Таблица 
8
Темпы роста, 
темпы прироста импорта в Россию 
из Узбекистана
Год  | 
  Объем импорта, млн. долл.  | 
  Абсолютный прирост, млн. долл.  | 
  Темпы роста, %  | 
  Темпы прироста, %  | 
Базисный  | 
  Цепной  | 
  Базисные  | 
  Цепные  | 
  Базисные  | 
  Цепные  | 
2008  | 
  1299,9  | 
        -  | 
        -  | 
  100  | 
  100  | 
        -  | 
        -  | 
2009  | 
  842,7  | 
  -457,2  | 
  -457,2  | 
  64,83  | 
  64,83  | 
  -35,17  | 
  -35,17  | 
2010  | 
  1556,5  | 
  256,6  | 
  713,8  | 
  119,74  | 
  184,70  | 
  19,74  | 
  84,70  | 
2011  | 
  1859,7  | 
  559,8  | 
  302,8  | 
  143,06  | 
  119,48  | 
  43,06  | 
  19,48  | 
 =  = 1326,3 млн. долл.
За рассматриваемые 
4 года наибольший абсолютный прирост 
в импорте из Узбекистана составил 
713,8 млн. долл. в 2010 г. по отношению к 
объему импорта в 2009 г., т.е. темпы 
прироста составили 84,70 %. Наименьший объем 
импорта был в 2009 г.  – 842,7 млн. 
долл. В 2009 г. объем импорта снизился 
на 35,17% по сравнению с 2008 г. В 2011 г. объем 
экспорта увеличился на 302,8 млн. долл. по 
сравнению с 2010 г. В целом за весь рассматриваемый 
период произошло увеличение объемов 
импорта на 559,8 млн. долл., т.е. темпы роста 
составили 143,06% в 2011 г. по сравнению с 2008 
г.
    - Другие формы сотрудничества РФ со странами СНГ
 
        
Большинство экономик стран СНГ 
сохранили свои высокие темпы 
роста в 2012 году, хотя скорость 
экономического роста снижается 
в некоторых из них во второй 
половине года. Как и в предыдущие 
годы, высокие цены на мировых 
рынках на сырьевые товары, особенно 
на нефть и природный газ, 
поддерживают экономики стран 
СНГ экспортеров энергоресурсов, 
включая Россию и Казахстан. 
Эти две экономики, определяя 
большую часть экспорта в страны 
СНГ, несмотря на продолжающиеся 
диверсификации внешней торговли 
в этом районе, и, оставаясь 
важным источником денежных переводов 
трудящихся-мигрантов, оказали благоприятное 
влияние на другие страны СНГ.
         
Во второй половине года появились признаки 
того, что рост в России ослабевает, так 
как влияние предвыборных бюджетных расходов 
постепенно уменьшается, а корпоративный 
сектор был осторожен в принятии инвестиционных 
решений. Тем не менее, экономика вырастет 
почти на 4% в 2012 году, в основном благодаря 
уверенному внутреннему спросу. Однако, 
следует отметить, что Россия по-прежнему 
сталкиваются с серьезным оттоком капитала. 
Среди других стран СНГ, резкое снижение 
темпов роста ожидается в Молдове и Украине, 
поскольку эти страны в большей степени 
подвержены влиянию зоны евро из-за направлений 
своей внешней торговли, а также сильно 
пострадали от необычно холодной погоды 
в начале 2012 года. Так как цены на сырьевые 
товары в 2012 году отступили от своих уровней 
2011 года, а сильная засуха во многих районах 
СНГ, в том числе России, Казахстане и Украине, 
серьезно повлияла на урожай сельскохозяйственной 
продукции, темпы роста в большинстве 
экономик стран СНГ в 2012 году, как ожидается, 
окажутся ниже 2011 года. Совокупный ВВП 
региона вырастет примерно на 3,8% как в 
2012, так и в 2013 годах [12, с.89].
          
