Влияние социальных процессов на развитие туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 14:05, дипломная работа

Описание работы

Однако существует целый ряд социальных процессов, имеющих немаловажное

значение для развития туризма. Проведение исследования таких социальных

процессов и явилось основным содержанием данной работы.

Содержание работы

Введение.. 3
Глава 1. Общая характеристика туристской отрасли.. 5
1.1. Понятие «туристская индустрия». 5
1.2. Виды туризма. 14
1.3. Социально-экономическое значение туризма
(внутреннего, въездного, выездного) 16
1.4. Социальный туризм.. 20
Глава 2. Анализ рынка туризма С-Петербурга. Сегментация
потребителей туристских услуг. 29
2.1. Анализ рынка туристских услуг С-Петербурга. 29
2.2. Сегментирование на рынке туристских услуг. 37
2.3. Развитие социального туризма на современном этапе. 53
Глава 3. Воздействие социальных процессов на развитие
туризма (внутреннего, въездного, выездного) 56
3.1. Социальные процессы. Понятие и сущность. 56
3.2. Влияние социальных процессов на развитие туризма
(внутреннего, въездного и выездного) 64
Заключение.. 83
Список использованной литературы... 84
Приложение 1. 88
Приложение 2. 89

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 111.40 Кб (Скачать файл)

Массы становятся непосредственными  участниками всех социальных процессов, и

процессы эти проводятся исключительно во имя масс. Действия масс

распространяются  на все стороны жизни, включая  экономику, политику, религию,

искусство.

Вертикальный уровень  данного фактора определяется тем, что массы являются не

только объектом творчества отдельных лиц, но и субъектом  большинства

социальных процессов.

Массовизация общественной жизни выражается в огромном количестве социальных и

культурных объединений, движений, которые обусловливают  развитие общества.

Вследствие той  же регуляции наблюдается усреднение уровня жизни наиболее

доступного массам варианта.

В результате этих явлений  сформировалась третья особенность  социальных

процессов XX века - включение  в социальную жизнь новых регионов.

Горизонтальный уровень  характеризуется тем, что такие  важнейшие

географические регионы, как Латинская Америка, африканский  континент, страны

арабского и Дальнего Востока, перестали быть придатком  европейского мира в

культурном смысле. Социокультурные достижения латиноамериканского  и

африканского искусства  стали мировым достоянием, они  оценены и признаны

представителями различных  наций и культур, их перестают  воспринимать как

нечто далекое и  экзотическое, используемое в чисто  познавательном,

этнографическом плане. О них говорят как о самостоятельном  явлении, имеющем

свои корни, особенности  и тенденции развития.

Новые мировоззренческие  категории и ценности привели  к вызреванию планетарной

культуры, глобализации подходов к решению общесоциальных задач. Как справедливо

заметил Г.Гессе «наш долг и желание — не обращать и не обращаться в какую бы то

ни было веру, но достичь  как можно большей открытости и широты: в мудрости

Востока и Запада мы видим уже не враждебные, борющиеся  силы, но полюса, между

которыми раскачивается  жизнь».[30]

Думается, к этим полюсам можно отнести также  и культуры Америки, Африки и других

самобытных регионов.

В рамках вертикального  уровня данной особенности можно  отметить качественное

равноправие регионов. Каждый из них рассматривается как  самостоятельное -

явление, которое  имеет свои корни, специфику и  тенденции развития.

Горизонтальный уровень  современного социальной картины мира представлен

отношением к глобальным проблемам как к фактору, способствующему  объединению

мирового сообщества. Представители разных культур и  регионов включаются в

решение этих проблем, привнося своё понимание тенденций  развития мира,

природы, человека. В  силу воздействия глобальных проблем  люди просто

вынуждены соотносить специфические определения и  традиционные взгляды для

того, чтобы выработать единый подход к сохранению человечества на Земле и

соответственно, его  культуры. Сама жизнь требует соединения культур различных

социумов в единое целое.

В связи с этим вертикальный уровень данной особенности  охватывает создание

целостных концепций  развития современного общества как  первой ступени

культуры будущего. Они реализуются как в появлении  различных международных

организаций, так  и в появлении самобытных, порой  нетрадиционных взглядов и

учений о человечестве и месте человека в социуме  на современной ступени его

развития. Такая организация, как Римский Клуб, уже на протяжении трех

десятилетий рассматривает  возможные варианты выход из сложившейся  реальности

с учетом не только технических, но и гуманистических возможностей. Чем больше

ученые углубляются  в проблемы социологии, экономики, экологии, перспективы

жизни на мирной планете, тем больше они вынуждены обращаться к основам, к

тому фундаменту, на котором покоится общество.

