Факторный анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 20:51, контрольная работа

Описание работы

Расчет коэффициентов рентабельности, исходя из приведенного выше деления, позволяет достаточно полно оценить эффективность деятельности предприятия. Так, рентабельность реализованной продукции показывает ,какую прибыль приносит предприятию рубль вложенных средств, но она не позволяет оценить эффективность использования предприятием его активов: основных и оборотных средств и его пассивов: собственных и заемных средств. Оценить эффективность использования основных и оборотных средств позволяет расчет коэффициента рентабельности активов, который показывает сколько рублей прибыли приносит рубль всех вложенных в предприятие средств.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..3
1. Понятие рентабельности ………………………………………6
2. Система показателей оценки рентабельности…………………9
Заключение……………………………………………………………15
Список литературы…...………………………………………………17

Файлы: 1 файл

Факторный анализ.docx

— 37.17 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

Введение………………………………………………………………..3

  1. Понятие рентабельности   ………………………………………6
  2. Система показателей оценки рентабельности…………………9

Заключение……………………………………………………………15 

Список литературы…...………………………………………………17 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

Одной из основных целей  любого предприятия, работающего в условиях рыночной экономики, является прибыль. Но абсолютный показатель прибыли не может дать ответ на вопрос насколько эффективно предприятие реализует свою продукцию, использует вложенный капитал, управляет своими оборотными средствами и т.д., поэтому в целях финансового и экономического анализа  используются система относительных экономических показателей в которую и входят коэффициенты рентабельности. Экономический смысл заключается в  определение прибыли, приходящейся на рубль вложенных средств.

Порядок расчета и интерпретации  полученных коэффициентов рентабельности, методики их факторного анализа широко представлены в отечественной литературе и переводных изданиях, освещающих вопросы финансового и экономического анализа. В качестве примера можно  назвать таких авторов как  Шеремет А.Д., Палий В.М., Ковалев В.В., Стоянова Е.С., Бернстайн А.А. и тд.

Кроме того, вопросу рентабельности предприятий и отраслей  реального сектора экономики уделяется большое внимание в периодических изданиях, что связано с тем, что способность предприятий получать прибыль и быть рентабельным важна не только на микроэкономическом уровне для директоров, служащих предприятия, поставщиков и покупателей, банковских и других кредитно-финансовых учреждений, выдающих кредиты предприятию, но и на макро уровне, т.к. за счет отчислений в бюджет из прибыли предприятий формируется основная часть ресурсов государства, зависят темпы экономического развития страны, регионов, уровень жизни населения и т.д. В качестве примера можно назвать такие журналы как ”Вопросы экономики”, ”Финансы и кредит”, ”Банковское дело”, ” Экономическое развитие России” и другие периодические издания рассматривающие вопросы экономики.

Необходимо отметить, что  названия коэффициентов рентабельности несколько отличаются в различных  источниках, но исходя из их экономического содержания наиболее часто в литературе можно встретить деление коэффициентов рентабельности на три группы: рентабельность реализованной продукции, рентабельность активов, рентабельность собственного капитала.

Расчет коэффициентов  рентабельности, исходя из приведенного выше деления, позволяет достаточно полно оценить эффективность  деятельности предприятия. Так, рентабельность реализованной продукции показывает ,какую прибыль приносит предприятию рубль вложенных средств, но она не позволяет  оценить эффективность использования предприятием его активов: основных и оборотных средств и его пассивов: собственных и заемных средств. Оценить эффективность использования основных и оборотных средств позволяет расчет коэффициента рентабельности активов, который показывает сколько рублей прибыли приносит рубль всех вложенных в предприятие средств. Но этот показатель не может дать ответ на сколько эффективно предприятие использует собственные и привлеченные источники финансирования, поэтому для ответа на вопрос эффективно ли предприятие использует свои собственные средства, необходимо ли ей привлекать дополнительные займы и кредиты позволяет расчет коэффициента рентабельности собственных средств. Таким образом, расчет и сопоставление между собой коэффициентов этих трех групп позволит достаточно полно осветить эффективность основной деятельности предприятия, использования активов и пассивов, выявить сложившиеся тенденции, принять решения о необходимых мероприятиях по повышению рентабельности предприятия.

