Факторный анализ цен на зерно

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 00:27, реферат

Описание работы

Благоприятные агроклиматические условия способствуют формированию сильного зернового сектора в сельском хозяйстве Украины. С ростом доходов населения страны стабилизировалось потребление зерновых и продуктов их переработки. Образующиеся излишки Украина отправляет на экспорт. Поведение Украины на международном зерновом рынке является примером малой страны в международной торговле.

Файлы: 1 файл

экспорт зерновых основной.docx

— 231.92 Кб (Скачать файл)

          • Скрытое налогообложение производителей посредствам торгового регулирования

 

Анализ показал, что среднегодовые цены на пшеницу в Украине, а в последние годы и среднемесячные, следуют за тенденцией мировых цен на пшеницу, кроме лет, когда были резкие изменения в валовом сборе пшеницы, например, в 2003 г. Разрыв между мировыми ценами на пшеницу и украинскими внутренними ценами с 2000 года показан в таблице 5.2. для сравнения в качестве «мировой» цены используется два уровня цен: 1) Чикагской товарной биржы (США) и 2) cправочная цена на границе (экспортная цена 1 тонны пшеницы на условиях FOB, скорректированная на транспортировку, хранение, перевалку).

 



 


 

 

 

 

 

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

 

Рис. 3.1 Сравнение цен производителей пшеницы Украины с ценой на границе и котировками на Чикагской товарной бирже (СЕА)

Как видно из рисунка 3.1 в период 2006-2008 гг. ценовая разница была намного больше, чем в другие анализируемые годы, значительную роль в этом сыграло действие количественных ограничений на экспорт пшеницы в Украине в этот период (рис.15 и таблица 9).

Экспортные ограничения. Одно из основных обязательств ВТО касается количественных ограничений на экспорт. Украина как член ВТО обязалась не применять  количественные ограничения экспорта, лишь при условии критического недостатка (дефицита) продовольствия в стране. Украина также взяла на себя обязательство снять ограничения на торговлю зерном, которые существовали на момент присоединения.  до вступления в ВТО, квоты на экспорт зерновых и масличных культур были введены как способ смягчения последствий неурожаев на цены основных продовольственных товаров. Например, между 2006 и 2008 годов, квоты на экспорт пшеницы вводились пять раз. Общая квота зерна, которая действовала с июля по октябрь 2007 года, составляла всего лишь 12 000 тонн (на пшеницу, ячмень, рожь и кукурузу по 3 000 тонны), что практически означало запрет на экспорт. На непродолжительный период времени сразу после присоединения в 2008 году была введена также экспортная квота на подсолнечное масло (300 000 тонн) и запретительная – на семена подсолнечника (1000 тонн).

 

Это решение было отменено Президентом как противоречащие обязательствам Украины перед ВТО.

По подсчетам Всемирного Банка в результате внедрения экспортных ограничений зерновых и семян подсолнечника в 2007/2008 году сельскохозяйственные производители понесли убытки в размере $1,8 млрд. по пшенице и ячменю, и $0,66 млрд. по семенам подсолнечника. 10

В 2009 году правительство воздержалось от введения каких-либо количественные ограничения экспорта. Но в 2010 году правительство вновь вернулось к квотированию экспорта зерна. Отдельные квоты были установлены для пяти зерновых культур (пшеница, кукуруза, ячмень, рожь и гречиха). Первоначально, общий объем разрешенного экспорта за всех зерновых был ограничен до 2,7 млн. тонн, на период с октября 2010 года по декабрь 2010 года (на пшеницу - 500 тыс. т, кукурузу - 2 млн. т, ячмень - 200 тис. т., рожь - 1 тыс. т, гречиху - 1 тыс. т)11. В декабре 2010 года, 1,5 млн. тонн были добавлены в пределах квоты объема (500 тонн пшеницы

и 1 млн. тонн кукурузы) до марта 2011 года. Таким образом, в период между октябрем 2010 и мартом 2011 общий объем экспорта пяти видов зерна был ограничен 4,2 млн. тонн, а к январю 2011 года эта квота была почти заполнена. Экспортная квота была введена после засухи, от которой пострадала Украина в 2010 г. , а также Россия и Казахстан. Засуха увеличила озабоченность правительства относительно высоких цен на хлеб и внутренние поставки кормов, особенно с учетом значительного роста цен в последние годы в Украине. Однако, квота привела к потерям экспортеров зерна и производителей, был также поднят вопрос о несоответствии этой меры соответствующим положениям ВТО.  Существенного влияния на уровень розничных цен продовольствия эти меры также не имели. С марта 2011 года объем квот был расширен на 2 млн. тонн кукурузы. Эта квота на кукурузу действовала до 5 мая 2011 г. Общий объем экспорта пяти видов зерна был ограничен 6,2 млн. тонн с октября 2010 года по май 2011 г. включительно, а пшеницы – 1 млн. тонн.

