Теоретические основы франчайзинга, как эффективной формы организации бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 12:24, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломного проекта заключается в разработке практических рекомендаций по совершенствованию качества обслуживания франчайзингового агентства с позиций корпоративного стандарта качества.
Задачи исследования:
1) Осветить основные понятия и классификации франчайзинга, как эффективной формы организации бизнеса;
2) Рассмотреть концепцию создания франчайзинговой системы в сфере услуг;
3) Дать оценку качества услуг франчайзингового агентства ООО «Гранд» МГП г. Одинцово.
4) Разработать практические рекомендации по совершенствованию качества услуг франчайзингового агентства.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………... 3
Глава 1 Теоретические основы франчайзинга, как эффективной формы
организации бизнеса ………………………………………………….. 6
1.1 Основные понятия и классификация франчайзинга ……………….... 6
1.2. Разработка концепции создания франшизной системы в сфере услуг 28
1.3. Законодательная база франчайзинга ………………………………..... 37
1.4. Корпоративный стандарт качества как основа эффективной
деятельности франчайзингового турагентства...................................... 40
Глава 2 Разработка практических рекомендаций по совершенствованию
качества услуг агентства ООО «Гранд» франчайзинговой сети
«Сеть Магазинов Горящих путёвок» ………………………………. 48
2.1. Общая характеристика агентства ООО «Гранд» франчайзинговой сети
«Сеть Магазинов Горящих Путёвок» …………………………………. 48
2.2. Оценка уровня качества туристических услуг с использованием
метода SERVQUAL …………………………………………………….. 64
2.3. Практические рекомендации по совершенствованию качества
услуг агентства ООО «Гранд» франчайзинговой сети
«Сеть Магазинов Горящих Путёвок»………………………………….. 69
Заключение ……………………………………………………………………….. 78
Список использованной литературы ………………………………………..... 80

Файлы: 1 файл

Диплом я.doc

— 440.00 Кб (Скачать файл)

Дальнейшая деятельность франшизополучателя по расширению франшизного  бизнеса во многом определяется условиями  заключенного франшизного договора с франшизодателем, где оговаривается  территория освоения конкретного региона, количество франшиз и график их открытия.

Конверсионный франчайзинг  – способ ведения бизнеса, при  котором  к франшизной системе  «под зонтичный бренд франшизодателя»  присоединяется самостоятельное предприятие (естественно, аналогичного или смежного профиля), владелец которого заключает с компанией-франшизодателем договор о предоставлении франшизы.

Пионерами конверсионного франчайзинга стали крупные нефтяные компании, начавшие предлагать станциям технического обслуживания использование  своих брендов в 1920-х гг.

Обычно конверсионные франшизополучатели знают, как управлять торговыми точками в своих отраслях бизнеса, потому что до перехода во франшизную сеть они занимались этим в течение многих лет. Кроме того, конверсионный франчайинг обеспечивает торговой точке преимущество от многолетнего функционирования, улучшающее эффективность ее деятельности.

Дочерний франчайзинг  – это одна из форм создания франшизных предприятий, при которой также  имеет место конверсия, но только в качестве франшизополучателя выступает  опытный предприниматель с уже организованным бизнесом.

Присоединение к известной  франчайзинговой системе «под зонтичный  бренд франшизодателя» в подобных случаях продиктовано несколько  иными целями.

Как правило, это стремление выйти на общенациональный рынок  и повысить свою конкурентоспособность  с помощью общепризнанного товарного знака или преимуществ конкретной стратегии, научных исследований и разработок.

 Естественно, что  подобный владелец франшизы в  большей степени независим от  франшизодателя и во многих  случаях предпочитает сохранять свое первоначальное фирменное наименование в качестве добавочного, а зачастую и основного.

Франчайзинговый контракт на менеджмент – форма взаимоотношений  между франшизодателем и франшизополучателем, при которой, формально являясь  владельцем франшизного предприятия, франшизополучатель в действительности выступает лишь в роли инвестора, ограничиваясь своей пассивной ролью и полностью полагаясь на менеджмент в этом франшизном предприятии со стороны франшизодателя.

В основе четвертого варианта классификации по структуре построения франшизной системы находятся два вида франшизы:

1) индивидуальный франчайзинг;

2) районный франчайзинг  (area);

2.1) разновидность 1 (subfranchising);

2.2) разновидность 2 (area development);

2.3.) разновидность 3 –  региональное представительство (area/regional representative).

Индивидуальный франчайзинг  – форма организации франшизного  бизнеса, при которой франшизополучатель получает право, ограниченное конкретной территорией, на создание только одного франшизного предприятия под торговой маркой франшизодателя.

Когда речь заходит об организации франшизного предприятия, традиционно выстраивается уже  упомянутая классическая схема: предприниматель  покупает франшизу, затем, заручившись  поддержкой компании-франшизодателя, создает новое франшизное предприятие и начинает развивать бизнес.

