Формирование многосторонней системы международной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 11:02, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящего исследования является изучение роли ВТО в международной торговле и проблем вступления в нее Республики Беларусь.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
изучена история развития ВТО;
проанализирована роль ВТО в международных экономических отношениях;
исследован переговорный процесс Республики Беларусь с ВТО

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ФОРМИРОВАНИЕ МНОГОСТОРОННЕЙ СИСТЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ 5
1.1. История развития ВТО 5
1.2. Роль ВТО в международных экономических отношениях 8
2. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ БЕЛАРУСИ И ВТО 13
2.1. Переговорный процесс Беларуси и ВТО 13
2.2. Процесс реформирования экономики Республики Беларусь с целью вступления в ВТО 18
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВСТУПЛЕНИЯ В ВТО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 22
3.1. Проблемы вступления в ВТО Республики Беларусь 22
3.2. Прогнозирование социально-экономических последствий вступления Беларуси в ВТО 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………..36

Файлы: 1 файл

курс_ВТО.doc

— 188.50 Кб (Скачать файл)

На третьем этапе потребуются изменения в структуре занятости населения, направленные на перемещение трудовых ресурсов из сокращающихся в растущие отрасли. С этим, главным образом, и связаны социальные издержки вступления в ВТО. Однако, они могут быть успешно минимизированы при условии заблаговременной разработки системы соответствующих мероприятий государственной политики.

Следует иметь в виду, что радикальная  либерализация внутреннего рынка  в условиях незавершенного системного кризиса белорусской экономики  может привести к катастрофическим последствиям, если осуществить ее ненадлежащим образом. Потери национальных производителей, абсолютно не готовых к свободной конкуренции с импортом на внутреннем рынке, могут оказаться настолько велики, что ущерб станет необратимым. Резкое ухудшение финансового состояния предприятий сделает невозможной дальнейшую модернизацию и повышение технологического уровня национальной экономики. В первую очередь ущерб понесут именно высокотехнологичные отрасли, которые в Беларуси наименее способны к международной конкуренции, и, следовательно, начнется процесс замещения этих отраслей производствами, в которых определяющим фактором конкурентоспособности является дешевый труд. В результате, вместо обретения республикой выгодного места в международном разделении труда произойдет откат к более низким технологическим укладам и переход в категорию стран, отстающих в развитии. Таким образом, на первое место выдвигается проблема прогнозирования влияния либерализации импорта отдельных товаров и услуг на финансовое состояние отечественных производителей, конкурирующих с данным импортом на внутреннем рынке.

Предварительный анализ чувствительности секторов и отраслей экономики к либерализации импорта.

Либерализация импорта товаров  после вступления в ВТО за счет снижения ставок ввозных таможенных пошлин и ослабления нетарифных ограничений повлечет за собой два ключевых эффекта: 1) снижение цен внутреннего рынка в результате расширения предложения за счет возросшего импорта; 2) сокращение сбыта на внутреннем рынке продукции отечественных производителей в результате переключения части внутреннего спроса на аналогичную импортную продукцию. Количественное соотношение данных эффектов на каждом конкретном товарном рынке будет зависеть от характеристик спроса (таких, как прямая и перекрестная ценовая эластичность) на этом рынке. [4, с. 8]

Исходя из этого, в Институте  экономики была осуществлена предварительная  оценка «в первом приближении» влияния  либерализации импорта на показатели работы промышленности Республики Беларусь. Были раздельно исследованы: 

    • чувствительность рентабельности продукции отдельных отраслей к снижению цен при неизменном объеме производства;
    • чувствительность рентабельности продукции отдельных отраслей к сокращению объемов производства при неизменных ценах.

За основу были взяты данные Министерства статистики и анализа о прибыли, рентабельности и структуре затрат на производство промышленной продукции за 2006 год. Для анализа чувствительности показателя рентабельности продукции отдельных отраслей к снижению цен при неизменном объеме производства была посчитана доля прибыли в стоимости реализованной продукции отдельных отраслей промышленности. Эта величина показывает, какое снижение цены готовой продукции той или иной отрасли (вследствие возросшей конкуренции со стороны импорта при вступлении республики в ВТО) приведет к падению рентабельности до нулевого уровня, при условии, что объемы производства и сбыта остаются неизменными.

