Формирование многосторонней системы международной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 11:02, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящего исследования является изучение роли ВТО в международной торговле и проблем вступления в нее Республики Беларусь.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
изучена история развития ВТО;
проанализирована роль ВТО в международных экономических отношениях;
исследован переговорный процесс Республики Беларусь с ВТО

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ФОРМИРОВАНИЕ МНОГОСТОРОННЕЙ СИСТЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ 5
1.1. История развития ВТО 5
1.2. Роль ВТО в международных экономических отношениях 8
2. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ БЕЛАРУСИ И ВТО 13
2.1. Переговорный процесс Беларуси и ВТО 13
2.2. Процесс реформирования экономики Республики Беларусь с целью вступления в ВТО 18
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВСТУПЛЕНИЯ В ВТО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 22
3.1. Проблемы вступления в ВТО Республики Беларусь 22
3.2. Прогнозирование социально-экономических последствий вступления Беларуси в ВТО 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………..36

Файлы: 1 файл

курс_ВТО.doc

— 188.50 Кб (Скачать файл)

Правила ВТО универсальны и обязательны  для всех. Они не могут меняться без согласия всех членов. Они транспарентны  и не могут применяться до опубликования. Поэтому правительства членов ВТО  имеют серьезные международные правовые ограничения для того, чтобы предоставлять отдельные льготы или преференции.

Теперь рассмотрим наиболее часто  встречающиеся критические замечания  в адрес ВТО, которые используются противниками членства в этой организации.

ВТО диктует политику членов.

Это не так. Все соглашения и договоренности, действующие в рамках ВТО, являются результатом переговоров между  членами организации, и все они  принимаются на основе консенсуса и  ратифицируются парламентами. Иными  словами, ВТО “выполняет волю народов”, а не наоборот. Только в том случае, когда член ВТО отходит от выполнения своих обязательств, и возникает торговый спор, ВТО может использовать механизм принуждения. Этот механизм также не носит “насильственного” характера: если член ВТО, который нарушил свои обязательства перед другим членом, не намерен исправить ситуацию, он может столкнуться с ответными действиями, которые будут санкционированы (разрешены) ВТО.

Членство в ВТО ведет  к потере суверенитета участников.

Это не так. Членство в ВТО немногим отличается от участия в других международных организациях, любая из которых налагает на своих членов определенные обязательства. Кроме того, обязательства вытекают и из других международных соглашений. Условия участия в любом торговом соглашении или в любой международной экономической организации – и ВТО в этом плане не исключение – не препятствуют государству реализовать свое суверенное право выйти из соглашения или организации тогда, когда оно сочтет это необходимым.

Участие в ВТО предполагает полную либерализацию доступа на рынок.

Это не так. Члены ВТО сохраняют  возможность применения ограничительных  мер против импорта, например, в тех  случаях, когда такой импорт наносит  или всего лишь угрожает нанести  ущерб национальным производителям товаров или ведет к нарушению нормального состояния платежного баланса. Важно лишь то, что такие ограничения могут вводиться на основе четко установленных правил. При присоединении к ВТО новые члены имеют право сохранять необходимый для них уровень тарифной защиты рынка товаров или защиты рынка услуг, однако этот уровень является предметом переговоров об условиях присоединения.

Беларуси придется существенно  изменить систему регулирования  внешнеторговой деятельности и экономики.

Это не так. Значительное число торговых и экономических механизмов, соответствующих правилам ВТО, уже давно является частью нашей правовой системы, в том числе действующих международных договоров Беларуси, или применяется де-факто.

В настоящее время Республикой  Беларусь заключено:

    • 55 соглашений о взаимной защите инвестиций;
    • 67 соглашений о торгово-экономическом сотрудничестве, в том числе 10 договоров в рамках СНГ;
    • 8 соглашений о свободной торговле (в рамках СНГ).

Ухудшать условия доступа  на рынок и деятельности на рынке  услуг по сравнению с установленными параметрами.

Лицензировать или иным образом ограничивать деятельность поставщика услуги, которая выходит за рамки цели обеспечить компетентность поставщика и качество самой услуги.

Дискриминировать поставщика услуги или услугу по сравнению с отечественным поставщиком или услугой, если возможность такой дискриминации не предусмотрена соглашением или не зафиксирована в перечне специфических обязательств по доступу на рынок услуг при присоединении к ВТО.

Почему нужно присоединяться?

