Сущность туризма в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 14:36, курсовая работа

Описание работы

Цель написания данной курсовой работы: анализ основных видов туризма, получивших наибольшее развитие в Российской Федерации и перспективы их развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Исследовать основные виды туризма в РФ.
2. Рассмотреть перспективы развития видов туризма в РФ.

Файлы: 1 файл

3.docx

— 956.89 Кб (Скачать файл)

Экономическая эффективность  конкретных инвестиционных мероприятий, включенных в программу, будет представлена в сборнике инвестиционных проектов по развитию туризма в Свердловской области.

В рамках реализации мероприятий  программы могут возникать два  основных вида бюджетного эффекта: прирост  налоговых и аналогичных доходов  и инвестиционный доход.

Прирост налоговых доходов  и аналогичных им отчислений может  быть достигнут за счет увеличения налогооблагаемой базы по следующим основным группам:

1)отчисления во внебюджетные фонды и  налог на доходы физических лиц;

2)местные оборотные налоги, источником поступления которых является увеличение объемов реализации;

3)налог на прибыль предприятий в части, зачисляемой в областной бюджет, получаемый от увеличения размеров налогооблагаемой прибыли.

При расчете общего размер дополнительных налоговых поступлений  от реализации отдельного мероприятия  программы (группы мероприятий) использовалась следующая модель оценки:

Эi= I i1i12i23i*T3),

где Эi – годовой доход бюджета от реализации i-го программного мероприятия (без учета НИОКР) при полной реализации мероприятия;

I i – размер инвестиций в i-ю статью программы без учета НИОКР;

Т1 – совокупная ставка отчислений во внебюджетные фонды и налога на доходы физических лиц от фонда оплаты труда;

Т2 – ставка местных налогов с оборота;

T3 – региональная часть ставки налога на прибыль;

К1i – удельный прирост фонда оплаты труда при осуществлении инвестиций в рамках i-го мероприятия программы;

К2i – удельный прирост объема реализации при осуществлении инвестиций в рамках i-го мероприятия программы;

К3i – удельный прирост налогооблагаемой прибыли при осуществлении инвестиций в рамках i-го мероприятия программы.

Ставки налогов соответствовали  действующим на момент составления  программы значениям.

Удельные коэффициенты прироста определялись для каждого мероприятия (группы мероприятий) исходя из данных, представленных в инвестиционных проектах.

Удельный прирост фонда  оплаты труда в рамках осуществления (К1) определялся по формуле:

К1 =З*/И,

где З – средняя месячная заработная плата работников, реализующих мероприятие;

М – число месяцев занятости  работников;

И – размер инвестиций, необходимых  для создания одного рабочего места  в рамках мероприятия (без НИОКР).

Оценка удельного прироста объемов реализации от проведения мероприятий (К2) рассчитывалась по формуле:

К2=ОА/В,

где ОА – отдача активов;

В – доля вне оборотных активов в активах предприятий, реализующих соответствующее мероприятие программы.

Оценка удельного прироста прибыли (К3) устанавливалась исходя из прогнозируемой рентабельности мероприятий по формуле:

К3гР/(1+Р),

Кг – удельный прирост объемов реализации от проведения мероприятия;

Р – прогнозируемая рентабельность мероприятия.

Инвестиционный доход  определяется только для тех мероприятий, капиталовложения в которые предусматривают  прямые инвестиции из бюджета области.

Величина инвестиционного  дохода (ИД) оценивается по формуле:

ИД=К3/14/ДА,

где К3 – рентабельность инвестиций;

Т4 – ставка налога на прибыль;

Д – доля прямых инвестиций Свердловской области в общем объеме капиталовложений, предусмотренных на реализацию данного мероприятия;

А – доля чистой прибыли, направляемой на дивиденды ( в расчетах принята равной 0,5).

Прирост доходов бюджета  может быть оценен по мероприятиям, предполагающим реализацию инвестиционных проектов. Анализ реализуемых бизнес-планов позволяет оценить прирост доходов  бюджета Свердловской области.

Кроме экономического эффекта  от реализации программы, ожидается  эффект в сфере экологии. Развитие туризма позволит решить ряд природоохранных мероприятий, выполнение которых в настоящее время затруднено из-за отсутствия  необходимых средств. Расширение числа мест, пригодных для цивилизованного отдыха, позволит естественным, а не «административным путем сократить число «дикарей, которые по ряду субъективных и объективных причин наносят довольно существенный вред природе. Этот же шаг позволит существенно сократить число несчастных случаев среди туристов.

Постоянный и существенный доход бюджета от туристической  деятельности может стать важным аргументом при решении вопросов, связанных с определением наиболее эффективных направлений дальнейшего  использования природного потенциала Свердловской области, в пользу не техногенного его использования.

