Сущность туризма в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 14:36, курсовая работа

Описание работы

Цель написания данной курсовой работы: анализ основных видов туризма, получивших наибольшее развитие в Российской Федерации и перспективы их развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Исследовать основные виды туризма в РФ.
2. Рассмотреть перспективы развития видов туризма в РФ.

Файлы: 1 файл

3.docx

— 956.89 Кб (Скачать файл)

Туризм как сфера хозяйственной  деятельности имеет огромное значение и ряд характерных особенностей. Туризм служит интересам человека, общества в целом и является источником доходов, как на микро, так и на макроэкономическом уровнях. Туризм становится одним из основных факторов создания дополнительных рабочих мест, ускоряет развитие дорожного и гостиничного строительства, стимулирует производство всех видов транспортных средств, способствует сохранению народных промыслов и национальной культуры регионов и стран. По прогнозам Всемирной туристской организации, число туристских прибытий к 2020 г. составит 1,6 млрд. человек, мировые доходы от туризма в 2020 г. возрастут до 2 трлн. долл.

Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта, создании дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости  населения, активизации внешнеторгового  баланса. Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает своеобразным катализатором социально-экономического развития. В свою очередь, на развитие туризма воздействуют различные факторы: демографические, природно-географические, социально-экономические, исторические, религиозные и политико-правовые. Экономическое развитие туризма характеризуется впечатляющими данными по мировому экономическому рынку. Они показывают, что туризм является самой динамично развивающейся отраслью во многих странах мира и что его роль в мировой экономике непрерывно растет.

Международный туризм оказывает мощное воздействие на занятость населения. Индустрия туризма – трудоемкий процесс, поэтому в нем заняты в основном неквалифицированные  работники. Однако это не означает, что в сфере туризма не используется высококвалифицированный труд. В  данной сфере новые рабочие места  в географическом плане распространяются шире, чем в других развивающихся  секторах экономики.

На развитие туризма в мире оказывают  влияние научно-технический прогресс, повышение качества жизни населения, увеличение продолжительности свободного времени, отпусков, экономическая и  политическая стабильность и ряд  других факторов.

Туризм является фундаментальной  основой экономики многих развитых и развивающихся стран мира. Основу современного туристского рынка, как  в качественном, так и в количественном отношении составляют оплачиваемые отпуска работников. В последнее  время в туризме возрастает роль деловых поездок, а также путешествий  лиц пенсионного возраста. Размер и степень влияния международного туризма в мире можно оценить  по следующим показателям.

По мнению многих ученых-аналитиков в основе развития международного туризма  лежат следующие факторы-возможности:

1. Экономический рост и социальный  прогресс привели к расширению  объема не только деловых поездок,  но и поездок с познавательными  целями.

2. Совершенствование всех видов  транспорта удешевило поездки,  сделало их возможными для  многих слоев населения.

3. Увеличение числа наемных рабочих  и служащих в экономически  развитых странах и повышение  их материального и культурного  уровня повысили их стремление  к духовным и познавательным  ценностям.

4. Интенсификация труда и получение  трудящимися более продолжительных  отпусков предполагают необходимость  более содержательного отдыха.

5. Развитие межгосударственных  связей и культурных обменов  между странами привело к расширению  межличностных связей как между,  так и внутри регионов.

6. Развитие сферы услуг стимулировало  технологический прогресс в области  телекоммуникаций, увеличило заинтересованность  в посещении различных стран  и регионов.

7. Ослабление ограничения на  вывоз валюты во многих странах  и упрощение пограничных формальностей  также стимулирует развитие туризма.

Туризм оказывает воздействие  на экономику практически по всем аспектам фундаментального определения  этой сферы жизни общества. В экономическом  отношении туризм рассматривается:

1) как определенная совокупность  общественных отношений в сфере  производства, обмена и распределения  продукции;

2) часть народнохозяйственного  комплекса данной страны, включающая  определенные отраслевые виды  производства и экономической  деятельности;

3) экономическая наука, изучающая  туризм как отрасль хозяйства  страны или региона (экономика  туризма);

4) общественная наука, изучающая  поведение в сферах производства  туристского продукта, его потребления,  распределения и обмена. Экономисты  анализируют процессы, происходящие  в этих сферах, прогнозируют их  последствия для физических лиц,  организаций и общества в целом;

5) современная экономическая теория, изучающая поведение людей как  хозяйствующих субъектов на всех  уровнях туристской экономической  системы в процессах производства, распределения, обмена и потребления  туристских услуг в целях удовлетворения  человеческих потребностей при  ограниченных ресурсах семьи,  фирмы и общества в целом.

С точки зрения фундаментальной  экономики туризм представляет собой  экономический комплекс, развитие которого в большей степени объясняется  мирохозяйственными процессами и отношениями, нежели имманентными (внутренними) причинами. Но туризм также и важнейший катализатор  экономического роста многих быстро развивающихся стран, поскольку  выступает каналом перераспределения  валового национального продукта между  странами, которое не сопровождается вывозом (импортом) товаров и услуг. Другими словами, если туристы не только вывозят часть заработанных в других производствах средств, но и создают в других странах  новые рабочие места.

Российская Федерация, несмотря на высокий туристский потенциал, в  настоящее время занимает незначительное место на мировом туристском рынке: ее доля составляет около 1,4 % мирового туристского потока. По оценкам экспертов потенциальные возможности

Правительство определяет, что главной целью государственной  политики в области туризма является создание в Российской Федерации  современного высокоэффективного и  конкурентоспособного туристического комплекса, обеспечивающего широкие  возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных  граждан в разнообразных туристических  услугах.