7 апреля 2011 г. ВРУ приняла законопроект К8324 о продаже квот на аукционах. Соответствующие изменения были внесены в статью 10 Закона Украины «О зерне и рынке зерна». В начале мая Президент Украины наложил вето на этот закон. Одна из причин вето – продажа квот на аукционах не соответствует обязательствам Украины по статье VIII ГАТТ 1994, взятым Украиной при вступлении в ВТО. Кроме того, стоимость лота – это дополнительная пошлина на экспорт.

Хронология квотирования экспорта пшеницы на протяжении 2006-2010 гг. и изменений её цены на внутреннем рынке Украины показана на рисунке 15. Введение ограничений на экспорт имеет очень кратковременный эффект падения цен на зерно (не более 1-1,5 месяца). На рисунке

15  четко прослеживается тенденция повышения внутренних цен на пшеницу сразу после

отмены экспортных квот на пшеницу.

Экспортные пошлины. В 2000-2010 г. экспортные пошлины не применялись в Украине ни на один вид зерновых культур, в том числе, и на пшеницу. В Украине с 1 июля 2011 г. начнут действовать экспортные пошлины: на пшеницу – 9%, но не менее 17 EUR/т, на ячмень - 14%, но не менее 23 EUR/т, на кукурузу - 12%, но не менее 20 EUR/т. 12 данные товары исключаются из режима свободной торговли с иностранными государствами со дня вступления в силу этого закона. Потери с/х производителей от введения экспортных пошлин на эти зерновые культуры могут составить от 440 до 680 млн. дол. США в результате снижение цен реализации (по расчетам авторов).

 

Невозврат НДС экспортерам зерна. По данным УЗА13, только зерновым компаниям государство задолжало НдС в размере 2,5 млрд. грн. (315 млн. дол. США). Некоторые эксперты допускают, что отсутствие среди десятки крупнейших зернотрейдеров в 2009/10 МГ компании CJS Cargill, которая в прошлые годы традиционно была среди лидеров экспорта зерновых, связанная с невозвратом НдС из бюджета. Невозврат НдС существенно ограничивает планы зерновых компаний по наращиванию объемов экспорта. Экспорт зерна мог бы быть на 1-1,5 млн. тонн больше, если бы не проблемы с возвратом НдС зернотрейдерам14. В 2010 г. правительство пыталось урегулировать погашение задолженности по НдС через механизм выпуска облигаций внутреннего государственного займа (ОВГЗ). 15

 

Несмотря на обращения зернотрейдеров в КМУ о погашении задолженности облигациями до начала уборочной 2010 г., для того, чтобы компании могли привлечь средства на закупку нового урожая, Минфин только в августе 2010 г. выпустил облигации.16

 

Налоговым кодексом Украины (НК), который был принят 2 декабря 2010 г, временно до 1 января 2014 года, операции с поставок зерновых и масличных освобождаются от налогообложения НдС, кроме их первой поставки сельскохозяйственными производителями. В случае экспорта нулевая ставка НдС применятся только до 1 июля 2011 г. Таким образом, на пшеницу будет начисляться НдС только на этапе первой поставки сельскохозяйственными предприятиями. При этом сальдо НдС будет аккумулироваться на специальном счете с/х предприятия. Покупатели пшеницы будут иметь нулевую ставку входного НдС. Это позволит экспортерам пшеницы осуществлять свои операции без перечисления НдС в бюджет, что, в свою очередь, не будет требовать возмещения НдС с государственного бюджета. Отмена возврата НдС экспортерам зерна с 1 июля 2011 г. означает, что закупочные цены в гривнах для сельхозтоваропроизводителей снизятся на 20%,   а это при урожае 40 млн. тонн зерна равно

около 12 млрд. грн. 17 Это можно рассматривать как установление дополнительной пошлины

при экспорте зерна с Украины.

Регистрация экспортных контрактов. Согласно Указу Президента Украины от 29.06.2000 К 832/200 «Про неотложные меры в стимулировании производства и развития рынка зерна» экспорт зерна осуществляется только по экспортным контрактам, заключенными и зарегистрированными на аккредитованных для таких операций биржах.