    

3.2. Влияние социальных  процессов на развитие туризма

(внутреннего, въездного  и выездного) 

Туристский спрос  является категорией массовой и социальной. Он формируется на

основе многочисленных факторов, воздействие которых может  повышать или

понижать спрос. Наиболее важными и значительными факторами, влияющими на

изменение спроса на туристическом рынке, являются следующие:

     Общеэкономические   факторы

-уровень материального  благосостояния массового потребителя

-соотношение рабочего  и свободного времени у трудового  населения

     Социо-демографические  факторы

-возраст

-пол

-профессия

-образование

-социальная группа

-семейное положение

-имущественное положение

-состав семьи

-регион проживания

-город/сельская местность

-величина населенного  пункта, где живут туристы

-род занятий

     Факторы  культурного и общественно-психологического  характера

-приоритеты в  системе духовных ценностей общества

-психология потребления

     Личностно-поведенческие  факторы

-личные особенности

-стиль жизни

-интересы в свободное  время

-система духовных  ценностей

-целевые установки

-мотивы

Все эти факторы  оказывают воздействие на так  называемый «черный ящик сознания

покупателя», который  в конечном счете является определяющем элементом

поведения потребителя  на рынке.

Совокупность тех  или иных факторов определяет возникновение  и характер

поведения потребителей туристских услуг, которые могут  быть выражены,

например, такими показателями, как:

-частотность туризма;

-предпочтения в  выборе географии туризма;

-предпочитаемая  форма организации тура;

-представления туриста  о цене тура и т. д.

Чтобы выявить поведенческие  особенности потребителей туристских услуг,

необходимо подробнее  рассмотреть воздействие на структуру  туристского спроса

общеэкономических и социо-демографических факторов, а также факторов

культурного порядка.

     Общеэкономические  факторы

     Благосостояние  общества и увеличение свободного  времени

Туризм как отрасль  экономики, занимающаяся в первую очередь  организацией

свободного времени  клиента, может успешно существовать и  развиваться при

наличии как минимум  двух составляющих: свободного времени  и достаточных

материальных средств  для его организации. Проще говоря, основу современного

туристического рынка  как в качественном, так и в  количественном отношении

составляют оплачиваемые отпуска работников с учетом того, что в последнее

время в международном  туризме значительно возрастает роль деловых поездок, а

также путешествий  лиц пенсионного возраста, хотя последнее, к сожалению, не

относится к России.

Существует прямая связь между тенденциями в  развитии индустрии туризма и

общими экономическими, техническими и социальными достижениями.

Растущий уровень  жизни в развитых странах мира ведет к росту

продолжительности отпусков работников и достаточно высокому уровню их

обеспечения, что  оказывает значительное влияние  на развитие туристической

отрасли.

Таким образом, необходимыми предпосылками возникновения массового  туризма,

его развития и поддержания  высоких объемов спроса являются увеличение

свободного времени  и рост материального благосостояния общества.

Тенденция к увеличению свободного времени является важным фактором

дальнейшего успешного  развития туризма как отрасли. Вместе с тем «потребность

в отдыхе относится  к верхнему этажу пирамиды потребностей человека».

Известно,что «.потребности  человека в туризме – потребности  в восстановлении

и развитии физических и психических сил человека, в  его физическом,

интеллектуальном  и духовном совершенствовании».Но для  того, чтобы эти

потребности приобрели  массовый характер, общество должно достичь  достаточно

высокого уровня благосостояния.

Измерением уровня жизни и дифференциации доходов  населения занимаются многие

международные организации, в том числе и Совет организации  экономического

сотрудничества и  развития (ОЭСР). В 1980 году ОЭСР утвердил список социальных

индикаторов, в число  которых входит и такой индикатор, как «время и отдых»,

[31] а его показателями  являются величина свободного  времени и его

использование. В  качестве критерия рациональности структуры  расходов семей

используется закон, открытый немецким статистиком Э.Энгелем,

[32] согласно которому  с ростом доходов семьи снижается  доля затрат на

питание, а доля расходов на удовлетворение культурных и иных нематериальных

нужд (к числу которых  можно отнести и использование  свободного времени)

существенно увеличивается. Примером может служить ФРГ, где  рост общественного

богатства сопровождается сокращением доли расходов на питание  и предметы

роскоши в структуре  общих потребительских расходов граждан. Одновременно же

растет доля расходов на туризм и организацию свободного времени.

     Взаимосвязь  развития спроса на рынке туризма  и общеэкономической конъюктуры

Высокая степень  зависимости туризма от состояния  экономики в целом была замечена

еще в 20-30-е годы нашего столетия (табл. 9).

[33]

                                                                Таблица 9

     Взаимосвязь  туризма и экономической конъюктуры 

    

Период 

Конъюктура 

Средний прирост  ночевок внутреннего туризма 

Средний прирост  валового продукта

1924-1929 подъем +5,4% +4,2%

1929-1933 спад -9,5% -4,5%

1949-1956 подъем +19,1% +12,3% 
 

Отсюда совершенно ясно следует, что в период экономического подъема,

благодаря росту  материального благополучия и покупательной  способности

населения интенсивность  туризма увеличивается и индустрия  туризма также

переживает некий  подъем. В период же экономического спада спрос на

туристические услуги несколько падает, что не может  не сказываться на

Информация о работе Влияние социальных процессов на развитие туризма