Экономическая интеграция в СНГ 
продвигается медленно. Таможенный 
союз Республики Беларусь, Республики 
Казахстан и России, который был 
создан в начале 2010 года, был преобразован 
в январе 2012 года в Единое экономическое 
пространство, которое предусматривает 
свободное движение товаров, услуг, 
капитала и рабочей силы. В 
сентябре Молдова и Украина 
присоединились к соглашению 
о свободной торговле СНГ, подписанное 
ранее в 2011 году шестью странами 
СНГ. На международной арене 
Россия вступила в ВТО в 
июле 2012 году после многих лет 
затяжных переговоров. Присоединение 
должно, в конечном счете, привести 
к снижению импортных пошлин 
на широкий спектр продуктов, 
на его воздействие в краткосрочной 
перспективе будет минимальным, 
так как только около трети 
тарифов будет снижено сразу 
и снижение тарифов на наиболее 
чувствительные продукты не состоится 
до 2019 года.
         
Инфляционное давление в странах 
СНГ появилось в середине 2012 на 
вплеске в ценах на продукты питания и 
энергоносители. Ряд других факторов также 
привели к инфляции, например, такие, как 
повышение тарифов в России в течение 
лета. Годовая инфляция в России в 2012 году 
может превысить 5%. В большинстве стран 
СНГ резко сократился урожай, а цены на 
продовольствие снова могут оказывать 
инфляционное давление в конце 2012 года 
и начале 2013 года. Темпы инфляции в странах 
СНГ в 2012 году , как ожидается, варьируются 
от примерно 0,5% в Грузии, где потребительские 
цены снизились в годовом исчислении в 
начале 2012 года, до более чем 60% в Белоруссии, 
где валюта резко обесценилась в связи 
с последствиями кризиса баланса платежей. 
Похожие темпы инфляции (за исключением 
Белоруссии) прогнозируются и на 2013 год, 
по мере того как процесс дефляции будет 
препятствовать дальнейшему повышению 
регулируемых цен в странах СНГ. Другими 
факторами станут продолжение повышения 
заработной платы в энергетических экспортерах 
и связанный с экспортом приток иностранной 
валюты [13, с.82].
         
Увеличение государственных расходов 
на фоне сильной экспортной 
выручки и сокращение активного 
населения привели к снижению 
уровня безработицы в России 
до рекордно низкого уровня 
в 2012 году. Обязательства правительства 
увеличить государственные расходы 
в 2013 году должны еще больше 
снизить уровень безработицы. 
В отличие от этого, в Украине 
уровень безработицы увеличился 
в 2012 году в результате ужесточения 
фискальной политики и слабой 
экспортной деятельности. Условия 
на рынке труда во многих 
других странах СНГ, особенно 
в Центральной Азии, трудно оценить, 
так как большая часть трудоспособного 
населения занята в сезонных работах за 
пределами своих стран.
         
В противовес увеличению инфляционного 
давления, ЦБ РФ повысил ключевые 
процентные ставки на 25 базисных 
пункта в сентябре, несмотря на 
сильные возражения со стороны 
корпоративного сектора. Напротив, 
в Казахстане, центральный банк 
неоднократно снижал процентные 
ставки в 2012 году, обеспечивая 
дополнительный стимул для экономики. 
Более адаптивная позиция была 
принята центральным банком Беларуси, 
где учетная ставка была снижена 
с 45 до 30,5%, Грузии, Кыргызстана, Таджикистана 
и Украины. Тем не менее, 
во многих странах СНГ, кредитные 
рынки недостаточно развиты, что 
ограничивает воздействие мер 
денежно-кредитной политики. В тех 
странах-экспортерах энергоносителей, 
которые стоят перед крупными 
притоками иностранной валюты, центральные 
банки попытаются предотвратить 
усиление курса их валют.
          
