Экономические связи России со странами СНГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 17:49, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение экономических связей России со странами СНГ.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть роль и значение экономических связей России со странами СНГ;
- изучить состояние экономических связей России со странами СНГ;
- проанализировать перспективы экономического сотрудничества России со странами СНГ.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 63.54 Кб (Скачать файл)

Таблица 8

Темпы роста, темпы прироста импорта в Россию из Узбекистана

Год

Объем импорта, млн. долл.

Абсолютный прирост, млн. долл.

Темпы роста, %

Темпы прироста, %

Базисный

Цепной

Базисные

Цепные

Базисные

Цепные

2008

1299,9

      -

      -

100

100

      -

      -

2009

842,7

-457,2

-457,2

64,83

64,83

-35,17

-35,17

2010

1556,5

256,6

713,8

119,74

184,70

19,74

84,70

2011

1859,7

559,8

302,8

143,06

119,48

43,06

19,48


= = 1326,3 млн. долл.

За рассматриваемые 4 года наибольший абсолютный прирост  в импорте из Узбекистана составил 713,8 млн. долл. в 2010 г. по отношению к  объему импорта в 2009 г., т.е. темпы  прироста составили 84,70 %. Наименьший объем  импорта был в 2009 г.  – 842,7 млн. долл. В 2009 г. объем импорта снизился на 35,17% по сравнению с 2008 г. В 2011 г. объем  экспорта увеличился на 302,8 млн. долл. по сравнению с 2010 г. В целом за весь рассматриваемый период произошло увеличение объемов импорта на 559,8 млн. долл., т.е. темпы роста составили 143,06% в 2011 г. по сравнению с 2008 г.

    1. Другие формы сотрудничества РФ со странами СНГ

        Большинство экономик стран СНГ  сохранили свои высокие темпы  роста в 2012 году, хотя скорость  экономического роста снижается  в некоторых из них во второй  половине года. Как и в предыдущие  годы, высокие цены на мировых  рынках на сырьевые товары, особенно  на нефть и природный газ,  поддерживают экономики стран  СНГ экспортеров энергоресурсов, включая Россию и Казахстан.  Эти две экономики, определяя  большую часть экспорта в страны  СНГ, несмотря на продолжающиеся  диверсификации внешней торговли  в этом районе, и, оставаясь  важным источником денежных переводов  трудящихся-мигрантов, оказали благоприятное  влияние на другие страны СНГ.

         Во второй половине года появились признаки того, что рост в России ослабевает, так как влияние предвыборных бюджетных расходов постепенно уменьшается, а корпоративный сектор был осторожен в принятии инвестиционных решений. Тем не менее, экономика вырастет почти на 4% в 2012 году, в основном благодаря уверенному внутреннему спросу. Однако, следует отметить, что Россия по-прежнему сталкиваются с серьезным оттоком капитала. Среди других стран СНГ, резкое снижение темпов роста ожидается в Молдове и Украине, поскольку эти страны в большей степени подвержены влиянию зоны евро из-за направлений своей внешней торговли, а также сильно пострадали от необычно холодной погоды в начале 2012 года. Так как цены на сырьевые товары в 2012 году отступили от своих уровней 2011 года, а сильная засуха во многих районах СНГ, в том числе России, Казахстане и Украине, серьезно повлияла на урожай сельскохозяйственной продукции, темпы роста в большинстве экономик стран СНГ в 2012 году, как ожидается, окажутся ниже 2011 года. Совокупный ВВП региона вырастет примерно на 3,8% как в 2012, так и в 2013 годах [12, с.89].

          Экономическая интеграция в СНГ  продвигается медленно. Таможенный  союз Республики Беларусь, Республики  Казахстан и России, который был  создан в начале 2010 года, был преобразован  в январе 2012 года в Единое экономическое  пространство, которое предусматривает  свободное движение товаров, услуг,  капитала и рабочей силы. В  сентябре Молдова и Украина  присоединились к соглашению  о свободной торговле СНГ, подписанное  ранее в 2011 году шестью странами  СНГ. На международной арене  Россия вступила в ВТО в  июле 2012 году после многих лет  затяжных переговоров. Присоединение  должно, в конечном счете, привести  к снижению импортных пошлин  на широкий спектр продуктов,  на его воздействие в краткосрочной  перспективе будет минимальным,  так как только около трети  тарифов будет снижено сразу  и снижение тарифов на наиболее  чувствительные продукты не состоится  до 2019 года.

