Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 11:02, курсовая работа
Целью настоящего исследования является изучение роли ВТО в международной торговле и проблем вступления в нее Республики Беларусь.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
изучена история развития ВТО;
проанализирована роль ВТО в международных экономических отношениях;
исследован переговорный процесс Республики Беларусь с ВТО
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ФОРМИРОВАНИЕ МНОГОСТОРОННЕЙ СИСТЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ 5
1.1. История развития ВТО 5
1.2. Роль ВТО в международных экономических отношениях 8
2. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ БЕЛАРУСИ И ВТО 13
2.1. Переговорный процесс Беларуси и ВТО 13
2.2. Процесс реформирования экономики Республики Беларусь с целью вступления в ВТО 18
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВСТУПЛЕНИЯ В ВТО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 22
3.1. Проблемы вступления в ВТО Республики Беларусь 22
3.2. Прогнозирование социально-экономических последствий вступления Беларуси в ВТО 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………..36
В 2002 г. организован визит в Республику Беларусь представителя ВТО с целью реализации достигнутых ранее договоренностей о подключении Республики Беларусь к информационной базе данных ВТО через МИД Беларуси. В ходе визита проведен семинар «Информационные возможности ВТО», на котором обсуждены новейшие вопросы развития ВТО как регулятора международной торговли, а также проведена презентация возможностей использования информационных ресурсов ВТО отраслевыми министерствами, предприятиями-экспортерами, а также научными и деловыми кругами республики. Для облегчения доступа заинтересованных предприятий и организаций к этим ресурсам налажено взаимодействие с Национальным центром маркетинга и конъюнктуры цен при МИД Беларуси. [3, с. 33]
По инициативе МИД 19–23 мая 2003 г. в Женеве проведен семинар высокого уровня по законодательным вопросам присоединения Республики Беларусь к ВТО. Данное мероприятие впервые организовано ВТО для отдельно взятой страны. В нем приняли участие представители ВТО, а также руководящие работники Республики Беларусь, непосредственно участвующие в нормотворческих работах. По итогам семинара на основе требований, вытекающих из юридических норм ВТО, а также требований, выдвигаемых Республике Беларусь на текущем этапе переговорного процесса по присоединению к ВТО, подготовлены рекомендации для использования органами государственного управления при подготовке нормативных правовых актов.
В результате работы, проведенной с Международным торговым центров (МТЦ) ЮНКТАД/ВТО, достигнута договоренность о подключении Беларуси к программе «World Trade Net» («Всемирная торговая сеть»), позволяющей широкому кругу заинтересованных организаций и лиц получать консультационную помощь по экономическим вопросам, значимым для развития деловой среды и инвестиционного климата в республике. Координатором программы в Беларуси является Белорусский союз предпринимателей и нанимателей им. проф. Кунявского. В рамках данной программы совместно с МТЦ подготовлена электронная база данных «Market Access Map – Belarus», которая позволяет предприятиям-экспортерам оперативно получать информацию по таможенно-тарифному режиму для своей продукции на зарубежных рынках. [3, с. 35]
14–16 октября 2003 г. в Минске МИД совместно с ЮНКТАД, Минсельхозпродом и Минюстом проведены семинары по вопросам законодательства и государственной поддержки сельского хозяйства в контексте вступления Беларуси в ВТО. В них приняли участие представители ЮНКТАД, Национального собрания, Национального центра законопроектной деятельности, Национального банка, Совета Министров, министерств, ведомств и научных организаций.
По инициативе МИД обеспечено участие
Республики Беларусь в региональной
конференции ВТО по вопросам развития
торговли и упрощения торговых процедур
для стран Центральной и
7–9 декабря 2004 г. в Женеве прошел специальный семинар высокого уровня по законодательным вопросам присоединения Республики Беларусь к ВТО, организованный МИД во взаимодействии с Секретариатом ВТО. В семинаре приняли участие представители Администрации Президента, МИД, Минюста и Минторговли.
