Теоретические основы организации экскурсионной деятельности для разных слоев населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 21:24, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - определить сущность основных этапов разработки экскурсионной программы для разных слоев населения.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие и сущность экскурсии
2. Изучить технологию подготовки экскурсии

Файлы: 1 файл

экс.docx

— 48.61 Кб (Скачать файл)

Задача экскурсовода - помочь экскурсантам найти точку, откуда открывается  наилучший вид вдаль. Показ в  экскурсии представляет собой двусторонний процесс, который объединяет: активные действия руководителя, направленные на выявление сущности чувственно воспринимаемых объектов; активную деятельность экскурсантов.

Методические приемы показа

Прием предварительного осмотра. Этот прием используется в тот  момент, когда экскурсанты находятся  на месте расположения памятника. Он представляет собой первую ступень  наблюдения объекта. Существуют два  варианта использования приема. Первый начинается со слов экскурсовода: «А это  такой-то памятник, ознакомьтесь с ним». Тем самым он приглашает экскурсантов самим провести первоначальное наблюдение объекта, познакомиться с его  внешним видом, увидеть какие-то детали. После этого экскурсовод  направляет внимание группы на определение  сущности объекта, что дает экскурсантам возможность:

- составить представление  об исторической местности, где  происходили события.

- представить данный объект в естественной обстановке.

- дать определенную оценку объекту.

- получить представление  о его природном окружении.

Второй вариант использования  приема предварительного осмотра состоит  в том, что началом служит краткое  вступительное слово экскурсовода, в котором он ориентирует группу на то, что именно следует увидеть  в ходе наблюдения объекта, какие  его качества и конкретные особенности  рекомендуется выявить в ходе наблюдения. Прием панорамного показа дает возможность экскурсантам наблюдать  вид местности. Для панорамного  показа могут быть использованы башни, колокольни, крепостные стены, мосты  и другие высокие точки, откуда открывается  панорама города, поля сражения, долины, реки. Другая особенность панорамного  показа состоит в том, что в  поле зрения экскурсантов попадает много  объектов. Экскурсовод должен показать те объекты, которые раскрывают тему, перейдя от общего показа панорамы к частному.

Прием зрительной реконструкции. Сущность этого приема заключается  в том, что словесным путем  восстанавливается первоначальный облик исторического здания. Этот прием широко используется при показе памятных мест, где проходили военные сражения, народные восстания, забастовки, революционные маевки, митинги и другие события. Сюда же относятся места, связанные с жизнью и деятельностью государственных деятелей, известных писателей, ученых, композиторов, художников. Задача указанного приема дать экскурсантам возможность зрительно восстановить памятное место, здание, сооружение в их первоначальном виде, историческое событие, которое произошло на данном месте. Прием зрительного монтажа является одним из вариантов методического приема реконструкции. Экскурсовод, используя прием зрительного монтажа, составляет нужный образ, суммируя внешний облик нескольких памятников. В зрительном монтаже могут быть использованы фотографии, чертежи, рисунки.

Прием локализации событий. Этот прием дает возможность ограничить внимание участников экскурсии известными рамками, приковать их взгляды в  данной конкретной территории именно к тому месту, где произошло событие. Прием абстрагирования представляет собой мысленный процесс выделения  из целого каких-либо частей с целью  последующего глубокого наблюдения. Этот прием позволяет экскурсантам рассмотреть те признаки предмета, которые служат основой для раскрытия  темы.

Прием абстрагирования построен на наблюдении.

Прием зрительного сравнения. В экскурсионной методике используют различные виды сравнения: зрительное, словесное, сравнение зрительно  воспринимаемого объекта с объектом, мысленно реконструируемым или показанным экскурсантам ранее. Данный прием построен на зрительном сопоставлении различных  предметов или частей одного объекта  с другим, находящимся перед глазами  экскурсантов.

Прием интеграции построен на объединении отдельных частей наблюдаемого объекта в единое целое. Действие методического приема интеграции в экскурсии связано с методом  синтеза - соединение отдельных частей, деталей, обобщения разорванных  фактов в единое целое.

Прием зрительной аналогии основан на действии одного из общих  методов научного познания - метода аналогии. Прием аналогии построен на сравнении:

- данного объекта с фотографией или рисунком другого аналогичного объекта

- наблюдаемого объекта с теми объектами, которые экскурсанты наблюдали ранее.

Механизм действия этого  приема состоит в том, что экскурсовод  ставит перед экскурсантами два  объекта, причем, только один из них  находится перед глазами.

Прием переключения внимания. После наблюдения объекта экскурсанты  по предложению экскурсовода переносят  свой взгляд на другой объект. Наличие  контраста обогащает новыми впечатлениями. Сравнение объектов позволяет лучше  понять первоначально наблюдаемый  объект.

