Сущность туризма в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 14:36, курсовая работа

Описание работы

Цель написания данной курсовой работы: анализ основных видов туризма, получивших наибольшее развитие в Российской Федерации и перспективы их развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Исследовать основные виды туризма в РФ.
2. Рассмотреть перспективы развития видов туризма в РФ.

Файлы: 1 файл

3.docx

— 956.89 Кб (Скачать файл)

В туристическом секторе  более выражены инфляционные факторы. Объяснение возникновения инфляции и роли туризма в этом процессе предложено в работе Л. Бенсаэль и И. Самсона. Основополагающим при этом является то, что стоимость большинства туристических услуг увеличивается в два раза быстрее роста общего индекса цен потребления, а в туристических зонах цены выше по сравнению с другими зонами, что особенно ярко выражается в разгар сезона. Это позволяет сделать вывод, что туризм — инфляционная отрасль экономики. Отличие инфляционных процессов, связанных с туризмом, в странах с рыночной и переходной экономикой состоит в том, что на сегодняшний день инфляция в западных экономиках уже стала управляемой, до чего странам с переходной экономикой еще достаточно далеко.

В соответствии с теорией  оптимального функционирования экономики  страны эффективность на отдельном  участке оценивается с позиций  общего эффекта. Поэтому сумма частных  эффектов будет характеризовать  степень влияния туризма на экономику России.

Экономические факторы также  оказывают воздействие на туризм.

Основными факторами, положительно влияющими на туризм, являются:

1) размер реального дохода  — при увеличении реального  дохода потребители получают  в свое распоряжение больше  денег, а если денег оказывается  больше, чем это необходимо для  финансирования жизнеобеспечения  людей, увеличивается спрос на  продукцию и услуги туризма;

2)распределение дохода  — чем равномернее распределяется  доход в обществе, тем больше  граждан смогут позволить себе  путешествие;

3)стабильность валюты  — если курс доллара высокий,  то это не позволяет купить  много долларов, и наоборот; при такой ситуации с валютой отдых и поездка российского гражданина в США будут стоить дорого, а поездка американца в Россию станет очень выгодной; колебания обменного курса приводят к тому, что разница цен на одни и те же услуги становится весьма значительной;

4)выгодность конъюнктуры,  которая выражается в экономическом  росте макроэкономических показателей,  способствующем развитию всех  отраслей экономики, и усиливается в случае государственной поддержки.

Среди базовых факторов, отрицательно воздействующих на туризм, можно назвать:

1)экономические и структурные  кризисы, которые вызывают спад  во всех отраслях национального хозяйства, — эволюция экономики и туризма подтверждает это;

2)рост безработицы и  снижение заработной платы, которые  приводят к снижению платежеспособности  населения; в таких условиях  денежные средства тратятся на  приобретение товаров первой  необходимости, а отдых становится  недостижимой роскошью;

3)падение курса национальной валюты, приводящее к снижению покупательной способности рубля и, как следствие, к снижению спроса на туры;

4)невыгодная для туризма конъюнктура, которая проявляется преимущественно в государственной политике, известно, что правовая и финансовая поддержка приоритетных отраслей экономики — это мощный стимул их развития.

Следует отметить, что взаимное влияние названных экономических  категорий позволяет вывести  уравнение обмена для определения  оптимального уровня взаимного влияния  показателей друг на друга:

Эсов (влияние экономики) = Эсов (влияние туризма).

Уравнение обмена представляется крайне важным для принятия обоснованных государственных решений в данном секторе экономики в целях избежания взаимного негативного влияния. Так, наряду с позитивными последствиями развития туризма в отдаленных и структурно слабых регионах не следует забывать о негативном воздействии этого межотраслевого комплекса. В конкурентной борьбе за землю, трудовые ресурсы и капитал туризм теснит сельское хозяйство и другие традиционные источники дохода населения этих регионов. Одно- временно нарушается или полностью разрушается традиционный уклад жизни и природный ландшафт в центрах массового туризма, формируется равнодушный, урбанизированный стиль жизни — монокультура туризма сама подрывает основы своего существования.