Для анализа чувствительности показателя рентабельности продукции к сокращению объемов производства при неизменных ценах были рассчитаны показатели запаса безубыточности. Величина запаса безубыточности показывает, на сколько процентов может сокращаться физический объем реализации продукции (вследствие замещения внутреннего производства импортом при вступлении республики в ВТО), пока при неизменных ценах рентабельность продукции не снизится до нуля. Запас безубыточности рассчитывается как 100% – уровень безубыточности. Уровень безубыточности, в свою очередь, рассчитывается как постоянные издержки*100% (прибыль + постоянные издержки). [4, с. 10]

При расчете запаса безубыточности были рассмотрены два варианта приблизительного разбиения издержек белорусской  промышленности на переменные и постоянные. При первом варианте к переменным издержкам были отнесены материальные затраты плюс 80% от суммы расходов на оплату труда и отчислений на социальные нужды (что соответствует средней доле рабочих в среднесписочной численности занятых в отраслях белорусской промышленности).

При втором варианте расчета запаса безубыточности все расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды были отнесены к постоянным затратам, поскольку для большинства предприятий белорусской промышленности численность основного производственного персонала и уровень оплаты труда в среднесрочном периоде не изменяются в прямом соответствии с изменениями объемов производства и реализации продукции. Следует отметить, что запас безубыточности, рассчитанный по второму варианту, является более показательным критерием, с точки зрения социальных приоритетов государства. Он показывает, на сколько процентов может быть снижен физический объем выпуска, прежде чем рентабельность продукции достигнет нуля, при условии, что ни численность работающих, ни величина заработной платы не сокращаются. [4, с. 10]

Таблица 1

Показатели  чувствительности финансовых результатов  белорусской промышленности к либерализации  импорта

Отрасль

Доля прибыли в стоимости  реализованной продукции

Запас безубыточности по 1 варианту, % от физ. объема пр-ва

Запас безубыточности по 2 варианту, % от физ. объема пр-ва

Вся промышленность

9,70%

39,60%

26,90%

Электроэнергетика

5,70%

23,50%

17,80%

Топливная промышленность

25,40%

72,10%

66,00%

Черная металлургия

5,40%

24,50%

17,10%

Химическая и нефтехимическая  промышленность

10,40%

32,70%

24,60%

Машиностроение и металлообработка

10,70%

44,30%

26,80%

Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность

7,20%

33,50%

18,60%

Промышленность строительных материалов

4,80%

19,10%

11,90%

Легкая промышленность

5,70%

29,00%

15,50%

Пищевая промышленность

7,50%

43,20%

30,10%


Источник: [4, с.9]

Результаты расчетов, представленные в табл. 1, носят чрезвычайно укрупненный  характер и приводятся здесь скорее как иллюстрация методики, а не как руководство к принятию политических решений. Тем не менее, применяя ту же методику к дезагрегированным данным о выручке и структуре затрат по подотраслям и отдельным предприятиям, можно получить достаточно информативную картину их чувствительности к усилению конкуренции с импортом. Однако в любом случае эти данные несут лишь предварительную информацию. Для получения достоверного прогноза необходимо оценить степень ожидаемого переключения внутреннего спроса с отечественной продукции на импорт при снижении ставок ввозных таможенных пошлин по некоторым товарным позициям.

Если по данным табл. 1 провести многомерную  классификацию (кластерный анализ) отраслей белорусской промышленности по указанным  трем критериям чувствительности к  либерализации импорта, то можно  выделить четыре группы отраслей:

    1. отрасль с наименьшей чувствительностью (топливная промышленность);
    2. отрасли с низкой чувствительностью (машиностроение и металлообработка, пищевая промышленность);
    3. отрасли со средней чувствительностью (химическая и нефтехимическая промышленность, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность);
    4. отрасли с высокой чувствительностью (электроэнергетика, промышленность строительных материалов, черная металлургия, легкая промышленность).