Основной задачей развития туризма в Российской Федерации  является формирование современной  маркетинговой стратегии продвижения  туристического продукта на внутреннем и международном [14,15]. Выполнение указанной задачи требует:

1) разработки и реализации рекламно-информационных программ по въездному и внутреннему туризму, в том числе создания циклов теле- и радиопрограмм для России и зарубежных стран, а также проведения регулярных рекламно-информационных кампаний в средствах массовой информации;

2) издания каталогов, буклетов, плакатов, карт и иной рекламно-информационной печатной продукции;

3) организации и проведения международных туристических выставок, в том числе создания единого российского национального стенда с привлечением органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере туризма;

4) обеспечения деятельности загранпредставительств по туризму, выполняющих функции рекламно-информационных офисов, в рамках деятельности торговых представительств Российской Федерации;

5) поддержки и обновления официального Интернет-портала федерального органа исполнительной власти в сфере туризма;

6) организации сети информационных центров для иностранных и российских туристов в местах прохождения наибольших туристических потоков при информационной поддержке федерального органа исполнительной власти в сфере туризма;

7) проведения ознакомительных поездок по туристическим центрам России для иностранных журналистов;

8) организации презентаций туристических возможностей России в основных странах, направляющих туристов в Россию;

9) формирования современной статистики туризма, соответствующей международным требованиям в рамках решений Статистической комиссии ООН, учитывающей показатели смежных отраслей и определяющей совокупный вклад туризма в экономику страны.

Создание организационно-правовых и экономических условий для  стимулирования развития въездного  и внутреннего туризма требует:

1) определенной корректировки действующего законодательства в части, касающейся развития туризма, в том числе внесения изменений и дополнений в существующие нормативные правовые акты в смежных областях;

2) введения финансовой ответственности при осуществлении туроператорской деятельности;

3) эффективного управления государственной собственностью в туристической индустрии;

4) создания необходимых условий для успешного развития гостиничных средств размещения и иной туристической инфраструктуры;

5) создания благоприятного инвестиционного климата для российских и иностранных компаний, вкладывающих средства в развитие туристической инфраструктуры в России;

6) разработки и принятия новых нормативных актов по стандартизации и сертификации услуг средств размещения, в том числе регулирующих вопросы классификации гостиничных средств размещения; наделение соответствующими полномочиями в этой области федерального органа исполнительной власти в сфере туризма;

7) совершенствования визовой политики в отношении туристов из стран, не представляющих миграционной опасности, и вместе с тем усиления контроля за выдачей виз туристам, следующим из опасных в миграционном отношении государств;

8) разработки механизма усиления ответственности туристических организаций за нарушения правил въезда, выезда и пребывания находящимися в России иностранцами при визовой поддержке этих организаций.

Туризм способен оказывать активное влияние на экономику региона (или страны), в котором он развивается, на его хозяйственную, социальную и гуманитарную основы.

Существует прямая связь между  тенденциями в развитии индустрии  туризма и общими экономическими, техническими и социальными достижениями.

Растущий уровень жизни в  развитых индустриальных странах мира ведет к росту продолжительности  отпусков работников и достаточно высокому уровню пенсионного обеспечения, что  также оказывает значительное влияние  на развитие туризма.

Спрос на путешествия и туризм определяется одновременно и рыночными механизмами (спросом на туристские, экскурсионные  и другие услуги, предложением этих услуг и их распределением), и  экзогенными переменными, т.е. факторами, не связанными непосредственно с  туризмом и путешествиями, но оказывающими существенное влияние на степень  и форму спроса на туристскую деятельность. Экзогенные факторы включают демографические  и социальные изменения, экономические  и правовые достижения, развитие торговли, транспортной инфраструктуры, информационных технологий и повышение безопасности путешествий.

К демографическим и социальным изменениям относятся: старение населения, более ранний выход на пенсию с  достаточным пенсионным обеспечением, возрастающее число одиноких взрослых, увеличение числа работающих женщин, семей с двумя работающими  членами семьи, тенденция к более  поздним бракам, рост числа бездетных  семей, увеличивающийся срок оплачиваемого отпуска, лучшее понимание возможностей путешествия и забота об окружающей среде. Таким образом, изменения, происходящие в демографической структуре и социальных моделях общества, приводят к тому, что все большее количество людей в мире имеют время, желание и финансовые возможности для путешествий.

В практике туристской деятельности различают страны – поставщики туристов (направляющие страны) и страны, как  правило, принимающие туристов. К  первым могут быть отнесены: США, Германия, Англия, Бельгия, Дания и др. Ко вторым – Франция, США, Испания, Италия, Венгрия и др. Статистика ВТО показывает, что за последнее время международные путешествия и доходы от них выросли во всех регионах мира.

Эксперты ВТО указывают на то, что существует четкая связь между  тенденциями развития туризма и  общим состоянием экономики в стране. Динамика путешествий очень чувствительна к тому, находится ли экономика на подъеме или идет на спад.

Анализ туристского рынка в  каждом туристском регионе мира освещает историю развития, текущее состояние  и будущее мирового туристского  сектора и преследует основные цели:

  • идентифицировать те регионы, где международный туризм возрастает, и те, где он снижается;
  • объяснить причины больших различий в географическом распределении числа туристов и доходов от них и динамику этих различий;
  • идентифицировать страны, где международный туризм имеет большой потенциал для превращения в важный элемент экономического развития.

Информация о работе Сущность туризма в РФ