Влияние социальных процессов на развитие туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 14:05, дипломная работа

Описание работы

Однако существует целый ряд социальных процессов, имеющих немаловажное

значение для развития туризма. Проведение исследования таких социальных

процессов и явилось основным содержанием данной работы.

Содержание работы

Введение.. 3
Глава 1. Общая характеристика туристской отрасли.. 5
1.1. Понятие «туристская индустрия». 5
1.2. Виды туризма. 14
1.3. Социально-экономическое значение туризма
(внутреннего, въездного, выездного) 16
1.4. Социальный туризм.. 20
Глава 2. Анализ рынка туризма С-Петербурга. Сегментация
потребителей туристских услуг. 29
2.1. Анализ рынка туристских услуг С-Петербурга. 29
2.2. Сегментирование на рынке туристских услуг. 37
2.3. Развитие социального туризма на современном этапе. 53
Глава 3. Воздействие социальных процессов на развитие
туризма (внутреннего, въездного, выездного) 56
3.1. Социальные процессы. Понятие и сущность. 56
3.2. Влияние социальных процессов на развитие туризма
(внутреннего, въездного и выездного) 64
Заключение.. 83
Список использованной литературы... 84
Приложение 1. 88
Приложение 2. 89

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 111.40 Кб (Скачать файл)

каталогах редко  указывают различия между группами клиентов и ограничиваются в

основном описанием  достопримечательностей туристских мест и отелей.

Отмечая преимущества психографического метода сегментации  рынка, с

уверенностью можно  сказать, что он позволит обеспечить туристские фирмы

значительной информацией  для планирования, разработки, позиционирования,

продвижения и распределения  туристского продукта на рынке, а  также помочь при

выявлении потенциальных  клиентов.

На основе собранных  социодемографических и психографических данных

разрабатывают критерии для оценки специфического (элитного) туристского рынка

и сравнения целевых  рынков. Затем выбирают атрибуты и  сравниваемые

преимущества туристского  продукта (стиль и имидж, уровень  качества и цены и

др.), наиболее соответствующие  тем сегментам рынка, которые  могут оценить

наилучшим образом. Оценка туристского продукта осуществляется в трехмерном

пространстве, координатами которого служат сегмент рынка, цель и

позиционирование.

«Позиционирование туристского продукта представляет собой размещение этого

продукта на определенном рынке, который называют целевым  туристским рынком».

[15] Концепция позиционирования  тесно связана с сегментацией  рынка и

определением целей  рынка

На основе проведенного анализа туристская компания может  применять некоторые

стратегии позиционирования, а именно, стратегию дифференциации продукта,

стратегию нахождения своей ниши на рынке, стратегию малых  издержек и др. Для

улучшения ситуации компания может приспосабливаться  с помощью модификации

продукта, изменения  стратегии ценообразования или  способов продвижения и

каналов распределения, одним словом, путем формирования конкурентной позиции

продукта и последующего детального социологического комплекса.

Изучение потребителя  и его мотивов требуют проводить  как объективное, так и

субъективное позиционирование турпродукта.

Объективное позиционирование связано в основном с физическими  атрибутами

турпродукта и туристской организации, его предоставляющей. Соответственно

реклама, создающая  имидж турпродукту и турфирме, отражает физические

характеристики и  функциональные черты обоих. Например, турфирма «Нева» имеет

имидж туристской компании со средним уровнем сервиса при  самом большом

туристском потоке.

При объективном  позиционировании фирмам нужно выбирать в некотором смысле

уникальные характеристики продукта. В этой связи многие туристские фирмы

демонстрируют уникальные места предлагаемого туристского  центра, сопровождая

это снимками влюбленных пар или семей, красиво проводящих там свой отпуск.

Субъективное позиционирование проводится для воздействия на восприятие

потребителей. Создаваемый  таким путем имидж не относится  к физическим

качествам турпродукта, а связан с ментальностью потребителей. Здесь при

осуществлении рекламы  учитывается восприятие турпродукта  с нужным имиджем.

Например, обликом  турфирмы «Петрополитана» является прогуливающаяся пара на

фоне средиземноморских  пейзажей, так как эта фирма  знаменита лучшей

организацией отдыха по Франции и французскому побережью  Средиземноморья.

Другой пример гостиничной  цепи «Хаятт», которая до сих пор  сохраняет свой

имидж цепи отелей с  холлом типа атриум, активно использует фотографии с

изображением холлов для стимулирования восприятия потребителей, хотя сейчас

уже многие гостиницы  имеют такие же холлы. Компания «Хаятт»  первой

использовала эту  архитектурную концепцию, и ее имидж  сохранился у многих

путешественников.

Сегодня число туристских фирм сильно увеличилось, особенно в  крупных городах,

и жесткая конкуренция  заставляет их занимать свои ниши на рынке. Существуют

фирмы, занимающиеся отдельными странами или направлениями (например, на рынке

С-Петербурга турфирма «Лагуна» — отдыхом в Египте, «Синяя птица плюс» —

коттеджами Финляндии, «Петротурсервис» — автобусными  экскурсионными турами по

Европе) есть фирмы, работающие только на прием туристов («Оптима», «Мир»).

Есть такие, что  работают с группами («Петротурсервис»), и те, что организуют

поездки по индивидуальному  заказу («Club Russian Travel»). Есть турфирмы,

которые полностью  организуют поездки и предлагают со скидкой другим турфирмам

готовые маршруты, и  есть турагенты, выступающие посредниками между

туроператором и  клиентом. К турагентам стекается  информация о различных

турах, из которых  они подбирают клиенту нужный и наиболее доступный по цене.