Аргументация за присоединение Беларуси к ВТО в ближайшей перспективе в основном сводится к следующему:

    • Беларусь сможет принять участие в новом раунде многосторонних торговых переговоров и выработке новых правил торговли;
    • необходимость скорейшего получения экономического эффекта в части устранения потерь от дискриминации Беларуси на внешних рынках;
    • необходимость интеграции в международную торговую систему, на участников которой приходится более 90% международной торговли. [3, с. 19]

 

 

2. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ БЕЛАРУСИ  И ВТО

2.1. Переговорный процесс Беларуси  и ВТО

 

Переговоры по присоединению страны-кандидата  к ВТО ведутся по 4-м направлениям:

1) приведение законодательства  в соответствие с многосторонними  соглашениями ВТО; 

2) доступ  на рынок товаров; 

3) доступ  на рынок услуг;

4) государственная  поддержка сельского хозяйства.

Приведение законодательства в  соответствие с многосторонними  соглашениями ВТО.

Вступление  в ВТО требует от страны-кандидата  имплементации в национальное законодательство и, тем самым, выполнения ряда системных правил, обязательных для всех стран – членов организации.

Рассмотрение  вопросов о соответствии национального законодательства системным правилам ВТО осуществляется в ходе многосторонних заседаний Рабочей группы ВТО по присоединению Республики Беларусь (Приложение 1). По результатам заседания Рабочей группы страны-члены могут принять решение о переходе к очередному этапу переговоров исходя из достигнутых результатов по приведению национального законодательства присоединяющейся страны в соответствие с системными правилами ВТО. Этапы переговоров на данном направлении предусмотрены процедурой ВТО и представляют собой определенную последовательность принятия документов (Меморандум – Контрольный список – Сводный отчет – проект Доклада Рабочей группы). [3, с. 21]

На настоящий  момент состоялось 7 формальных заседаний  Рабочей группы ВТО по присоединению  Беларуси (соответственно 5 июня 1997 г., 28 апреля 1998 г., 5 марта 2001 г., 24 января 2003 г., 30 января 2004 г., 30 сентября 2009 г., 24 мая 2011 г. с неформальным продолжением 24 октября 2012 г.). В результате белорусской стороне удалось пройти следующие этапы переговорного процесса. В 1996 г. распространен Меморандум о внешнеторговом режиме. По итогам 4-го заседания Рабочей группы принято решение о подготовке Контрольного списка. На 5-м заседании Рабочей группы страны-члены одобрили начало подготовки Сводного отчета. Основным итогом 6-го заседания Рабочей группы ВТО стало решение о подготовке второй редакции Сводного отчета. Рассмотрение данного документа начато на 7-м заседании Рабочей группы ВТО и было продолжено на неформальном заседании. Однако по итогам двух последних заседаний из-за позиции некоторых членов не удалось добиться решения Рабочей группы о переходе к следующему этапу переговоров – подготовке проекта Доклада Рабочей группы (Draft Report of the Working Party) – итогового документа, содержащего пакет обязательств Республики Беларусь, как члена ВТО. [3, с. 23]

При этом, в  качестве основных проблемных вопросов были обозначены институт «золотой акции» и исполнение таможенного законодательства (в части конфискации товаров белорусскими таможенными органами). После предоставления белорусской стороной исчерпывающей дополнительной информации по поднятым вопросам неожиданно было заявлено о наличии ряда других проблем в белорусском внешнеторговом режиме без уточнения, каких именно. Данный предлог использован для переноса на более поздние сроки очередного заседания Рабочей группы ВТО по присоединению Республики Беларусь.

8 мая 2009 г. вопрос о присоединении Республики Беларусь к ВТО рассмотрен на заседании Президиума Совета Министров Республики Беларусь. Правительством дана положительная оценка работы МИД и других министерств на данном направлении, даны конкретные поручения республиканским органам государственного управления в целях интенсификации переговорного процесса. [3, с. 24]

11 декабря  2010 г. состоялось очередное заседание Межведомственной комиссии при Совете Министров по вопросам присоединения Республики Беларусь к ВТО. На заседании рассмотрен вопрос об активизации процесса вступления Беларуси в ВТО, а также о ходе выполнения поручений Правительства в данной области. В частности, министерствам поставлена задача определить оптимальные условия привлечения инвестиций и развития конкуренции на белорусском рынке финансовых услуг и услуг связи, а также подготовить развернутую информацию о функционировании в республике механизма государственной поддержки сельского хозяйства.

В январе 2011 г. Межведомственной комиссией подготовлены и внесены Президенту Республики Беларусь развернутые предложения по позиции к очередному раунду переговоров по присоединению Республики Беларусь к ВТО. Позиция одобрена Президентом Республики Беларусь.

