Теоретические основы организации экскурсионной деятельности для разных слоев населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 21:24, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - определить сущность основных этапов разработки экскурсионной программы для разных слоев населения.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие и сущность экскурсии
2. Изучить технологию подготовки экскурсии

Файлы: 1 файл

экс.docx

— 48.61 Кб (Скачать файл)

Тема является стержнем, который объединяет все объекты  и подтемы экскурсии в единое целое. Отбор объектов при создании экскурсии участники творческой группы ведут, постоянно сверяя свои материалы с темой. Однако мало отобрать объект по теме, надо найти конкретный материал, на котором эта тема будет  с наибольшей полнотой и убедительностью. Группировка тем лежит в основе существующей классификации экскурсий.

Общими требованиями к  названию экскурсии считаются следующие: индивидуальность, точность, образность, легкость запоминания и воспроизводства, благозвучие, отсутствие отрицательных  ассоциаций, содержательный смысл.

3 этап: Отбор и изучение  экскурсионных объектов

Показ объектов, как уже  отмечалось, является частью, занимающей главенствующее положение в экскурсии. Правильный отбор объектов, их количество, последовательность показа оказывают  влияние на качество экскурсии. В  качестве объектов могут быть:

- Памятные места, связанные  с историческими событиями в  жизни нашего народа, развитием  общества и государства (например, Куликово Поле, Бородино, места Курской  битвы).

- Здания и сооружения, мемориальные памятники, связанные  с жизнью и деятельностью выдающихся  личностей, произведения архитектуры  и градостроительства, жилые и  общественные здания, здания промышленных  предприятий, инженерные сооружения (крепости, мосты, башни), мавзолеи, здания  культурного назначения и другие  постройки

- Природные объекты - леса, рощи, парки, реки, озера, пруды, заповедники и заказники, а также отдельные деревья, реликтовые растения.

- Экспозиции государственных и народных музеев, картинных галерей, постоянных и временных выставок.

- Памятники археологии - городища, древние стоянки, поселения,  курганы с захоронениями, земляные  валы, дороги, горные выработки, загоны, святилища, каналы.

- Памятники искусства - произведения изобразительного, декоративно-прикладного искусства, скульптура, садово-парковое и другое искусство.

Экскурсионные объекты классифицируются:

По содержанию - одноплановые (произведения живописи, река, растение, животное, дом) и многоплановые (архитектурный  ансамбль, лес, поле, улица, площадь  города)

По функциональному назначению - основные, которые служат основой  для раскрытия подтем, и дополнительные, показываемые во время переездов  между основными объектами в  ходе логических переходов в рассказе

По степени сохранности - полностью сохранившиеся, дошедшие до наших дней со значительными изменениями, частично сохранившиеся, утраченные .

Перед экскурсионными работниками  при создании экскурсии стоит  задача - отобрать из множества объектов самые интересные и по внешнему виду, и по той информации, которую они  с собой несут. Правильный отбор  объектов обеспечит зрительную основу восприятия экскурсионного материала  и глубокое раскрытие темы.

Для оценки объектов, которые  включаются в экскурсию, рекомендуется  использовать следующие критерии:

- Познавательная ценность - связь объекта с конкретным  историческим событием, с определенной  эпохой, жизнью и творчеством  известного деятеля науки и  культуры, художественные достоинства  памятника, возможность их использования  в эстетическом воспитании участников  экскурсии.

- Известность объекта,  его популярность среди населения  (например, Красная площадь, Останкинская  телевизионная башня).

- Необычность объекта.  Имеется в виду особенность,  неповторимость памятника истории  и культуры, здания, сооружения.

- Выразительность объекта,  то есть внешняя выразительность  объекта, его взаимодействие с  фоном, окружающей средой - зданиями, сооружениями, природой.

- Сохранность объекта.  Производится оценка состояния  объекта в данный момент, его  подготовительности к показу.

Местонахождение объекта. При  отборе объектов должны учитываться  расстояние до памятника, удобство подъезда к нему, пригодность дороги для  автотранспорта, возможность подвоза  к объекту экскурсантов, природная  обстановка, окружающая данный объект, наличие места, пригодного для расположения группы с целью наблюдения. Временное  ограничение показа объекта - это  когда посещение и осмотр объекта  невозможны из-за плохой видимости  или сезонности.

Экскурсия не должна быть перегружена  большим количеством посещаемых объектов, так как это увеличивает  ее длительность и вызывает утомляемость экскурсантов, а внимание и интерес  при этом ослабевают. Оптимальная  продолжительность городской экскурсии  составляет 2-4 академических часа, при  этом экскурсанты с интересом  воспринимают не более 15-20 экскурсионных  объектов. Отбор объектов заканчивается  составлением карточки (паспорта) на каждый из них. Данные карточки используются как для конкретно разрабатываемой  темы, так и для будущих экскурсий.