Постановлением КМУ К1254 от 13 декабря 2010 г. "Некоторые вопросы заключения и регистрации внешнеэкономических контрактов" с 1 февраля 2011 г. фактически внедрена монополия государственной Аграрной биржи на осуществление деятельности по заключению и регистрации внешнеэкономических контрактов на основные виды сельхозпродукции. Регистрация всех зерновых экспортных контрактов на одной бирже позволит властям взять под контроль весь экспортный поток зерна, а государственной Аграрной бирже заработать деньги. для зерновых трейдеров это скорее всего означает увеличение затрат на оформление сделок в

10 раз. Стоимость услуги регистрации на государственной бирже значительно выше среднерыночных: максимальная ставка, которую можно найти на рынке, — 0,05% от стоимости контракта, стоимость же регистрации на Аграрной бирже составляет 0,5%, плюс к этому еще 0,25-0,5% берут себе брокеры.

Taблица 9.

 Цены пшеницы и рыночная ценовая разница в Украине, 2000-2010

 

   

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

I. Цена производителя (на

уровне фермы)

грн/т

487

386

310

635

493

415

527

797

753

792

1086

II. Справочная цена

(на уровне фермы)

грн/т

410

390

343

420

510

455

620

1106

1226

1028

1176

1. Справочная цена на границе

(f.o.b. или c.i.f.)

USD/т

94

82

82

89

113

115

148

249

279

164

180

2.Издержки по погрузке и

переработке

грн/т

131

118

107

138

146

134

126

154

244

249

253

3.Корректировка на качество

коэф.

1,05

1,16

1,03

1,17

1,09

1,00

1,00

1,00

1,00

1,00

1,00

4.Офиц. обменный курс

грн/

USD

5,44

5,37

5,33

5,33

5,32

5,12

5,05

5,05

5,27

7,79

7,94

III. Рыночная ценовая разница

грн/т

77

-4

-33

216

-17

-40

-93

-309

-473

-236

-90

 

USD/т

14

-1

-6

40

-3

-8

-18

-61

-90

-30

-11

IV. Чикагская товарная биржа

(CBT), SRW, EXW

USD/т

95

100

119

123

127

117

148

234

293

195

213

V. Разница между ценами укр.

производителей и CBT

USD/т

-5

-28

-61

-4

-35

-36

-43

-77

-150

-93

-77


  • 3.2 Оценка правительственного вмешательства в рынок пшеницы в Украине и его последствия.

    1. Идея поддержки доходов сельскохозяйственных производителей зерна через проведение залоговых закупок по административным ценам появилась в 2000 году. В 2001 году правительство ввело залоговые цены на зерно. В течение года государственные чиновники неоднократно подчеркивали необходимость предотвращения снижения доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей, но средств в государственном бюджете для активации механизма залоговых закупок не было предусмотрено. Не было разработано реального механизма залоговых закупок. Государственная акционерная компания "Хлеб Украины" закупила очень небольшое количество пшеницы по залоговым ценам – по 100 тыс. т в 2001 и в 2002 гг. В июне 2002 г. был принят Закон "О зерне и зерновом рынке Украины". Среди главных мероприятий, предусмотренных этим Законом, были залоговая закупка зерна и интервенционные закупки зерна.
    2. Трехлетний опыт залоговых закупок зерна (2000-2002 гг.) показал, что эти закупки не имели большого влияния на рыночные цены зерна, а это означает, что цель этой программы не была достигнута. В течение 2003 года, когда существовал дефицит  пшеницы, программа залоговых закупок должна была работать в направлении поставки зерна на рынок; однако нет никаких сведений о том, что такие поставки реально происходили. Жесткий контроль над ценами, введенный на рынке зерна в 2003 году, и небольшой объем запасов, которые можно было поставлять на рынок, значительно уменьшили целесообразность применения такого регуляторного механизма, как программа залоговых закупок. Финансовые возможности правительства в этот период не были достаточно для выполнения этой программы в объемах, которые бы имели ощутимое влияние на рынок. Бюджетные средства, предназначенные на эту программу, можно было бы использовать для осуществления других мероприятий, которые бы имели более ощутимое влияние на стабилизацию цен и доходов.
    3. В неурожайном 2003 году областным администрациям было предоставлено право контролировать поставки зерна, а также цены на зерно и хлеб. Такой контроль был введен временно по всей цепочке производства и реализации зерна и хлеба во всех регионах. Такой контроль был введен не только по ценам на зерно и хлеб, а также относительно цен на другие продукты питания. Эти меры были введены как реакция на острый дефицит продовольственного зерна пшеницы и как попытка предотвратить его негативные социальные последствия.
    4. В 2004-2006 годах зерновой рынок стабилизировался, валовое производство увеличилось в два раза против 2003 года. В 2005/06 МГ было экспортировано 13 млн. тонн зерна (на 25% больше, чем в 2004 году), в т.ч. 6,4 млн. тонн пшеницы.

    Информация о работе Факторный анализ цен на зерно