 

 

3.3 План мероприятий по реализации Стратегии развития туризма в Российской Федерации

 

По улучшению развития туризма в России был составлен  план мероприятий по реализации туризма в Российской Федерации. Его отчётность приведена в таблице 4.

 

 

 

 

 

 

Таблица 4. План мероприятий развития туризма 2008-2015г

№ п/п

Механизмы  реализации Стратегии

Сроки реализации

Содержание  мероприятий 

Ответственные исполнители

I этап (2008-2011 гг.)

  1. Нормативная правовая деятельность

1

Совершенствование законодательства в области туризма

 

 

 

2009 – 2015 гг.

Разработка предложений  по внесению изменений в действующие нормативные  правовые акты в сфере туризма  и формированию новых законодательных  инициатив с учетом современных  требований туристского рынка в  Российской Федерации

Ростуризм

2

Усиление юридической ответственности  за незаконную предпринимательскую  деятельность в сфере туризма

2008-2009 гг.

 Подготовка предложений   о внесении изменений в статью 171 Уголовного кодекса Российской  Федерации и статью 14.1 Кодекса  Российской Федерации об административных  правонарушениях

МВД России

Ростуризм

Минэкономразвития России

3

Наделение федерального органа исполнительной власти в сфере туризма полномочиями по ведению учета туристических организаций, имеющих право оформлять подтверждения о приеме иностранных туристов в Российской Федерации

2008 – 2009 гг.

Подготовка предложений по внесению изменений в Федеральный закон  «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»

Ростуризм

ФСБ России

МИД России

ФМС России

4

Содействие унификации законодательства субъектов Российской Федерации  в сфере туризма с учетом региональных особенностей развития туризма

Постоянно

Методические рекомендации по разработке нормативных правовых актов субъектов  Российской Федерации, регулирующих вопросы  развития туризма на территории субъекта Российской Федерации

Ростуризм

 

 

 

 

5

Расширение возможностей посещения  туристами морских районов, прилегающих  к северному побережью Российской Федерации 

 

2009-2010 гг.

Приведение постановления Совета Министров РСФСР от 15 июля 1991 г. №400 «Об утверждении Временных правил выдачи разрешений на проведение научной  и экспедиционной деятельности, а  также на осуществление туризма  в морских районах, прилегающих  к северному побережью СССР»  в соответствие с законодательством  Российской Федерации.

ФСБ России

МИД России

Ростуризм

Минтранс России

Минпромэнерго России

6

Совершенствование нормативно-правовой базы по вопросам развития культурно-познавательного туризма

2008-2009 гг.

Подготовка предложений по совершенствованию существующих законодательных и нормативных правовых актов, относящихся к сфере регулирования деятельности музеев и иных объектов культурного  и природного наследия, в том числе внесение изменений и дополнений в Федеральные законы «О музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации»,  «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» с целью использования  данных объектов в целях туризма

Минкультуры России

Ростуризм

МПР России

7

Поощрение достижений в области  туризма, поддержка приоритетных направлений  туристской деятельности

2008 г.

Подготовка постановления Правительства  Российской Федерации  «О премиях  в сфере туризма»

Ростуризм

Минфин России

  1. Развитие туристической инфраструктуры

8

Создание туристско-рекреационных  комплексов на побережьях Азовского  и Каспийского морей

2008-2009  

       гг.

Подготовка и внесение в установленном  порядке в Правительство Российской Федерации предложений по разработке Федеральной целевой программы  «Туристско-рекреационное развитие прибрежных территорий Азовского и  Каспийского морей на период  2010-2015 гг.»

Ростуризм

Минрегион России

Минэкономразвития России

Минфин России

9

Развитие туристско-рекреационного  комплекса  республик  Юга России: Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии,  Дагестана, Адыгеи, Калмыкии.

2008-2012

      гг.

Модернизация и реконструкция  существующей инфраструктуры туристских комплексов в республиках Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия и Дагестан. Создание новых туристских комплексов «Архыз»  в Республике Карачаево-Черкесия, «Северный  склон» в Республике Кабардино-Балкария, «Мамисон» в Республике Северная Осетия-Алания, «Лаго-Наки»в Республике Адыгея, «Новый Каякент» в Республике Дагестан, оздоровительного комплекса с.Березовское  в Республике Калмыкия в рамках раздела «Развитие туристско-рекреационного комплекса» ФЦП «Юг России» (2008-2012 гг.).

Минрегион России

Росстрой

Ростуризм

Росэнерго

10

Создание туристской и сервисной  инфраструктуры в историко-культурных зонах городов и поселений  Российской Федерации

2008-2009

       гг.

Подготовка и внесение в установленном  порядке предложений по разработке ФЦП «Развитие историко-культурных зон в России»

Минкультуры России

Ростуризм

11

Создание условий для развития сельского туризма

2008-2010  

       гг.

