Экономическая интеграция в таможенном деле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 19:34, курсовая работа

Описание работы

Интеграционные процессы в Российской Федерации развиваются по 3 основным направлениям
1) взаимодействие со странами СНГ;
2) сотрудничество со странами "дальнего зарубежья";
3) участие в работе международных организаций (Всемирной таможенной организации и др.).

Содержание работы

Введение………………………………………………………...............................2
Глава 1. Сущность международной экономической интеграции
1.1 Международная экономическая интеграция…………….………….............4
1.2 Предпосылки и факторы международной экономической интеграции……………………………………………………………..….............7
1.3 Типы интеграционных группировок ………………………………............10
1.4 Интеграционные процессы в СНГ………………………………….............15
Глава 2. Международные интеграционные процессы в таможенном деле.
2.1.Таможенные союзы. Аспекты совершенствования и формирования таможенного союза республики Беларусь, республики Казахстан и Российской Федерации…………………………………………..….............19
2.2.Развитие интеграции в таможенном деле РФ с международными организациями………………………………………………….…................24
2.3 Проблемы и перспективы интеграционных процессов в СНГ. ….............26
Заключение…………………………………………………................................30
Список литературы……………………………………………...........................32

Файлы: 1 файл

Osnovnye-napravleniya-sovershenstvovaniya-mezhdunarodnoy-integracii-v-tamozhennom-dele-Kursovaya.doc

— 129.50 Кб (Скачать файл)

 

1.3. Типы интеграционных группировок

Практика показывает, что существует следующие типы интеграционных группировок  или объединений:

1 тип. Зона свободной торговли (ЗСТ) – это когда страны – участницы договариваются между собой о снижении ими таможенных пошлин  во взаимной торговли. С третьими  странами каждый участник зоны свободной торговли устанавливает собственные тарифы, т.е. на стадии зоны свободной торговли страны – участницы упраздняют взаимные торговые барьеры, но при этом сохраняют полную свободу действий в экономических связях с третьими странами: отмена или ввод новых пошлин, заключение торгово-экономических соглашений. В этой связи между странами – участницами зоны свободной торговли сохраняются таможенные границы и посты, контролирующие происхождение товаров, пересекающих их государственные границы, особенно льготный провоз товаров третьих стран.

Свободные торговые зоны, свободные порты, транзитные зоны, беспошлинные склады на предприятиях (составляют свободную экономическую зону) базируются на отмене или снижение таможенных пошлин и экспортно-импортного контроля. К примеру, Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ). Образована в 1960 году, включает  6 стран: Швецию, Норвегию, Финляндию, Исландию, Австрию, Швейцарию.   Здесь принципы свободной торговли распространяются только на промышленную продукцию. Американо-канадско-мексиканское соглашение о свободной торговле, иначе называемое Североамериканским общим рынком, создано в 1990 году. Создание зоны свободной торговли придает более стабильный характер торговой политики стран-участниц, позволяет более четко выполнить принятые на себя обязательства в рамках «Уругвайского раунда» и далее совершенствовать всю систему внешнеэкономической деятельности.

Следует отметить, что все решения о торгово-экономическом взаимодействие в рамках ЗСТ принимаются должными лицами министерств, ведомств, финансовых организаций стран участниц без создания постоянно действующих наднациональных структур. Однако создание ЗСТ имеет ряд негативных моментов, которые ослабляют интеграционные процессы. В частности, либерализация импорта вполне может создать серьезную угрозу для отечественных товаропроизводителей, не выдерживающих конкуренции.  Если не принять соответствующих мер защиты и поддержки со стороны государства, может возникнуть опасность частного или полного вытеснения последних со своего внутреннего рынка. В целом создание ЗСТ позволяет стабильно совершенствовать всю систему внешнеэкономической деятельности стран-участниц  и более гибко приспосабливаться к международной практике.

2 тип. Таможенный союз (ТС). Здесь также сохраняются принципы свободной торговли, но принимается единый таможенный тариф по отношению к третьим странам. В рамках данного интеграционного объединения   внешнеторговые связи его членов  с  третьими странами  определяется коллективно. Это дает возможность более надежно защитить свое единое региональное рыночное пространство и усилить позиции на международной арене. Негативным моментом при этом является то, что участники экономической интеграции в отдельности определенно теряет свой суверенитет на внешнеэкономическом пространстве. Но таможенный союз представляет собой более совершенную, чем зона свободной торговли, интеграционную структуру. Проводя единую внешнеторговую политику по отношению к торговым тарифам, страны таможенного союза регулируют товарные потоки с учетом уровня внешнего тарифа и итоговых цен. Это в свою очередь, способствует переориентированию ресурсов в рамках ТС, рационализирует производство в соответствии с теорией сравнительных преимуществ.

Введение единого таможенного тарифа - это долговременная и кропотливая работа стран по взаимному согласованию торговой политики, а вместе с ней и некоторых моментов общей экономической политики.