В отношении сферы услуг были проведены исследования по оценке степени закрытости национального рынка финансовых услуг и, соответственно, чувствительности показателей работы данного сектора к возможной либерализации. Для этого был использован индекс закрытости – количественное выражение величины реальных и потенциальных барьеров, существующих на том или ином секторе рынка услуг для иностранных конкурентов. Так, для банковского сектора республики индекс закрытости, рассчитанный на основе экспертных оценок, составил 0,195. Результаты межстрановых сопоставлений на основании данного индекса показывают, что нетарифные барьеры в белорусском банковском секторе не являются слишком высокими на фоне развивающихся стран. 

На основании опыта вступления в ВТО стран, имевших аналогичную  величину индекса закрытости, можно сделать вывод о том, что либерализация банковского сектора в Беларуси должна привести к снижению цены банковских услуг для отечественных потребителей на 21-25%. При этом 8-9% от этого снижения может быть обусловлено устранением ограничений доступа на рынок, 7-8% - устранением ограничений текущих операций банков с иностранным капиталом и 6-10% - повышением внутренней (организационно-технологической) эффективности белорусских банков вследствие усиления конкуренции. Однако следует иметь в виду, что подобная либерализация на первоначальном этапе ухудшит финансовое состояние отечественного банковского сектора и потребует затрат на его реформирование. [4, с. 11]

Аналогичные расчеты чувствительности должны быть выполнены и для сельского хозяйства. Нормы ВТО предусматривают существенное ограничение мер государственной поддержки сельхозпроизводителей. Конкретная структура этих ограничений (в разрезе отдельных типов поддержки) варьируется от страны к стране и подлежит согласованию в процессе переговоров. Поэтому необходимо произвести оценку чувствительности белорусского сельского хозяйства к различным мерам государственной сельскохозяйственной политики. Это позволит определить, какие конкретно виды поддержки могут составить предмет уступок на переговорах.

Таким образом, вступление в ВТО на условиях, соответствующих национальным интересам, возможно, если лица, принимающие политические решения, будут снабжены объективной научной информацией:

1) о целесообразности либерализации  или таможенной защиты конкретных  отраслевых рынков;

2) о необходимой степени и  форме такой защиты.

Это поможет определить, какие из выдвигаемых республике требований являются приемлемыми, а какие - нет, а также просчитать цену возможных  уступок.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Система ГАТТ/ВТО занимает центральное место в регулировании системы международных экономических отношений, а устанавливаемые ГАТТ/ВТО нормы являются, по существу, международным торговым законом. Находясь вне общего правового пространства, не будучи членом этой организации, любая страна обрекает себя на положение аутсайдера в международной торговле, ибо к ней не применяются общие правила. Это побуждает присоединяться к системе ГАТТ/ВТО.

ВТО признает, что правительство  может по различным причинам пожелать изменить свои обязательства по доступу на рынок товаров (или услуг), например, повышая тарифы или ужесточая разрешенные количественные ограничения. Установлены процедуры для таких действий, сводящиеся в основном к переговорам с правительствами стран, которые являются главными поставщиками товаров и услуг, которые пострадают от этих изменений.

Например, члену ВТО требуется  поднять связанную пошлину импортного тарифа для защиты национальной промышленности. В этом случае он должен провести консультации с заинтересованными поставщиками, и в обмен на повышение своего тарифа договориться о компенсации – например, снижении импортного тарифа на другой товар, представляющий интерес для поставщиков. Такая же схема действует и для сектора услуг.

Член ВТО при определенных условиях может не выполнять своего обязательства по соглашениям ВТО в отношении другого члена ВТО. Эта возможность на практике используется крайне редко, в основном США, так как законодательство США не всегда предоставляет правительству этой страны возможность применения РНБ в отношении ряда бывших социалистических стран. США применяли такую оговорку в отношении Молдовы, Грузии и ряда других стран, присоединившихся к ВТО в последнее время.

В итоге мы можем сделать как минимум два важных вывода, касающихся ВТО и условий участия в этой организации Беларуси:

1. Либерализм системы ВТО заключается, прежде всего, в том, что она устанавливает четкие правила игры в применении инструментов внешнеэкономической и некоторых инструментов внутренней экономической политики. Эта система ни в коей мере не исключает возможности применения протекционистских инструментов, но определяет строгие рамки их применения.

Информация о работе Формирование многосторонней системы международной торговли