Сущность туризма в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 14:36, курсовая работа

Описание работы

Цель написания данной курсовой работы: анализ основных видов туризма, получивших наибольшее развитие в Российской Федерации и перспективы их развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Исследовать основные виды туризма в РФ.
2. Рассмотреть перспективы развития видов туризма в РФ.

Файлы: 1 файл

3.docx

— 956.89 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

В последнее время туризм получил значительное развитие и  стал массовым социально-экономическим  явлением международного масштаба. Быстрому его развитию способствует расширение политических, экономических, научных  и культурных связей между государствами  и народами мира. Массовое развитие туризма позволяет миллионам  людей расширить знания по истории  своего отечества и других стран, познакомиться с достопримечательностями, культурой, традициями той или иной страны.

Туризм вошел в XXI век  как самый стабильно развивающийся  сектор экономики, серьезно влияющий на социально-экономическое развитие многих стран мира. Для 38% государств туризм  главный источник дохода, а для 83% стран туризм является одним из пяти основных источников дохода. 
Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые секторы экономики, как транспорт, услуги гостиниц и ресторанов, торговля, строительство, производство товаров народного потребления и многие другие, выступая катализатором социально-экономического развития.

Индустрия туризма  это отрасль экономики, которая имеет благородную цель  развитие культуры и образования, организацию общения и отдыха, восстановление сил человека.

Сфера туризма – это  давно определившаяся экономическая  система. В России, с ее традиционно  прибыльными добывающими отраслями, туризм  важное и относительно новое направление развития экономики.

В настоящее время Россия в качестве страны, развивающей туризм, занимает весьма незначительное место  на мировом туристском рынке. На долю въезжающих в Россию туристов приходится примерно 1% мирового туристского потока. Это низкий показатель, учитывая, что  культурно-исторический и природный потенциал России гораздо выше, чем во многих странах, с традиционно высокой туристской посещаемостью.

Следовательно, перед российской индустрией туризма встает проблема поиска таких методов построения эффективной системы управления, которые позволили бы укрепить рыночные позиции каждой российской организации, занимающейся обслуживанием туристов, и способствовать тем самым дальнейшему  развитию всей сферы туристского  бизнеса, врастанию России в индустрию  мирового туризма. Только четко сформулированная концепция развития туристской отрасли  может обеспечить соответствующий  уровень качества туристских услуг, отвечающий мировым стандартам, сделать  российский туризм конкурентоспособным  и, как следствие, добиться существенного  роста в России внутреннего и  въездного туризма.

Цель написания данной курсовой работы: анализ основных видов  туризма, получивших наибольшее развитие в Российской Федерации и перспективы  их развития.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.Исследовать  основные виды туризма в РФ.

2. Рассмотреть перспективы  развития видов туризма в РФ.

3.Выявить проблемы развития  туризма в РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Экономическая сущность туризма

 

Туризм в широком понимании  представляет собой ключевую отрасль  экономики страны или отдельного региона, которая осуществляет контроль над развитием других отраслей и  активно участвует в формировании валового национального (регионального) продукта.

Следует помнить, что туризм не только имеет важную социальную направленность, но и является важной экономической категорией. 

Экономическая сущность туризма  заключается в том, что он представляет собой реализацию определенного  товара. Товаром в данном случае является тур или комплекс услуг (услуги по размещению, питанию, перевозке, различные бытовые услуги, экскурсионные  и др.), которые объединены на основе главной цели путешествия. Помимо услуг, приобретаемых в комплексе или  отдельно, туристы могут приобретать  еще и различные товары туристического назначения (карты, путеводители, разговорники, сувениры, открытки и т. д.). Совокупность всех услуг и товаров туристического назначения образует туристский продукт. 

Экономическая суть туризма  заключается в продаже туристского  продукта и получении выгоды от туристской деятельности для экономики страны или отдельного региона. Основные выгоды состоят в: 

1)увеличении местного дохода; 

2) создании большого количества новых рабочих мест; 

3) увеличении валютных поступлений; 

4) развитии отраслей, связанных с производством туристических услуг.

 

 

 

 

 

1.1 Туризм в системе разделения труда

 

      1. Туризм и отраслевое разделение труда

Современная индустрия туризма  — сложное, системно организованное явление, в основе которого лежит  общественное разделение труда. Оно  стало общей причиной обособления  туризма в самостоятельную отрасль  экономики. Без его учета невозможно объяснить туристский феномен и  научно прогнозировать изменения туристского  рынка.