Как показывает опыт, регулирования внешнего тарифа в целом благоприятно действует на развитие внутреннего рынка товаров и услуг. Происходит снижение или замедление роста цен, усиливается конкуренция между товаропроизводителями и поставщиками импортных товаров в рамках Таможенного союза. Если внешний тариф выше, то странам - членам ТС приходится отказываться от более дешевого внешнего товара в пользу собственных внутрисоюзных ресурсов, даже дорогих. Это определенно и стратегическая мера, которая заставляет страны изыскивать дополнительные резервы, совершенствования технологий и проводить совместные исследования для повышения конкурентоспособности товаропроизводителей в рамках ТС. 

Если в рамках ЗСТ  не возникает необходимости постоянно действующих национальных структур, как об этом говорилось выше, то в рамках Таможенного союза, уже появляется необходимость создания регулирующих структур. Вопрос этот достаточно сложный и спорный, однако координация развития многих отраслей не только внутри союза, но и на макроуровне, согласование таможенно-тарифной политики и интересов рынков и многое другое выдвигают проблему создания наднациональных институтов.

Примером успешного развития Таможенного союза может быть ЕЭС,  который в течение периода 1960- 1990 года находился именно на этой стадии взаимодействия, постепенно развиваясь в сторону полноценного общего рынка. К этому периоду относится создание  единого валютно-финансового пространства с введением европейской валютной единицы – ЭКЮ для безналичных расчетов.

3 тип. Общий рынок, при котором сохраняются принципы свободной торговли, таможенный комплекс плюс свободное перемещение рабочей силы, капитала, услуг между странами. Общий, или единый, рынок рассматривается как качественно более высокая степень экономической интеграции.  По мнению специалистов, для формирования зрелого рыночного пространства необходимо достигнуть еще ряд параметров:

  • выравнивания уровня налогов
  • устранение бюджетных субсидий отдельным предприятием
  • преодоление различий в национальных трудовых и хозяйственных законодательствах

Как показывает опыт, согласование такого широкого круга вопросов является достаточно сложным делом и для достижения консенсуса необходимо новые подходы с усилением национальных интересов. Лишь достигнув достаточно высокой стадии взаимного экономического сотрудничества и политического доверия, государство позволяет себе открыть границы для взаимного перемещения капиталов, рабочей силы и обмена услугами (опыт ЕЭС)

Соблюдение приведенных параметров и дальнейшая координация налоговой, кредитной, валютной, промышленной и сельскохозяйственной политики в итоге подводят  к образованию действительно единого общего рынка и дают импульс для перерастания интеграционной группировки в качественно новую ступень – Экономического союза.

Экономический союз (ЭС) сохраняет принципы первых трех типов интеграционных объединений и добавляет создание системы межгосударственного регулирования и проведения единой экономической политики. Формирование Экономического союза идет значительно медленнее, чем таможенного союза или общего рынка. Но оно идет. По мере развития Экономического союза в странах складываются предпосылки для высшей ступени региональной интеграции – Политического союза. Этот вид региональной интеграции предполагает  превращение зрелого единого рыночного пространства в целостный хозяйственно-политический организм.

Институциональная структура возможного политического союза пока недостаточно ясна. Скорее всего, она будет иметь много разновидностей в зависимости от исторических, культурных, экономических  и социопсихологических условий того или иного региона. Система межгосударственного регулирования (на примере ЕС ) включает:

  • Совет Министров – законодательный орган. Совет Министров государств ЕС отвечает за ход  экономического развития каждой страны и всего союза. В случае несовпадения экономической политики отдельной страны, ее препятствия нормальному функционированию валютного и экономического союза Совет Министров наделяется правом принятия соответствующих мер прямого взаимодействия, обязательных к исполнению национальными органами власти.
  • Комиссия европейских сообществ – главный исполнительный рабочий орган, который в последние годы  настолько расширил свои полномочия, что иначе стал называться «Европейским сообществом»
  • Европарламент  - контролирующий орган. Избирается прямым тайным голосованием населением всех 15 стран-участниц в количестве 626 депутатов
  • Суд европейских сообществ. Постановления Европейского Суда по конкретным и  спорным вопросам носят окончательный характер и обязательны к исполнению, национальными органами власти.

Основные направления функционирования экономического союза определяются в виде решений Совета Министров. С момента создания Экономического союза в рамках ЕС были сразу же определенны все параметры валютного союза, а точнее Экономического и валютного союза (Маастрихтский договор 1992 года). Практически все сроки соблюдены в рамках создания единого Экономического и валютного контроля (ЭВС), с января  1999 года, введена единая валюта - евро, создана единая система Центробанка, куда входят Центробанки стран-членов ЕС.

 

 

2.4. Сущность интеграционных  процессов в СНГ

После распада СССР на его территории образовалось 15 независимых государств, 12 из которых вошли в состав СНГ. В августе 2009 года Грузия, вышла из СНГ. На сегодняшний день официальный состав такой: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Узбекистан плюс ассоциированный член Туркменистан и Украина, которая не ратифицировала устав СНГ.

Прежде чем охарактеризовать экономику стран СНГ, необходимо отметить особенности их развития после получения политической независимости:

  1. введено президентство;
  2. прошли выборы законодательных органов на многопартийной основе;
  3. вступление в ООН;
  4. укрепление политических и экономических связей с Западом;
  5. вступление в ряд международных организаций.