Между МИД и Национальной Академией наук Беларуси заключено Соглашение о научно-практическом сотрудничестве (19 июля 2002 г.). В рамках соглашения совместно с НАНБ осуществляется комплекс научных разработок по повышению эффективности внешнеэкономической деятельности республики. В частности, по инициативе МИД Институтом экономики НАНБ в 2003–2005 гг. осуществлен инновационный проект «Разработка комплексного прогноза последствий вступления Республики Беларусь в ВТО».
В рамках проекта проведена оценка последствий вступления в ВТО, которая показала положительный эффект от членства в ВТО для экономики республики. На ее основе подготовлены и внесены в Правительство конкретные предложения по разработке мер, направленных на повышение конкурентоспособности белорусских производителей товаров и услуг в связи со вступлением Беларуси в ВТО. Также была разработана методика, рекомендуемая органам государственного управления для оценки готовности подведомственных предприятий к работе в условиях участия Республики Беларусь в ВТО и своевременного принятия мер по обеспечению положительного эффекта от вступления в ВТО для каждого предприятия.
В 2000–2005 гг. на заседаниях в рамках Белорусской научно-промышленной ассоциации (БНПА) рассмотрены вопросы развития отраслей народного хозяйства и предприятий в условиях присоединения к ВТО. Создана и действует рабочая группа БНПА для рассмотрения вопросов вступления Республики Беларусь в ВТО на постоянной основе при взаимодействии с республиканскими органами государственного управления, Национальным собранием, а также Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП). На регулярных заседаниях Международного клуба директоров БНПА вырабатываются предложения о конкретных мерах по адаптации экономики страны к вступлению в ВТО. [3, с. 36]
В 2005 – 2013 гг. представителями МИД проведено около 50 встреч с руководителями белорусских предприятий, деловых ассоциаций и предпринимательских союзов, отраслевых организаций с целью разъяснения позиции белорусской стороны по присоединению к ВТО и максимально полного учета мнений белорусских производителей товаров и услуг при выработке условий вступления Республики Беларусь в ВТО.
Членство в ВТО радикально
изменит возможности
Если в 2011 г. государственная поддержка АПК составила 7 трлн бел. руб., то со вступлением Беларуси в ВТО её необходимо будет увеличить более чем в 2-3 раза, или довести до $ 1,6-2,5 млрд в год по сравнению с нынешним уровнем. (Уровень государственной поддержки села, соответствующий уровню развитых стран, - порядка $16-18 млрд.) Проблема аграрной сферы Беларуси в том, что уровень поддержки в $ 2,5 млрд у нас никогда не существовал, и даже если предположить срочное удвоение расходов госбюджета на развитие отрасли, становится ясно, что за один год не решить все проблемы в ее развитии. Сельское хозяйство Беларуси всегда имело уровень поддержки в десятки раз более низкий, чем в развитых странах. В результате присоединения к ВТО этот разрыв не будет снижаться. Именно это обусловливает более низкую конкурентоспособность сельскохозяйственного производства в Беларуси по сравнению с развитыми странами - членами ВТО. И это означает, что, когда продовольственный рынок страны откроется для импорта, нашим сельскохозяйственным производителям будет очень сложно конкурировать с зарубежными поставщиками [3, с. 39].
Переходный период в 3-5 лет дает производителям сельскохозяйственной продукции страны последнюю возможность повысить конкурентоспособность своих товаров. В ближайшие несколько лет Беларуси предстоит увеличить дотации сельского хозяйства, снизить импортные пошлины на потребительские товары, уменьшить пошлины на тяжёлое оборудование для сельского хозяйства, строительства, науки, а также на фармацевтическую продукцию [3, с. 39].
После вступления Беларуси в ВТО возможности для аграрного экспорта страны улучшатся. Перспективы роста мирового спроса на продовольствие - громадные. По данным FAO, в первом квартале 2011 года по сравнению с тем же периодом 2010 года цены на кукурузу выросли на 74%, на пшеницу – на 69%, на масло – на 55%, на соевые бобы – на 36%, на говядину – на 30%. По прогнозу OECD – FAAO Agricultural Outlook 2011-2020 гг., в ближайшее десятилетие реальные мировые цены на зерновые возрастут на 20%, на мясо – на 30% по сравнению с уровнем 2001-2010 гг.