В карточку объектов вносятся следующие данные:

1. наименование объекта  (первоначальное и современное), а также название, под которым  памятник известен у населения

2. историческое событие,  с которым связан памятник, дата  события

3. местонахождение объекта,  его почтовый адрес, на чьей  территории памятник расположен (город, поселок, промышленное  предприятие)

4. описание памятника  (подъезд к нему, его автор,  дата сооружения, из каких материалов  изготовлен, текст мемориальной  надписи)

5. источник сведений о  памятнике (литература, где описывается  памятник и события, связанные  с ним, архивные данные, устные  предания, основные печатные работы  и места хранения неопубликованных  работ)

6. сохранность памятника  (состояние памятника и территории, на которой он находится, дата  последнего ремонта, реставрации)

7. охрана памятника

8. в каких экскурсиях  памятник используется

9. дата составления карточки, фамилия и должность составителя

В карточке прикрепляется  фотография объекта, воспроизводящая  его нынешний и прежние виды. В  карточке на архитектурные, природные, археологические объекты могут  быть включены и другие сведения. Например, в карточку на памятник архитектуры  включаются сведения о наличии скульптуры, стенописи в декоративном убранстве  памятника. Наличие карточек на все  экскурсионные объекты, расположенные  на территории данного края, ускоряет разработку новых экскурсионных  тем, позволяет разнообразить использование  памятников в экскурсиях на разные темы, делает их показ более активным.

4 этап: Составление маршрута  экскурсии

Маршрут экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы. Он строится в зависимости  от наиболее правильной для данной экскурсии последовательности осмотра  объектов, наличия площадок для расположения группы, необходимости обеспечения  безопасности экскурсантов. Одна из задач  маршрута - способствовать наиболее полному  раскрытию темы.

Основные требования, которые  должны быть учтены составителями маршрута - организация показа объектов в  логической последовательности и обеспечение  зрительной основы для раскрытия  темы.

В практике экскурсионных  учреждений существуют три варианта построения маршрутов:

- Хронологический. Примером хронологического маршрута могут служить экскурсии, посвященные жизни и деятельности выдающихся людей.

- Тематический. По тематическому принципу построения экскурсии можно отметить экскурсии, связанные с раскрытием определенной темы в жизни города.

- Тематико-хронологический. Все обзорные городские экскурсии построены по тематико-хронологическому принципу. Разработка маршрута - сложная многоступенчатая процедура, требующая достаточно высокой квалификации и являющаяся одним из основных элементов технологии создания новой экскурсии. Маршрут строится по принципу наиболее правильной последовательности осмотра объектов и намечается с учетом следующих требований:

- показ объектов следует проводить в определенной логической последовательности, не допуская ненужных повторных проездов по одному и тому же участку маршрута

- наличие доступности объекта

- переезд или переход между объектами не должен занимать 10-15 минут, чтобы не было слишком длительных пауз в показе и рассказе

- наличие благоустроенных остановок, в том числе санитарных, и мест парковки транспортных средств.

Рекомендуется к моменту  проведения экскурсии иметь несколько  вариантов движения группы. Необходимость  изменения маршрута в ряде случаев  вызывается транспортными пробками, ремонтными работами на городских магистралях. Все это должно быть учтено при  создании различных вариантов маршрута. Разработка автобусного маршрута завершается  согласованием и утверждением паспорта и схемы маршрута, расчета километража  и времени использования автотранспорта.

Объезд (обход) маршрута

Объезд маршрута является одним из важных этапов разработки новой экскурсионной темы. При  организации объезда маршрута ставятся задачи:

- ознакомиться с планировкой  трассы, улицами, площадями, по  которым проложен маршрут

- уточнить место, где  расположен объект, а также место  предполагаемой остановки экскурсионного  автобуса или пешеходной группы

- освоить подъезд на  автобусе к объектам или местам  стоянок

- провести хронометраж  времени, необходимого для показа  объектов, их словесной характеристики  и передвижения автобуса, а также  уточнить продолжительность экскурсии  в целом

- проверить целесообразность  использования намеченных объектов  показа

- выбрать лучшие точки  для показа объектов и варианты  расположения экскурсионной группы

- выбрать методику ознакомления  с объектом

5 этап: Подготовка контрольного  текста экскурсии

Текст представляет собой  материал, необходимый для полного  раскрытия всех подтем, входящих в  экскурсию. Текст призван обеспечить тематическую направленность рассказа экскурсовода, в нем формулируется  определенная точка зрения на факты  и события, которым посвящена  экскурсия, дается объективная оценка показываемых объектов.