Создание туристской инфраструктуры  в рамках раздела ФЦП «Социальное  развитие села до 2010 г.»

Ростуризм

Минсельхоз России

12

Развитие туристских комплексов в  регионах Дальнего Востока и Забайкалья

 

 

 

 

2008-2013  

      гг.

Создание, модернизация и реконструкция  туристской инфраструктуры в рамках раздела «Развитие туристско-рекреационного комплекса» ФЦП «Экономическое и  социальное развитие Дальнего Востока  и Забайкалья на 1996-2005 годы и до 2013 года» 

Минрегион России Ростуризм

13

Создание на территории Российской Федерации туристско-рекреационных  особых экономических зон

2009-2015 

       гг.

Взаимодействие с субъектами Российской Федерации по вопросам реализации проектов создания и функционирования инфраструктуры особых экономических зон туристско-рекреационного типа.

РосОЭЗ

Минрегион России

Ростуризм

14

Повышение уровня инвестиционной, рекламной  и социальной привлекательности  культурно-исторических центров России путем присвоения статуса  «Туристический центр России» малым и средним  историческим городам, успешно развивающим  туризм

2009-2015

гг.

Организация и проведение  ежегодного конкурса среди малых и средних  исторических городов на присвоение статуса «Туристический центр России»

Ростуризм

Минкультуры России

Минрегион России

 

15

Подготовка гостиничного хозяйства г.Сочи к проведению XXII Зимних Олимпийских и XI Паралимпийских Игр 2014»

2008-2014

        гг.

Участие в работе Координационного совета по организации мероприятий  при подготовке и проведении XXII Зимних Олимпийских и XI Паралимпийских Игр 2014 г. Обеспечение выполнения обязательств в соответствии с Заявочной Книгой.

Ростуризм

16

Развитие  существующих и освоение новых пляжных территорий  в  Российской Федерации

2008-2015

       гг.

Разработка и реализация комплекса  мер по совершенствованию и развитию пляжных территорий, включающих мероприятия  по берегоукреплению, увеличению пляжной полосы, строительству искусственных насыпных сооружений и др.

Минрегион России

Росстрой

Ростуризм

17

Создание условий для развития круизного туризма

2008-2015  

       гг.

Разработка предложений по комплексу  мер, стимулирующих развитие круизного  туризма, и участие в их реализации  в рамках  ФЦП «Развитие транспортной системы Российской Федерации (2010-2015 годы)»

Ростуризм

Минтранс России

ФТС России

Минпромэнерго России

18

Расширение возможностей использования  особо охраняемых природных территорий, в том числе национальных  и природных парков,  для развития въездного и внутреннего туризма

2009-2015  

       гг.

Разработка  и реализация предложений  по расширению эколого-просветительского  и туристического потенциала  особо  охраняемых природных территорий, включая национальные  и природные парки 

МПР России Ростуризм 

19

Создание условий для приема туристов на   островных северных территориях Российской Федерации (Земле Франца Иосифа, Командорских островах и др.)

2008-2015   

      гг.

Разработка и реализация предложений  по созданию  условий для приема туристов на  островных северных территориях

Ростуризм

ФСБ России

ФТС России

МИД России

МПР России

20

Создание условий для повышения  инвестиционной привлекательности  сферы туризма в России

2008-2009  

       гг.

Разработка предложений по снижению  или отмене таможенных пошлин на не производимое в Российской Федерации  оборудование туристических комплексов, средств размещения и транспортных  средств, обслуживающих туристов

Ростуризм

Минэкономразвития России

ФТС России

Минпромэнерго России

Формирование реестра инвестиционных проектов туристско-рекреационных  комплексов России

Ростуризм

Минрегион России

21

Оказание содействия субъектам  Российской Федерации в разработке и реализации региональных программ развития  туризма, а также профильных разделов  в программах социально-экономического развития регионов

2008-2015

       гг.

Разработка и внедрение методических рекомендаций к региональным программам развития туризма

Ростуризм

Минрегион России

  1. Продвижение России как туристического направления на международном и внутреннем туристских рынках

22

Расширение участия в крупнейших международных туристических и  иных выставках единым российским национальным стендом с привлечением органов  исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Организация российских презентаций новых туристических  направлений в рамках мероприятий  выставок 

2008-2015

гг.

Формирование застройки и экспозиции единого национального российского  стенда на ежегодных крупнейших международных  выставках в Лондоне, Берлине, Мадриде, Милане, Хельсинки, Познани, Токио, Пекине, Шанхае, Сеуле и ряде других выставок в странах, являющихся перспективными направляющими рынками.

Координация усилий российских субъектов  Российской Федерации по продвижению  регионального туристского продукта на международных выставках.

Ростуризм

23

Содействие консолидации профильной выставочной деятельности в стране с целью создания на отечественном  туристском рынке одной из крупнейших мировых туристических выставок. 