Более того, как считают многие ученые мира, к 2030 г. рост среднего класса увеличится на 3 млрд человек, что резко повысит спрос и на продовольствие.
Таким образом, в краткосрочной
и долгосрочной перспективах условия
для увеличения аграрного экспорта
Беларуси при вступлении в ВТО
станут более выгодными. Кроме получения
непосредственной прибыли, это позволит
заметно диверсифицировать
Диверсификация торговли,
углубление экономической кооперации
со странами Евросоюза и мирового
Юга являются важной предпосылкой роста
для экспортоориентированной
Какими будут другие последствия в случае затягивания процедуры вступления Беларуси в ВТО?
В промышленном секторе Беларусь, скорее всего, выиграет, поскольку она является преимущественно экспортером промышленной продукции, а импорт последней для нее - лишь вынужденный и не конкурирует с отечественной продукцией на внутреннем рынке. Но условия проникновения на внешние рынки для белорусской промышленности, особенно легкой, могут значительно улучшиться лишь после вступления в торговую организацию. А вот в агропромышленном секторе Беларусь выигрывает от затягивания процесса присоединения без всяких "но". После вступления в ВТО сельское хозяйство страны могут ожидать большие проблемы из-за открытия иностранным поставщикам внутреннего продовольственного рынка, а также сокращения государственных дотаций в АПК.
То же можно сказать и о финансовом секторе, и секторе услуг, поскольку в нынешних условиях резиденты Беларуси ограждены от конкуренции со стороны мощных иностранных банков и компаний.
При условии вступления Беларуси в
ВТО необходимо предусмотреть наступление
экономических и социальных последствий.
Под экономическими последствиями
подразумевается
Первые три вида прогноза в данном
перечне могут быть объединены под
понятием прогноза микроэкономического
равновесия, к которому национальная
экономическая система
Под социальными последствиями подразумевается то, каким образом данные изменения в функционировании национальной экономической системы отразятся на социальных показателях, таких как динамика и структура занятости населения, соотношение доходов различных социальных групп, доля труда в национальном доходе, работа социальной сферы и т. п. Прогнозирование социальных последствий является, таким образом, производной задачей по отношению к прогнозированию экономических эффектов.
Ключевым результатом работы по прогнозированию будет оценка социальных последствий вступления Беларуси в ВТО в краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном плане. В частности, оценке подлежат:
С другой стороны, научная проблема прогнозирования экономических и социальных последствий вступления РБ в ВТО может быть подразделена на: 1) прогнозирование кратко- и среднесрочных структурных изменений, которые произойдут вследствие изменения режима внешней торговли и условий международной конкуренции, и социальных последствий этих изменений; 2) прогнозирование долгосрочного эффекта в сфере инвестиционной и инновационной деятельности, инициированной новыми условиями международной конкуренции, и, как следствие, экспортоориентированного экономического роста.
В обобщенном виде изменения в экономике
в краткосрочном и
На первом этапе структурных преобразований в результате присоединения к ВТО ближайшим негативным последствием может стать ухудшение финансовых результатов ряда субъектов хозяйствования в различных отраслях. Общая либерализация условий внешней торговли приведет к усилению конкуренции отечественных производителей товаров и услуг с зарубежными. Потребуется время для того, чтобы белорусские предприятия смогли адаптироваться к новым условиям.
На втором этапе новые условия конкуренции на внутреннем и внешних рынках приведут к разделению отраслей и производств национальной экономики на растущие и сокращающиеся. С одной стороны, отрасли, ориентированные на экспорт и имеющие хорошие конкурентные позиции на внешних рынках, а также отрасли, поставляющие продукцию и услуги данным отраслям, будут расширять производство, поскольку доступ к внешним рынкам улучшится. С другой стороны, отрасли, не способные конкурировать с импортом на внутреннем рынке, будут вынуждены сокращать производство, а их предприятия перепрофилироваться. [4, с. 8]
Информация о работе Формирование многосторонней системы международной торговли