Однако, характеристика рентабельности предприятия не будет объективной если не  рассматривать ее динамику, не сравнивать ее с аналогичными показателями предприятий-конкурентов и со средними по отрасли.

Так, например, значение показателей  рентабельности может временно снижаться если предприятие занимается капитальными вложениями  в новые технологии или переходит к выпуску новых видов продукции. Значение коэффициента рентабельности у предприятий–конкурентов позволит предприятию ответить на вопросы о том, сможет ли оно получить прибыль на данном рынке при данной себестоимости продукции. Среднеотраслевые показатели рентабельности дают информацию о том, какой уровень рентабельности желательно планировать на предприятие, стоит ли входить в данную отрасль и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие рентабельности.

 
         Общеизвестно, что результаты деятельности предприятий могут быть оценены различными показателями, такими,  как объем выпуска продукции, объем продаж, прибыль. Характеризуя финансовый или производственный результат, перечисленные показатели не способны оценить эффективность деятельности предприятий. Это связано с тем, что данные показатели являются абсолютными характеристиками деятельности предприятия, и их правильная интерпретация по оценке результативности может быть осуществлена во взаимосвязи с другими показателями, характеризующими вложенные в предприятие средства.  
          Показателями, характеризующими эффективность деятельности предприятий, являются показатели рентабельности (или доходности). 
          В экономической литературе дается несколько понятий рентабельности. Так, одно из его определений звучит следующим образом: рентабельность(от нем. rentabel – доходный, прибыльный) представляет собой показатель экономической эффективности производства на предприятиях, который комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов. 

          По мнению других авторов, рентабельность – показатель, представляющий собой отношение прибыли к сумме затрат на производство, денежным вложениям в организацию коммерческих операций или сумме имущества фирмы используемого для организации своей деятельности. 
Так или иначе, рентабельность представляет собой соотношение дохода и капитала, вложенного в создание этого дохода. Увязывая прибыль с вложенным капиталом, рентабельность позволяет сравнить уровень доходности предприятия с альтернативным использованием капитала или доходностью, полученной предприятием при сходных условиях риска. Более рискованные инвестиции требуют более высокой прибыли, чтобы они стали выгодными. Так как капитал всегда приносит прибыль, для измерения уровня доходности прибыль, как вознаграждение за риск, сопоставляется с размером капитала, который был необходим для образования этой прибыли. Рентабельность является показателем, комплексно характеризующим эффективность деятельности предприятия.  
           При его помощи можно оценить эффективность управления предприятием, так как получение высокой прибыли и достаточного уровня доходности во многом зависит от правильности и рациональности принимаемых управленческих решений. Поэтому рентабельность можно рассматривать как один из критериев качества управления. 
           По значению уровня рентабельности можно оценить долгосрочное благополучие предприятия, т.е. способность предприятия получать достаточную прибыль на инвестиции. Для долгосрочных кредиторов  инвесторов, вкладывающих деньги в собственный капитал предприятия, данный показатель является более надежным индикатором, чем показатели финансовой устойчивости и ликвидности, определяющиеся на основе соотношения отдельных статей баланса.  
            Устанавливая связь между суммой прибыли и величиной вложенного капитала, показатель рентабельности можно использовать в процессе прогнозирования прибыли. В процессе прогнозирования с фактическими и ожидаемыми инвестициями сопоставляется прибыль, которую предполагается получить на эти инвестиции. Оценка предполагаемой прибыли базируется на уровне доходности за предшествующие периоды с учетом прогнозируемых изменений.   
           Кроме того, большое значение рентабельность имеет для принятия решений в области инвестирования, планирования, при составлении смет, координировании, оценке и контроле деятельности предприятия и ее результатов. 
            Таким образом, можно сделать вывод, что показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и систематизируются в соответствии с интересами участников экономического процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Система показателей  оценки рентабельности.