Методический прием движения. Движение в экскурсии как методический прием представляет собой движение экскурсантов вблизи объекта с целью  лучшего его наблюдения. В ряде случаев движение группы используется для того, чтобы экскурсанты получили представление о крутизне склона горы, высоте башни, глубин рва и  т.д. Кроме того, движение используется как методический прием показа экскурсионных  объектов отдельных зданий, сооружений, улиц, архитектурных ансамблей, площадей.

Другой вариант движения как методического приема - обход  вокруг здания, сооружения, памятника.

Показ мемориальной доски. При  наличии на экскурсионном объекте  мемориальной доски экскурсоводу следует  начинать с анализа объекта и  рассказа о событиях, с ним связанных. Только после этого внимание экскурсантов обращается на мемориальную доску, которая  на данном объекте установлена. Если мемориальная доска экскурсантам видна  хорошо и они уже прочли надписи  на ней, то экскурсоводу не следует  зачитывать ее вслух.

4. Техника ведения  экскурсии

Эффективность любой экскурсии  во многом зависит от техники ее проведения, связи между методикой  и техникой ведения. К технике  ведения экскурсии предъявляется  ряд требований. В их число входят: знакомства экскурсовода с группой; правильная расстановка группы у  объекта; выход экскурсантов из автобуса и возвращение в автобус; использование  экскурсантом микрофона; соблюдение времени, отделенного на экскурсию в целом  и раскрытие отдельных подтем; ответы на вопросы экскурсантов.

Знакомство экскурсовода с группой. Экскурсоводов, войдя  в автобус, знакомится с группой. Он здоровается с присутствующими, называет свою фамилию, имя, отчество, экскурсионное учреждение, которое  представляет, знакомит экскурсоводов  с водителем автобуса, то есть начинает экскурсию вступлением.

Важно чтобы с самого начала экскурсовод подчинил свои действия установившимся правилам общения с  группой. Он не сразу начинает говорить. Возникает пауза, которая длится десять - двадцать секунд. Происходит первое знакомство, от него во многом зависят  дальнейшие контакты экскурсовода с  группой. Экскурсанты постепенно замолкают, поудобнее рассаживаются, их внимание переключается на экскурсовода. Экскурсанты  прикидывают, на что способен экскурсовод, что интересного им расскажет, а  экскурсовод думает о том, как  заинтересовать этих людей, как приковать  их внимание к теме. Сюжет экскурсии  должен быть заранее известен экскурсанту. Экскурсант должен знать тему экскурсии. Важно, чтобы рекламная деятельность и покупка экскурсионной путевки  были отделены от экскурсии одними-двумя  днями. Это существенно в том  отношении, что за этот промежуток времени  произойдет известная психологическая  установка экскурсанта. Он успеет вдуматься  и вжиться в сюжет контакт.

Выход экскурсантов из автобуса. К выходу экскурсантов нужно готовиться заранее. Количество остановок с  выходом группы рекомендуется назвать  во вступительном слове, пояснив  значение таких выходов, заинтересовать экзотичностью, необычностью объекта.

На остановках, где предусмотрен выход экскурсионной группы, экскурсовод  выходит первым, показывая пример группе и определяя направление  ее движения к объекту. В тех случаях, когда в экскурсиях устраиваются другие остановки, например, санитарные или для приобретения сувениров, экскурсовод сообщает точное время  отправления автобуса. Необходимо требовать  от экскурсантов соблюдения регламента проведения экскурсии, что влияет на график движения автобуса по маршруту. Если время стоянки в загородной экскурсии по каким-то причинам сокращается  или увеличивается, экскурсовод  сообщает об этом всем экскурсантам.

Расстановка группы у объекта. При разработке экскурсии, как правило, определяется несколько вариантов  размещения группы для наблюдения экскурсионного объекта. Делается это на тот случай, когда место, определенное методической разработкой, занято другой группой или когда солнечные лучи светят в глаза, мешая осматривать объект. Бывают и другие причины, мешающие использовать рекомендованное место. В жаркое время используются возможности для расположения группы в тени. На случай дождя предусматривается вариант размещения экскурсантов под крышей, под кроной деревьев.

При одновременном расположении нескольких групп у одного объекта  между ними должно быть сохранено  расстояние, чтобы один экскурсовод  не мешал другому, чтобы одна группа не заслоняла другой объект наблюдения.

