Экономические связи России со странами СНГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 17:49, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение экономических связей России со странами СНГ.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть роль и значение экономических связей России со странами СНГ;
- изучить состояние экономических связей России со странами СНГ;
- проанализировать перспективы экономического сотрудничества России со странами СНГ.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 63.54 Кб (Скачать файл)

          На деле, по мнению ряда специалистов, даже видимое выполнение определенных валютных соглашений, подписанных в постсоветском рублевом периоде, - это чистое совпадение: только те соглашения и только в той степени выполнялись, - в основном это касается введения плавающих обменных курсов и создания более или менее развитых рынков иностранной валюты, - которые позволяют постсоветским странам (временно) поддерживать минимальную  степень внешней                                                   конкурентоспособности и не требует продвинутых форм координации финансовой политики, в то время как ни одна по-настоящему международная цель на уровне СНГ достигнута не была: с одной стороны, поскольку постсоветские государства поняли, что больше никогда не будут иметь возможности свободно и безответственно печатать деньги, и, с другой стороны, в силу специфической природы переходной экономики. Последнее основание тем весомее, что в нынешних условиях совместно плавающие валюты не в состоянии устранить структурные, институциональные и другие фундаментальные причины нарушений в области финансов и снизить инфляцию до контролируемого уровня. Обновленная идея создания международного валютно-финансового комитета СНГ, довольно популярная в середине 1995 года, идет не настолько далеко, чтобы сломать тенденцию мнимого развития международных финансовых институтов, не связанных с международным экономическим и финансовым климатом СНГ  [17, с.85].

          Одной из острейших проблем  взаимоотношений стран ближнего  зарубежья стала проблема взаимных  расчетов. Ее безотлагательное решение является необходимым условием формирования экономического союза. Поиск денежно-расчетной модели, приемлемой для стран ближнего зарубежья, идет давно. Ряд их вышли из рублевой зоны и ввели свои национальные валюты [15, с.85].

         Некоторые специалисты еще в  конце 1991 года не исключали  возможности формирования рублевой  зоны особого типа, сочетающей  национальные валюты во внутриреспубликанском  обороте с рублем России в  качестве резервной валюты безналичных  расчетов между республиками. На  эту гипотезу появилась ссылка  в обзоре ЕЭК ООН на первое  полугодие 1992 года. Данная модель  валютных отношений (поливалютная зона с взаимоплавающими курсами национальных валют и координацией хозяйственной и денежной политики) нашла свое место и в предложениях Института внешнеэкономических исследований РАН за 1992 год. При этом Институт исходит из высокой степени вероятности разных скоростей и направленности реформных преобразований в государствах на территории бывшего СССР, и соответственно необходимости защиты внутренних рынков от сторонней инфляции и оттока с них товарных ресурсов местного происхождения.

          Однако политическое оформление  процессов государственного размеживания заметно разошлось с экономическими реалиями. Достаточно напомнить, что Беловежское и последовавшие за ним соглашения исходили из функционирования единого рубля и лишь введение с 1 июля 1992 года системы межгосударственных расчетов через корреспондентские счета в Центральном банке России (как защищенной меры от кредитной эмиссии рубля в других государствах СНГ) привело к реальному прекращению функционирования денежной системы, основанной на бывшем советском рубле.

         Наступил новый этап – разделение  на автономные денежные системы,  внешне объединенные общим платежным  средством – рублем – в  начальном денежном обороте (10-15% общего оборота), но различные  в своей основе – в безналичном  обороте. С учетом этого была  предпринята попытка создать  Межгосударственный банк стран  СНГ для многосторонних расчетов.

        Политические игры с рублевой зоной, призванные демонтировать стремление к реинтеграции, завершилось подписанием 7 сентября 1993 года шестью государствами – Россией, Арменией, Беларусью, Казахстаном, Таджикистаном и Узбекистаном – соответствующего соглашения, где было заявлено о стремлении участников иметь единую денежную систему с использованием российской валюты, а затем заключением с Россией двусторонних соглашений с конкретными обязательствами. Страны, заявившие о своем стремлении иметь общую денежную систему с использованием российской валюты, обязались согласовать с Россией основные параметры денежно-кредитной, финансовой, валютной, таможенной политики и объема валютной интервенции на рынках. В качестве основных показателей должны были бы использоваться объемы денежной массы на территории государств – участников соглашения, размеры дефицитов консолидированных бюджетов, показатели регулирования деятельности коммерческих банков, процентные ставки по кредитам [11, с.78].