21 марта 2012 г. на заседании Межведомственной комиссии по безопасности в экономической сфере при Совете Безопасности Республики Беларусь рассмотрен вопрос «Оценка конкурентоспособности белорусской продукции на внутреннем и внешнем рынках и угрозы экспансии в страну импортных товаров. Выработка предложений по экономическим мерам защиты отечественного товаропроизводителя с учетом перспектив присоединения Беларуси к ВТО». По итогам рассмотрения Совету Министров направлены рекомендации по обеспечению подготовки отраслей экономики к функционированию в условиях участия Республики Беларусь в ВТО, с акцентом на меры по повышению конкурентоспособности отечественной продукции. [3, с. 25]

12 мая 2012 г. состоялось совещание у Премьер-министра Республики Беларусь по вопросу присоединения Республики Беларусь к ВТО. По итогам совещания министерствам и ведомствам поручена подготовка к рассмотрению в Правительстве вопросов стратегии дальнейшего развития ключевых отраслей белорусской экономики с целью привлечения иностранных инвестиций и учета требований ВТО.

В ходе состоявшегося 18 апреля 2012 г. совещания под председательством Премьер-министра Республики Беларусь относительно переговорной позиции белорусской стороны на переговорах по присоединению к ВТО рассмотрены ее основные положения с точки зрения возможного усовершенствования.

1 сентября  и 30 ноября 2012 г. состоялись заседания Межведомственной комиссии при Совете Министров по вопросам присоединения Республики Беларусь к ВТО, на которых рассмотрены текущие задачи в рамках процесса вступления Беларуси в ВТО, а также ход выполнения соответствующих поручений Правительства.

Во исполнение поручений Межведомственной комиссии по вопросам присоединения Республики Беларусь к ВТО республиканскими органами государственного управления подготовлен и в декабре 2012 г. утвержден Заместителем Премьер-министра Республики Беларусь системный документ – Основные направления деятельности по достижению положительного результата от вступления Республики Беларусь в ВТО.

Переговоры по доступу  на рынок услуг.

Переговоры  по доступу на рынки товаров и  услуг проводятся на двусторонней основе с заинтересованными странами-членами Рабочей группы. В ходе переговоров по доступу на рынок товаров согласовываются максимальные ставки таможенного тарифа, которые присоединяющаяся страна не сможет превышать после вступления в ВТО. Переговоры по доступу на рынок услуг проводятся с целью определить максимальные уровни ограничений по доступу на рынок и изъятий из национального режима для иностранных услуг и поставщиков услуг, которые нельзя будет превышать после вступления в ВТО.

В 2000-2005 гг. белорусская сторона подготовила первоначальные предложения к переговорам по доступу на рынки товаров и услуг, которые позже уточнялись по мере продвижения в переговорном процессе.

К настоящему времени проведено 25 раундов двусторонних переговоров  со странами – членами Рабочей группы.

Основным результатом стало  подписание итоговых протоколов о завершении двусторонних переговоров по доступу  на рынок с 10-ю членами ВТО: Молдовой, Китаем, Кубой, Арменией, Кыргызстаном, Турцией, Болгарией, Индией, Панамой, Доминиканской Республикой. Кроме того, с Китаем впервые в истории Беларуси подписан Меморандум о взаимопонимании, предусматривающий взаимное признание статуса страны с рыночной экономикой. С рядом других стран существенно сближены позиции относительно будущих обязательств Республики Беларусь по доступу на рынки товаров и услуг. Удалось сузить и конкретизировать объем тех запросных требований стран-членов ВТО, которые для Беларуси являются заведомо неприемлемыми. [3, с. 27]

Переговоры по государственной поддержке сельского хозяйства.

Переговоры по государственной  поддержке сельского хозяйства  проводятся в формате специальных  многосторонних заседаний, на которых  стороны должны зафиксировать на основании базового периода максимальный уровень поддержки сельского хозяйства, оказываемой в Республике Беларусь посредством всех применяемых инструментов, с их разбивкой по «корзинам».

В ходе двух последних заседаний удалось согласовать с членами ВТО временные параметры базового периода для расчета максимального уровня государственной поддержки включительно. Таким образом, переговоры по сельскому хозяйству выведены на стадию уточнения объемов субсидирования в рамках конкретных государственных программ и классификации таких программ по «зеленой» (не подлежащей сокращению) и «желтой» (подлежащей сокращению) корзинам.

2.2. Процесс реформирования экономики Республики Беларусь с целью вступления в ВТО

 

В целях разработки рекомендаций по совершенствованию белорусского законодательства при Межведомственной комиссии создана и действует рабочая группа из представителей Национального собрания Республики Беларусь, республиканских органов государственного управления, научных и деловых кругов республики.

27 июня 2002 г. в Совете Республики Национального собрания Республики Беларусь проведены открытые парламентские слушания на тему: «Процесс присоединения к ВТО и механизмы защиты отечественного товаропроизводителя». По итогам слушаний приняты рекомендации, направленные на реализацию необходимых изменений в законодательстве Беларуси с целью обеспечения стабильности, предсказуемости и прозрачности внешнеторгового режима республики. Высказанные участниками слушаний замечания и предложения используются в законотворческой деятельности.

Информация о работе Формирование многосторонней системы международной торговли