Формирование многосторонней системы международной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 11:02, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящего исследования является изучение роли ВТО в международной торговле и проблем вступления в нее Республики Беларусь.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
изучена история развития ВТО;
проанализирована роль ВТО в международных экономических отношениях;
исследован переговорный процесс Республики Беларусь с ВТО

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ФОРМИРОВАНИЕ МНОГОСТОРОННЕЙ СИСТЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ 5
1.1. История развития ВТО 5
1.2. Роль ВТО в международных экономических отношениях 8
2. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ БЕЛАРУСИ И ВТО 13
2.1. Переговорный процесс Беларуси и ВТО 13
2.2. Процесс реформирования экономики Республики Беларусь с целью вступления в ВТО 18
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВСТУПЛЕНИЯ В ВТО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 22
3.1. Проблемы вступления в ВТО Республики Беларусь 22
3.2. Прогнозирование социально-экономических последствий вступления Беларуси в ВТО 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………..36

Файлы: 1 файл

курс_ВТО.doc

— 188.50 Кб (Скачать файл)

В 2002 г. организован визит в Республику Беларусь представителя ВТО с целью реализации достигнутых ранее договоренностей о подключении Республики Беларусь к информационной базе данных ВТО через МИД Беларуси. В ходе визита проведен семинар «Информационные возможности ВТО», на котором обсуждены новейшие вопросы развития ВТО как регулятора международной торговли, а также проведена презентация возможностей использования информационных ресурсов ВТО отраслевыми министерствами, предприятиями-экспортерами, а также научными и деловыми кругами республики. Для облегчения доступа заинтересованных предприятий и организаций к этим ресурсам налажено взаимодействие с Национальным центром маркетинга и конъюнктуры цен при МИД Беларуси. [3, с. 33]

По инициативе МИД 19–23 мая 2003 г. в Женеве проведен семинар высокого уровня по законодательным вопросам присоединения Республики Беларусь к ВТО. Данное мероприятие впервые организовано ВТО для отдельно взятой страны. В нем приняли участие представители ВТО, а также руководящие работники Республики Беларусь, непосредственно участвующие в нормотворческих работах. По итогам семинара на основе требований, вытекающих из юридических норм ВТО, а также требований, выдвигаемых Республике Беларусь на текущем этапе переговорного процесса по присоединению к ВТО, подготовлены рекомендации для использования органами государственного управления при подготовке нормативных правовых актов.

В результате работы, проведенной  с Международным торговым центров (МТЦ) ЮНКТАД/ВТО, достигнута договоренность о подключении Беларуси к программе «World Trade Net» («Всемирная торговая сеть»), позволяющей широкому кругу заинтересованных организаций и лиц получать консультационную помощь по экономическим вопросам, значимым для развития деловой среды и инвестиционного климата в республике. Координатором программы в Беларуси является Белорусский союз предпринимателей и нанимателей им. проф. Кунявского. В рамках данной программы совместно с МТЦ подготовлена электронная база данных «Market Access Map – Belarus», которая позволяет предприятиям-экспортерам оперативно получать информацию по таможенно-тарифному режиму для своей продукции на зарубежных рынках. [3, с. 35]

14–16 октября 2003 г. в Минске МИД совместно с ЮНКТАД, Минсельхозпродом и Минюстом проведены семинары по вопросам законодательства и государственной поддержки сельского хозяйства в контексте вступления Беларуси в ВТО. В них приняли участие представители ЮНКТАД, Национального собрания, Национального центра законопроектной деятельности, Национального банка, Совета Министров, министерств, ведомств и научных организаций.

По инициативе МИД обеспечено участие  Республики Беларусь в региональной конференции ВТО по вопросам развития торговли и упрощения торговых процедур для стран Центральной и Восточной  Европы, Центрально-Азиатского и Кавказского регионов на уровне заместителей руководителей таможенных служб (26–28 апреля 2004 г., г. Загреб).

7–9 декабря 2004 г. в Женеве прошел специальный семинар высокого уровня по законодательным вопросам присоединения Республики Беларусь к ВТО, организованный МИД во взаимодействии с Секретариатом ВТО. В семинаре приняли участие представители Администрации Президента, МИД, Минюста и Минторговли.

Между МИД и Национальной Академией  наук Беларуси заключено Соглашение о научно-практическом сотрудничестве (19 июля 2002 г.). В рамках соглашения совместно с НАНБ осуществляется комплекс научных разработок по повышению эффективности внешнеэкономической деятельности республики. В частности, по инициативе МИД Институтом экономики НАНБ в 2003–2005 гг. осуществлен инновационный проект «Разработка комплексного прогноза последствий вступления Республики Беларусь в ВТО».