Дальнейшее расширение дела во многом определяется условиями  заключенного туристского договора: индивидуальный владелец может ограничиться одним предприятием или создать  целую франшизную сеть и перейти к районному франчайзмнгу.

Районный франчайзинг – форма организации франшизного бизнеса, при которой франшизополучатель получает право на освоение определенного района, т.е. создание франшизной системы и контроль над нею в соответствии с оговоренным количеством предприятий и графиком их открытия.

Активное освоение потребительских  рынков, особенно зарубежных показало, что компаниям-франшизодателям зачастую трудно справиться со всеми возникающими проблемами своими силами.

С ростом крупнейших франчайзинговых систем и расширением их географии возникла опасность ослабления контроля за деятельностью отдаленных франшизных предприятий, а значит потери имиджа торговой марки франшизодателя.

Конечно, данную ситуацию можно было бы исправить, имея дело с меньшим количеством франшизополучателей, но какая компания-франшизодатель добровольно уйдет с рынка и откажется от дополнительной прибыли, сыграв на руку конкурентам?

Сохранить должный контроль, не сокращая при этом общего объема франшизной системы, франшизодателю помогает районный франчайзинг.

Его суть заключается  в том, что в определенном регионе  компания-франшизодатель заключает  договор франчайзинга с одним  франшизополучателем на освоение района в целом, как правило, оговаривая при этом количество создаваемых франшизных предприятий и график их открытия.

Крупные районные франшизополучатели выступают в качестве своеобразных партнеров франшизодателя, играя  ведущую роль на определенном сегменте рынка в организации франшизной структуры в целом регионе  и контроле над ним.

Благодаря им упрощается процедура внедрения нововведений и изменений, а если по каким-то причинам районный франшизополучатеь отказывается продолжать данный франшизный бизнес, компания-франшизодатель получает возможность  выкупить районную франшизную сеть с готовым администативно-управленческим аппаратом.

Следует учитывать, это зачастую договор районного франчайзинга выставляет франшизополучателю достаточно жесткие условия по освоению территории и даже предусматривает лишение прав на нее в случае квоты по количеству работающих франшизных предприятий или срокам их внедрения.

Совершенно очевидно, что работать по такой схеме по силам только крупным компаниям  франшизополучателям, которые, тем  не менее, предпочитают развивать территорию определенного региона не самостоятельно, а с привлечением инвесторов.

Заметим, что инвестор в этом случае не приобретает никаких  прав по отношению к компании-франшизодателю, а финансирует франшизные предприятия  и выступает их совладельцем через акционерные общества или общества с ограниченной ответственностью.

В США достаточно отчетливо  наблюдается переход от семейного  франшизного бизнеса к корпоративному стилю франчайзинга, который привлекает предпринимателей нового типа, инвестиционные группы или крупных бизнесменов.

Все они заинтересованы вкладывать инвестиционные средства не в отдельное франшизное предприятие, а создавать сразу франшизную сеть с использованием наемной рабочей силы на территории определенного региона, одновременно охватывая несколько сфер франшизного бизнеса, в том числе включая элементы гибрида, создавая сети франшизных предприятий как в сочетании делового и товарного франчайзинга, так и в комбинации делового и производственного франчайзинга.

Субфранчайзинг («разновидность 1» районного франчайзинга) –  форма контрактных взаимоотношений между мастер-франшизодателем (головным франшизодателем) и мастер-франшизополучателем (субфраншизодателем), при которой головной франшизодатель передает эксклюзивное право на мастер-франшизу территории того государства, где находится субфраншизодатель с правом продажи субфраншиз франшизополучателем, а в ответ на полученное право субфраншизодатель выплачивает вознаграждение головному франшизодателю и обязуется открыть определенное количество франшизных предприятий в оговоренный период времени и осуществлять контроль над территорией субфраншизодателя.

Процедура работы при  субфранчайзинге такова:

  1. мастер-франшизодатель (master-franchisor), обычно – успешная зарубежная франшизная компания, имеющая разветвленную международную франшизную сеть, выбирает определенный географический район для дальнейшего развития, как правило, это растущий рынок какого-то нового государства, например России, предлагает будущему мастер-франшизополучателю (master franchisee) заключить договор с ним договор мастер-франшизы (the master franchise agreement) и стать официальным лицом – субфраншизодателем (sub-franchisor);
  2. субфраншизодатель по договору мастер-франшизы покупает у головного франшизодателя право продажи субфраншиз (sub-franchise) будущим субфраншизополучателем (sub-franchisee) на территории своего государства на территории своего государства и обязуется открыть определенное количество франшизных предприятий в оговоренный период времени и осуществлять контроль над своей территорией;
  3. Новые владельцы субфраншиз (sub-franchisee) согласно договору субфранчайзинга с субфраншизодателем начинают работать в новых открытых франшизных предприятиях и платят вступительный взнос во франшизную систему и ежемесячные роялти субфраншизодателю;
  4. субфраншизодатель по договору мастер-франшизы ежемесячно платит головному франшизодателю часть вознаграждения с вступительного взноса и часть суммы с роялти, полученных им с субфраншизополучатклей по договору субфранчайзинга.