Налогово-бюджетная политика была 
экспансионистской в России в 
начале 2012 года, когда в стране 
проходили президентские выборы. 
Целью правительства была озвучено 
достижение сбалансированного бюджета 
к 2015 году, для чего и были принятые 
новые налоговые правила, которые ограничивают 
бюджетные расходы. Любой доход, полученный 
с более высокой цены, чем заложено в бюджете, 
на нефть будут направлены в резервный 
фонд. Новые правила, тем не менее, позволяют 
5% увеличение запланированных расходов 
в 2013 году. Для большинства других стран 
СНГ, которые являются импортерами энергоресурсов, 
налогово-бюджетная политика была ужесточена 
в 2012 году по целому ряду причин, включая 
озабоченность по поводу высокого внешнего 
долга или выполнения условий программы 
МВФ, и будет иметь в лучшем случае нейтральное 
влияние на рост в долгосрочной перспективе.
         
В 2012 году экспортеры энергоресурсов 
СНГ снова получили положительный 
торговый и текущий счета. Энерго-импортеры 
наоборот получили дефицит торгового 
и текущего счета, которые во многих случаях 
были смягчены положительным сальдо по 
текущим трансфертам. Тем не менее, в России, 
положительное сальдо торгового баланса 
сократилось, после того как цены на нефть 
отступили от своих максимумов 2011 года, 
а рост предвыборных бюджетных расходов 
укрепил импорт. В объемном выражении 
экспорт России увеличился примерно на 
5%  в 2012 году и, как ожидается, снова 
вырастет на 5% в 2013 году. Украинский экспорт, 
однако, находится в застое, на фоне снижения 
внешнего спроса, особенно на металлы. 
Экспортные показатели заметно улучшились 
в Беларуси, что вызвано девальвацией 
валюты [5, с. 88].
         
Что касается импорта, то сильный 
потребительский спрос в России 
поддержал устойчивый двузначный 
рост реального импорта и, как 
ожидается, возрастет еще на 8% 
в 2013 году. Рост импорта замедлился 
в Украине в соответствии со 
снижением доходов от экспорта 
и более слабой склонности 
тратить.
         
Возможность резкого падения 
цен на сырье остается основным 
риском для большинства стран 
СНГ, а диверсификация экономики 
все еще остается насущной 
необходимостью как для энерго-экспортеров, 
так и импортеров энергии. Другие среднесрочные 
риски могут возникнуть в результате слабого 
банковского сектора, трудностей со снижением 
производства энергии и недостаточным 
уровнем инвестиций, в том числе и в человеческий 
капитал.
    - Эффективность экономических связей РФ со странами СНГ
 
 
  - Перспективы экономического сотрудничества РФ со странами СНГ
 
            
В системе международных связей 
России со странами СНГ считаются 
приоритетным направлением, что 
зафиксировано в важнейших государственных 
документах – в «Концепции 
внешней политики Российской 
Федерации до 2020 года» (2008 год) 
и в «Стратегии национальной 
безопасности РФ» (2009 год). Применительно 
к сфере экономических отношений 
акцент сделан на задачу интеграции 
постсоветского пространства. Декларированные 
приоритеты, однако, слабо подтверждаются 
итогами сотрудничества России 
со странами СНГ на практике.
         
Статистические показатели свидетельствуют 
о тенденциях существенного ослабления 
хозяйственных связей между бывшими 
республиками СССР  за время 
их независимого существования. 
В структуре внешней торговли России роль 
европейского (ЕС) и азиатского векторов 
(АТР) растет, а значение «вектора СНГ» 
все более «проваливается»: в начале 1990-х 
годов его доля в суммарном объеме внешнеторгового 
оборота России достигала почти 60%, в 2000 
году – всего 19%, а к 2008 году упала до 15%. 
В настоящее время 85% внешнеторгового 
оборота страны приходится на дальнее 
зарубежье. Торговля России с ближайшими 
союзниками внутри СНГ – с группировкой 
стран  ЕврАзЭс (Россия, Белоруссия, Казахстан, 
Киргизия, Таджикистан) – занимает  
менее 8% в объеме внешней торговли России 
(2008 год). В страны СНГ Россия вложила, по 
разным данным, от 2 до 8% своих зарубежных 
инвестиций, явно отдавая предпочтение 
вывозу капитала за пределы постсоветского 
пространства. В свою очередь, партнеры 
России по организации СНГ также мало 
инвестируют в российскую экономику: на 
их долю приходится около 3% ПИИ, поступивших 
в Россию из-за рубежа. В абсолютных цифрах 
объем накопленных российских инвестиций 
в СНГ превысил 4,1 млрд. долл., а встречный 
объем – из стран СНГ в Россию 1,8 млрд. 
долл. Производственно-технологическая 
основа единого промышленного комплекса 
бывшего СССР, в особенности его инновационного 
«ядра» - машиностроения – за прошедшие 
годы существенно разрушена. Доля поставок 
по линии кооперации в торговле машинами 
и транспортными средствами между странами 
СНГ упала к 2006 году до 6,3%. Это намного 
меньше, чем в успешных интеграционных 
блоках: в 2-3 раза ниже, чем в Евросоюзе 
и НАФТА, в 6 раз ниже, чем в АСЕАН. Подобная 
тенденция прослеживается и в двусторонних 
связях. Таким образом, кооперация в СНГ 
явно затухает, а это – самый эффективный 
фактор международного интегрирования 
экономик [13, с.89].
          