         Инфляционное давление в странах  СНГ появилось в середине 2012 на  вплеске в ценах на продукты питания и энергоносители. Ряд других факторов также привели к инфляции, например, такие, как повышение тарифов в России в течение лета. Годовая инфляция в России в 2012 году может превысить 5%. В большинстве стран СНГ резко сократился урожай, а цены на продовольствие снова могут оказывать инфляционное давление в конце 2012 года и начале 2013 года. Темпы инфляции в странах СНГ в 2012 году , как ожидается, варьируются от примерно 0,5% в Грузии, где потребительские цены снизились в годовом исчислении в начале 2012 года, до более чем 60% в Белоруссии, где валюта резко обесценилась в связи с последствиями кризиса баланса платежей. Похожие темпы инфляции (за исключением Белоруссии) прогнозируются и на 2013 год, по мере того как процесс дефляции будет препятствовать дальнейшему повышению регулируемых цен в странах СНГ. Другими факторами станут продолжение повышения заработной платы в энергетических экспортерах и связанный с экспортом приток иностранной валюты [13, с.82].

         Увеличение государственных расходов  на фоне сильной экспортной  выручки и сокращение активного  населения привели к снижению  уровня безработицы в России  до рекордно низкого уровня  в 2012 году. Обязательства правительства  увеличить государственные расходы  в 2013 году должны еще больше  снизить уровень безработицы.  В отличие от этого, в Украине  уровень безработицы увеличился  в 2012 году в результате ужесточения  фискальной политики и слабой  экспортной деятельности. Условия  на рынке труда во многих  других странах СНГ, особенно  в Центральной Азии, трудно оценить,  так как большая часть трудоспособного  населения занята в сезонных работах за пределами своих стран.

         В противовес увеличению инфляционного  давления, ЦБ РФ повысил ключевые  процентные ставки на 25 базисных  пункта в сентябре, несмотря на  сильные возражения со стороны  корпоративного сектора. Напротив, в Казахстане, центральный банк  неоднократно снижал процентные  ставки в 2012 году, обеспечивая  дополнительный стимул для экономики.  Более адаптивная позиция была  принята центральным банком Беларуси, где учетная ставка была снижена  с 45 до 30,5%, Грузии, Кыргызстана, Таджикистана  и Украины. Тем не менее,  во многих странах СНГ, кредитные  рынки недостаточно развиты, что  ограничивает воздействие мер  денежно-кредитной политики. В тех  странах-экспортерах энергоносителей,  которые стоят перед крупными  притоками иностранной валюты, центральные  банки попытаются предотвратить  усиление курса их валют.

          Налогово-бюджетная политика была  экспансионистской в России в  начале 2012 года, когда в стране  проходили президентские выборы. Целью правительства была озвучено  достижение сбалансированного бюджета  к 2015 году, для чего и были принятые новые налоговые правила, которые ограничивают бюджетные расходы. Любой доход, полученный с более высокой цены, чем заложено в бюджете, на нефть будут направлены в резервный фонд. Новые правила, тем не менее, позволяют 5% увеличение запланированных расходов в 2013 году. Для большинства других стран СНГ, которые являются импортерами энергоресурсов, налогово-бюджетная политика была ужесточена в 2012 году по целому ряду причин, включая озабоченность по поводу высокого внешнего долга или выполнения условий программы МВФ, и будет иметь в лучшем случае нейтральное влияние на рост в долгосрочной перспективе.

         В 2012 году экспортеры энергоресурсов  СНГ снова получили положительный  торговый и текущий счета. Энерго-импортеры наоборот получили дефицит торгового и текущего счета, которые во многих случаях были смягчены положительным сальдо по текущим трансфертам. Тем не менее, в России, положительное сальдо торгового баланса сократилось, после того как цены на нефть отступили от своих максимумов 2011 года, а рост предвыборных бюджетных расходов укрепил импорт. В объемном выражении экспорт России увеличился примерно на 5%  в 2012 году и, как ожидается, снова вырастет на 5% в 2013 году. Украинский экспорт, однако, находится в застое, на фоне снижения внешнего спроса, особенно на металлы. Экспортные показатели заметно улучшились в Беларуси, что вызвано девальвацией валюты [5, с. 88].

         Что касается импорта, то сильный  потребительский спрос в России  поддержал устойчивый двузначный  рост реального импорта и, как  ожидается, возрастет еще на 8% в 2013 году. Рост импорта замедлился  в Украине в соответствии со  снижением доходов от экспорта  и более слабой склонности  тратить.

         Возможность резкого падения  цен на сырье остается основным  риском для большинства стран  СНГ, а диверсификация экономики  все еще остается насущной  необходимостью как для энерго-экспортеров, так и импортеров энергии. Другие среднесрочные риски могут возникнуть в результате слабого банковского сектора, трудностей со снижением производства энергии и недостаточным уровнем инвестиций, в том числе и в человеческий капитал.

    1. Эффективность экономических связей РФ со странами СНГ

 

  1. Перспективы экономического сотрудничества РФ со странами СНГ

            В системе международных связей  России со странами СНГ считаются  приоритетным направлением, что  зафиксировано в важнейших государственных  документах – в «Концепции  внешней политики Российской  Федерации до 2020 года» (2008 год)  и в «Стратегии национальной  безопасности РФ» (2009 год). Применительно  к сфере экономических отношений  акцент сделан на задачу интеграции  постсоветского пространства. Декларированные  приоритеты, однако, слабо подтверждаются  итогами сотрудничества России  со странами СНГ на практике.