Передвижение экскурсантов от автобуса к объекту, от объекта  к автобусу, между объектами осуществляется группой. Место экскурсовода - в центре группы, несколько человек идут впереди, несколько рядом, остальные - позади. Важно, чтобы группа не растягивалась: расстояние между ее головной частью и теми, кто идет последними, не должно превышать 5-7 метров. Экскурсовод должен добиваться, чтобы при передвижении группы на маршруте не нарушалась целостность. При растянутости группы не все услышат  рассказ экскурсовода, его пояснения  и логические переходы, которые излагаются в пути. Опытные экскурсоводы умело  руководят передвижением на маршруте.

Темп движения группы зависит  от состава группы, от рельефа местности, например, подъем в гору, неблагоустроенность  дороги, преодоление канав. В пешеходной экскурсии темп движения экскурсантов медленный, неторопливый, так как  объекты показа расположены рядом  друг с другом.

Возвращение экскурсантов в  автобус. Во время передвижения группы ее возглавляет экскурсовод. При  посадке группы в автобус он стоит  справа от входа и пересчитывает  экскурсантов, которые входят в салон. Делается это незаметно. Убедившись в том, что собрались все участники  экскурсии, он входит в автобус последним  и подает условный знак водителю о  начале движения.

Место экскурсовода. Экскурсовод  в автобусе должен занимать такое  место, откуда ему, хорошо видны те объекты, о которых речь идет на экскурсии, но чтобы в поле его зрения находились и все экскурсанты. В то же время  экскурсанты должны его видеть. Как  правило, это специально отведенное переднее сиденье рядом с водителем. Стоять экскурсоводу при движении автобуса не разрешается в целях безопасности. На пешеходной экскурсии экскурсовод  должен располагаться вполоборота  к объекту. проведение показа зрительно  воспринимаемых объектов требует, чтобы  они находились перед глазами  экскурсовода, так как он анализирует  их на основе своих зрительных впечатлений.

Соблюдение времени в  экскурсии. В методической разработке указывается точное время, отведенное на раскрытие каждой подтемы в  минутах. Здесь предусмотрено все: показ объектов, рассказ экскурсовода, передвижение по маршруту к следующему и движение группы около наблюдаемых  объектов.

Нередко экскурсия по причинам, не зависящим от экскурсовода, значительно  сокращается по времени. Виной этому  являются затянувшиеся сборы группы, не вовремя поданный туристам завтрак, опоздание автобуса. у экскурсовода остается один выход - сокращать время, отведенное на раскрытие темы. Делать это следует, сохраняя все главное  в содержании экскурсии и убирая второстепенное. Для этого надо заранее  подготовиться к возможному сокращению материала экскурсии.

Техника проведения рассказа при движении автобуса. Рассказ во время движения в автобусе должен вестись экскурсоводом через  микрофон. Если оборудование плохо  функционирует или микрофон вообще отсутствует, то вести рассказ вовремя  движения автобуса бесполезно. В этом случае материалы о ближайшем  участке маршрута экскурсовод дает до начала движения, а в ходе движения сообщает только названия объектов или  местности. При наличии важных объектов или населенных пунктов необходимо остановить автобус, выключить двигатель  и только после этого давать пояснения. Это должно быть заранее согласовано  с водителем.

Ответы на вопросы экскурсантов. В экскурсионной практике сложилась  определенная классификация вопросов. Они подразделяются на 4 группы: вопросы  экскурсовода, на которые отвечают экскурсанты; вопросы, поставленные в  ходе рассказа, на которые отвечает экскурсовод; риторические вопросы, которые  ставятся для активизации внимания экскурсантов; вопросы, задаваемые участниками  экскурсии по теме.

Главное правило работы с  такими вопросами - не следует прерывать  рассказ и давать немедленный  ответ на них, не нужно также отвечать на вопросы по завершении каждой из подтем. Это рассеивает внимание и  отвлекает аудиторию от восприятия содержания раскрываемой темы, так  как не всех в группе волнуют именно эти вопросы. Поэтому экскурсоводу следует отвечать на вопросы не в  ходе экскурсии, а по ее окончании. Содержание ответов не должно содержать дискуссионный  характер.

Паузы в экскурсии. Экскурсовод  не должен говорить непрерывно. Между  отдельными частями рассказа, рассказом  и экскурсионной справкой в пути, логическим переходом и рассказом  об объекте и событиях, с ним  связанных, должны быть небольшие перерывы.

Паузы преследуют следующие  задачи:

1. смысловая - когда время  перерывов используется людьми  для обдумывания того, что они  услышали от экскурсовода и  увидели своими глазами. Для  закрепления фактического материала  в памяти, формулирования своих  выводов и запоминания увиденного. Важно, чтобы экскурсанты имели  у каждого объекта свободное  от показа и рассказа время  для самостоятельного осмотра,  подготовки к восприятию того, что будет показано и рассказано  на следующей остановке.

Информация о работе Теоретические основы организации экскурсионной деятельности для разных слоев населения