Состав и структура издержек производства на предприятиях туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 12:54, курсовая работа

Описание работы

В экономической теории утвердился подход, согласно которому любое коммерческое предприятие стремится принимать такие решения, которые обеспечивали бы ему получение максимально возможной прибыли. Прибыль зависит в основном от цены продукции и затрат на ее производство и реализацию.
Цена продукции на рынке есть следствие взаимодействия спроса и предложения. Под воздействием законов рыночного ценообразования в условиях свободной конкуренции цена продукции не может быть выше или ниже по желанию производителя или покупателя, она выравнивается автоматически.

Файлы: 1 файл

ГЛАВА 1.doc

— 116.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. ПРЯМЫЕ И КОСВЕННЫЕ  ЗАТРАТЫ НА ПРЕДПРИЯТИЕ ТУРИЗМА

 

Прямые издержки в  момент их возникновения можно непосредственно  отнести на объект калькулирования  на основе первичных документов (накладных, нарядов). К таким издержкам относятся  расходы, связанные с формированием  и реализацией отдельных видов  работ и услуг.  
Прямые расходы обычно включают заработную плату производственных рабочих, расходы на сырье, оплату электрической и тепловой энергии . 
Прямые затраты сразу относят на счет 20 "Основное производство".  
Косвенные издержки связаны с формированием и реализацией нескольких различных видов туристского продукта, которые в момент их возникновения не могут быть отнесены непосредственно на объект калькулирования.  
Косвенные расходы расчетным путем распределяются между соответствующими видами туристического продукта, при этом за экономическую базу для распределения принимают отдельный вид прямых затрат, например заработную плату основных производственных рабочих, либо итоговую сумму прямых затрат, либо величину выручки от реализации услуг.  
Если туристская фирма осуществляет различные виды деятельности: формирует и реализует свои собственные турпутевки, а также реализует чужие турпутевки, то косвенные затраты распределяются пропорционально размеру выручки, полученной от туристической операторской и туристической агентской (посреднической) деятельности, в общей сумме выручки.  
Косвенные расходы обычно включают общепроизводственные и общехозяйственные расходы, которые собирают на одноименных счетах 25 и 26 и после соответствующего распределения относят на себестоимость отдельных видов оказанных услуг через счет 20 "Основное производство".  
К общепроизводственным расходам относятся расходы по обслуживанию основного и вспомогательного производств: заработная плата с начислениями работников, выполняющих общепроизводственные функции; ремонт и эксплуатация транспортных средств; арендная плата за помещения производственного назначения; амортизация и содержание производственных помещений; страхование производственного имущества и другие подобные расходы.  
Примером общехозяйственных расходов являются также управленческие и хозяйственные расходы, не связанные с производственным процессом: заработная плата с начислениями управленческого аппарата; арендная плата за помещение управленческого и общехозяйственного назначения; амортизация, ремонт и содержание основных средств управленческого и общехозяйственного назначения; оплата информационных, аудиторских и консультационных услуг; расходы на подготовку и переподготовку . 
Деление затрат на прямые и косвенные зависит от отраслевых особенностей организации производства и принятого метода калькулирования себестоимости продукции. Если туристская фирма оказывает один вид услуг, то все расходы этой фирмы будут прямыми по отношению к оказываемой услуге.  
Отметим, что чем больше удельный вес прямых затрат в себестоимости, тем точнее она подсчитана.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. УПРАВЛЕНИЕ ИЗДЕРЖКАМИ

 

3.1. УПРАВЛЕНИЕ ИЗДЕРЖКАМИ  ПРОИЗВОДСТВА ТУРИЗМА

 

Соотношение отдельных  элементов затрат себестоимости  составляет структуру себестоимости. Система себестоимости находится  в движении.

Постоянное влияние  на нее оказывают следующие факторы:

-состояние экономики,  инфляционный процесс, налоги;

-увеличение затрат  на рекламу;

-поведение покупателей;

-уровень конкуренции  (с учетом качества сервиса,  предлагаемого конкурентами);

-состояние кредитно-денежной  и платежной дисциплины;

-совершенствование структуры  управления;

-внедрение квалифицированного  менеджмента.

 Систематическое определение  и анализ структуры затрат  на предприятии имеют важное  значение для управления издержками , которое включает:

-организацию информационного  обеспечения в соответсвии с содержанием, составом и структурой издержек;

-полный анализ издержек  в динамике и за текущий  период;

-оценку условий функционирования  туристского предприятия;

-прогнозирование размера  и уровня затрат различными  методами;

-постатейное нормирование затрат;

-доведение планового  уровня затрат до каждого структурного  подразделения, отдельного работника;

-совершенствование издержек.

 Важнейшим элементом  системы управления издержками  производства является совершенствование  их учета. Правила ведения бухгалтерского учета, и составления внешней финансовой отчетности регламентируются соответствующими инструкциями. Заметим, что наименее регламентирована законодательством система управленческого учета, организация которого – внутреннее дело каждого предприятия. Руководство предприятия самостоятельно решает, в каких разрезах классифицировать затраты; насколько детализировать места возникновения затрат и как их увязывать с центрами ответственности; вести ли учет фактических или стандартных (плановых, нормативных), полных или частичных (переменных, прямых, предельных) затрат.

Современную систему  управленческого учета характеризует  оперативность учета затрат. При  этом учет затрат подразделяется на учет фактических (прошлых) затрат и учет затрат по системе «стандарт-кост».  Эта система включает в себя разработку норм стандартов на затраты труда, материалов, накладных расходов, составление стандартной (нормативной) калькуляции и учет фактических затрат с выделением отклонений от стандартов (норм).