2008-2015 гг.

Поддержка проведения крупнейших ежегодных  туристических выставок, проходящих в Москве. Координация проведения туристических выставок в регионах России с целью повышения их эффективности  для развития туристического рынка. Содействие распространению информации о крупнейших профильных  международных выставках, проходящих в России, через СМИ, Интернет-ресурсы, международные организации, а также посредством проведения специальных акций  

Ростуризм

24

Некоммерческое рекламное продвижение  российского туристского продукта на направляющих зарубежных рынках, в  том числе в странах СНГ,  с целью увеличения въездного  туристского потока и создания благоприятного имиджа России

2008-2015 гг.

Организация имиджевой рекламы страны как привлекательного туристского направления посредством использования зарубежных СМИ и возможностей наружной рекламы.

Ростуризм

25

Подготовка некоммерческой рекламно-информационной печатной и иной продукции для  распространения ее на крупнейших международных  туристических выставках и через  российские  загранпредставительства

2008-2015 гг.

Организация издания и распространение  на целевых направляющих зарубежных рынках любых видов некоммерческой печатной продукции, а также продукции  на электронных носителях о туристических  возможностях России. Подготовка и  распространение информации о России как о привлекательном туристическом  направлении в глобальной сети Интернет.

Ростуризм

26

Некоммерческое рекламное продвижение  отечественного туристского продукта в России с целью увеличения внутреннего  туристского потока

2008-2015 гг. 

Организация имиджевой рекламы страны как привлекательного туристского направления посредством использования СМИ, в том числе путем создания цикла теле- и радиопрограмм, возможностей наружной рекламы и Интернета.

Ростуризм

27

Проведение информационных акций  в России и на зарубежных направляющих рынках с целью популяризации  внутреннего и развития въездного  туризма  

Постоянно

Информационная поддержка крупных  событийных мероприятий, проводимых в  стране; организация профильных инфо-туров  для зарубежных и отечественных  СМИ с целью продвижения новых  туристических направлений; организация  дней туризма в странах–основных направляющих рынках

Ростуризм

28

Проведение некоммерческой рекламно-информационной кампании в связи с годами России в Индии и Индии в России

2008-2009

гг.

Взаимное участие в главных  международных туристических выставках  стран, издание некоммерческой рекламно-информационной продукции на английском языке, организация  и проведение взаимной рекламной  кампании по продвижению туристических  возможностей стран.

Ростуризм

29

Проведение некоммерческой рекламно-информационной кампании в связи с годами России в Болгарии и Болгарии в России

2008-2009

гг.

Взаимное участие в главных  международных туристических выставках  стран, издание некоммерческой рекламно-информационной продукции на болгарском языке, организация и проведение взаимной рекламной кампании по продвижению туристических возможностей стран, организация совместных конгрессных мероприятий

Ростуризм

30

Проведение некоммерческой рекламно-информационной кампании в связи с годами России во Франции и Франции в России

2010 г.

Взаимное участие в главных  международных туристических выставках  стран, издание некоммерческой рекламно-информационной продукции на французском языке, организация и проведение взаимной рекламной кампании по продвижению  туристических возможностей стран, организация совместных конгрессных мероприятий

Ростуризм

31

Участие в разработке стратегии  развития национального  бренда

2008 г.

В соответствии с поручением Правительства  Российской Федерации от  21 января 2008 г. В3-П13-254)

Минэкономразвития  России

Ростуризм

32

Содействие продвижению туристических  брендов городов и регионов 

2008-2015 гг.

Предоставление информационной и  методологической помощи развитию механизмов туристического маркетинга регионов и  муниципальных образований. Разработка методических рекомендаций.

Ростуризм

Минрегион России

33

Содействие продвижению России на международном туристском рынке  посредством проведения крупных  международных  мероприятий 

2008-2015 гг.

Проведение ежегодных конференций  и иных международных форумов  в рамках сотрудничества с ЮНВТО, ЧЭС, Советом по туризму стран  СНГ, АСЕАН, АТЭС и других международных  организаций, а также  двусторонних рабочих групп и подкомиссий. 

Ростуризм

МИД России

34

Совершенствование информационного  обеспечения отечественных  и  зарубежных участников туристского  рынка и потребителей туристских услуг 

2008-2015 гг.

Разработка и реализация долгосрочной информационной кампании, направленной на формирование позитивного образа страны в целях содействия развитию внутреннего и въездного туризма. Разработка и поддержка официального туристического Интернет-портала    Ростуризма  на языках стран – основных направляющих рынков.   Создание  и поддержка специализированного средства массовой информации  Ростуризма.

Ростуризм

35

Содействие продвижению на зарубежных и внутреннем туристских рынках исторических городов-юбиляров как  международных центров культурно-познавательного туризма

2008-2015 гг.

