Формирование многосторонней системы международной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 11:02, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящего исследования является изучение роли ВТО в международной торговле и проблем вступления в нее Республики Беларусь.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
изучена история развития ВТО;
проанализирована роль ВТО в международных экономических отношениях;
исследован переговорный процесс Республики Беларусь с ВТО

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ФОРМИРОВАНИЕ МНОГОСТОРОННЕЙ СИСТЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ 5
1.1. История развития ВТО 5
1.2. Роль ВТО в международных экономических отношениях 8
2. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ БЕЛАРУСИ И ВТО 13
2.1. Переговорный процесс Беларуси и ВТО 13
2.2. Процесс реформирования экономики Республики Беларусь с целью вступления в ВТО 18
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВСТУПЛЕНИЯ В ВТО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 22
3.1. Проблемы вступления в ВТО Республики Беларусь 22
3.2. Прогнозирование социально-экономических последствий вступления Беларуси в ВТО 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………..36

Файлы: 1 файл

курс_ВТО.doc

— 188.50 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Курс на создание открытой экономики, провозглашенный в Республике Беларусь с началом перестройки, предусматривал, прежде всего, развитие торгово-экономических отношений с Западом, откуда предполагалось получить необходимые для модернизации экономики технологию, кредиты, инвестиции в обмен на экспортные товары - не только традиционные топливно-сырьевые ресурсы, но и продукцию перерабатывающей промышленности, в том числе наукоемкую. Эта задача была главной и в процессе формирования стратегии внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь, ее децентрализации и либерализации, политического и институционального обеспечения.

ВТО представляет из себя сложный  и разветвленный механизм, в котором  участвуют сотни переговорщиков, экспертов в различных областях экономики и права, и который  находится в постоянном движении и развитии. Особенность ВТО в  сравнении с другими международными организациями заключается в том, что переговоры в ВТО касаются миллиардных сумм, поскольку в их результате устанавливаются правила экспорта и импорта товаров и услуг, непосредственно затрагивающие интересы потребителей, производителей и конкретных компаний. ВТО - единственная организация мирового уровня, вырабатывающая правила международной торговли для обеспечения ее максимально возможной предсказуемости и свободы, а также справедливого разрешения споров между странами-участницами по любым вопросам, касающимся торговли и торговых барьеров.

Защитники членства в ВТО утверждают, что без участия Беларуси в  ВТО представляется проблематичным на равных участвовать в международной  торговле и получать связанные с  этим участием выгоды. Их оппоненты  считают, что присоединение к ВТО нанесет ущерб отдельным отраслям промышленности, ограничит возможность принятия правительством нужных экономических решений.

Столь полярные точки зрения связаны, прежде всего, с отсутствием полной информации об этой организации и  о процессе присоединения, что и объясняет актуальность выбранной темы.

Целью настоящего исследования является изучение роли ВТО в международной  торговле и проблем вступления в  нее Республики Беларусь.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

    • изучена история развития ВТО;
    • проанализирована роль ВТО в международных экономических отношениях;
    • исследован переговорный процесс Республики Беларусь с ВТО;
    • изучен процесс реформирования экономики Республики Беларусь с целью вступления в ВТО;
    • исследованы проблемы вступления в ВТО Республики Беларусь;
    • проведен прогноз социально-экономических последствий вступления Беларуси в ВТО.

Объектом исследования данной работы являются взаимоотношения Республики Беларусь и ВТО.

В процессе исследования в качестве информационной базы исследования явились труды отечественных и российских ученых-экономистов, положения основных законодательных актов, регулирующих международные экономические отношения Республики Беларусь.

При написании работы были использованы системный, комплексный подход к изучаемым явлениям и процессам, а также метод наблюдения, анализа и синтеза.

Источниками фактологического и информационного  материала при написании работы послужили нормативно-правовые акты Министерства иностранных дел Республики Беларусь, а также данные Министерства статистики и анализа Республики Беларусь.

 

1. ФОРМИРОВАНИЕ МНОГОСТОРОННЕЙ  СИСТЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ

1.1. История развития ВТО

 

Принимая решение о создании ВТО, Договаривающиеся Стороны руководствовались  следующими общими соображениями: во-первых, особым значением, которое придается развитию международной торговли с точки зрения роста уровня благосостояния; во-вторых, своей приверженностью к принципам справедливой и свободной торговли; и, в-третьих, той исключительной ролью, которую уже сыграли соглашения и договоренности ГАТТ в создании равных возможностей для участников международной торговли. [5, с. 137]

Несмотря на все свое влияние, ГАТТ было раздроблено и с точки  зрения статуса несовершенно еще  на самом начальном этапе, когда попытки создания Международной Торговой Организации потерпели неудачу. Особенно явно этот недостаток Генерального Соглашения проявлялся при возникновении проблем, связанных с разрешением споров и соблюдением обязательств странами-членами Соглашения.

