Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 17:49, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение экономических связей России со странами СНГ.
       Для достижения цели поставлены  следующие задачи:
- рассмотреть  роль и значение экономических  связей России со странами  СНГ;
- изучить  состояние экономических связей  России со странами СНГ;
- проанализировать  перспективы экономического сотрудничества  России со странами СНГ.
          
На деле, по мнению ряда специалистов, 
даже видимое выполнение определенных 
валютных соглашений, подписанных в постсоветском 
рублевом периоде, - это чистое совпадение: 
только те соглашения и только в той степени 
выполнялись, - в основном это касается 
введения плавающих обменных курсов и 
создания более или менее развитых рынков 
иностранной валюты, - которые позволяют 
постсоветским странам (временно) поддерживать 
минимальную  степень внешней                       
          
Одной из острейших проблем 
взаимоотношений стран 
         
Некоторые специалисты еще в 
конце 1991 года не исключали 
возможности формирования 
          
Однако политическое 
         
Наступил новый этап – 
Политические игры с рублевой зоной, призванные демонтировать стремление к реинтеграции, завершилось подписанием 7 сентября 1993 года шестью государствами – Россией, Арменией, Беларусью, Казахстаном, Таджикистаном и Узбекистаном – соответствующего соглашения, где было заявлено о стремлении участников иметь единую денежную систему с использованием российской валюты, а затем заключением с Россией двусторонних соглашений с конкретными обязательствами. Страны, заявившие о своем стремлении иметь общую денежную систему с использованием российской валюты, обязались согласовать с Россией основные параметры денежно-кредитной, финансовой, валютной, таможенной политики и объема валютной интервенции на рынках. В качестве основных показателей должны были бы использоваться объемы денежной массы на территории государств – участников соглашения, размеры дефицитов консолидированных бюджетов, показатели регулирования деятельности коммерческих банков, процентные ставки по кредитам [11, с.78].
         