Подготовка  рекламно-информационной продукции и специальных рекламных  акций в рамках участия в мероприятиях  по празднованию юбилеев Великого Новгорода, Галича, Ярославля и других

Ростуризм

МИД России

36

Содействие развитию  детско-юношеского культурно-познавательного и образовательного туризма  в Российской Федерации. Популяризация   туристических  возможностей России среди детей  и молодежи

2008-2015

гг.

Разработка и реализация предложений  по социальной программе детско-юношеского туризма «Узнай свою Родину»

Рособразование

Минкультуры России

Ростуризм

37

Укрепление позиций России  как  привлекательного туристического направления  в зарубежных странах 

2012 г.

Внесение предложений по созданию сети зарубежных представительств Ростуризма в качестве  государственных рекламно-информационных офисов и их финансированию

Ростуризм

Минфин России

4.Повышение качества  туристских и сопутствующих услуг

38

Стандартизация деятельности инструкторов-проводников   по обеспечению безопасности активных видов туризма. Подготовка  ведомственного нормативного правового акта

2008-2009 гг.

Разработка  и внедрение предложений  по стандартизации (аттестации) деятельности инструкторов – проводников в  области обеспечения безопасности путешествий, связанных с прохождением туристами (экскурсантами) маршрутов, представляющих повышенную опасность  для их жизни и здоровья (горная и труднопроходимая местность, спелеологические и водные объекты и другие).

Ростуризм

МЧС России

39

Стандартизация деятельности экскурсоводов  и гидов-переводчиков с целью  повышения качества услуг в туристской деятельности.  Подготовка ведомственного нормативного правового акта

2008-2009 гг.

Разработка  и внедрение предложений  по стандартизации (аттестации) деятельности экскурсоводов, гидов, гидов (переводчиков). 

Ростуризм

40

Обеспечение соблюдения современных  стандартов обслуживания и стабильности качества  предоставляемых в гостиницах и других средствах размещения услуг

2008-2015 гг.

Содействие внедрению системы  классификации гостиниц и других средств размещения, одобренной распоряжением  Правительства  Российской Федерации  от 15 июля 2005 г. №1004-р

Ростуризм

41

Повышение безопасности и качества  туристских услуг на горнолыжных  трассах 

2008-2015 гг.

Содействие внедрению системы  классификации горнолыжных трасс

Ростуризм

42

Обеспечение туристов достоверной  информацией о предоставляемых  пляжных услугах 

2008-2015 гг.

Содействие внедрению системы  классификации пляжей

Ростуризм

43

Совершенствование национальных стандартов Российской Федерации в сфере туризма

2008-2015 гг.

Разработка и  реализация  новых  национальных стандартов по туристско-экскурсионным  и  гостиничным    услугам в рамках деятельности  ТК «Туристские услуги и услуги средств размещения»

Ростуризм

Ростехрегулирование

44

Совершенствование  существующих  и разработка новых образовательных  стандартов для подготовки квалифицированных  кадров сферы туризма

2008-2011 гг.

Разработка  и внедрение новых  федеральных государственных образовательных  стандартов по направлениям подготовки  и специальностям  всех уровней  профессионального образования  для туристской индустрии. 

Минобрнауки России Ростуризм

45

Совершенствование профессиональных стандартов для работников туристской индустрии

2008-2009 гг.

Разработка  новых квалификационных требований к основным должностям работников туристической индустрии

Ростуризм

Минобрнауки России

46

Подготовка квалифицированных  кадров для обслуживания гостей и  участников XXII  Зимних Олимпийских  и  XI Паралимпийских  Игр 2014 г.

2008-2013 гг.

Разработка и внедрение специализированных  образовательных программ  для  подготовки и повышения квалификации работников индустрии г.Сочи

Минобрнауки России

Ростуризм

Администрация Краснодарского края

47

Мониторинг потребностей учреждений туристского, гостиничного и сопутствующего бизнеса  в специалистах различного профиля

2008-2015 гг.

Сбор  и анализ информации  об объеме и параметрах потребностей различных  секторов туристской индустрии в  специалистах

Ростуризм

Минобрнауки России

48

Рейтинговая  оценка профильных учебных  заведений с целью обеспечения  потребителей достоверной информацией  о состоянии  рынка образовательных  услуг в сфере туризма

2008-2015 гг.

Разработка критериев и внедрение  системы  рейтинговой оценки  профильных учебных заведений

Минобрнауки России

Ростуризм

5.Совершенствование статистики  в сфере туризма

49

Определение  вклада сферы туризма  в экономику страны  с учетом сопутствующих отраслей.

2008-2015 гг.