Основной целью создания ВТО  стала замена старой, раздробленной  системы ГАТТ новой, интегрированной  международной организацией, наделенной полномочиями для действенного проведения в жизнь принципов и правил международной торговли, согласованных  в ходе торговых переговоров. Соглашение об учреждении ВТО сводит в единую, подведомственную этой организации, систему все соглашения и договоренности, достигнутые в результате многосторонних торговых переговоров в рамках ГАТТ. С юридической точки зрения практическое применение результатов “уругвайского” раунда, учитывая всю совокупность положений ГАТТ и, особенно, договоренностей “токийского” раунда, было бы значительно затруднено, если не невозможно. Поэтому участниками переговоров было принято решение о том, что все договоренности, достигнутые в ходе многосторонних торговых переговоров, являются неотъемлемой частью Генерального Соглашения - а, следовательно, и ВТО - и страны, участвующие в Соглашении, принимают на себя все содержащиеся в нем обязательства.

Система ВТО призвана выполнять следующие функции:

- она действует как комплекс  согласованных на многосторонней  основе правил, регулирующих поведение  правительств стран-членов в торговле. По существу, это правила поведения  государств и их торгующих  субъектов на мировых рынках;

- она выполняет роль форума  для торговых переговоров, направленных  на либерализацию торговли и  обеспечение ее большей предсказуемости  либо путем открытия национальных  рынков, либо путем укрепления  и расширения самих правил;

- она выполняет роль международного суда, позволяющего правительствам стран-членов ВТО разрешать споры между собой.

До создания ВТО в систему  ГАТТ входили 125 государств, на которые  приходилось около 90% мирового товарооборота. Из крупных стран лишь Россия и  Китай находились вне ее рамок, однако Китай, бывший одним из основателей ГАТТ, сейчас добивается восстановления своего членства в этой организации. Кроме того, примерно 25 стран, по разным причинам оказавшихся в стороне, также ведут переговоры по присоединению к ГАТТ/ВТО.

Место расположения ВТО: Женева, Швейцария. Основана данная организация 1 января 1995 г. Создана по результатам переговоров Уругвайского раунда (1986-94). Членство: 150 стран (по состоянию на январь 2007 года.), в т.ч. ряд государств СНГ (Армения, Грузия, Киргизия, Молдова). Более 20 стран мира ведут переговоры об условиях присоединения к ВТО. В их числе – Беларусь, Казахстан, Украина и другие.

Годовой бюджет ВТО составляет около 140 млн. долларов США. Он формируется  за счет взносов членов и используется главным образом для обеспечения работы секретариата, насчитывающего около 600 постоянных сотрудников. Секретариат не имеет права принятия решений: все решения, касающиеся деятельности организации, принимаются ее членами.

Высшим руководящим органом  ВТО является Конференция министров. Она созывается не реже одного раза в два года, как правило, на уровне министров торговли или иностранных дел стран-участниц ВТО. Конференция обладает полномочиями принимать решения по наиболее принципиальным вопросам, например, касающимся новых раундов многосторонних переговоров. [5, с. 139]

Текущее управление деятельностью  и наблюдение за действием соглашения и министерских решений осуществляет Генеральный совет. Он собирается несколько  раз в год в Женеве. Как правило, в Генеральный совет входят послы или главы представительств членов ВТО. В функции Генерального совета также входит разрешение торговых споров между странами-участницами ВТО и проведение периодических обзоров их торговой политики.

Генеральный совет контролирует деятельность подчиненных органов:

- Совета по торговле товарами, который осуществляет наблюдение  за выполнением Генерального  соглашения о торговле товарами;

- Совета по торговле услугами, который осуществляет наблюдение  за выполнением Генерального  соглашения о торговле услугами;

- Совета по интеллектуальной  собственности, который осуществляет  наблюдение за выполнением Соглашения  о торговых аспектах прав интеллектуальной  собственности. [5, с. 139]

Помимо вышеперечисленных органов, в составе ВТО действуют рабочие  и экспертные группы и специализированные комитеты. Их функции заключаются в рассмотрении вопросов выполнения отдельных частей многосторонних соглашений, а также других вопросов, представляющих интерес для стран-участниц, к примеру, касающихся правил конкуренции, инвестиций, действия региональных торговых соглашений, торговых аспектов защиты окружающей среды и приема новых членов.