         Таким образом, в рамках сформированного  27 сентября 1993 года Экономического  союза возникли две зоны расчето-платежных отношений, вторая из которых опирается на самостоятельные валютные политики государств-членов и котировки валют к рублю через кросс-курсы СКВ. К этой зоне принадлежат Кыргызстан, Молдова, Туркменистан и Украина.

 

  1. Состояние экономических связей РФ со странами СНГ
    1. Анализ внешнеторговой деятельности РФ со странами СНГ

Внешнеэкономическое сотрудничество  России  и  стран  СНГ осуществляется на  основе  межправительственных  двусторонних  соглашений  о  свободной торговле,  которые  были  заключены  в  1992-1993  гг.  Фиксируя  отсутствие межгосударственных  барьеров  в  торговле,  двусторонний режим  свободной  торговли  характеризуется значительными  административными  издержками, связанными  с  определением  страны  происхождения  товара  и  проведением соответствующего  контроля,  периодически  возникающими  торговыми конфликтами,  а  также  сохраняющимися  изъятиями  в  отношении  экспорта и  импорта  некоторых  товаров.

Режим  свободной  торговли  между  Россией  и  странами  СНГ предусматривает  осуществление  взаимной  торговли  без  ввозных таможенных  пошлин  и  применения  количественных  ограничений. При  этом экспорт  российских  товаров  в  страны СНГ (кроме  членов  ЕврАзЭС) не освобождается от  обложения вывозными таможенными пошлинами:  на  ряд российских  экспортных  топливно-сырьевых  товаров и материалов (около 400  тарифных  позиций)  установлены экспортные  пошлины. Режим свободной торговли  между Россией и странами  СНГ,  не входящими в ЕврАзЭС, предусматривал  изъятия по  наиболее  чувствительным  товарам. Наиболее  часто из  режима свободной торговли  исключались подакцизные товары (табак и табачные  изделия,  алкогольные напитки),  а также сахар.  К настоящему времени таких ограничений осталось  очень немного,  и они подлежат  постепенной отмене. Например,  в соответствии  с графиком отмены изъятий из  режима  свободной торговли  между Россией и Украиной  с января 2006  г.  ликвидирована ввозная пошлина на  табак и кондитерские изделия,  с января  2010  г. – на  спирт;  с 1  января  2013  г.  отменена пошлина на  сахар белый [25].

В  рамках  ЕврАзЭС  режим свободной торговли действует без каких-либо  изъятий и ограничений в отношении ввозных или вывозных таможенных  пошлин.  Исключением является экспортная  пошлина,  действующая на  поставки  нефти в Белоруссию  с 2007  г.

Особенностью  экономических связей  России  и  Украины является широкое  использование  нетарифных ограничений  в форме  антидемпинговых  пошлин и  специальных  защитных  мер. В  частности,  на начало  октября  2009  г.  на Украине  действовало  или  находилось  в  стадии  рассмотрения  14 защитных  процедур  в  отношении  российских товаров,  в  России  –  6  против  украинских  товаров. Специальные  защитные  расследования против  российских  товаров  были  возбуждены в  2008-2009  гг.  Казахстаном (кондитерские  изделия,  вата, кровельные  материалы)  и  Киргизией (сахар  белый,  мука).

Использование  защитных  процедур  в  России  и  ряде  стран СНГ  связано  с  активизацией политики  по  защите  отечественных  товаропроизводителей  от  недобросовестного  или  резко  возросшего  импорта,  а  также  стремлением улучшить конкурентные позиции на  внутреннем рынке  страны-партнера. Однако,  кроме  России и  Украины,  другие  страны СНГ  относительно редко  применяют  специальные  защитные  и, особенно,  антидемпинговые  и  компенсационные  меры  при  импорте  товаров.  Причинами выступают  не  только  отсутствие  необходимого  опыта,  но  и широкое  использование  административных  нетарифных мер,  ограничивающих взаимную  торговлю.