Говоря же о перспективах выездного туризма в России и  изменении спроса на данном

направлении, нужно  отметить, что объем туризма на таких традиционных

направлениях, как  Европа и морские курорты, существенно  не изменится.

По-прежнему популярны  Испания, Турция, ОАЭ, Кипр из экскурсионных  туров –

Франция, Италия и  Греция. Колебания спроса на эти  виды отдыха не превышают 1-5%

.[16]

Тенденцией сезона 2004 года, наряду с ростом объема внутреннего  туризма,

называют и, несомненно, растущий интерес к региону Юго-Восточной  Азии – в

первую очередь  к Китаю и Непалу. Юго-Восточная  Азия рассчитана в первую очередь

на тех искушенных путешественников, которые требуют  новых впечатлений, вдоль и

поперек изъездив Европу [17].

Интересным является и то, что одним из наиболее доходных видов туризма станет

работа с VIP - клиентами  и индивидуальные туры.

Можно дать оценку уровню конкурентоспособности туристских фирм Петербурга с

точки зрения освоенного им рыночного потенциала (табл. 6).

     Таблица  6 [18]

     Оценка  конкурентоспособности предприятия  по показателю доли рынка.

    

Оценка рыночной доли 

Критерии оценки 

Примеры турфирм  С-Петербурга

Высокая рыночная доля Доля предприятия находится на уровне или превышает рыночную долю двух-трех крупнейших конкурентов Нева, Ривьера

Средняя рыночная доля Доля предприятия равна средней доле ведущих конкурентов  Вест Трэвел, Аэро Трэвел

Пониженная рыночная доля Доля предприятия несколько ниже доли ведущих конкурентов  Петрополитана, Ленсей

Низкая рыночная доля Доля предприятия значительно ниже доли ведущих конкурентов  Синяя Птица Плюс, Менсей 
 

Очевидно, что с  ростом рыночной доли позиции турфирмы выглядят все более

устойчивыми. Это  связано с тем, что доля фирмы  на рынке наибольшим образом

влияет на нор  получаемой прибыли.

Для предпринимательской  деятельности в сфере туризма  в большинстве случаев

характерна высокая  степень конкуренции. Степень развития туристского рынка в

Петербурге, сложность  работы на нем во многом диктуются  особенностями

конкурентной среды  туристской фирмы. Являясь наиболее чувствительным

индикатором активности предприятия, она определяет многие социологические

характеристики: объем  и условия продаж, цены, методы рекламы, стимулирования

сбыта и т.д. Кроме  того, через призму взаимоотношений  между конкурентами

наиболее быстро и четко проявляются изменения, происходящие на рынке, так как

именно соперничество  является основным двигателем рыночных процессов.

В настоящее время  существует множество способов сегментации  рынка с разной

степенью эффективности. Специалисты используют различные  способы сегментации

рынка, в поисках  оптимальных решений. Рассмотрим этапы  проведения сегментации

рынка (табл. 7).

Сегмент должен быть изначально достаточно емким, чтобы  покрывать издержки,

связанные с внедрением и работой на рынке и приносить  прибыль. Кроме того, он

должен иметь перспективы  дальнейшего роста. Для оценки доступности  сегмента

рынка туристская организация  должна получить информацию о том, существуют ли

какие-либо препятствия, имеется ли принципиальная возможность  начать

внедрение и продвижение  своего турпродукта на том или  ином сегменте рынка.

Потребители в сегменте должны быть «достижимыми» с помощью  комплекса

применяемых туристской компанией средств.

Следует выяснить, устойчивы  ли потребности сегмента в отношении  предлагаемого

турпродукта, готовы ли они осваивать новое туристское направление. В

противном случае можно  попасть в сегмент, где конкуренты имеют прочные

позиции, или предложить туристский продукт с нечёткими, размытыми адресными

характеристиками, который  не будет признан клиентами.

    

           Таблица 7[19]          

                    Этапы проведения сегментации  рынка                   

На основе проведенных  мероприятий делается окончательный  вывод о выборе того

или иного сегмента в качестве целевого.

Данная схема может  также использоваться для проведения сегментации новых

направлений деятельности. В настоящий момент большинство  туроператоров,

ориентированных на массовый туризм работают по известным  направлениям, часто

отказываясь анализировать  ситуацию на других сегментах рынка, считая это

довольно трудоемким процессом. Освоение новых направлений  позволяет турфирме

отличиться от своих  конкурентов, способствовать развитию своей компании и

увеличению рентабельности деятельности.

Рассмотрим в качестве примера один из перспективных для  туристских компаний

целевых сегментов  рынка потребителей и новых продуктов.

Бизнес-туризм —  один из самых больших сегментов  туристской индустрии,

составляющий более  половины всех доходов от продажи  гостиничных номеров и

авиабилетов. При  освоении этого направления, необходимо выявить всю специфику

поведения бизнес-туристов. Например, выбирая гостиницу, эти  туристы обращают

внимание на удобство ее местоположения, чистоту и обслуживание, цену номера и

репутацию. Желаемые удобства включают хорошее качество постельных и ванных

принадлежностей, наличие  письменного стол, телефон для  бесплатных местных

разговоров и междугородных  без дополнительной платы, возможность  скоростного

доступа в Интернет. Бесплатные местные разговоры по телефону являются важным

фактором для бизнесменов  так же как и наличие доступа  в Интернет.

Согласно проведенному опросу, деловые путешественники  охотно пользуются

гостиничным рестораном, бесплатным континентальным ( или шведским столом)

завтраком, комнатами  для некурящих. Больше половины путешествующих по делам

Информация о работе Влияние социальных процессов на развитие туризма