Влияние социальных процессов на развитие туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 14:05, дипломная работа

Описание работы

Однако существует целый ряд социальных процессов, имеющих немаловажное

значение для развития туризма. Проведение исследования таких социальных

процессов и явилось основным содержанием данной работы.

Содержание работы

Введение.. 3
Глава 1. Общая характеристика туристской отрасли.. 5
1.1. Понятие «туристская индустрия». 5
1.2. Виды туризма. 14
1.3. Социально-экономическое значение туризма
(внутреннего, въездного, выездного) 16
1.4. Социальный туризм.. 20
Глава 2. Анализ рынка туризма С-Петербурга. Сегментация
потребителей туристских услуг. 29
2.1. Анализ рынка туристских услуг С-Петербурга. 29
2.2. Сегментирование на рынке туристских услуг. 37
2.3. Развитие социального туризма на современном этапе. 53
Глава 3. Воздействие социальных процессов на развитие
туризма (внутреннего, въездного, выездного) 56
3.1. Социальные процессы. Понятие и сущность. 56
3.2. Влияние социальных процессов на развитие туризма
(внутреннего, въездного и выездного) 64
Заключение.. 83
Список использованной литературы... 84
Приложение 1. 88
Приложение 2. 89

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 111.40 Кб (Скачать файл)

индустрии туризма  в целом.

Однако исследователи  туризма в западных странах, признавая  несомненную

зависимость изменений  в спросе на  туристском рынке  от общеэкономической

конъюктуры, тем не менее, отмечают, что экономические  спады и кризисы

оказывают на туристическую  индустрию меньшее влияние, чем, например, на такие

отрасли, как строительная, автомобильная, производство мебели и  другие,

ориентированные на производство товаров длительного  пользования или предметов

роскоши. Они отмечают, что современный западный потребитель  скорее откажется

от приобретения видео-и аудиоаппаратуры, чем от финансирования ежегодного

отпуска, и подчеркивают, что в периоды экономических  кризисов люди экономили

не на отпуске, а  в отпуске.

Такую относительную  стойкость туризма к изменениям общеэкономической

конъюктуры рынка  западные исследователи объясняют  прежде всего эластичностью

спроса на туристические  услуги. И именно поэтому в годы кризиса происходит не

полное прекращение  спроса на туристические услуги, а  лишь его некоторые

изменения, то есть увеличивается  спрос на более дешевые виды туристических

услуг и уменьшается  на самые дорогостоящие виды туризма.

Таким образом, экономические  кризисы все же затрагивают спрос  на

туристические услуги, но в гораздо меньшей степени, чем многие другие

отрасли. И вызвано  это, в первую очередь, тем, что туризм стал практически

необходимой потребностью массового потребителя. А также  тем, что эластичность

спроса и многообразие форм туризма обеспечивают в период экономических спадов

возможность перелива спроса от дорогостоящих видов туризма  к более дешевым.

     Социо-демографические  факторы 

Значительное влияние  на формирование туристического спроса оказывают в

основном следующие  социо-демографические факторы:

-возрастная и  социальная структура общества;

-структура семьи;

-уровень доходов  различных слоев общества;

-соотношение городского  и сельского населения.

     Возрастная  структура  

Как известно, в настоящее  время растет перспективность для  международного

туризма людей старших  возрастных групп, и в первую очередь  группы людей в

возрасте «от 50 лет  и старше».

В основе повышения  интенсивности туризма во всех старших  возрастных группах

лежат следующие  причины:

-повышение материального  благосостояния всех групп общества;

-увеличение продолжительности  жизни и снижение пенсионного  порога;

-изменение психологического  отношения к старению.

В результате, в настоящее  время в западных странах достаточно велико

количество самостоятельных  пожилых людей, которые стремятся  к активному

наслаждению жизнью и имеют достаточные материальные средства, которые они с

большей охотой готовы отдать на собственное потребление, чем оставить в

наследство; они считают, что следует не экономить имеющиеся  в их распоряжении

денежные средства, а тратить их « на красивую жизнь».

Вследствие этого, сейчас в туристическом спросе сформировался  новый и очень

перспективный сегмент  «сениоров»-возрастная группа «от 50 лет  и старше»,

который в будущем, по мнению специалистов, будет оказывать  очень существенное

влияние на развитие спроса туристических услуг и  займет свое выдающееся

положение на рынке  международного туризма.

     Структура  семьи

Очень актуальной целевой  группой современного туристического рынка является и

несемейная молодежь до 35 лет – так называемые «одиночки». Их доля в крупных

промышленных городах  и агломерациях оценивается практически  в 50% от общей

численности населения.

Этим людям свойственны, как правило, высокий уровень  образования, стремление

к успеху в профессиональной деятельности, повышенные требования к комфорту и

качеству жизни, индивидуализм. Они уделяют много внимания организации  своего

свободного времени, стараясь наслаждаться жизнью в полной мере.

Соответственно, объем  и величина спроса на данном сегменте туристического

рынка достаточно велики. И по мнению специалистов в будущем  эти показатели

будут расти.

Очень существенным дополнением к вышеизложенному  является тот факт, что по

статистике в данной целевой группе очень велико количество одиноких женщин.