Подводя итог, следует подчеркнуть, что система ГАТТ/ВТО занимает центральное место в регулировании  системы международных экономических отношений, а устанавливаемые ГАТТ/ВТО нормы являются, по существу, международным торговым законом. Находясь вне общего правового пространства, не будучи членом этой организации, любая страна обрекает себя на положение аутсайдера в международной торговле, ибо к ней не применяются общие правила. Это побуждает присоединяться к системе ГАТТ/ВТО.

 

1.2. Роль ВТО в международных  экономических отношениях

 

Глобализация мировой экономики, в которой ВТО играет далеко не последнюю роль, вызывает растущую критику по всему миру. Противники глобализации считают, что этот процесс ведет к существенному укреплению промышленно развитых стран за счет развивающихся, потере национального, культурного и экономического суверенитета и продолжающейся дифференциации между богатыми и бедными. Не втягиваясь в дискуссию по этому важному вопросу, посмотрим, а с чем могло бы столкнуться мировое сообщество, если бы не было ВТО?

С более высокой вероятностью вооруженных  конфликтов. Одна из основных причин Второй мировой войны и множества  локальных вооруженных конфликтов в 30-е годы XX века была связана с введением жестких односторонних протекционистских ограничений в торговле. В конце 40-х годов западноевропейские страны решили искоренить экономические причины войн, создав Европейское объединение угля и стали (предшественник Европейского сообщества), в рамках которого страны установили единые правила торговли в секторе угля и стали. В то же время прошли переговоры по выработке многосторонних правил мировой торговли, которые завершились подписанием Генерального соглашения по тарифам и торговле – предшественника ВТО. В результате были согласованы не только правила международной торговли, но и правила разрешения торговых споров.

С дальнейшей дифференциацией крупных  и малых государств, их места и роли в мировой экономике. ВТО в определенной степени выравнивает шансы для всех. ВТО не только устанавливает единые правила игры – важно, что эти правила устанавливаются всеми заинтересованными странами на основе принципа консенсуса. Хотя в ВТО формально существует процедура голосования квалифицированным большинством, в истории организации она практически не использовалась. Все члены ВТО равны – в организации действует безусловный принцип недискриминации. [3, с. 15]

С ростом цен для потребителей. ВТО обеспечивает либерализацию в мировой торговле, что позволяет в свою очередь ее членам максимально использовать свои конкурентные преимущества. В обратном случае, когда страны поддерживают меры по защите национального производства, страдают прежде всего потребители. На-пример, в ЕС семья из четырех человек должна ежегодно “доплачивать” 1500 долларов за приобретение “своих” продуктов питания – возможности для ввоза продовольствия из других стран в ЕС достаточно ограничены. В США цены на текстиль и одежду почти в полтора раза выше среднемировых – в результате проведения протекционистской политики в отношении собственных неэффективных производителей. Когда США в 80-е годы ввели жесткие ограничения на импорт автомобилей из Японии, они обосновывали это необходимостью защиты национальных производителей. Цены на американском рынке возросли на 40 процентов, а в результате число продаж отечественных автомобилей на внутреннем рынке упало на 1 миллион, что усугубило ситуацию в американской промышленности и привело к новым увольнениям рабочих. Аналогичная ситуация в услугах. Либерализация услуг телекоммуникаций в ЕС привела к снижению цен в среднем на 7 – 10 процентов. [3, с. 17]

С ростом безработицы. Пример ЕС показывает, что либерализация торговли быстро приводит к росту занятости. В результате отмены пограничных ограничений в ЕС в странах Сообщества было создано как минимум 300 000 новых рабочих мест. В США как минимум 12 миллионов рабочих заняты в производстве экспортной продукции. В металлургии России из около 1 миллиона занятых 600 000 работает на экспорт.

К росту лоббизма. Отсутствие четких, единообразных и предсказуемых  правил международной торговли всегда ведет к искажению нормальной конкурентной среды: здесь выигрывает не тот, кто производит лучше и  дешевле, а тот, кто располагает более мощным “административным” ресурсом. В торговле текстилем, в которой до 2005 г. применялись особые, ограничивающие свободы рынка, правила, текстильные компании развитых стран смогли получать сверхприбыли, часть которых расходовалась на лоббизм протекционистской политики национальных правительств.

Информация о работе Формирование многосторонней системы международной торговли