В теории отечественного учета существует хорошо разработанная система нормативного учета, во многом схожая с западной системой «директ-костинг». Система нормативного учета включает в себя:

-методы разработки  и установления норм расхода  производственных ресурсов;

-расчет нормативной  себестоимости услуг;

-систематический учет  изменений норм;

-оперативный учет  и документирование отклонений  от норм с указанием их   причин и виновников.

Таким образом, система  нормативного учета отличается от западной лишь тем, что в ней учитываются только полные затраты и не производится их разделение на постоянные (условно-постоянные) и переменные (условно-переменные).

  Понятие «директ-костинг» (или «директ-кост») было введено С. Харрисом. На первых этапах практического применения этой системы в себестоимость включались только прямые расходы (отсюда и название системы), а все косвенные расходы списывались непосредственно на финансовые результаты. В настоящее время система «директ-костинг» предусматривает учет себестоимости не только в части прямых переменных затрат, но и в части переменных косвенных расходов.

Особенностью директ-костинга является то, что себестоимость услуг  по данной системе учитывается и  планируется только в части переменных затрат. Постоянные расходы собираются на отдельном счете и с заданной периодичностью списываются непосредственно на дебет счета финансовых результатов.

Для туристского предприятия  по работе туристических агентов по переменным расходам можно оценивать остатки нереализованных туров на начало и конец отчетного периода, а по работе туроператоров – незавершенное производство, то есть затраты по окончательно не разработанным турам.

При учете по системе  «директ-костинг» существуют два результирующих финансовых показателя: маржинальный доход и прибыль.

Маржинальный доход – это разность выручки от реализации продукции и переменных затрат на производство этой продукции. Различают маржинальный доход на единицу продукции и валовый маржинальный доход. 
Маржинальный доход (валовый) = Выручка – Переменные расходы

Отчет о доходах по системе «директ-костинг» включает следующие показатели:

-выручка от реализации  услуг (P);

-переменные затраты  (Зпер);

-маржинальный доход  (М = Р – Зпер);

-постоянные затраты  (Зпост);

-прибыль (П = М –  Зпост).

Такая схема отчета о  доходах построена на простом делении затрат на прямые (переменные) и косвенные (постоянные). Однако многие косвенные затраты можно считать условно-переменными и с достаточной степенью точности относить на себестоимость отдельных туров, видов услуг или оптовых заказов на туры. В случае, если центрами прибыли считаются отделы (службы), то постоянные затраты для отдельных туров или заказов, можно включать в себестоимость произведенных данным отделом (службой) услуг как прямые.

Система «директ-костинг» позволяет анализировать изменения маржинального дохода как по предприятию в целом (с целью определения влияния постоянных расходов на прибыль), так и по различным турам и другим услугам.

«Директ-костинг» позволяет  определить товары с низкой рентабельностью  и отказаться от их производства, установить предел изменения цены; создает условия для эффективности оперативного контроля за постоянными расходами. «Директ-костинг» может применяться в туризме одновременно с другими методами управления издержками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ИЗДЕРЖКАМИ

 

Для решения проблемы снижения издержек производства и реализации продукции на предприятии должна быть разработана общая концепция (программа), которая должна ежегодно корректироваться с учетом изменившихся на предприятии обстоятельств. Эта программа должна носить комплексный характер, т.е. должна учитывать все факторы, которые влияют на снижение издержек производства и реализации продукции.

Содержание и сущность комплексной программы по снижению издержек производства зависят от специфики предприятия, текущего состояния и перспективы его развития. Но в общем плане в ней должны быть отражены следующие моменты:

   -комплекс мероприятий по более рациональному использованию материальных ресурсов (внедрение новой техники и безотходной технологии,          позволяющих более экономно расходовать сырье, материалы, топливо и энергию;

   -совершенствование нормативной базы предприятия;

   -внедрение и использование более прогрессивных материалов;

   -комплексное использование сырья и материалов;

   -использование отходов производства;

   -улучшение качества продукции и снижение процента брака и др.);

   -мероприятия, связанные с определением и поддержанием оптимального размера предприятия, позволяющие минимизировать затраты в зависимости от объема производства;

   -мероприятия, связанные с улучшением использования основных фондов (освобождение предприятия от излишних машин и оборудования;

   -сдача имущества предприятия в аренду;

   -улучшение качества обслуживания и ремонта основных средств;

   -обеспечение большей загрузки машин и оборудования;

   -повышение уровня квалификации персонала, обслуживающего машины и оборудование;

   -применение ускоренной амортизации; внедрение более прогрессивных машин и оборудования и др.);

-мероприятия, связанные с улучшением использования рабочей силы (определение и поддержание оптимальной численности персонала;

-повышение уровня квалификации;

-обеспечение опережающего роста производительности труда по сравнению со средней заработной платой;

-применение прогрессивных систем и форм оплаты труда;

-совершенствование нормативной базы;

-улучшение условий труда;

-механизация и автоматизация всех производственных процессов; обеспечение мотивации высокопроизводительного труда и др.);

мероприятия, связанные  с совершенствованием организации  производства и труда (углубление концентрации, специализации, кооперирования, комбинирования и диверсификации производства;

-внедрение бригадной формы организации производства и труда;

-внедрение научной организации труда;

-совершенствование организационной структуры управления фирмой и др.).

Кроме того, комплексная  программа по снижению издержек производства должна иметь четкий механизм ее реализации. Планирование и реализация только отдельных мероприятий по снижению издержек производства хотя и дают определенный эффект, но не решают проблемы в целом.

 




Информация о работе Состав и структура издержек производства на предприятиях туризма