В рамках проекта проведена оценка последствий вступления в ВТО, которая  показала положительный эффект от членства в ВТО для экономики республики. На ее основе подготовлены и внесены в Правительство конкретные предложения по разработке мер, направленных на повышение конкурентоспособности белорусских производителей товаров и услуг в связи со вступлением Беларуси в ВТО. Также была разработана методика, рекомендуемая органам государственного управления для оценки готовности подведомственных предприятий к работе в условиях участия Республики Беларусь в ВТО и своевременного принятия мер по обеспечению положительного эффекта от вступления в ВТО для каждого предприятия.

В 2000–2005 гг. на заседаниях в рамках Белорусской научно-промышленной ассоциации (БНПА) рассмотрены вопросы развития отраслей народного хозяйства и предприятий в условиях присоединения к ВТО. Создана и действует рабочая группа БНПА для рассмотрения вопросов вступления Республики Беларусь в ВТО на постоянной основе при взаимодействии с республиканскими органами государственного управления, Национальным собранием, а также Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП). На регулярных заседаниях Международного клуба директоров БНПА вырабатываются предложения о конкретных мерах по адаптации экономики страны к вступлению в ВТО. [3, с. 36]

В 2005 – 2013 гг. представителями МИД проведено около 50 встреч с руководителями белорусских предприятий, деловых ассоциаций и предпринимательских союзов, отраслевых организаций с целью разъяснения позиции белорусской стороны по присоединению к ВТО и максимально полного учета мнений белорусских производителей товаров и услуг при выработке условий вступления Республики Беларусь в ВТО.

 

 

3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ  ВСТУПЛЕНИЯ В ВТО РЕСПУБЛИКИ  БЕЛАРУСЬ

3.1. Проблемы вступления в ВТО  Республики Беларусь

 

Членство в ВТО радикально изменит возможности национальной государственной поддержки села как внутри страны, так и вне ее, вызовет усиление конкуренции.

Если в 2011 г. государственная  поддержка АПК составила 7 трлн бел. руб., то со вступлением Беларуси в  ВТО её необходимо будет увеличить  более чем в 2-3 раза, или довести  до $ 1,6-2,5 млрд в год по сравнению с нынешним уровнем. (Уровень государственной поддержки села, соответствующий уровню развитых стран, - порядка $16-18 млрд.) Проблема аграрной сферы Беларуси в том, что уровень поддержки в $ 2,5 млрд у нас никогда не существовал, и даже если предположить срочное удвоение расходов госбюджета на развитие отрасли, становится ясно, что за один год не решить все проблемы в ее развитии. Сельское хозяйство Беларуси всегда имело уровень поддержки в десятки раз более низкий, чем в развитых странах. В результате присоединения к ВТО этот разрыв не будет снижаться. Именно это обусловливает более низкую конкурентоспособность сельскохозяйственного производства в Беларуси по сравнению с развитыми странами - членами ВТО. И это означает, что, когда продовольственный рынок страны откроется для импорта, нашим сельскохозяйственным производителям будет очень сложно конкурировать с зарубежными поставщиками [3, с. 39].

Переходный период в 3-5 лет  дает производителям сельскохозяйственной продукции страны последнюю возможность повысить конкурентоспособность своих товаров. В ближайшие несколько лет  Беларуси предстоит увеличить дотации сельского хозяйства, снизить импортные пошлины на потребительские товары, уменьшить пошлины на тяжёлое оборудование для сельского хозяйства, строительства, науки, а также на фармацевтическую продукцию [3, с. 39].

После вступления Беларуси в  ВТО возможности для аграрного  экспорта страны улучшатся. Перспективы  роста мирового спроса на продовольствие - громадные. По данным FAO, в первом квартале 2011 года по сравнению с тем же периодом 2010 года цены на кукурузу выросли на 74%, на пшеницу – на 69%, на масло – на 55%, на соевые бобы – на 36%, на говядину – на 30%. По прогнозу OECD – FAAO Agricultural Outlook 2011-2020 гг., в ближайшее десятилетие реальные мировые цены на зерновые возрастут на 20%, на мясо – на 30% по сравнению с уровнем 2001-2010 гг.

Более того, как считают  многие ученые  мира, к 2030 г. рост среднего класса увеличится на 3 млрд человек, что резко повысит спрос и на продовольствие.

Таким образом, в краткосрочной  и долгосрочной перспективах условия  для увеличения аграрного экспорта Беларуси при вступлении в ВТО  станут более выгодными. Кроме получения  непосредственной прибыли, это позволит заметно диверсифицировать структуру  экспорта страны.

Диверсификация торговли, углубление экономической кооперации со странами Евросоюза и мирового Юга являются важной предпосылкой роста  для экспортоориентированной белорусской  экономики.

Какими будут другие последствия  в случае затягивания процедуры вступления Беларуси в ВТО?