 

          Если прибыль выражается в абсолютном выражении, то рентабельность – это относительный показатель интенсивности производства. Он отражает уровень прибыльности относительно определенной базы. Предприятие рентабельно, если суммы выручки от реализации продукции достаточно не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли.   
            Показатели рентабельности (доходности) предприятия позволяют дать оценку его финансовых результатов и в конечном счете эффективности. К этим показателям обычно относят уровень рентабельности, который выражается как отношение того или иного вида прибыли к какой-либо базе. Разные показатели отражают разные стороны деятельности предприятия. Вполне естественно, что в целом эффективность работы предприятия может определяться лишь системой показателей рентабельности. Она, включает в себя пять групп показателей: рентабельность продукции, продаж, активов, собственного капитала и прочие показатели.   
             Первая группа показателей – это рентабельность продукции, которую можно выразить двумя способами.   
            Рентабельность единицы продукции (Рпрод) определяется как отношение прибыли (П) к себестоимости (С):   
Рпрод = П / С   
            Роль этого показателя состоит в том, что с его помощью дается оценка затрат предприятия на единицу выпускаемой продукции. Кроме того, с его помощью определяется фактическая рентабельность. В миро-вой практике этот показатель имеет название «затраты плюс».   
            Второй способ расчета показателя уровня рентабельности продукции – это расчет с учетом доходности на вложенный капитал.  
Рвк = (ВК х УДвк) / (Сед х ОРнат),  где:  
 
Рвк – рентабельность на вложенный капитал;   
ВК – вложенный в данное производство капитал;   
УДвк – уровень доходности на вложенный капитал, предусмотренный инвестиционным проектом;   
Сед – себестоимость единицы продукции;   
ОРнат – объем реализации в натуральном выражении.   
Вторая группа показателей рентабельности – это рентабельность продаж, которая рассчитывается по следующей формуле:   
ROS = Прп / В,  где:  
ROS – рентабельность продаж (Return on Sales); 