Так, по некоторым  прогнозам, число женщин, совершающих  туристические поездки

в одиночку, к концу 2004 года и к началу третьего тысячелетия  будет

составлять практически 50% от общего количества путешествующих. И с этим

фактом, несомненно, придется считаться туристическим  операторам, гостиницам и

национальным офисам по туризму, так как, по проведенным  опросам, одинокие

путешествующие дамы очень ценят высокий комфорт  и трепетное к себе отношение.

Они уделяют повышенное внимание расположению и обустройству номеров, наличию

в них шампуней, скрабов, гелей, проявлению уважения со стороны  персонала и

личной безопасности.

     Уровень  доходов и образования населения

Как известно, спрос  – это платежеспособная потребность, то есть сумма денег,

которую потребители  могут и намерены заплатить за нужные им товары и услуги.

Таким образом, туристическая  активность находится в прямо  пропорциональной

зависимости от уровня доходов, а также от образования  потенциальных

потребителей. Учитывая тот факт, что оба эти показателя в конце 80-х годов в

запвдных странах  имели тенденцию к росту, интенсивность  туризма также

увеличилась.

Но вместе с тем, в тот же период стала наблюдаться  и активизация

туристического спроса среди населения с невысоким  уровнем доходов и

образования. Следует  отметить и то, что на Западе существует немалое число

фирм, специализирующихся только лишь на образовательном туризме, успешно

работающих и получающих достаточно высокую прибыль в  этом сегменте рынка

туризма.

     Соотношение  городского и сельского населения

На сегодняшний  день в силе пока еще остается следующее  правило: чем меньше

населенный пункт, тем ниже интенсивность туризма  среди его жителей и тем

ближе выбираемые ими  цели туристических поездок

Однако, многие западноевропейские эксперты утверждают, что в последнее  время

значительно увеличилась  туристическая активность жителей  сельских областей

западноевропейских  стран и возросла интенсивность  потребления ими

туристических продуктов  и услуг, что позволяет прогнозировать возможное в

будущем добавление к традиционно активным группам  потребителей туристических

услуг нового и достаточно перспективного  сегмента на туристическом  рынке

Европы.

     Факторы  культурного порядка 

     Международная  культура и культурный национализм

Основную тенденцию  развития общественной психологии потребления  на

современном Западе можно обозначить как: трансформация  общества

производительности  и благосостояния в «общество  свободного времени».

А поскольку это  самое «свободное время» является необходимым  и важнейшим

компонентом существования  и процветания туристической  отрасли, то параллельно

этой тенденции  проходит и другая не менее значимая – увеличение количества

путешествующих.

В настоящее время  огромные расстояния уже не являются тем ограничивающим и

тормозящим путешественников фактором как прежде. От Нью-Йорка  до Парижа также

легко долететь, как  и до Калифорнии. Рекламные объявления на всю страницу в

газете «Нью-Йорк таймс» соблазняют американцев делать покупки в Лондоне в

магазине «Хэрродз».

«Джет-сэт» открыл дорогу богатеющему среднему классу новобрачных, бабушек,

семей, студентов, деловых  людей западного общества. В начале 90-х годов

количество путешествующих по сравнению с прошлым десятилетием значительно

увеличилось. По статистике в США 90-х годов 23 тысячи рейсовых полетов

перевозили в день 450 млн пассажиров. К началу 2000 года это число составило

уже 750 млн пассажиров. В 1990 году авиалиниями мира летало около  миллиарда

пассажиров, С началом  года 2000 это число составило 2000 млрд пассажиров, то

есть увеличилось  ровно в два раза.

Таким образом, каждый день из одного места нашей планеты  в другое летают

свыше 3 млн человек. И как известно, к числу факторов, наиболее существенно

влияющих на развитие международного туризма и увеличение числа

путешествующих, относят  культурный фактор, а именно: рост культурного  уровня

различных стран  мира и стремление в связи с  этим к ознакомлению с культурой

других стран.

Поэтому сегодня, благодаря  этому стремлению, а также увеличению количества

поездок и путешествующих, глобальным телекоммуникациям и  так далее,

беспрецедентным стал темп обмена между Европой, Америкой и другими странами

мира. Почти во всех городах мира присутствуют черты  международной культуры.

Люди с таким  энтузиазмом обмениваются едой, музыкой, модой, что новый

универсальный образ  жизни стал господствовать в Осаке, Мадриде и в Сиетле.

Он стимулируется  потребительским спросом: люди пьют кофе-каппучино и

родниковую воду Перрье, обставляют квартиру мебелью  фирмы ИКЕЯ, едят суси,

носят одежду фирмы  «Бенеттон», слушают англо- американский рок, когда едут на

автомобиле компании «Хенде» в «Макдональдс».

Но по мере того как  образы жизни различных стран  становятся все более

схожими, по мере того как люди все ближе знакомятся  с культурой других

народов, появляются черты сильной противодействующей тенденции: протест

против единообразия, желание утвердить уникальность своей культуры и языка,

своеобразная борьба с иностранным влиянием.

В каждом уголке мира происходят взрывы такого культурного  национализма:

После многих лет  обучения английскому языку своего населения Сингапур

развернул кампанию «Говорить на мандаринском» –  это попытка возродить «старые

ценности».

Борьба уэльсцев, в основном не агрессивными методами, по поддержанию своего

языка и литературы.

В северо-восточной  части Испании каталанский язык, запрещенный во время

диктатуры Франсиско  Франко, был восстановлен в качестве официального языка.

Информация о работе Влияние социальных процессов на развитие туризма