Подготовка предложений  в Правительство  Российской Федерации об организации  построения сателлитных счетов в сфере туризма, включающих показатели смежных отраслей и позволяющих определить совокупный вклад туризма в отечественную экономику. Внедрение сателлитных счетов в сфере туризма.

Росстат

Ростуризм

50

Совершенствование  существующих классификаторов экономической  и производственной деятельности  (ОКВЭД и ОКПД)  в части учета  показателей сферы туризма 

2008-2009 гг.

Разработка собирательной группировки  «Туризм» с целью внесения изменений  в ОКВЭД и ОКПД

Минэкономразвития России

Росстат

Ростуризм

51

Определение объемов  и параметров внутреннего туристского потока в Российской Федерации

2008-2015 гг.

Реализация ведомственного нормативного документа «Порядок определения  внутреннего туристского потока в Российской Федерации». Проведение консультаций и тренингов в регионах  России на постоянной основе

Ростуризм

Росстат

52

Разработка методики  расчета  доли туризма  в формировании макроэкономических показателей развития регионов России и ее поэтапное внедрение

2008-2011 гг.

Проведение экспериментальных  расчетов на базе реализации проектов в Краснодарском крае и других регионах России

Ростуризм

Росстат

Администрация Краснодарского края

53

Осуществление   постоянного  мониторинга мирового и внутреннего  туристского рынка

2008-2015 гг.

Сбор, анализ и распространение  информации о состоянии и тенденциях мирового и внутреннего туристского  рынка. Ежегодный выпуск статистического  сборника «Туризм и туристские ресурсы  России»

Ростуризм

54

Содействие субъектам Российской Федерации  в вопросах совершенствования  статистики туризма

2008-2015 гг.

Методическое руководство и  консультации  органов управления туризмом субъектов Российской Федерации  по расчетам и среднесрочному прогнозированию  туристского потока

Ростуризм

Росстат

6.Развитие международного  сотрудничества

55

Создание  новой и совершенствование  существующей договорно-правовой базы международного сотрудничества  в  сфере туризма

2008-2015 гг.

Подготовка,   подписание  и  реализация международных межправительственных и межведомственных соглашений о  сотрудничестве в сфере туризма

Ростуризм

МИД России

56

Укрепление взаимодействия  между  Россией и зарубежными странами, активизация взаимного продвижения  туристских продуктов стран

2008-2015 гг.

Деятельность рабочих групп  по туризму в рамках межправительственных комиссий по торгово-экономическому и  научно-техническому сотрудничеству с  иностранными государствами. Проведение мероприятий в рамках Национальных годов.

Ростуризм

МИД России

Минэкономразвития России

57

Укрепление позиций России  на мировом туристическом рынке  в рамках   работы в составе  Исполнительного совета  Всемирной  туристской организации, ее   Комиссии для Европы  и других выборных органов

2008-2015 гг.

Проведение сессии Исполнительного  совета  ЮНВТО в России

Ростуризм

МИД России

58

Активизация сотрудничества с программами  Европейского союза, АТЭС, АСЕАН, ШОС, ЕврАзЭс, ЧЭС

2008-2015

гг.

Проведение крупных событийных мероприятий  совместно с данными  организациями  в России

Ростуризм

МИД России

59

Укрепление сотрудничества в сфере  туризма между странами-членами  СНГ

2008-2015 гг.

Активизация деятельности  в Совете стран СНГ по туризму

Ростуризм

МИД России

60

Повышение привлекательности России как туристского направления

2008-2015 гг.

Совершенствование визовой политики России в отношении иностранных  государств (групп государств), безопасных в миграционном отношении

МИД России

Ростуризм




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Российский  туризм существует довольно долго. На разных этапах своего развития он имел свои особенности, присущие только ему. Характерной особенностью нынешнего  этапа является в некоторой степени кризисное состояние внутреннего и въездного туризма России. И все же в последнее время развитию туризма в нашей стране уделяется все больше внимания.

Сегодня мы воспринимаем туризм как самый  массовый феномен XX столетия, как одно из самых ярких явлений нашего времени, которое, проникая во все сферы нашей жизни, изменяет окружающий мир и ландшафт. Туризм стал одним из важнейших факторов экономики, поэтому мы рассматривали его не просто как поездку или отдых. Это понятие намного шире и представляет собой совокупность отношений, единство связей и явлений, которые сопровождают человека в путешествиях.

Этапы развития туризма в России были обусловлены историческими, экономическими, политическими и культурными  аспектами.

Первые путешествия, совершаемые  с утилитарными, познавательными, политическими  и религиозными целями, сформировали навыки территориальных перемещений, способствовали распространению географических знаний о странах, народах, а также  знакомили с достижениями их культуры. Последующие туристские передвижения первоначально носили экскурсионно-познавательный характер: горные восхождения, пешие  прогулки, походы, путешествия за границу. Наблюдалось постепенное развитие различных видов туризма. Теперь это уже был не только отдых  и лечение, но также: деловые поездки, пролетарский туризм, семейный, детский, молодёжный, туризм элитного характера, спортивные путешествия, транспортные туры, экологический туризм и многое другое.