В последние годы в западной литературе все больше говорится  об эволюции потребительской модели туризма. Эта эволюция характеризуется  переходом стандартного туризма, основанного  на интернациональной индустрии, в  значительной степени обезличенного  процессами глобализации, к более  разнообразному, природоориентированному, учитывающему потребности местного населения туризму. «Сопровождая эту эволюцию, основываясь на модели современного туризма, региональное развитие является одним из предметов нового подхода в западных странах, который связан, с одной стороны, с эволюцией туристической модели и, с другой — с переустройством территории». Речь идет о «комплексном туризме» или об «альтернативном туризме». Такой вид туризма нацелен на альтернативное (устойчивое) развитие туристической индустрии, широко содействует местному населению и его потребностям, минимизирует непредвиденные эффекты туризма.

Поскольку туризм включен  в рыночные отношения, все его  компоненты, включая организацию  приема туристов, инфраструктуру туристских регионов и пр., должны функционировать  по рыночным схемам. Скорость развития рыночных отношений в странах  бывшей административно-командной  системы определяет темпы эволюции туризма.

И наоборот: ускоренное развитие туризма на той или иной территории 
способствует формированию и развитию регионального рынка. В связи с этим туризм должен рассматриваться как комплекс услуг, связанных с другими региональными институтами, а также как особый вид деятельности, соотносящийся с национальной политикой в области туризма и с международным рынком.

Туризм является важным инструментом в обустройстве территории. Он позволяет  создать ряд профессий и закрепить  население в депрессивных с точки  зрения существования других видов  деятельности регионах (например, старопромышленных, аграрных, удаленных и т. д.). Так, с начала 60-х годов Франция реализует программу по возрождению стагнирующих регионов. И, несмотря на то что различия между регионами все же остаются (четыре региона Франции продолжают испытывать наиболее значительный приток туристов — Париж, Лангедок-Руссильон, Рона-Альпы, Бретань), внутренние районы также получили значительный приток туристов (прежде всего в результате развития агротуризма).

Ж. Бриден отмечает следующие преимущества туризма для любой развивающейся страны:

1) поступления в платежный  баланс в твердой валюте;

2) дисперсия развития  в неиндустриальные регионы;

3) общее экономическое  развитие посредством мультипликативного  эффекта;

4) создание возможностей  для занятости населения;

5) социальные выгоды вследствие расширения интереса людей к событиям в мире в целом, и к новому пониманию «иностранцев и их вкуса» в частности.

Можно добавить и некоторые  другие, например возрастание роли сектора услуг в экономике  как самый явный эффект экспансии  туризма. Страны с переходной экономикой, имея качественные отличия в экономике  туризма от развитых стран, отличаются и от развивающихся стран.

Одна из особенностей развития туризма в развивающихся странах  заключается в том, что национальный (внутренний) туризм практически отсутствует  и создающаяся здесь индустрия  туризма с самого начала нацелена на удовлетворение внешнего спроса . В странах с переходной экономикой внутренний спрос сравнительно высок (и еще выше был в недалеком прошлом). Сходство состоит в неразвитости туристского комплекса, а также — применительно к международному туризму — в невысоких поступлениях от него по сравнению с доходами развитых стран, участвующих в организации этого бизнеса (в обслуживании туристов из стран с переходной экономикой, посещающих развитые страны, и равным образом западных туристов, посещающих страны Восточной Европы).

По оценке Всемирного совета по путешествиям и туризму (табл. 3, рис. 7), наилучших результатов в экспорте туристических товаров и услуг добились Польша и Чехия (10 460 и 9191 млн долларов США соответственно). Эти же страны лидируют в выездном туризме. Роль туризма наиболее значима в экономике Болгарии (5 % в ВВП), Венгрии (4,7 %), Словении (3,6 %). Роль туризма в экономике отдельных стран Центральной и Восточной Европы, 2004 г.