Из этого описания мы видим, что выгоды владельца районной владельца районной сети франшиз очевидны, поскольку контроль над всеми франшизными предприятиями данного профиля в определенном регионе дает целый ряд преимуществ, например при установлении цен.

Однако деятельность районных франшизных сетей зачастую трактуются как нарушение антимонопольного законодательства, с которым зарубежному франчайзингу приходится постоянно сталкиваться.

Поэтому в рамках разновидности  районного франчайзинга возник субфранчайзинг, т.е. такая франшизы получает право  на продажу субфраншиз, - это право известно как генеральная франшиза, или мастер-фрашиза.

Выступая в качестве своеобразного агента компании-франшизодателя, франшизополучатель становиться субвладельцев  районной франшизной сети. Именно благодаря  этой схеме т происходит распространение франчайзинга по всему миру.

Не вызывает сомнений, что наибольшие преимущества при  субфранчайзинге получает среднее  звено, так как право выдавать субфраншизы позволяет привлекать значительный дополнительный капитал. Кстати, он может быть успешно использован для дальнейшего освоения своего района, т.е. развития собственной франшизной сети, если это допускается договором.

На фоне изменения  тенденций и ускорения темпов экономического развития использование  разнообразных форм районного и  корпоративного франчайзинга позволяет крупным франшизополучателям, обладающим значительным финансовым капиталом и деловым опытом, быстро и самостоятельно развивать франшизную сеть.

Этот процесс невозможен без активного вмешательства  в управление всей франшизной системой в целом и зачастую ведет к неизбежному совпадению целей франшизополучателя с интересами франшизодателя.

Нежелание беспрекословно, без предварительного обсуждения подчиняться решениям франшизодателя препятствует быстрому реагированию франшизного бизнеса на изменение местных условий рынка, поэтому существует опасность, что чрезмерные полномочия районных франшизополучателей могут оказывать негативное влияние на функционирование франчайзинговой системы в целом.

Головной франшизодатель может оказаться в затруднительном положении, решая для себя дилемму: предоставить субфраншизодателю полный контроль за работой франшизной системы за счет утраты собственного контроля в регионе или неизбежно столкнуться с рядом юридических сложностей, прежде всего с проблемой делегирования полномочий.

Например, контроль за использованием товарного знака законом возложен на франшизодателя, который, однако, не состоит в прямых договорных отношениях с его конечным пользователем  – владельцем субфраншизы и не вправе вмешиваться во взаимоотношения субфраншизополучателя с субфраншизодателем.

Определенные изменения  ожидают и рынок франчайзинга. В затруднительном положении  могут оказаться потенциальные  покупатели индивидуальных франшиз.

Количество наиболее перспективных франшиз в розничной  продаже уменьшается: компании-франшизодатели, смирившись с неизбежностью скидок, предпочитают продавать франшизы пакетами и иметь дело с крупными инвесторами, зарекомендовавшими себя на определенном рынке. Не случайно более 25% американских держателей франшиз являются владельцами корпоративных районных сетей.

Освоение района («разновидность 2» районного франчайзинга) –  форма контрактных взаимоотношений  между франшизодателем и лицом, имеющим право  развития территории (инвестор территории), при которой  франшизодатель передает эксклюзивное право развития определенного географического района инвестору территории, а в ответ на полученное право инвестор территории выплачивает вознаграждение франшизодателю и обязуется открыть определенное количество франшизных предприятий в оговоренный период времени.

Процедура работы при  освоении района такова:

  1. франшизодатель в своей региональной сети выбирает определяет географический район для дальнейшего развития, предлагает будущему инвестору территории заключить с ним договор о развитии территории (the area development agreement) и стать официальным лицом, имеющим право развития территории (area developer);
  2. лицо, имеющее право развития территории (инвестор территории), по этому договору покупает у франшизодателя право, ограниченное конкретной территорией, на открытие определенного количества новых франшизных предприятий в оговоренный период времени и может подбирать потенциальных франшизополучателей индивидуальных франшиз;
  3. новые владельцы индивидуальных франшиз согласно договору с франшизодателем начинают работать в новых открытых франшизных предприятиях, платят вступительный взнос во франшизную систему и ежемесячные роялти напрямую франшизодателю;
  4. лицо, имеющее право развития территории (инвестор территории), не имеет прав на продажи субфраншиз, а участвует только в рентабельности индивидуальных франшиз, которые оно открыло согласно договору с франгшизодателем.

Региональное представительство («разновидность 3» районного франчайзинга) – форма контрактных взаимоотношений  между региональным представителем и франшизодателем, при которой региональный представитель обязуется на определенной территории, где у него работает свое франшизное предприятие, подобрать потенциальных франшизополучателей для покупки франшизы под торговой маркой франшизодателя.

Информация о работе Теоретические основы франчайзинга, как эффективной формы организации бизнеса