В промышленном секторе Беларусь, скорее всего, выиграет, поскольку она  является преимущественно экспортером  промышленной продукции, а импорт последней  для нее - лишь вынужденный и не конкурирует с отечественной  продукцией на внутреннем рынке. Но условия проникновения на внешние рынки для белорусской промышленности, особенно легкой, могут значительно улучшиться лишь после вступления в торговую организацию. А вот в  агропромышленном секторе Беларусь выигрывает от затягивания процесса присоединения без всяких "но". После вступления в ВТО сельское хозяйство страны могут ожидать большие проблемы из-за открытия иностранным поставщикам внутреннего продовольственного рынка, а также сокращения государственных дотаций в АПК.

То же можно сказать и о финансовом секторе, и секторе услуг, поскольку в нынешних условиях резиденты Беларуси ограждены от конкуренции со стороны мощных иностранных банков и компаний.

 

3.2. Прогнозирование социально-экономических последствий вступления Беларуси в ВТО

 

При условии вступления Беларуси в  ВТО необходимо предусмотреть наступление  экономических и социальных последствий. Под экономическими последствиями  подразумевается непосредственное воздействие, которое изменение  режима внешней торговли может оказать  на функционирование отдельных элементов национальной экономической системы (секторов, отраслей, регионов, отдельных крупных предприятий). Прогнозирование экономических последствий означает:

    1. прогноз изменений в объемах и структуре отечественного производства (в промышленности, сельском хозяйстве и сфере услуг);
    2. прогноз изменений в системе рыночных цен на товары и услуги;
    3. прогноз изменений в объемах и структуре внешней торговли;
    4. прогноз изменений макроэкономических параметров (инфляция, конъюнктурная безработица);
    5. прогноз изменений характеристик экономического роста. [4, с. 7]

Первые три вида прогноза в данном перечне могут быть объединены под  понятием прогноза микроэкономического  равновесия, к которому национальная экономическая система стремится  в среднесрочном периоде. В отличие от этого, прогнозирование макроэкономических параметров относится, в основном, к краткосрочному периоду (учет цикличности развития национальной экономики). Наконец, последний вид прогноза относится к долгосрочным перспективам экспортоориентированного роста, которые открываются для республики в связи с членством в ВТО. 

Под социальными последствиями  подразумевается то, каким образом  данные изменения в функционировании национальной экономической системы  отразятся на социальных показателях, таких как динамика и структура занятости населения, соотношение доходов различных социальных групп, доля труда в национальном доходе, работа социальной сферы и т. п. Прогнозирование социальных последствий является, таким образом, производной задачей по отношению к прогнозированию экономических эффектов.

Ключевым результатом работы по прогнозированию будет оценка социальных последствий вступления Беларуси в  ВТО в краткосрочном, среднесрочном  и долгосрочном плане. В частности, оценке подлежат:

    1. национальный доход и уровень жизни в Беларуси на основе экспортоориентированного экономического роста в долгосрочной перспективе;
    2. выигрыш в социальной эффективности национальной экономики, который может быть достигнут уже в кратко- и среднесрочной перспективе за счет усиления конкурентных стимулов, снижения степени монополизации и снижения цен внутреннего рынка (как следствие либерализации национальной экономики);
    3. социальные издержки и выгоды вступления в ВТО, связанные со структурными преобразованиями и изменениями в структуре занятости населения. [4, с. 7]

С другой стороны, научная проблема прогнозирования экономических  и социальных последствий вступления РБ в ВТО может быть подразделена на: 1) прогнозирование кратко- и среднесрочных  структурных изменений, которые произойдут вследствие изменения режима внешней торговли и условий международной конкуренции, и социальных последствий этих изменений; 2) прогнозирование долгосрочного эффекта в сфере инвестиционной и инновационной деятельности, инициированной новыми условиями международной конкуренции, и, как следствие, экспортоориентированного экономического роста. 

В обобщенном виде изменения в экономике  в краткосрочном и среднесрочном  плане после вступления в ВТО  можно представить следующим  образом:

На первом этапе структурных преобразований в результате присоединения к ВТО ближайшим негативным последствием может стать ухудшение финансовых результатов ряда субъектов хозяйствования в различных отраслях. Общая либерализация условий внешней торговли приведет к усилению конкуренции отечественных производителей товаров и услуг с зарубежными. Потребуется время для того, чтобы белорусские предприятия смогли адаптироваться к новым условиям.

На втором этапе новые условия  конкуренции на внутреннем и внешних  рынках приведут к разделению отраслей и производств национальной экономики на растущие и сокращающиеся. С одной стороны, отрасли, ориентированные на экспорт и имеющие хорошие конкурентные позиции на внешних рынках, а также отрасли, поставляющие продукцию и услуги данным отраслям, будут расширять производство, поскольку доступ к внешним рынкам улучшится. С другой стороны, отрасли, не способные конкурировать с импортом на внутреннем рынке, будут вынуждены сокращать производство, а их предприятия перепрофилироваться. [4, с. 8]

Информация о работе Формирование многосторонней системы международной торговли