Экономическая интеграция в таможенном деле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 19:34, курсовая работа

Описание работы

Интеграционные процессы в Российской Федерации развиваются по 3 основным направлениям
1) взаимодействие со странами СНГ;
2) сотрудничество со странами "дальнего зарубежья";
3) участие в работе международных организаций (Всемирной таможенной организации и др.).

Содержание работы

Введение………………………………………………………...............................2
Глава 1. Сущность международной экономической интеграции
1.1 Международная экономическая интеграция…………….………….............4
1.2 Предпосылки и факторы международной экономической интеграции……………………………………………………………..….............7
1.3 Типы интеграционных группировок ………………………………............10
1.4 Интеграционные процессы в СНГ………………………………….............15
Глава 2. Международные интеграционные процессы в таможенном деле.
2.1.Таможенные союзы. Аспекты совершенствования и формирования таможенного союза республики Беларусь, республики Казахстан и Российской Федерации…………………………………………..….............19
2.2.Развитие интеграции в таможенном деле РФ с международными организациями………………………………………………….…................24
2.3 Проблемы и перспективы интеграционных процессов в СНГ. ….............26
Заключение…………………………………………………................................30
Список литературы……………………………………………...........................32

Файлы: 1 файл

Osnovnye-napravleniya-sovershenstvovaniya-mezhdunarodnoy-integracii-v-tamozhennom-dele-Kursovaya.doc

— 129.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, межгосударственное взаимодействие стран СНГ является не самоцелью, а инструментом решения важнейших социально-экономических проблем и отвечает коренным интересам государств Содружества. Экономическая интеграция СНГ имеет объективные предпосылки стать эффективной и вывести государства на путь динамичного прогресса. Однако это потребует значительных усилий по выработке конструктивной программы интеграционных действий, а также по созданию адекватной институциональной инфраструктуры широкомасштабного сотрудничества.

 

 

Глава 2

«Международные интеграционные процессы в таможенном деле».

 

2.1. Таможенные союзы. Аспекты совершенствования и формирования  таможенного союза республики Беларусь, республики Казахстан  и Российской Федерации.

20 век ознаменовал появление  новой формы межгосударственной  экономической интеграции – таможенных  союзов. Так, в 1961 году Гватемала, Гондурас, Никарагуа и Сальвадор стали  участниками Центральноамериканского общего рынка. Два года спустя к нему присоединилась Коста-Рика. В 1963 году также был создан таможенный союз между Европейским Союзом и Турцией (Ассоциация ЕС и Турции). А в 1964 году было подписано соглашение о создание таможенного союза между Египтом, Ираком, Иорданией, Йеменом, Ливией, Мавританией и Сирией, получивший название Арабский общий рынок. Организация восточно-карибских государств, членами которого является Антигуа и Барбуда,  Гренада, Доминика, Монтсеррат, Сент-Китс и Невис, Сент – Винсент и Гренадины, был создан в 1991 году.

Все большее увеличения числа таможенных союзов, расширение и укрепление их позиций на международной арене свидетельствуют о том, что данная форма межгосударственной интеграции приносит огромные экономический, политический, социальные и иные выгоды для их участников: союз делает национальные экономики значительно сильнее, позволяет выступать его участникам единым интегрированным экономическим и политическим блоком в международных отношениях, увеличивает политический и экономический вес государств в глобальном масштабе, а также открывает большие перспективы для частных лиц данных стран, в особенности для хозяйствующих субъектов. В этом смысле таможенный союз Белоруссии, Казахстана и России не является исключением.

Основные формирования и функционирования таможенного союза между Республикой Беларусь и Республикой Казахстан и Российской Федерацией были сформулированы в 1995 году, когда 6 января главы государств подписали в Минске Соглашение о Таможенном союзе Российской Федерацией и Республикой Беларусь. 20  января того же года к данному соглашению присоединилась Республика Казахстан, одновременно подписав с Россией и Белоруссией, выступающим в качестве одной стороны , Соглашение о Таможенном Союзе. В 1996 году к данным Соглашениям присоединилась Кыргызская Республика, а в 1999 году – Республика Таджикистан. В дальнейшем правовая база таможенного союза была дополнена такими соглашениями, как договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях (1996 г.), Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве (1999 год). Договор о создание  единой таможенной территории и формирование таможенного союза (2007 год).Базовые соглашения обозначили цели формирования таможенного союза, а именно:

  • обеспечение совместными действиями социально-экономического прогресса стран-участниц путем устранения  между ними разделяющих препятствий для свободного экономического взаимодействия между хозяйствующими субъектами.
  • Гарантирования устойчивого развития экономик, свободного товарообмена и добросовестной конкуренции.
  • Создание условий для формирования общего экономического пространства.
  • Создание условий для активного выхода государств-членов на мировой рынок.