Как оценивать отмеченные тенденции – 
как естественный, а поэтому позитивный 
процесс «цивилизованного развода» новых 
государств, связанный с укреплением их 
политической и экономической независимости, 
или, наоборот, как нежелательное для России 
ослабление ее позиций на постсоветском 
пространстве, а, следовательно, и в мировой 
политике и экономике? – от ответа на данный 
вопрос зависит выбор той или иной долгосрочной 
стратегии России на постсоветском пространстве. 
Приходится с сожалением констатировать, 
что единства мнений на этот счет нет. 
Пока не вполне ясно, какую роль бывшие 
республики могут сыграть в процессе модернизации 
и экономического роста России, в улучшении 
ее конкурентных позиций на мировой арене. 
Многое зависит от обоснованного выбора 
общей стратегии внешнеэкономических 
связей России, от позиционирования страны 
в координатах «глобализация - регионализация».
         
В научной среде можно условно 
выделить три основных подхода 
к выбору внешнеэкономической 
стратегии России, а в этих 
рамках – разные оценки роли 
региона СНГ. Условно назовем 
их «глобализм», «регионализм» 
и «открытый регионализм».
         
«Глобализм» отдает предпочтение 
глобальному вектору развития 
страны, ориентиру на мировой 
рынок, с упором на отношения 
с высокоразвитыми странами Запада. 
Сторонники этой стратегии для 
России считают необходимым включиться 
в современную мировую экономику 
на основе глобальных критериев 
развития. По их мнению, страна 
должна двигаться по пути скорейшей 
адаптации национального хозяйства 
к условиям постиндустриальной 
эпохи, повышать конкурентоспособность 
в сотрудничестве с наиболее 
развитыми странами, становиться привлекательной 
для иностранных инвестиций и крупных 
транснациональных корпораций. Такой 
подход к выбору внешнеэкономической 
стратегии предполагает максимальное 
открытие национальной экономики, широкое 
участие в международных экономических 
и финансовых организациях – ВТО, МВФ 
и т.п., либерализацию хозяйственной жизни 
внутри страны, модернизацию России даже 
ценой высоких социальных издержек и «шоков» 
для населения.
          
В стратегии «глобалистов» региону 
СНГ отводится маргинальная роль, 
как «технологической периферии», 
и в соответствии с его нынешним 
значением в мировом хозяйстве 
(около 1% в мировом ВВП и 
0,8% в мировой торговле – без 
учета России). Тезис о необходимости 
интеграции именно с этими 
странами подвергается сомнению, 
а проект регионального союза 
постсоветских государств характеризуется 
не иначе как «заповедник отсталости». 
Сторонники усиления глобального 
вектора в развитии России 
предлагают как можно скорее 
отказаться от любых преференций 
партнерам по СНГ, строить отношения 
с ними преимущественно на 
двусторонней основе и на условиях, 
приближенных к нормам ВТО, 
вести взаимную торговлю исключительно 
по мировым ценам и тарифам, 
выдавать кредиты на международных 
условиях и т.п.