Требования к тексту: краткость, четкость формулировок, необходимое  количество фактического материала, наличие  информации по теме, полное раскрытие  темы, литературный язык. Текст экскурсии  составляется творческой группой при  разработке новой темы и выполняет  контрольные функции. Это означает, что каждый экскурсовод должен строить  свой рассказ с учетом требований данного текста. Контрольный текст  в большинстве случаев содержит хронологическое изложение материала. Этот текст не отражает структуры  экскурсии и не строится в маршрутной последовательности с распределением излагаемого материала по остановкам, где происходит анализ экскурсионных  объектов. Контрольный текст является тщательно подобранным и выверенным по источникам материалом. На основе контрольного текста могут быть созданы варианты экскурсий на ту же тему, в том  числе для детей и взрослых, для развития групп трудящихся. В  целях облегчения работы по созданию таких вариантов в контрольный  текст могут быть включены материалы, связанные с объектами, подтемами  и основными вопросами, не вошедшими  в маршрут данной экскурсии. Разработка маршрута заканчивается составлением схемы маршрута экскурсии с названиями всех улиц и площадей, по которым  должна следовать группа, с нанесенными  на нее объектами показа и местами  выхода экскурсантов из автобуса, с  указаниями, на каких участках рассматривается  та или иная подтема экскурсии. На схеме может быть еще указана  скорость движения автобуса: «медленная» (около 30 км/ч), «средняя» (40-45 км/ч), «быстрая» (около 60 км/ч). Указание на скорость движения автобуса особенно важно при освоении экскурсии новыми экскурсоводами.

3. Методика проведения  экскурсии

Методика проведения экскурсий  направлена на то, чтобы помочь экскурсантам легче усвоить содержание экскурсии. Делается это с помощью методических приемов, которые делятся на две группы - приемы показа и приемы рассказа. Задача методических приемов - обеспечить наилучшую действенность экскурсионного метода сообщения знаний аудитории. Все методические приемы могут быть по своему назначению подразделены следующим образом:

- приемы непосредственного ведения экскурсии: показ и рассказ

- приемы, направленные на создание условий для эффективного проведения экскурсии.

Показ в экскурсии

Показ - процесс реализации принципа наглядности, наглядный способ ознакомления с экскурсионными объектом или несколькими объектами одновременно. Показ на экскурсиях - многоплановый  процесс извлечения зрительной информации из объектов, процессов, во время, которого действия экскурсантов производятся в  определенной последовательности, с  конкретной целью. Особенностью показа является способность обнаружить, раскрыть то или иное качество, наблюдаемого объекта, возможность сделать явным, очевидным то, что незаметно при  первом взгляде на предмет.

Эффективность наглядности  зависит от организации показа объектов, правильного их наблюдения экскурсантами. Человек на экскурсии учится правильно  смотреть и видеть, наблюдать и  изучать. В этом и состоит задача показа.

- Показ в экскурсии  является суммой трех элементов:

- Самостоятельного наблюдения  экскурсантами достопримечательностей

- Ознакомления экскурсантов  с экспонатами «портфеля экскурсовода»

- Показа под руководством  экскурсовода других приемов

- Задача показа на экскурсии  состоят в следующем:

- Показать экскурсионные  объекты, которые находятся перед  экскурсантами

- Показать объекты, которых  уже нет (сохранились только  фотографии или рисунки)

- Показать историческое событие, которое происходило на данном месте

- Показать действия исторического  деятеля

- Показать объект таким,  каким он был в период описываемого  события

Условия необходимые для  показа объекта:

- Правильно выбранные точки показа

- Время, более выгодное  для показа

- Возможность отвлечь  внимание экскурсантов от объектов, далеких от темы

- Умения и навыки экскурсовода

Примерная схема последовательности действий экскурсовода при показе объекта

 

1. экскурсовод определяет, что за предмет показывается  экскурсантам

Определение

 

2. экскурсовод объясняет,  что собой представляет объект

Характеристика

 

3. экскурсовод говорит  о назначении объекта

Цель создания

 

4. экскурсовод рассматривает  отдельные части объекта

Экскурсионный анализ, сравнение

 

5. Экскурсовод называет  автора памятника, архитектора  здания

Справка

 

6. Экскурсовод рассказывает  о событии, связанном с объектом, его значение

Оценка исторического  события

 
     

Информация о работе Теоретические основы организации экскурсионной деятельности для разных слоев населения