Таким образом, в рамках 
Внешнеэкономическое сотрудничество России и стран СНГ осуществляется на основе межправительственных двусторонних соглашений о свободной торговле, которые были заключены в 1992-1993 гг. Фиксируя отсутствие межгосударственных барьеров в торговле, двусторонний режим свободной торговли характеризуется значительными административными издержками, связанными с определением страны происхождения товара и проведением соответствующего контроля, периодически возникающими торговыми конфликтами, а также сохраняющимися изъятиями в отношении экспорта и импорта некоторых товаров.
Режим свободной торговли между Россией и странами СНГ предусматривает осуществление взаимной торговли без ввозных таможенных пошлин и применения количественных ограничений. При этом экспорт российских товаров в страны СНГ (кроме членов ЕврАзЭС) не освобождается от обложения вывозными таможенными пошлинами: на ряд российских экспортных топливно-сырьевых товаров и материалов (около 400 тарифных позиций) установлены экспортные пошлины. Режим свободной торговли между Россией и странами СНГ, не входящими в ЕврАзЭС, предусматривал изъятия по наиболее чувствительным товарам. Наиболее часто из режима свободной торговли исключались подакцизные товары (табак и табачные изделия, алкогольные напитки), а также сахар. К настоящему времени таких ограничений осталось очень немного, и они подлежат постепенной отмене. Например, в соответствии с графиком отмены изъятий из режима свободной торговли между Россией и Украиной с января 2006 г. ликвидирована ввозная пошлина на табак и кондитерские изделия, с января 2010 г. – на спирт; с 1 января 2013 г. отменена пошлина на сахар белый [25].
В рамках ЕврАзЭС режим свободной торговли действует без каких-либо изъятий и ограничений в отношении ввозных или вывозных таможенных пошлин. Исключением является экспортная пошлина, действующая на поставки нефти в Белоруссию с 2007 г.
Особенностью экономических связей России и Украины является широкое использование нетарифных ограничений в форме антидемпинговых пошлин и специальных защитных мер. В частности, на начало октября 2009 г. на Украине действовало или находилось в стадии рассмотрения 14 защитных процедур в отношении российских товаров, в России – 6 против украинских товаров. Специальные защитные расследования против российских товаров были возбуждены в 2008-2009 гг. Казахстаном (кондитерские изделия, вата, кровельные материалы) и Киргизией (сахар белый, мука).
Использование защитных процедур в России и ряде стран СНГ связано с активизацией политики по защите отечественных товаропроизводителей от недобросовестного или резко возросшего импорта, а также стремлением улучшить конкурентные позиции на внутреннем рынке страны-партнера. Однако, кроме России и Украины, другие страны СНГ относительно редко применяют специальные защитные и, особенно, антидемпинговые и компенсационные меры при импорте товаров. Причинами выступают не только отсутствие необходимого опыта, но и широкое использование административных нетарифных мер, ограничивающих взаимную торговлю.
Экономические отношения России с Белоруссией и Украиной осложнены «торговыми войнами». С Белоруссией в 2004 г. возник конфликт с ценами на российский природный газ, и «Газпром» впервые в российской истории приостановил его отгрузки. На рубеже 2006-2007 гг. конфликт был связан с введением Россией экспортной пошлины на нефть; на рубеже 2009-2010 гг. – с отменой с 1 января 2010 г. понижающего коэффициента пошлины на объем нефти, превышающий внутренние потребности страны (6,3 млн. т). Позиция российской стороны обоснована потерями, которые несет российский бюджет, а также снижением конкурентоспособности российских нефтеперерабатывающих предприятий на внешнем рынке.
«Торговые войны» с Украиной обусловлены просрочками платежей за поставляемый природный газ и несанкционированным его отбором украинской стороной. Полное прекращение экспорта и транзита газа через территорию Украины в январе 2009 г. привело к таким негативным последствиям, как остановка ряда промышленных предприятий в Европе, уменьшение снабжения бытового сектора. «Энергетические» войны нанесли материальный и моральный ущерб обеим сторонам конфликта, подорвали международный престиж России как надежного поставщика энергоресурсов.
Эти и другие торговые споры между Россией и странами Содружества разрешаются на двустороннем уровне политическими средствами; многосторонний механизм урегулирования взаимных претензий в рамках СНГ отсутствует.
На внешнем 
рынке Россия и другие  страны 
СНГ выступают по ряду товаров 
как конкуренты, а не партнеры (связано 
со схожестью экспортного 
Начиная с 2010 года наблюдается устойчивый умеренный рост стоимостных объемов торговли России и стран СНГ. Преодоление последствий финансового кризиса и экономического спада в мировом хозяйстве положительно скажется на динамике взаимных экономических связей. Фактором, который может оказать стимулирующее влияние на расширение взаимной торговли, является формирование многосторонней зоны свободной торговли в рамках СНГ, намеченное Стратегией экономического развития СНГ на период до 2020 г. [29]
Таблица 1
Внешнеторговый оборот РФ и стран СНГ
Государство  | 
  2008 г.  | 
  2009 г.  | 
  2010 г.  | 
  2011 г.  | ||||
млн. долл.  | 
  %  | 
  млн. долл.  | 
  %  | 
  млн. долл.  | 
  %  | 
  млн. долл.  | 
  %  | |
Азербайджан  | 
  2378,5  | 
  2,25  | 
  1779,5  | 
  2,60  | 
  1948,4  | 
  2,13  | 
  3077,2  | 
  2,51  | 
Армения  | 
  896,5  | 
  0,85  | 
  723,1  | 
  1,06  | 
  859,0  | 
  0,94  | 
  994,4  | 
  0,81  | 
Белоруссия  | 
  34059,3  | 
  32,23  | 
  23431  | 
  34,27  | 
  28034,2  | 
  30,70  | 
  38607,6  | 
  31,50  | 
Казахстан  | 
  19678,1  | 
  18,62  | 
  12831,4  | 
  18,77  | 
  15139,7  | 
  16,58  | 
  19765,9  | 
  16,13  | 
Киргизия  | 
  1799,1  | 
  1,70  | 
  1282,2  | 
  1,88  | 
  1384,1  | 
  1,52  | 
  1453,1  | 
  1,19  | 
Молдова  | 
  1798,5  | 
  1,70  | 
  1046,4  | 
  1,53  | 
  1529,1  | 
  1,67  | 
  1952,2  | 
  1,59  | 
Таджикистан  | 
  1006,7  | 
  0,95  | 
  785,7  | 
  1,15  | 
  887,0  | 
  0,97  | 
  810,4  | 
  0,66  | 
Туркмения  | 
  908,2  | 
  0,86  | 
  1043,6  | 
  1,53  | 
  905,4  | 
  0,99  | 
  1302,5  | 
  1,06  | 
Узбекистан  | 
  3337,9  | 
  3,16  | 
  2539,2  | 
  3,71  | 
  3446,0  | 
  3,77  | 
  3966,3  | 
  3,24  | 
Украина  | 
  39821,2  | 
  37,68  | 
  22900,9  | 
  33,50  | 
  37195,5  | 
  40,73  | 
  50630,4  | 
  41,31  | 
Итого  | 
  105684,0  | 
  100,00  | 
  68363,0  | 
  100,00  | 
  91328,3  | 
  100,00  | 
  122560,0  | 
  100,00  | 
Информация о работе Экономические связи России со странами СНГ