В этих целях в соответствии с соглашениями в границах таможенного союза создается единая таможенная территория государств-участников, в рамках которой в торговле между государствами-участниками не взимаются таможенные платежи, налоги и сборы; осуществляется унифицированная  экономическая политика по отношению к третьим странам;  формируется однотипный механизм регулирования экономики, базирующийся на рыночных принципах хозяйствования и унифицированным законодательством.

К настоящему времени в рамках таможенного союза сделаны значительные шаги к реализации вышеупомянутых целей: принято большое количество международных договоров, формирующих правовую базу таможенного союза, продолжаются переговоры о дальнейших перспективах развития таможенного союза на самом высоком политическом уровне.

Как известно, в завершающей стадии находится разработка Таможенного кодекса таможенного союза, который будет соответствовать самым  современным международным стандартам, и в первую очередь Киотской конвенции об упрощении и гармонизации  таможенных процедур. Также достигнуты большие успехи в формировании Единого таможенного тарифа. Наметился значительный прогресс и в сфере технического регулирования, применения caнитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер, а также мер в области косвенного налогообложения товаров и услуг в условиях единой таможенной территории.

В настоящий момент ведутся переговоры о возможном расширении таможенного союза, причем  не только за счет стран - участниц ЕврАзЭС: в перспективе не исключено вступление в таможенный союз государств, не входящих в данную международную Организацию.

Формирование таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России, как предполагается, завершится уже в январе 2010 года, т.е. на год раньше чем планировалось. А с середины 2011 года, он начнет функционировать в полном объеме. Иначе говоря, таможенный контроль на внутренних границах между государствами – членами таможенного союза перестанет существовать, он будет вынесен на его внешние границы. Российские специалисты вместе с коллегами из Казахстана и Белоруссии провели очень сложную работу – разработаны и приняты практически все международно-правовые документы, необходимые для окончательного формирования таможенного союза.

Ликвидация таможенных границ на пути движения товаров и услуг внутри таможенной территории позволяет повысить экономическую активность и товарооборот между странами. С окончательным формированием единой таможенной территории будет осуществляться свободное перемещение товаров, услуг и рабочей силы, ограничения во взаимной торговли будут сняты, а таможенные пошлины упразднены. Это, безусловно, будет стимулировать национальные экономики государств, позволит более эффективно осуществлять антикризисные меры и добиться значительного экономического и социального прогресса.

Для осуществления этих целей проделана значительная работа. Так, один из главных пунктов, по которым государства-участники таможенного союза договорились на сегодняшний день, - это определение общих тарифных ставок на товары. Согласование этого непростого вопроса является значительным достижением. Но открытым пока остается вопрос о механизме распределения таможенных сборов в справедливой пропорции между участниками таможенного союза. Разрешению данной проблемы во многом будут способствовать четко сформулированный Таможенный кодекс и принятые впоследствии соответствующие международные договора.

На данный момент в функционировании таможенного союза наметились значительные успехи, которые подкрепляются статистическими данными. Так, дополнительный прирост ВВП России за первые пять лeт функционирования единой таможенной территории и реализации согласованной стратегии развития оценивается в 19 %, за 10 лет – в 31%. Общий прирост экономической активности в результате создания таможенного союза оценивается соответственно в 480 и 770 миллиардов долларов, из которых более 70 % приходится на Россию. Данная тенденция позволяет сделать вывод, что положительный эффект от интеграции намного превзойдет материальные и иные затраты, понесенные государствами в целях формирования таможенного союза и единого экономического пространства.

Эффективность функционирования таможенного союза косвенно подтверждает и тот факт, что 9 июня 2009 года на Межгосударственном совете Евразийского экономического сообщества премьер-министры России, Казахстана и Белоруссии изъявили намерение вступать во Всемирную торговую организацию не по отдельности, а единым фронтом - в форме трехстороннего таможенного союза. Стоит отметить, что таких прецедентов в ВТО еще не было. Данное решение является целесообразным по следующим причинам. В первую очередь следует подчеркнуть, что разработка нормативной базы деятельности таможенного союза осуществляется с учетом и в соответствии с требованиями, установленными в рамках ВТО, как этого требует Соглашение о Таможенном союзе от 6 января 1995 года. К тому же, как известно, Россия достигла наибольших успехов в согласовании вопросов по вступлению в ВТО. Это позволит Белоруссии и Казахстану воспользоваться опытом Российской Федерации и тем самым ускорить процесс при ведения в соответствие свое законодательство с требованиями положений «пакета ВТО». Сотрудничество в рамках таможенного союза будет этому только способствовать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Развитие интеграции  в таможенном деле РФ с международными  организациями.