Экономические  отношения  России  с  Белоруссией  и  Украиной  осложнены «торговыми войнами». С  Белоруссией  в  2004  г.  возник  конфликт  с ценами  на  российский  природный  газ,  и «Газпром»  впервые  в  российской  истории  приостановил  его  отгрузки.  На  рубеже  2006-2007  гг. конфликт  был  связан  с  введением  Россией  экспортной  пошлины  на  нефть;  на  рубеже  2009-2010  гг.  –  с  отменой  с  1  января  2010  г.  понижающего коэффициента пошлины  на объем нефти, превышающий  внутренние  потребности  страны  (6,3  млн.  т).  Позиция  российской  стороны обоснована  потерями,  которые  несет  российский  бюджет,  а  также  снижением  конкурентоспособности  российских  нефтеперерабатывающих  предприятий  на  внешнем  рынке.

«Торговые  войны»  с Украиной  обусловлены  просрочками  платежей  за  поставляемый природный  газ  и  несанкционированным  его  отбором  украинской  стороной. Полное  прекращение  экспорта  и  транзита  газа  через  территорию Украины  в  январе  2009  г.  привело  к  таким негативным  последствиям,  как  остановка  ряда промышленных  предприятий  в  Европе,  уменьшение  снабжения  бытового  сектора. «Энергетические»  войны  нанесли материальный  и  моральный  ущерб  обеим  сторонам  конфликта, подорвали международный  престиж  России  как надежного  поставщика  энергоресурсов.

Эти  и  другие  торговые  споры  между  Россией  и  странами  Содружества  разрешаются  на двустороннем  уровне  политическими  средствами;  многосторонний механизм  урегулирования взаимных  претензий  в  рамках СНГ  отсутствует.

На внешнем  рынке Россия и другие  страны СНГ выступают по ряду товаров  как конкуренты, а не партнеры (связано  со схожестью экспортного ассортимента), что усиливает противоречия между  ними. На рынке Евросоюза Украина  соперничает с Россией по большей  части экспортного ассортимента, Белоруссия – по удобрениям, пластмассам,   нефтепродуктам, производимым с использованием российского сырья, Казахстан –  по продуктам неорганической химии, черным и цветным металлам.

Начиная  с  2010 года наблюдается устойчивый  умеренный рост  стоимостных объемов торговли  России  и стран СНГ. Преодоление последствий финансового кризиса и экономического  спада в мировом хозяйстве положительно  скажется  на  динамике  взаимных  экономических связей. Фактором,  который может оказать стимулирующее влияние на  расширение взаимной  торговли,  является  формирование  многосторонней  зоны  свободной  торговли  в  рамках СНГ,  намеченное Стратегией  экономического  развития СНГ  на  период  до  2020  г. [29]

Таблица 1

Внешнеторговый  оборот РФ и стран СНГ

Государство

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

млн. долл.

%

млн. долл.

%

млн. долл.

%

млн. долл.

%

Азербайджан

2378,5

2,25

1779,5

2,60

1948,4

2,13

3077,2

2,51

Армения

896,5

0,85

723,1

1,06

859,0

0,94

994,4

0,81

Белоруссия

34059,3

32,23

23431

34,27

28034,2

30,70

38607,6

31,50

Казахстан

19678,1

18,62

12831,4

18,77

15139,7

16,58

19765,9

16,13

Киргизия

1799,1

1,70

1282,2

1,88

1384,1

1,52

1453,1

1,19

Молдова

1798,5

1,70

1046,4

1,53

1529,1

1,67

1952,2

1,59

Таджикистан

1006,7

0,95

785,7

1,15

887,0

0,97

810,4

0,66

Туркмения

908,2

0,86

1043,6

1,53

905,4

0,99

1302,5

1,06

Узбекистан

3337,9

3,16

2539,2

3,71

3446,0

3,77

3966,3

3,24

Украина

39821,2

37,68

22900,9

33,50

37195,5

40,73

50630,4

41,31

Итого

105684,0

100,00

68363,0

100,00

91328,3

100,00

122560,0

100,00

Информация о работе Экономические связи России со странами СНГ