Общественное разделение труда  — это объективный процесс  обособления различных видов  труда, специализация производственных единиц и обмен между ними продуктами их деятельности. Различают общее разделение труда, т.е. выделение крупных родов общественного производства (земледелие, промышленность, торговля и др.), частное — разделение этих родов на виды и подвиды (строительство, металлургия, животноводство, растениеводство и др.), единичное — разделение труда внутри отдельно взятого предприятия. Общемировая тенденция состоит в углублении и расширении разделения труда внутри общества и связанном с ними изменении структуры производственной сферы, выделении в ней все новых и новых отраслей и под отраслей [1].

Одна из этих отраслей — индустрия  туризма. Ее становление имело ряд  особенностей. Во-первых, как сектор услуг туризм сложился позднее многих отраслей материального производства. Понятие «туризм» является историческим, оно соответствует определенному  этапу социальной эволюции, относится  к индустриальному обществу XIX в.

Во-вторых, большинство видов труда  сразу обособились в качестве самостоятельных отраслей экономики  с последующим вычленением подотраслей. В отличие от них индустрия туризма формировалась как собирательная сфера хозяйствования.

В-третьих, она органично объединила в единое целое разные виды трудовой деятельности — транспортировку  путешествующих лиц, их размещение, питание, развлечения, туроператорскую и  турагентскую деятельность. Зачатки  этих компонентов возникли в разные исторические эпохи. Корни некоторых  из них, в частности того, что в  настоящее время называется гостиничным  хозяйством, восходят к древним цивилизациям.

 

 

1.1.2 Туризм и географическое разделение труда

Обслуживание туристов как самостоятельный  вид трудовой деятельности, обособившийся  в процессе исторического развития, организуется на территории, как бы закрепляется за определенными странами и районами, меняя их специализацию. Так постепенно складывается географическое (территориальное) туристское разделение труда.

Классик отечественной географии Н.Н. Баранский определил географическое разделение труда как пространственную форму общественного разделения труда и отводил этому понятию центральное место в экономико-географических исследованиях — «отраслевых» и «районных». «Историко-географическое изучение хозяйства, — писал он, — тоже не может обойтись без него, так как хозяйственное развитие любой территории — в рамках ли всего мира, целой страны, района или отдельного города - сводится в конце концов к истории развития географического разделения труда».

Для мирохозяйственной концепции  туризма особенно важным является положение  о международном разделении труда  как высшей ступени в процессе общественного разделения труда, которое  вышло за пределы национальных границ, приобрело глобальные масштабы и определяет отраслевые и территориальные пропорции между странами [4,6].

Внешне международное разделение труда проявляется в различиях, существующих между странами в производстве продукции. Однако не любое различие — признак и результат международного разделения труда. Оно становится таковым, когда страны отказываются от самообеспечения всем необходимым и переходят к обмену товарами. По образному выражению Н.Н. Баранского, страны начинают «работать друг на друга», результат труда перевозится из одного места в другое, возникает разрыв между местом производства и местом потребления.

Международное разделение труда в  общем виде определяется как специализация  отдельных стран и регионов (например, Европейского союза) в рамках мирового хозяйства на производстве тех или  иных видов продукции, что обусловливает  обмен этой продукцией на мировом  рынке.

Трактовка международного разделения труда в последнее время претерпела существенные изменения. Первоначально  она отражала только торговые связи  между государствами. Соответственно в международном разделении труда  выделялось два аспекта:

1) «экспортный», когда некоторые  страны производят товары сверх  внутренних потребностей, специально  для обмена, в силу относительного  преимущества в издержках производства;

2) «импортный», когда потребление  сверх внутренних производственных  возможностей покрывается за  счет приобретения товаров из  других стран. Сегодня международная  торговля не является единственным  «полем» мирохозяйственного взаимодействия. Наряду с международным существует другое, транснациональное «поле», которое образуют связи в транснациональных структурах и сетях. Таким образом, современное международное разделение труда охватывает традиционное международное и транснациональное разделение труда [2,3].

Международное разделение труда лежит  в основе мирового рынка и других форм экономических отношений между  государствами, выступает фактором объединения их национальных экономики в единый хозяйствующий комплекс, объективно способствует росту производительности труда. Н.Н. Баранский назвал международное разделение труда движущей силой, «душой» мирового хозяйства. Эти слова в полной мере могут быть отнесены и к международному туризму как составной части мировой хозяйственной системы.