По мере развития этой отрасли создается  мощная туристская инфраструктура. Из хижин и приютов отдыхающие постепенно перебираются в комфортабельные  гостиничные комплексы. Совершенствуется материально-техническая база.

Развитие транспортных средств приводит к такому явлению, как массовый туризм.

Создание различных организаций, обществ, бюро, компаний, клубов, туристских фирм, пропагандирующих туризм и путешествия, повышает спрос на туристские услуги. Развитие набирает как элитный туризм (для состоятельных слоёв населения) так и экскурсионный (рекреационный) для интеллигенции и трудящихся.

Заметно повышается качество туристских услуг и обслуживания. Устанавливается  регулирование административно - правовых норм в туризме. Не отстает и информационное обеспечение туристского бизнеса: все чаще издаются газеты, печатаются журналы, буклеты, организуются выставки различной направленности.

Выявив  общие закономерности возникновения  и становления отечественного туризма, а также рассмотрев перспективы  его дальнейшего развития можно  судить о том, что Россия обладает достаточным потенциалом, чтобы  стать в течение следующих десяти лет одной из ведущих стран мира в сфере туризма и путешествий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

    1. Абуков А. X. Туризм на новом этапе: социальные аспекты

развития туризма в России / А. X. Абуков. — М. : Профиздат, 1983. 296 с.

    1. Александрова А. Ю. Международный туризма: учеб. пособие для

вузов / А. 10. Александрова. М. : Аспект Пресс, 2001. - 464 с.

3.  Ананьев М. А. Международный туризм / М. А. Ананьев. М. :

Международные экономические отношения, 1968. — 207 с. 

  1. Биржаков М. Б. Событийный туризм: карнавалы в истории и

современном туризме / М. Б. Биржаков, И. В. Воронцова, Н. И. Метелев // Туристские фирмы. СПб. 2001. - Вып. 23 - С. 94-111.