 
 
Рисунок 7. Экспорт и импорт туристических услуг

 

 

Таблица 3. Оценка Всемирного совета по путешествиям и туризму

 
Страна

Экспорт тур. услуг, млн дол. США

Импорт тур. услуг, млн дол. США

Баланс, млн дол. США

Доля индустрии туризма  в ВВП, %

Венгрия

5425

3799

1626

4,7

Польша

10460

8430

2030

2,1

Чехия

9191

5577

3641

2,9

Словакия

1833

1173

660

2,5

Румыния

1066

1284

-218

1,4

Болгария 

2820

1634

1186

5,0

Словения

2357

1342

1015

3,6


 

Поскольку туризм является важным видом экономической деятельности и вносит вместе с другими видами услуг значительный вклад в ВВП (в развитых странах с рыночной экономикой доля услуг в ВВП составляет 60 % и даже больше: для туризма  эта цифра составляет 7—10 %), его  доля в странах с переходной экономикой может значительно возрасти (с  сегодняшних не более чем 49 % в  среднем для России и 46 % для Калининградской области)[14,15,19]. В случае развития зарубежного въездного туризма этот рост будет представлен в твердой валюте.

Роль туризма в странах  с переходной экономикой была исследована  рядом ученых: С. Бозиаским (1991), М. Завадским (1992) и другими — для Польши, Р. Бенке (1992) — для Венгрии, Л. Бутовским (1992) — для Чехии, Л. Бенсаэль и И. Ге-деши (1997) — для Албании, В. Храпко (1997) — для Украины, В. Рэлиан и Н. Рэлиан — для Молдовы, В. Гординым, А. Татариновым (1997, 1999, 2000) — для России и т. д.

Несмотря на отличия в  доле каждой из постсоциалистических стран в общем объеме туристических потоков (рис. 8), можно найти сходные черты, которые присущи всем этим странам в переходный период. Например, если рассматривать выездной туризм, то одной из наиболее популярных целей путешествий были шоп-туры (из Венгрии — в Австрию, из Польши — в Германию, Россию, Турцию и т. д.). Аналогичное поведение можно наблюдать и со стороны россиян — шоп-туры в Турцию, Китай, Польшу.

В условиях, когда индустрия, сельское хозяйство страдают от экономического спада, когда наблюдается рост безработицы (в Калининграде он превышает 10 %, а  в малых городах области —  еще выше), рост сектора услуг  и туризма позволяет разрешить  некоторые из этих проблем. Он стимулирует  создание новых рабочих мест (в  сфере туризма, в обслуживающих  и сопряженных отраслях: производство продуктов питания для туристов, сувениров, услуги по размещению, транспортному  обслуживанию и т. д.). В высокоразвитых странах мира в непроизводственной сфере (сфере услуг) занято две трети  населения, а в России — все  еще одна треть. Но одновременно это  оставляет хорошие перспективы  роста и даже дает определенные преимущества, поскольку страны с переходной экономикой отличаются высококвалифицированными человеческими ресурсами — столь  сильно востребованными в сфере  услуг и туризма.

 

 
                                        
 
Рисунок 8. Доля отдельных государств в совокупном объеме туристских потоков постсоциалистических стран Европы (кроме России и стран ближнего зарубежья). 

Это представляет интерес  и с другой точки зрения. В то время, когда Европа испытывает сельскохозяйственное перепроизводство, вопросы роста  уровня безработицы в сельской местности  являются особо актуальными. Используя  трудовые ресурсы сельской местности  для специализированных видов туризма (например, сельского), этот вид деятельности может заполнить пустующую нишу, способствуя развитию сельских районов. В качестве примера того, как экспансия  туризма и отдыха в рурарной (от английского rural — «сельский») местности способствовала росту доходов и занятости и пространственной дисперсии туризма, Д. Диамонд, Р. Ричардсон описывают Британию 90-х годов.

Потребительские услуги, торговля и туризм, развиваясь в условиях отсутствия конкуренции и централизованно-распределительной  системы, административно-командных  методов управления, не могли производить  услуги должного качества и широкого ассортимента. Эти отрасли базировались не столько на потребностях населения, сколько на директивных заказах  хозяйствующих субъектов. Закрытость российской экономики, ее слабые внешние  экономические связи также не способствовали развитию услуг. Таким  образом, с точки зрения количественных и качественных отношений сфера  услуг в России базировалась на отличных от европейских и мировых рыночных стандартах[25].

Информация о работе Сущность туризма в РФ