Но приобретение политической независимости не привело к экономическому и социальному благополучию. Скорее, наоборот, для многих стран СНГ стала реальностью политическая нестабильность, межнациональные конфликты и даже межгосударственное противостояние.

На экономическую ситуацию в государствах СНГ оказали влияние не только политические вопросы, но и переход к рынку. Оказалось, что потенциальные и реальные возможности в странах СНГ далеко не одинаковы. Да и само стремление к рынку правящих структур было различным. Отсюда и разные темпы рыночных преобразований.

Анализ интеграционных процессов в рамках Содружества Независимых Государств невозможен без рассмотрения условий, предшествовавших появлению новых независимых государств на территории бывших союзных республик СССР.

Экономика СССР не только относилась к экономике интеграционного типа, но в ней была достигнута и наивысшая степень интегрированности хозяйства (в СССР на межреспубликанский оборот в 1990 году направлялось порядка 20% валового национального продукта, а в странах Европейского Союза - лишь 14%). Экономическая взаимозависимость союзных республик была также велика, как и взаимозависимость регионов внутри любой современной индустриально развитой страны. Это было обусловлено тем, что размещение производственных мощностей и структура межреспубликанского разделения труда формировались на плановой основе единого экономического пространства. Материальную основу Советского Союза образовывали общая производственная инфраструктура, хозяйственные связи, кооперация крупных и средних предприятий. При этом на территории Союза десятилетиями создавались единые энергетические, газовые, транспортные, коммуникационные, топливные системы.

Республикам СССР был присущ высокий уровень взаимного товарообмена. Так, по данным статистики за 1989 год, десять из пятнадцати союзных республик от 19,8% до 24,4% своего внутреннего потребления покрывали за счет ввоза из других союзных республик и только от 3% до 6% - за счет импорта из-за пределов СССР. Девять республик вывозили в другие регионы страны от 19,7% до 25,4% валовой продукции и лишь от 2% до 3% экспортировали за пределы СССР.

После распада Советского Союза страны, вошедшие в Содружество Независимых Государств, были объективно заинтересованы в установлении и поддержании устойчивых взаимных экономических связей. В то же время было очевидно, что сложившаяся к началу 90-х годов структура экономических взаимоотношений далеко не оптимальна.

Таким образом, целью создания СНГ было обеспечение взаимного и равноправного сотрудничества в области экономики, торговли товарами и обмена информацией. Создавая СНГ, участвующие в нем государства обязались гарантировать открытость границ, свободу передвижения граждан и обмена информацией в рамках Содружества. Среди важнейших задач СНГ в экономической сфере являются:

  1. координация усилий в решении общерегиональных проблем экономики, экологии, образования, культуры, политики и национальной безопасности;
  2. развитие реального сектора экономики и техническое перевооружение производства через расширение торгово-экономического сотрудничества;
  3. устойчивое и поступательное социально-экономическое развитие, рост благосостояния граждан.

Задачи успешного интеграционного сотрудничества государств в формате СНГ заключаются в следующем:

  • развитие многостороннего сотрудничества в СНГ не противоречило процессам укрепления суверенитета государств-участников;
  • сходность путей трансформации общества, ориентированных на разрыв с тоталитарным прошлым, построение рыночной экономики и политической демократии, примерно одинаковый уровень развития производительных сил и зрелости рынка, схожие технические и потребительские стандарты, однородность товарных и финансовых рынков, общие стандарты и технические условия, действовавшие в бывшем СССР;
  • наличие колоссального человеческого, ресурсного и оборонного потенциала, огромной территории, развитой науки и богатой культуры. На СНГ приходится 18% мировых запасов нефти, 40% - природного газа, 10% - мирового производства электроэнергии при доле в мировом продукте - 1,5%;
  • сохранение взаимодополняемости и взаимозависимости национальных экономик, основанных на общем историческом и социально-экономическом развитии, существование объединенных сетей транспортных коммуникаций и линий электропередач, отсутствие многих видов природных ресурсов в некоторых государствах СНГ и наличие их в других участниках СНГ;
  • выгодное географическое положение, значительный транзитный потенциал, развитая сеть телекоммуникаций, транспортные коридоры для перевозки грузов между Европой и Азией;
  • наличие довольно емкого, хорошо освоенного рынка сбыта товаров, неконкурентоспособных в странах дальнего зарубежья. В условиях усиления конкуренции на мировых рынках важность этого фактора интеграции будет неуклонно возрастать;
  • тесные связи между странами СНГ в социальной, гуманитарной и информационной сферах. На пространстве СНГ не существует языкового барьера. Русский язык является родным или вторым родным языком для большей части населения СНГ, а также рабочим языком Содружества, что упрощает проблему коммуникаций и развития экономических и гуманитарных контактов;
  • усложнение военно-политической обстановки в мире и на границах Содружества в результате возросшей угрозы международного терроризма, что требует большей координации усилий в обеспечении коллективной безопасности.

Информация о работе Экономическая интеграция в таможенном деле