         Статистические показатели свидетельствуют  о тенденциях существенного ослабления  хозяйственных связей между бывшими  республиками СССР  за время  их независимого существования.  В структуре внешней торговли России роль европейского (ЕС) и азиатского векторов (АТР) растет, а значение «вектора СНГ» все более «проваливается»: в начале 1990-х годов его доля в суммарном объеме внешнеторгового оборота России достигала почти 60%, в 2000 году – всего 19%, а к 2008 году упала до 15%. В настоящее время 85% внешнеторгового оборота страны приходится на дальнее зарубежье. Торговля России с ближайшими союзниками внутри СНГ – с группировкой стран ЕврАзЭс (Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан) – занимает  менее 8% в объеме внешней торговли России (2008 год). В страны СНГ Россия вложила, по разным данным, от 2 до 8% своих зарубежных инвестиций, явно отдавая предпочтение вывозу капитала за пределы постсоветского пространства. В свою очередь, партнеры России по организации СНГ также мало инвестируют в российскую экономику: на их долю приходится около 3% ПИИ, поступивших в Россию из-за рубежа. В абсолютных цифрах объем накопленных российских инвестиций в СНГ превысил 4,1 млрд. долл., а встречный объем – из стран СНГ в Россию 1,8 млрд. долл. Производственно-технологическая основа единого промышленного комплекса бывшего СССР, в особенности его инновационного «ядра» - машиностроения – за прошедшие годы существенно разрушена. Доля поставок по линии кооперации в торговле машинами и транспортными средствами между странами СНГ упала к 2006 году до 6,3%. Это намного меньше, чем в успешных интеграционных блоках: в 2-3 раза ниже, чем в Евросоюзе и НАФТА, в 6 раз ниже, чем в АСЕАН. Подобная тенденция прослеживается и в двусторонних связях. Таким образом, кооперация в СНГ явно затухает, а это – самый эффективный фактор международного интегрирования экономик [13, с.89].

          Как оценивать отмеченные тенденции – как естественный, а поэтому позитивный процесс «цивилизованного развода» новых государств, связанный с укреплением их политической и экономической независимости, или, наоборот, как нежелательное для России ослабление ее позиций на постсоветском пространстве, а, следовательно, и в мировой политике и экономике? – от ответа на данный вопрос зависит выбор той или иной долгосрочной стратегии России на постсоветском пространстве. Приходится с сожалением констатировать, что единства мнений на этот счет нет. Пока не вполне ясно, какую роль бывшие республики могут сыграть в процессе модернизации и экономического роста России, в улучшении ее конкурентных позиций на мировой арене. Многое зависит от обоснованного выбора общей стратегии внешнеэкономических связей России, от позиционирования страны в координатах «глобализация - регионализация».

         В научной среде можно условно  выделить три основных подхода  к выбору внешнеэкономической  стратегии России, а в этих  рамках – разные оценки роли  региона СНГ. Условно назовем  их «глобализм», «регионализм»  и «открытый регионализм».

         «Глобализм» отдает предпочтение  глобальному вектору развития  страны, ориентиру на мировой  рынок, с упором на отношения  с высокоразвитыми странами Запада. Сторонники этой стратегии для  России считают необходимым включиться  в современную мировую экономику  на основе глобальных критериев  развития. По их мнению, страна  должна двигаться по пути скорейшей  адаптации национального хозяйства  к условиям постиндустриальной  эпохи, повышать конкурентоспособность  в сотрудничестве с наиболее  развитыми странами, становиться привлекательной для иностранных инвестиций и крупных транснациональных корпораций. Такой подход к выбору внешнеэкономической стратегии предполагает максимальное открытие национальной экономики, широкое участие в международных экономических и финансовых организациях – ВТО, МВФ и т.п., либерализацию хозяйственной жизни внутри страны, модернизацию России даже ценой высоких социальных издержек и «шоков» для населения.

          В стратегии «глобалистов» региону  СНГ отводится маргинальная роль, как «технологической периферии», и в соответствии с его нынешним  значением в мировом хозяйстве  (около 1% в мировом ВВП и  0,8% в мировой торговле – без  учета России). Тезис о необходимости  интеграции именно с этими  странами подвергается сомнению, а проект регионального союза  постсоветских государств характеризуется  не иначе как «заповедник отсталости».  Сторонники усиления глобального  вектора в развитии России  предлагают как можно скорее  отказаться от любых преференций  партнерам по СНГ, строить отношения  с ними преимущественно на  двусторонней основе и на условиях, приближенных к нормам ВТО,  вести взаимную торговлю исключительно  по мировым ценам и тарифам,  выдавать кредиты на международных  условиях и т.п.

Информация о работе Экономические связи России со странами СНГ