Целью сотрудничества Федеральной таможенной службы с международными организациями является интегрирование и   модернизация таможенной службы России, а также продвижение ее интересов в мировом таможенном сообществе.

Одним из ощутимых результатов ее деятельности во Всемирной таможенной организации (ВТО) является закрепление за ней в 2007 году статуса члена Политической комиссии ВТО – органа, влияющего на принятие основных политических решений Организацией.

В 2008 году ФТС обеспечила присоединение Российской Федерации к Рекомендациям ВТО:

- «О необходимости развития и укрепления роли таможенных администраций в сфере борьбы с отмыванием денег и легализацией доходов, полученных преступным путём».

- «О противодействии трансграничным правонарушениям в сфере экологии».

В 2009 году международная деятельность Службы была направлена на дальнейшее укрепление таможенного сотрудничества ФТС России с ВТО, обеспечение участия ее представителей в работе Всемирной таможенной организации.

В течение 2008 года деятельность ФТС России была направлена на усиление партнерства и интенсификацию сотрудничества с Евросоюзом.

ФТС России поступательно выстраивает отношения таможенного сотрудничества с европейскими таможенными администрациями, сообществами и организациями, учитывая важность участия в формировании общих пространств в экономической и таможенной сферах. На данном направлении не менее важным остается развитие таможенного сотрудничества в области гармонизации и упрощения таможенных процедур, совместимости транзитных систем России и Европейского Сообщества, организации информационного обмена, развития таможенной инфраструктуры, консалтинга и обучения кадров.

Согласованы три приоритетных направления взаимодействия по преодолению существующей проблемы на совместной границе. К их числу относятся:

– содействие взаимной торговле путем выработки и принятия законодательных, административных и практических мер по урегулированию ситуации на границе России – ЕС;

– реализация пилотного проекта по обмену таможенной информацией;

– развитие пунктов пропуска и таможенной инфраструктуры на границе между РФ и ЕС.

В 2008 году ФТС России исходя из задачи построения Общего европейского экономического пространства и учитывая лидирующее положение Европейского союза во внешнеторговом обороте России провела работу с Комиссией Европейских сообществ в плане сближения основных таможенных документов и процедур таможенного транзита.

Одним из важнейших направлений сотрудничества России и Европейского союза в таможенном деле является развитие российской таможенной инфраструктуры на северо-западном направлении. Так, в частности, на средства Евросоюза обустроены пункта пропуска: в мае 2008 года введён в эксплуатацию на российско-литовской границе МАПП «Чернышевское», ведётся строительство на российско-польской границе МАПП «Мамоново-Гжехотки».

В рамках совершенствования законодательной базы сотрудничества ФТС России и ЕС в таможенной сфере подготовлены предложения для включения в проект нового Соглашения о стратегическом партнерстве Россия-ЕС, который придет на смену действующему, а также прорабатывается необходимость заключения с ЕС отдельного отраслевого соглашения о сотрудничестве в таможенной сфере.

ФТС России и КЕС продолжают тесное взаимодействие в области развития таможенной инфраструктуры на общей границе.

В соответствии с Соглашением о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС сотрудничество ФТС России с Комиссией Европейских сообществ (КЕС) в таможенной сфере имеет своей целью, достижение совместимости таможенных систем Сторон.

 

 

2.3 Проблемы и  перспективы интеграционных процессов  в СНГ.

 

Значительные различия в уровне социально-экономического развития государств, направленности и темпах проводимых экономических и политических реформ, внешнеполитических и внешнеэкономических ориентации, неурегулированные межгосударственные и межнациональные конфликты не создают благоприятных внутренних и внешних условий для интеграционных процессов в СНГ. На постсоветском пространстве пока нет тех стимулов, которые имелись и привели к успеху интеграцию государств в рамках ЕС.  

На интенсивность и направленность интеграционных процессов в Содружестве в значительной мере влияет также внутриполитическая борьба формирующейся национальной элиты (избранных президентов, лидеров партий, групп и кланов) за политическую власть в стране. Не случайно интенсивность интеграционных встреч, заявлений и документов, как правило, возрастает накануне проведения президентских и парламентских выборов в связи с обострением социально-экономической и внутриполитической обстановки.  

Среди основных факторов, влияющих на интеграционные процессы в СНГ, следует выделить разное понимание целей и задач созданного объединения постсоветских государств, целесообразность самой интеграции, основных принципов и темпов ее реализации в разных сферах деятельности. Контент-анализ официальных документов и высказываний руководителей государств-участников по проблемам развития интеграционных процессов в Содружестве позволяет представить спектр интересов и устремлений, прогнозировать перспективы существования и развития этого регионального объединения государств.

Информация о работе Экономическая интеграция в таможенном деле