Прп – прибыль от реализации;   
В – выручка от реализации.   
           Рост этого показателя может отражать рост цен на продукцию при постоянных затратах или увеличение спроса и соответственно снижении затрат на единицу продукции. Уменьшение этого показателя отражает обратные тенденции. Кроме того, этот показатель показывает долю при-были в выручке от реализации, следовательно, соотношения в ней при-были и полной себестоимости реализуемой продукции. Именно с помощью этого показателя предприятия может принять решение по поводу выбора пути увеличения прибыли: или снижать себестоимость, или увеличивать объем производства.  
            Данный показатель, рассчитанный на основе чистой прибыли, называют коэффициентом чистой прибыли.   
             Третья группа показателей рентабельности – рентабельность активов (или инвестиций):   
ROA = П/Аср,  где:  
ROA – рентабельность активов;   
П – прибыль предприятия (может использоваться прибыль от реализации, валовая или чистая);   
Аср – средняя величина активов (имущества) предприятия за определенный период.  
           Этот показатель может встречаться под названием ROI – Return on investment, т.е. рентабельность инвестиций. Он отражает эффективность вложенных в предприятия денежных средств. В зависимости от ситуации может использоваться тот или иной вид прибыли, но в большинстве случаев оценка ведется по прибыли до налогообложения, т.е. по валовой, и по прибыли после налогообложения, т.е. по чистой прибыли.  
            Рентабельность активов можно представить себе как произведение следующих двух показателей:   
ROA = ROS х Oакт = (П/В) х (B/A) = (П/Аcр),  где:  
Оакт – оборачиваемость активов.   
Таким образом, на рентабельность активов прежде всего оказывают влияние две группы факторов, связанных с рентабельностью продаж и оборачиваемостью активов.   
             Обычно при анализе рентабельности активов проводится анализ оборотных активов, т.е. его оборотных средств, так как их влияние на этот показатель значительно зависит от состояния и организации оборотных средств. Расчет ведется по следующей формуле:   
Роа = ЧП/АII,  где:   
Роа – рентабельность текущих активов;   
ЧП – чистая прибыль предприятия;   
АII – средняя величина второго раздела актива баланса предприятия – оборотные активы.   
              Предприятия может аналогичным путем рассчитывать рентабельность и необоротных активов (основных средств и нематериальных активов), т.е. первого раздела актива баланса.  
               Наряду с рентабельностью необоротных активов следует рассчитывать их фондоотдачу:   
ФО А1 = В/A1ср,  где:  
ФО А1 – фондоотдача внеоборотных активов;   
А 1ср – средняя величина внеоборотных активов.   
             Четвертая группа показателей рентабельности – рентабельность акционерного или собственного капитала. Этот показатель занимает особое место, так как отражает отдачу или доходность главного вида средств, используемых предпринимателем, - собственных средств.  
ROE = ЧП/ ПIII,  где:  
RОЕ – рентабельность акционерного капитала (Return on Equity);  
ПIII – средняя величина собственного капитала предприятия за определенный период.   
              Особенность этого показателя в том, что он, во-первых, показывает эффективность собственных средств, т.е. чистую прибыль, полученную на вложенный рубль, и, во-вторых, степень риска предприятия, отражающую рост ROE.   
             На основе ROE предприятие может прогнозировать темпы роста своей прибыли. Прирост прибыли в планируемом периоде определяется на основе следующего расчета:   
П = (ROE х Kрн)/100,  где:  
П – прирост прибыли в планируемом году;   
Крн – коэффициент средств, направляемых на развитие производства из чистой прибыли; отражает долю чистой прибыли, направляемой на развитие производства.  
             Во взаимосвязи с ROE может быть использована знаменитая формула Дюпона:  
ROE = (ЧП/В) х (В/Аср) х (Аср/ПIII).   
Данная формула значительно расширяет аналитические возможности предприятия, в результате чего оно имеет возможность определить:  
- динамику чистой прибыли в выручке от реализации продукции (рентабельность продаж);   
- эффективность использования активов на основе выручки от реализации и существующие тенденции (оборачиваемость активов);   
- структуру капитала предприятия на основе той доли, которую составляют в активах собственные средства;  
- влияние вышеперечисленных факторов на ROE.   
             Вместе с расчетом ROE предприятиям следует рассчитывать рентабельность так называемого перманентного капитала и рентабельность заемного капитала.   
Рентабельность перманентного капитала рассчитывается следующим образом:  
Рик = ЧП / (ПIII + ПIV),  где:  
ПIV – средняя величина долгосрочных кредитов и займов, полученных предприятием за определенный период, т.е. четвертый раздел пассива баланса.  
             Долгосрочный кредит практически используется для формирования необоротных активов, способствует высвобождению собственных средств. Тем самым он как бы косвенно увеличивает собственные средства предприятия. Поэтому показатель рентабельности перманентного капитала в более широком смысле отражает рентабельность собственных средств предприятия, или, другими словами, средств, вложенных в предприятие на длительный срок.   
            Аналогично определяется рентабельность заемных средств, как долгосрочных и краткосрочных в целом, так и отдельно краткосрочных пассивов.  
             К пятой группе показателей рентабельности относятся все прочие показатели.  
Это прежде всего показатели рентабельности акций.   
Прибыль на 1 акцию:   
EPS = ЧПА /КА,  где:  
ЧПА – чистая прибыль, предназначенная акционерам;   
КА – среднее число обращающихся за год акций.   
Отношение рыночной цены акции к доходу на нее составит:   
Р /E = РЦА /EPS,  где:  
РЦА – рыночная цена акции.   
Показатель выплаты дивидендов равен:   
PR = ДВ / ЧП,  где:  
ДВ – сумма дивидендов, выплачиваемая из чистой прибыли.  
           Одним из существенных показателей является рентабельность инвестиций:  
Ринв = (Дфв / ФВ) х 100,  где:  
Дфв – доходы от долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений;  
ФВ – сумма долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений.  
          Вышеописанная система показателей рентабельности предприятия, на наш взгляд, дает наиболее точное представление об эффективности его работы и финансовых результатах.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В заключение контрольной работы можно сделать следующие выводы, что расчет системы показателей рентабельности позволяет достаточно полно судить о деятельности предприятия за определенный период времени и выявлять факторы, влияющие на эффективность производства и реализации продукции, использования активов: основных и оборотных фондов, собственных и заемных средств и управлять ими в целях повышения рентабельности предприятия. Причем для полного анализа рентабельности недостаточно расчета только какого-либо одного показателя рентабельности, так как финансовый результат формируется под влияние не одного, а нескольких факторов. Для выявления этих факторов при расчете показателей рентабельности используют разные виды прибыли и затрат.

