Факторный анализ цен на зерно

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 00:27, реферат

Описание работы

Благоприятные агроклиматические условия способствуют формированию сильного зернового сектора в сельском хозяйстве Украины. С ростом доходов населения страны стабилизировалось потребление зерновых и продуктов их переработки. Образующиеся излишки Украина отправляет на экспорт. Поведение Украины на международном зерновом рынке является примером малой страны в международной торговле.

Файлы: 1 файл

экспорт зерновых основной.docx

— 231.92 Кб (Скачать файл)

Это событие совпало с первым годом реализации положений Закона Украины "О государственной поддержке сельского хозяйства Украины" о государственном ценовом регулировании рынка зерновых. Накануне нового 2005/06 МГ Министерство аграрной политики Украины установило минимальные закупочные цены на зерновые культуры. Размер минимальных закупочных цен устанавливался на базе цен, действовавших в течение предыдущих пяти маркетинговых периодов и уровня инфляции за этот период. Минимальная закупочная цена являлась индикатором для принятия решения об осуществлении финансовых интервенций.

В 2005 году правительственное решение об осуществлении финансовых интервенций не принималось. Аграрная биржа, которая должна выполнять решения Аграрного фонда о введении режима ценового регулирования, была создана лишь в декабре 2005 года. В период массовой реализации зерна урожая 2005 года уровень цен на внебиржевом рынке был ниже установленных правительством минимальных закупочных цен.

 

В 2005 году для поддержания цен на внутреннем рынке правительство поручило различным государственным структурам закупить 5,5 млн. тонн зерна. Госкомрезерв Украины должен был закупить 1 млн. тонн, Государственная акционерная компания "Хлеб Украины" – 2 млн. тонн, регионы – 1,5 млн. тонн, Аграрный фонд – 1 млн. тонн зерна по залоговым операциям. Осуществить эти грандиозные планы не удалось: Госкомрезерв законтрактовал около 450 тыс. тонн зерна, причем даже не весь этот объем был оплачен (правительство арестовало счета ведомства по необъявленным причинам), ГАК "Хлеб Украины" – чуть более 200 тыс. тонн. Правительственное задание выполнили лишь регионы,  закупив в региональные ресурсы более 1,7 млн. тонн зерновых.

 

В 2005 году Аграрный Фонд закупил через механизм залоговых закупок около 645 тыс. тонн зерна, но залоговое зерно почти полностью были выкуплены обратно сельскохозяйственными производителями. При этом было выдано бюджетных кредитов на сумму 278 млн. грн. Плата за пользование бюджетными средствами была установлена на уровне 8,95 % годовых. Годовой средневзвешенный процент по кредитам коммерческих банков в 2005 году составил 17,9%. Бюджетная ссуда на 1 тонну была установлена в размере 80% минимальной закупочной цены. Государственные залоговые закупки помогли убрать с рынка переизбыток предложения в первые месяцы маркетингового года. В результате этого сезонное колебание цен зерна в 2005/06 МГ было наименьшим по сравнению с предыдущими годами (табл. 10).

Таблица 10. Колебания цен производителей пшеницы в июле-сентябре 2001/02-2005/06

  1. МГ, в % к предыдущему месяцу

 

Месяцы

2001/02

2002/03

2004/05

2005/06

Июль к июню

- 28

- 18

- 44

-9

Август к июлю

- 8

0

+ 0,6

+3

Сентябрь к августу

- 7,4

+0,9

+0,4

+2


 

Положительным является тот факт, что правительственная политика в 2005 году проводилась таким образом, что минимальные закупочные цены не стали ограничительными для рынка зерна, они применялись только для государственных закупок, и не применялись как принудительные при других операциях. При  их расчете учитывалась конъюнктура рынка. Подтверждением тому большой объём экспорта зерна. Объемы экспортируемого зерна составили 65% от всего товарного зерна в 2005 году.


 

На 2006/07 МГ были утверждены минимальные закупочные цены для формирования Аграрным фондом государственного продовольственного резерва28 в объеме 565 тыс. тонн пшеницы и ржи суммарно. Этот объем составил лишь 4% от фактического валового сбора пшеницы или 6% от общего количества реализованной пшеницы в 2006 г. На начало 2006/07 МГ внутренние рыночные цены зерна были выше утвержденных правительством минимальных закупочных цен.

 

В 2006 году Аграрным фондом было закуплено в государственный продовольственный резерв 175,5 тыс. тонн (44% от рекомендуемых объемов) на сумму 146 млн. грн (29 mln. USD). Кроме того, в 2006 году Аграрный фонд предоставил бюджетных ссуд при государственных залоговых закупках зерна на сумму 138 млн. грн. (27 mln. USD) под залог 265 тыс. т зерна.

 

На 2007 год был определен механизм проведения Аграрным фондом государственных форвардных закупок зерна с целью формирования государственного продовольственного резерва. Форвардные закупки предусматривали приобретение зерна у сельскохозяйственных товаропроизводителей в установленный маркетинговый период по фиксированной цене и на условиях авансового платежа в размере 50 % от его полной стоимости на момент заключения форвардного контракта. Поставка зерна согласно контракту осуществлялась до 1 октября, а окончательные расчеты – до 1 декабря. Аграрный фонд проводил форвардные закупки по минимальным закупочным ценам путем заключения контракта между Аграрным фондом и

товаропроизводителем на Аграрной бирже 29.

 

Аграрному фонду Украины было поручено закупить в продовольственный резерв 710 тыс. т продовольственного зерна урожая 2007 г. путем проведения государственных форвардных закупок зерна. 30 В 2007 году АФ закупил в государственный продовольственный резерв 425 тыс. тонн зерна урожая 2007 (60% от рекомендуемых объемов). Всего было потрачено 547 млн. грн. (108 mln. USD) бюджетных средств на эту закупочную деятельность Фонда. За счет реализации части государственного продовольственного резерва мукомольным предприятиям ГАК «Хлеб Украины» регионам было поставлено 170 тыс. тонн муки.

 

В 2008 году для стабилизации ценовой ситуации на внутреннем рынке при большом предложения зерна и значительных остатках зерна прошлых лет 31Аграрному фонду было рекомендовано провести финансовые интервенции в объеме не меньше 3 млн. т., главным образом, для фуражной пшеницы и ячменя. В государственном бюджете было предусмотрено

достаточно средств для закупки такого количества зерна, но фактические закупки Аграрного фонда не превысили 800 тыс. т.

 

для этих закупок минимальные закупочные цены на пшеницу третьего класса были установлены на уровне ниже рыночных цен начала маркетингового года. Аналогична ситуация наблюдалась и в 2007 году (табл. 11).

 

Таблица 11. Сравнение административных и рыночных цен на пшеницу в начале 2007/08

и 2008/2009 МГ в Украине

 

 

 

 

Год, месяц

Пшеница 3 класса

Пшеница 4 класса

Фуражная пшеница

 

 

Фактическая рыночная цена, EXW

 

 

Минимальная закупочная цена

 

 

Факт. рыночная цена, ЕXW

 

 

Мин. закупочная цена

 

 

Факт. рыночная цена, EXW

 

 

Мин. закупочна я цена

Июль - 07

986

875

931

820

828

750

Август - 07

1,094

875

1,074

820

862

750

Июль - 08

1,280

1,251

1,190

1,135

1,033

968

Август - 08

1,250

1,251

1,150

1,135

850

968


 


Информация о работе Факторный анализ цен на зерно