  1. Боголюбов В. С. Экономика туризма / В. С. Боголюбов. М. : Академия, 2005. - 192 с. 
  2. Бухтоярова И. В. Статистический анализ рынка туристских услуг в России : автореф.дис.канд.экон.наук / И. В. Бухтоярова. — М., 2003. 24с.
  3. Валиев М .Ш. Организационно-экономические основы развития регионального туризма в рыночной экономике : автореф.дис. канд. экон. наук / М. Ш. Валиев; МГУ -М., 2004. 23 с. 
  4. Волошин В. И. Туризм как объект управления / В. И. Волошин М. : Финансы и статистика, 2004. - 301 с. 
  5. Воронова Е. Ю. Практика управления рынком иностранного туризма / E.IO. Воронова // Международный бизнес России. 1996. - №1-2. -С.32-36.
  6.  Восколович В. А. Факторы формирования рынка услуг въездного туризма / В. А. Восколович // Туристские фирмы. СПб., 2001. — Вып. 23 -С. 154-177.
  7. Выезд граждан РФ за рубеж и въезд в РФ зарубежных туристов в 2004 году. // Турбизнес. 2005. - №5. - С. 3 
  8. Гаврильчак И. Н. Туризм как определяющий фактор модернизации экономики и стабилизации социальной обстановки в России : автореф. дис.док. экон. наук / И. Н. Гаврильчак; СПбГИСЭ. СПб., 2002- 33 с.
  9. Голобокова Т. Туристические и музейные железные дороги во Франции. Http://artefact.smolensk-online.ru/archiv.shtml. 
  10. Гуляев В. Г. Организация туристской деятельности / В. Г. Гуляев. М. : Нолидж, 1996.-312 с. 
  11. Даниленко Н. Н. Влияние развития туризма на состояние занятости / Н. Н. Даниленко // Современные услуги: природа, подходы к классификации, качество: приложение к «Вестнику ИГЭА» Иркутск, 2000. -№ 1.-С. 123-130. 
  12. Долженко Г. П. О туристских ресурсах России / Г. П. Долженко // Актуальные вопросы теории и практики туризма. Труды. СПб., 1997. -Вып. 2.-С. 29-34. 
  13. Драганов В. Г. Государство и туризм / В. Г. Драганов // Финансовый эксперт.-2005. -№ 4.-С. 11-15.
  14. Егоренков JL И. Экология туризма и сервиса : учеб. пособие / J1. И. Его-ренков. М. : Финансы и статистика, 2003. - 208 с. 
  15. Ефремова М. В. Экономика туризма и оценка ее динамики / М. В. Ефремова // Экономист. 2004. - № 12.- С. 72-75 
  16. Ефремова М. В. Эффективность коммуникационных процессов в сфере туризма (семантика, дефиниции в терминологическом аппарате) / М. В. Ефремова. // Маркетинг. 2004. - № 2. - С. 88-102 
  17. Зайцева Н. А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме : учеб. пособие для вузов / Н. А. Зайцева. М. : Академия, 2005. - 235 с. 
  18. Квартальнов В. А. Туризм: учебник / В. А. Квартальнов. М.: Финансы и статистика, 2000. - 320 с.74.-Ковтун М. В. Туристская политика как необходимое условие для развития туризма / М. В. Ковтун // Туристские фирг^ы. СПб., 2003. - Вып. 30. - С. 47-74.
  19. Ковынева JI. В. Совершенствование управления в сфере регионального туризма : дис.канд. экон. наук / JI. В. Ковынева; БГУЭиП. Иркутск, 2003.- 171 с. 
  20. Козырев В. М. Туристская рента: Методические рекомендации / В. М. Козырев. М. : Финансы и статистика, 1998. - 80 с. 
  21. Корнеев С. Е. Обзор законодательства Российской Федерации в сфере туризма / С. Е. Корнеев, М. Б. Биржаков, О. Н. Викулова // Туристские фирмы. СПб., 2004. - Вып. 33. - С. 24-58. 
  22. Костюкова О. А. Регулирование развития туристского бизнеса в регионе (на примере Приморского края) : автореф.дис. канд. экон. наук / О. А. Костюкова Владивосток, 1999. - 22 с. 
  23. Котляров Е. А. География отдыха и туризма: Формирование и развитие территориально-рекреационных комплексов / Е. А. Котляров. — М.: Мысль, 1978. 238 с.
  24. Кох Р. Стратегия: Как создать и использовать эффективную стратегию / Р. Кох. СПб. : Питер, 2003. - 320 с. 
  25. Крачило Н. П. География туризма / Н. П. Крачило. Киев : Вища шк., 1987.-318 с.
  26. Кузнецов 10. В. Туризм как социальный феномен конца XX начала XXI веков / Ю. В. Кузнецов // Актуальные вопросы теории и практики туризма. Труды. - СПб., 1997. - Вып. 2. - С. 6-12. 
  27. Остроумов О. В. Продвижение национального туризма задача государства / О. В. Остроумов // Туристские фирмы. - СПб., 2004. -Вып. 33.-С. 201-212. 
  28. Панов Н. И. Туристские ресурсы Ленинградской области и их оценка / Н. И. Панов // Туристские фирмы. СПб., 2004. - Вып. 34 - С.5 
  29. Папирян Г. А. Международные экономические отношения: Маркетинг в туризме / Г. А. Папирян. М. : Финансы и статистика, 2000. -159 с.
  30. Писаревскйй Е. Развитие туризма и туристской индустрии в Европейском Союзе / Е. Писаревский. // Туризм: право и экономика. -2005.-№ 1.-С. 16-29. 
  31. Сенин B.C. Организация международного туризма : учебник / В. С. Сенин. М. : Финансы и статистика, 1999. -399 с. 
  32. Сергеева Т. К. Экологический туризм : учебник / Т. К. Сергеева. -М. : Финансы и статистика, 2004.- 360 с. 
  33. Степанова С. А. Туризм, как фактор социально-экономического и культурного развития страны / С. А. Степанова // Актуальные вопросы теории и практики туризма. Труды. СПб., 1997. - Вып. 2. - С. 18-21. 
  34. Степашин С. В. Российский туризм: реальность и перспективы развития / С. В. Степашин // Финансовый эксперт.- 2005. № 4. - С. 4-6.
  35. Стоянов В. Проблемы туризма в Приангарье / В. Стоянов. // Коммерсант. 2006. - 28 марта. - С. 18. 
  36. Томпсон А. А. Стратегический менеджмент: Концепции и ситуации / А. А. Томпсон, А. Д. Стрикленд-М. : Вильяме, 2003.- 928 с.
  37. Харрис Г. Стимулирование международного туризма в 21 в. / Г. Харрис, К. М. Кац. М. : Финансы и статистика, 2000. - 238 с. 
  38. Хасси Д. Стратегия и планирование / Д. Хасси. СПб. : Питер, 2001.-378 с. 
  39. Храбовченко В. В. Экологический туризм / В. В. Храбовченко. -М- : Финансы и статистика, 2004,- 207 с. 
  40. Штогрин А. Б. Основы управления туристскими ресурсами / А.Б.Штогрин // Вестн. МГУ. Сер. 18, Социология и политология, -2000 -№4-С. 128-135 
  41. Шульгин П. М. Уникальные территории в региональной политике / П. М. Шульгин. // Наследие и современность. М., 1995. - Вып. 1. -С. 9-21.

Информация о работе Сущность туризма в РФ