Экономический смысл коэффициентов  рентабельности заключается в том, чтобы определить долю прибыли, приходящуюся на рубль вложенных в предприятие средств, поэтому их величина не должна быть отрицательной или слишком низкой по сравнению со среднеотраслевыми показателями, среднерыночными, с доходность ценных бумаг и других финансовых активов. Низкие коэффициенты рентабельности, если они не связаны с увеличением капитальных вложений на предприятием, переходом к выпуску новых видов продукции, политикой в ценообразование (например, сбытом продукции по демпинговым ценам в целях завоевания новых рынков) свидетельствую о неэффективности использования предприятием капитала, основных и оборотных средств, неспособностью управления себестоимостью и сбытом продукции. По этому, величина этих показателей необходима для принятия управленческих решений руководителям предприятия, кредиторам, инвесторам, налоговым органам, клиентам и т.д.

Так как, предприятия являются одним из основных звеньев экономической  системы государства и по результатам  их деятельности формируется ВНП, ресурсы  государства и др. макроэкономические показатели, то показатели рентабельности отраслей реального сектора экономики необходимы государству при расчете и планирование финансовых планов страны на будущие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

  1. 1.   Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа.–М.: Финансы и статистика, 2009.–288с.
  1. Бернстайн А.А. Анализ финансовой отчетности: теория, практика и интерпретация.–М.: Финансы и статистика, 2010.– 624с.
  2. Маркарьян Э.А., Герасименко Г.П. Финансовый анализ.–М.: ПРИОР, 2009.–160с.
  3. Дыбаль С.В. Финансовый анализ. Теория и практика. – М: Бизнес-пресс, 2009.
  4. Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ. Управление финансами. – М: Юнити-Дана, 2010.
  5. Банк В. Р. Финансовый анализ: учеб. пособие / В.Р. Банк, С. В. Банк. – М.: TK Велби, Изд-во Проспект, 2011, – 344 с.
  6. Бердникова  Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие / Т.Б. Бердникова. – М.: Инфра-М, 2009. – 215 с.
  7. Васильева Л. C. Финансовый анализ: учебник / Л. C. Васильева, MB. Петровская. – М.: КНОССРТ, 2009. – 544 с.
  8. Гермалович Н.А. Анализ хозяйственной деятельности предприятия /Н.А. Гермалович. – М: Финансы и статистика, 2011. – 346 с.
  9. Гиляровская Л.Т. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности / Л.Т. Гиляровская и др. – М.: ТК Велби, Проспект, 2011. – 360 с.
  10. Донцова Л.В. Анализ финансовой отчетности: Практикум/ Л.В. Донцова, Н.А. Никифорова. – M.: Издательство «Дело и Сервис», 2011. – 144 с.

Информация о работе Факторный анализ