 

 

1.1.3 Туризм и международное разделения труда

Туристское движение представляет собой разновидность внешнеторговых связей. Оно оказывает заметное влияние на экспорт и импорт многих стран. Международный туризм лидирует среди отраслей мирового экспорта, опережая автомобилестроение, химическую и топливную промышленность. В 83% стран он служит одним из основных источников иностранной валюты. В 2000 г. в 60 странах, т.е. в каждой третьей из 200 стран и территорий мира, по которым Всемирная туристская организация собирает статистические данные, поступления от международного туризма превысили 1 млрд. дол. [4].

Интерес к международным путешествиям как особой форме внешнеторговой деятельности пробудился еще в XVIII в. Экономисты обратили внимание на то, что  движение путешествующих лиц оказывает  такое же влияние на платежный  баланс стран, как и обмен товарами. Отмечались отрицательные последствия  для платежного баланса чрезмерных затрат на зарубежные путешествия и  положительный эффект валютных поступлений  от приема иностранцев. Такой меркантилистский взгляд на путешествия, оправдывавший  лишь экспортные сделки, страдал односторонностью. В расчет принимались только расходы и доходы в иностранных платежных средствах, прежде всего в золоте, а экономические выгоды от международных путешествий отождествлялись с положительным сальдо платежного баланса.

Представления о вкладе международного туристского обмена в экономику, страны со временем менялись. Они расширялись  и углублялись параллельно осознанию  важности внешней торговли для экономического развития страны. Экономическая роль международного туризма, воздействие  положительного сальдо баланса туристских услуг на величину и структуру  национального дохода были всесторонне  оценены в XX в., между мировыми войнами [7]. Туризм рассматривался как средство увеличения платежеспособности страны, как значимый элемент внутренней и внешней экономической политики. Международный туризм стал объектом международных экономических соглашений. Однако меркантилистский взгляд на туризм изжит не был. Активизировавшаяся политика развития туризма была направлена на увеличение валютных ресурсов страны путем преимущественного стимулирования приезда иностранных туристов и ограничения выезда собственных граждан.

Только в послевоенный период меркантилистский подход был окончательно преодолен  в связи с пересмотром сущности туристского движения. В это время  внутренний туризм вышел из «тени» международного и превратился в  массовое, широкомасштабное явление. Специалисты  начинают понимать взаимозависимость  международного и внутреннего туристского  движения. Внутренний туризм выступает  своего рода катализатором международного туризма. По его масштабам, уровню и  структуре судят о возможностях и перспективах развития международного обмена туристами. Внутренний и международный  туризм утверждаются как нечто целое  — как единая отрасль экономики. С этих позиций оцениваются сегодня  значение туризма, экономические выгоды от него. Он играет позитивную роль во всех странах как с положительным, так и с отрицательным сальдо туристского баланса, способствуя углублению международного разделения труда.

В советской литературе по рекреационной  географии указывались разные формы  проявления географического (территориального) разделения труда в рекреации  и туризме: территориальный «разрыв» между рекреационными ресурсами, с  одной стороны, и населением,—  с другой, разделение функций по обеспечению различных форм рекреационной  деятельности между разными районами и др.

Важнейшей особенностью международного туристского разделения труда является территориальный «разрыв» между  страной постоянного жительства путешествующих лиц и страной  временного их пребывания с туристскими  целями. Эта особенность проистекает  из территориальной неподвижности  большинства видов туристских ресурсов, обусловливающей тяготение туристской инфраструктуры и потоков туристов к местам их концентрации. Туристские блага — пейзаж, климат, лечебные источники, памятники материальной и духовной культуры, образующие фундамент  туристского предложения и привлекающие туристов, — не могут быть перемещены. Для обслуживания туристов в местах пребывания создаются предприятия  индустрии туризма. Предлагаемые ими  услуги также не мобильны. Не транспортабельность туристского продукта порождает новую, весьма динамичную форму спроса, при которой покупатель продвигается к поставщику. Туристы сами преодолевают значительные расстояния, отделяющие их от интересующих туристских объектов и соответствующих предприятий сферы обслуживания, в то время как обычно товар перемещается с места производства к местожительству потребителя. Следовательно, туризм меняет направление движения в отношениях между производителем и потребителем, что требует уточнения содержания понятий экспорта и импорта в международном туризме.

Информация о работе Сущность туризма в РФ