники кинопроката шли на искажение отчетности, приписки4.

 

Таким образом, принимаемые меры, включающие сокращение поступления новых зарубежных фильмов, лишение премий и вынесение  выговоров за расширение их проката, повышение стоимости билетов на фильмы производства капиталистических  государств , не смогли остановить "победоносное" наступление зарубежного кинематографа на просторах СССР.

 

Контрпропагандистские меры планировались  и в других сферах. Так, Госкомиздатом БССР, правлениями Союза писателей БССР и Союза журналистов был объявлен республиканский конкурс на лучшую книгу контрпропагандистской тематики. В 1985 г. лауреатами конкурса стали книги С. Павлова "Имперская паранойя", Э. Скобелева "Катастрофа", О. Нечай "Блеск и нищета "массовой культуры", Е. Шевчика "Антикоммунизм в эфире", И. Прудника "Сионистское лобби в США". В 1986 г. премию получила книга А. Урбана "Бонн: между прошлым и будущим"5. В этих и других работах научной и публицистической направленности наряду с объективной критикой многих негативных явлений буржуазного общества, делались необоснованные обобщения и выводы о превосходстве советской культуры и искусства, о деградации эстетических вкусов за рубежом.

 

Во многих случаях, связанных с противостоянием культурному влиянию Запада, борьбой против инакомыслия внутри республики, белорусские официальные власти проявляли даже большую активность, нежели это требовалось в директивах московского руководства. Особенно отчетливо такого рода ситуация проявилась в БССР в связи с подготовкой к празднованию 100-летия со дня рождения выдающегося художника, уроженца Беларуси М. Шагала (июнь 1987). В зарубежной и советской прессе появились многочисленные публикации о творчестве Шагала, которого наряду с Пикассо, Дали, Матиссом относили к наиболее известным художникам ХХ столетия. В Ленинграде и Киеве прошли выставки его работ . И лишь в Беларуси — на исторической родине М. Шагала, против художника была развязана мощная  идеологическая  кампания. Противники творчества Шагала настояли на прекращении съемок 10-минутного документального фильма, который киностудия "Беларусьфильм" планировала выпустить к столетию художника6. Имя Шагала было запрещено упоминать в печати, обвинения художника "в мировом сионизме" звучали на партийных заседаниях и в выступлениях многочисленных пропагандистов и агитаторов. Скульптурный портрет Шагала, выполненный молодым художником А. Гвоздиковым, был снят с экспозиции за несколько минут до открытия выставки7.

 

Однако уже в конце 80-х гг., в атмосфере жесткого противостояния, началась "реабилитация" Шагала и вместе с ним абстрактного искусства. Первым шагом в признании таланта художника стала книга его стихов, опубликованная в 1989 г. издательством "Мастацкая лiтаратура" в миниатюрном формате тиражом в 5 тыс. экземпляров. Инициатива в подготовке книги принадлежала Р. Бородулину и Б. Саченко. В январе 1991 г. в Витебске прошли первые Шагаловские дни, с 15 января по 20 марта того же года состоялась выставка "Возвращение мастера". В 1991 г. на экраны вышел документальный фильм "Когда Витебск был Парижем", посвященный М. Шагалу. Сценарий к фильму написал В. Тарас при участии В. Бокуна. Было принято решение об открытии в г. Витебске музея М.Шагала8.

 

Таким образом, несмотря на то, что на контрпропагандистские мероприятия направлялись большие организационные и материальные ресурсы, они не приносили их вдохновителям и исполнителям ожидаемых результатов. Казавшаяся незыблемой на протяжении десятилетий политическая система, проигрывая экономически, начала постепенно сдавать и свои  идеологические  позиции. В среде молодежи, творческой интеллигенции, в белорусском обществе в целом нарастал интерес к изучению национальной истории и культуры, усиливалось стремление к установлению свободных от  идеологического  контроля международных контактов. Эти настроения и интересы вступали в противоречие с официальной политикой, являлись почвой для формирования оппозиционных настроений. Одно из первых проявлений противоборства оппозиционно настроенных слоев  населения  с официальными властями произошло во время Недели изобразительного искусства, организованной в Минске весной 1986 г. и посвященной Международному году мира. Во время проведения мероприятия возникли столкновения его участников с членами комсомольских оперативных отрядов. Информация о произошедшем событии широко обсуждалась в белорусском обществе, в средствах массовой информации. Рассмотрению итогов этого мероприятия было посвящено специальное заседание Бюро ЦК КПБ. Вся вина за случившееся была возложена на "политически незрелых людей", организовавших Неделю: они пригласили в Троицкое предместье самодеятельные рок-группы и фольклорные коллективы, репертуар которых не отвечал теме мероприятия, и подготовили группу учащихся Республиканской школы-интерната по музыке и изобразительному искусству для проведения отжившего обряда "Гуканне вясны". Бюро ЦК КПБ взял под защиту членов комсомольских оперативных отрядов, применивших физическое насилие к участникам праздника. По мнению партийного руководства, членами оперотрядов "двигало возмущение по поводу атрибутики и внешнего вида участников, примитивно-архаичное содержание обряда". За отсутствие должного отпора попыткам отдельных лиц навязать заведомо ложное понимание национальных интересов критике были подвергнуты Союз художников, Белорусский театрально-художественный институт, Республиканская школа-интернат, некоторые институты Академии наук. Бюро ЦК КПБ потребовало "обеспечить высокий идейно-художественный и организационный уровень всех проводимых мероприятий, не допускать случаев проникновения в них противоречащих коммунистической идеологии, социалистическому образу жизни националистических и религиозных пережитков, внеклассовой оценки прошлого народа"9.

 

Новой страницей в конфликте  официальных властей республики и оппозиции стало обращение 28 деятелей белорусской науки и культуры, направленное 15 декабря 1986 г. Генеральному секретарю ЦК КПСС М. С. Горбачеву. Обращение, подписанное известными деятелями белорусской культуры В. Адамчиком, Р. Бородулиным, Я. Брылем, В. Быковым, П. Панченко, Л. Щемелевым, С. Станютой и др., сопровождалось приложением, в котором содержались предложения по коренному улучшению положения белорусского языка и культуры, патриотического воспитания в республике.

Информация о работе Развитие культурных связей Беларуси со странами Центральной и Западной Европы (1985—1991 гг.)